Формирование основ экологической культуры у школьников требуют использования определенных педагогических средств, методов и форм работы. Как показал анализ программ в области экологического образования школьников, значительная часть их предполагает активное использование игровой деятельности как основного педагогического средства формирования экологической культуры.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По мнению исследователя Й. Хейзинга, человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра.
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес), коммуникативную, диагностическую, игротерапевтическую, а так же функции коррекции, социализации и самореализации. [4]
Педагогические эффекты игры в обучении детей обнаружены давно, об этом писали классики педагогики Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др. Современная педагогика также признает большую роль игры, которая позволяет активно включить ребенка в образовательный процесс.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной педагогической практике игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или раздела предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части; как технологии внеклассной работы.
В возрастной периодизации детей (по Д.Б. Эльконину) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.
Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста, а в младшем школьном возрасте она остаётся одним из главных видов деятельности, уступая по значимости для детей только лишь учебной деятельности. В связи с этим мы можем предположить, что для младших школьников актуальными и эффективными становятся игры, тесно связанные с умственной деятельностью (интеллектуальные игры).
В каждом возрасте игра имеет свои особенности. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
По мнению ряда исследователей (Н.П. Аникеевой, Д.М. Маллаева и др.), игра, если она педагогически правильно организована, больше чем какая-либо другая форма деятельности, позволяет активизировать детей в обучении, стимулирует их инициативу и творчество. Игры вызывают приятные чувства и эмоции, снижают напряженность в учебном процессе.
Место и роль игр в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функции и классификации педагогических игр. По виду деятельности игры подразделяют на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социально-педагогические.
Анализ литературы показал, что игровые педагогические технологии включают достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
По характеру педагогического процесса в педагогической литературе выделяют следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем дисциплинам.
Специфику игр как педагогического средства в значительной степени определяет игровая среда: различные игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, игры на местности, компьютерные и с ТСО, а так же с различными средствами передвижения.
По целевым ориентациям в педагогической литературе различают несколько видов игр:
- Дидактические: предполагают расширение кругозора, познавательную деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- Воспитывающие: предполагают воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: предполагают развитие внимания, памяти, речи, мышления; умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; воображения, фантазии, творческих способностей; эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. («чувственная природа игры», «эмоциональное напряжение»);
- наличие правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.
Анализ научной литературы позволил нам определить, что в структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Некоторые исследователи (П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин и др.) считают, что в процессе реализации образовательных программ предпочтение следует отдавать тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка. [17]
Мы согласны с мнением С.Д. Дерябо и В.А. Левина, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, совершенно исключается равнодушие и безразличие, активизируется творческое мышление, желание узнать больше нового и необычного для себя, то есть появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе [8;15].
Отличительной особенностью интеллектуально–образовательных игр является их универсальность, так как они могут быть применены как особо эффективное средство формирования и закрепления знаний, умений и навыков по любому предмету в рамках деятельности образовательного учреждения (средней образовательной школы, учреждения дополнительного образования детей и др.), а так же как средство диагностики и контроля.
Для нас важно рассмотрение интеллектуально-образовательной игры в качестве одного из основных педагогических средств диагностики и формирования экологической культуры детей.
Нами был выбран и обоснован подход к определению уровня экологической культуры школьников исходя из её структуры, по главным показателям каждого основного компонента. В качестве основных компонентов в структуре экологической культуры нами были выделены экологические знания, экологическое сознание, экологическая деятельность. Определены основные критерии и показатели сформированности экологической культуры.
В соответствии с этим мы сделали вывод о необходимости использования такой диагностики, в которой будут иметь место следующие блоки: когнитивный, эколого-аксиологический, деятельностный.
Анализ образовательных программ и наблюдение показали, что диагностика сформированности компонентов экологической культуры школьников часто осуществляется путём тестирования, анкетирования, интервьюирования, наблюдения, выявления результатов экологической деятельности. В дополнение к данным методам мы активно используем различные авторские и адаптированные интеллектуально-игровые методики, которые частично представлены в образовательной программе «Красота вокруг нас». [10]. Нами так же разработаны соответствующие диагностические таблицы.
Опыт показал, что правильно подбирая и используя интеллектуально-образовательные игры, педагог может достаточно точно проводить диагностику экологической культуры школьников по таким критериям, как степень сформированности экологических знаний, характер эмоционально-ценностного отношения к природе, готовность к экологической деятельности.
В качестве основных показателей степени сформированности экологических знаний у школьников мы выделили следующие: знание природных объектов; знание основных экологических понятий; знание источников загрязнений; знание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром.
В настоящее время педагогами-практиками разработано большое количество интеллектуально-образовательных игр, в результате применения которых школьники демонстрируют имеющиеся у них в наличии экологические знания. Примерами таких игр являются: «Зашифрованные послания», «Определи дерево», «Определи птицу», «Найди сходство», «Древо биологических наук», «Ядовитые растения», «Жизненные формы растений», «Ботанический квартет», «Лото загадок», «Что ты знаешь об экологии этих мест?», варианты блицтурниров, кроссвордов, чайнвордов, викторин.
В качестве основных показателей характера эмоционально-ценностного отношения к природе мы предложили: проявление отношения человека к природе в форме различных эмоций, чувств; наличие интереса к экологическим проблемам; осознание причин ухудшения природной среды и путей её оздоровления; проявление доброты, чуткости, милосердия к природе. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к природе так же возможна с помощью игровых методик, таких как «Эзоп», «Настроение» и др.
Показателями готовности к экологической деятельности мы определили: сформированность практико-ориентированных умений и навыков; желание участвовать в природоохранной деятельности; проявление инициативы в решении экологических проблем окружающей среды; умение адекватно оценивать своё поведение и поведение других людей с позиций экологической культуры. При диагностике готовности школьников к экологической деятельности может быть востребован достаточно широкий диапазон интеллектуально-образовательных игр, таких как «Экологический светофор», «Правила поведения в природе», «Экологические знаки» и др.
Следует особо отметить удобство использования интеллектуально-игровых диагностических методик: в предложенные игровые формы можно поместить тот учебный материал, усвоение которого педагог намерен подвергнуть диагностике. В данном случае педагог не копирует разработанные ранее интеллектуально-образовательные игры, а умело адаптирует их в зависимости от содержания образовательной программы, конкретных педагогических задач, особенностей контингента обучающихся.
Эффективность формирования экологической культуры не выражается в цифровых данных, мы используем качественный анализ полученных результатов, при этом вводим уровневый анализ большинства признаков.
С нашей точки зрения, основную суть использования интеллектуальной игры в образовательном процессе отражают слова Л.Н. Толстого: «…наилучшее отношение между учителем и учениками есть отношение естественности... противоположность естественному отношению есть отношение принудительности... Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше...» [1]. Игра воодушевляет школьников, обогащает впечатлениями, помогает избежать педагогу назойливой назидательности, создавая атмосферу дружелюбия.
В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.
Против игр как простого средства развлечения в часы досуга, против недооценки познавательного и воспитательного значения игры в жизни ребенка, выступали многие известные педагоги. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.
Формирование экологической культуры в процессе использования интеллектуально – образовательных игр облекается в особые формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время интеллектуально – образовательных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать.
В ходе интеллектуально-образовательной игры, как правило, учащиеся увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого еще развито и воображение, кто умеет наблюдать, подмечать, быстро и точно реагировать в игровой ситуации.
Игры помогают, по утверждению К. Д. Ушинского, не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. [21]. Толковая игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие воспитания и обучения, требует значительного умственного напряжения от ее участников, принося им в то же время большое удовлетворение.
Интеллектуально – образовательная игра, участниками которой будут школьники, потребует от них определенного умственного напряжения, настойчивости, терпения и организованности. При этом бывает сложно установить грань между трудом и игрой. Если речь идет о создании новых игр, разработанных совместно учащимися и педагогом - это уже бесспорно труд, причем труд творческий, плодотворный. От коллектива, занятого таким трудом, потребуется очень многое: усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а так же самые разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучает выслушивать критические замечания, думать над устранением подмеченных в игре недостатков, развивает и укрепляет чувство коллективизма. Это особенно актуально для детей с повышенным самолюбием, с болезненно развитым чувством превосходства. А из детей, обладающих организаторскими способностями, с помощью игр можно вырастить общепризнанных лидеров.
Нормы, правила поведения в природе, о соблюдении которых педагоги часто и многократно, порой безуспешно, напоминают воспитанникам, незаметно могут вырабатываться в ходе игры.
Осуществляя мониторинг образовательного процесса в ходе реализации образовательных программ по формированию экологической культуры школьников, мы сделали определённые выводы и готовы дать ряд рекомендаций по применению интеллектуально-образовательных игр в образовательном процессе.
Педагог должен определить основные задачи игры. Разрабатывая интеллектуально-образовательную игру, он пользуется как средствами имитационного, так и педагогического моделирования, выступает как инженер и как педагог. Педагог–разработчик ставит цели, строит коммуникативную структуру действий и отношений участников игры, формулирует ее условия и правила, определяет ход и содержание. Варьируя цели, импровизируя в ходе игры, можно усилить любой игровой план, что определяется замыслом педагога и конкретными условиями.
Используя определенную систему игр, прибегая к постепенному усложнению игрового материала и увеличению его объема, педагог может добиться прочных, осознанных экологических знаний.
С этой целью материал в играх дается в порядке повторения, ведущегося различными путями: основные понятия группируются по принципу синхронности, восстанавливаются общие картины природных явлений. Одни и те же даты, имена, понятия, встречаясь школьнику в двух – трех играх, заставляют его то вспоминать и связывать их с чем–то другим, более известным, то требуют сравнивать, сопоставлять, устанавливать сходство и различие. Важно стремление педагога подвести учащихся к пониманию объективности и закономерности различных природных явлений, к установлению логических связей между различными событиями.
Часто одна и та же игра может быть составлена в нескольких вариантах, с учетом усложнения учебного материала на разных ступенях обучения.
Участвуя в интеллектуальной игре, школьник развивается в процессе активных взаимоотношений с другими детьми, в процессе духовного сотворчества педагога и ребёнка. Очень хорошо, если творческая группа школьников непосредственно участвует в процессе разработки игры.
Однако нельзя забывать, что педагог выступает в роли ведущего, а ребенок ведомого; педагог является ответственным за организацию всей игровой деятельности, а ребенок ответственный за собственное поведение в деятельной ситуации. Надо учитывать то, что педагог умеет предвидеть результаты: предметный, воспитательный, и игровой, а ребенок только этому учиться.
Большое воспитательное и образовательное значение имеет разбор вновь созданных игр. Дети школьного возраста способны представлять и «защищать» свои игровые проекты, что дает им право считаться «действительными» членами своеобразного «клуба интеллектуалов».
Во время таких смотров обращается внимание не только на содержание, но и на оформление. Важно, чтобы все в игре, от правил до контрольного листа, включая внешний вид игрового поля и других элементов, было тщательно продумано и соответствовало содержанию. Каждый фрагмент игры должен обсуждаться, коллективно проигрываться в соответствии с правилами. Такие смотры дают больше, чем обычные словесные характеристики игр. Вскрываются недостатки той или иной игры, дети высказывают пожелания, формулируют новые требования к игре. Высоко ценится играющий детский коллектив, в котором строгими судьями являются и сами его участники.
Говоря об актуальности интеллектуально – образовательных игр в воспитательном и познавательном плане для школьников, следует подчеркнуть в этом важную роль педагога. Без его поддержки многие начинания школьников могут оказаться трудными и неосуществимыми. Педагог должен быть не только организатором игры, но и ее участником. Он должен положить начало творческой работе учащихся, умело ввести школьников в игру. Это не значит, что педагог идет вразрез с хорошими замыслами детей, что он «навязывает» игру вопреки желаниям коллектива.
По мере того, как разработка и осуществление системы интеллектуально-образовательных игр становится неотъемлемой частью образовательного процесса, педагог постепенно как бы отходит на задний план. Но вначале он и высший авторитет, и судья во время возникающих споров и разногласий, и активный рядовой участник игр. Таким образом, педагогу необходимо не только руководить группой учащихся, разрабатывая игры вместе с детьми, помогая в выборе типа игры, в подборе иллюстративного и текстового материала, но и обязательно играть самому, выращивая постепенно из воспитанников ведущих.
Следует подчеркнуть еще одну важную черту интеллектуально – образовательных игр, превращающую их в орудие воспитания. Они всегда проводятся по определенным правилам, требуют от участников мобилизации полученных знаний, умений и навыков, проявления индивидуальных творческих достижений, что очень важно для развития уверенности в себе.
При отборе игрового материала важно соблюдать принцип постепенного усложнения. Рассмотрим его применение на примере картографических игр. Эти игры требуют предварительной подготовки дидактического материала. Такой, например, является игра «Города России»:
1 вариант: Географическую карту России наклеивают на картон и разрезают на несколько частей. На каждой части подчеркивается 2 города. Карточки раздаются командам. Начинает игру тот, у кого окажется часть карты с Москвой. Следующие ходы идут поочередно.
Приставляя очередную часть карты, представитель команды должен сказать, с какими экологическими проблемами связаны подчеркнутые названия. Эта игра способствует выработке пространственной ориентации, умению «читать» карту. Имеющиеся на карте названия рек, озер, морей, городов помогают проверить правильность выставления той или иной части карты. Чтобы ведущему было легче руководить этой игрой, нужно на обратной стороне картографических частей проставить номера.
2 вариант: В подготовке этот вариант более сложен. Нужна игровая коробка с горкой, разделительной решеткой и шариком, а также несколько карт (по числу игроков). Но и играют в эту игру с большим удовольствием, так как перед глазами лежит целая карта, воссоздающая более яркие представления, а правильный ответ стимулируется получением права скатить шарик с горки. Для изготовления игры берется несколько экземпляров физической карты и расчерчивается на 25 – 30 равных квадратов, каждому из которых присваивается номер. При этом в каждом квадрате подчеркивается 2 – 3 названия городов или других населенных пунктов. Перед началом игры ведущий предлагает каждой команде ознакомиться с картой, с нумерацией квадратов, просмотреть подчеркнутые названия. Карта ведущего укладывается на дно игральной коробки, на ней устанавливается картонная решетка, соответствующая делениям на картах всех игроков.
Ведущий после команды скатывает шарик и называет номер квадрата, в который он попал. Выигрывает и получает право скатить шарик та команда, которая полнее и правильнее расскажет, чем замечательны места, названия которых в этом квадрате оказались подчеркнуты.
Наиболее трудной из картографических игр является та, по условию которой название города не выделяется на карте каким-то условным знаком, не подчеркивается, как в предыдущих вариантах. В данном случае название города нужно вспомнить или найти на карте, подобрать по каким-либо признакам, биологической характеристике. Такая игра требует от участников много знаний, внимания и времени. Процесс «поиска» будет очень полезен, так как в ходе его в памяти закрепляется ряд важнейших ориентиров (морей, озер, рек).
Спорным является вопрос, как далеко может идти это усложнение. Вероятно, педагогу самому необходимо решить, что включать в игру и от чего стоит временно отказаться. Очевидно лишь, что если в играх ребята не будут находить нового, если все в них будет известно, эти игры не будут пользоваться успехом.
При составлении сценариев к интеллектуально–образовательным играм огромное значение имеет отбор фактов, имен, дат и их группировка с учетом логических связей и развития событий.
Отбирая учебный материал для интеллектуально-образовательных игр, группируя его, облекая его в игровую форму, создавая игру определенного типа, следует помнить о связях событий, рассматривать их в развитии, подводить учащихся каждый раз к логическому итогу. В этом отношении наибольший интерес с точки зрения требований методики о «сквозных» вопросах, охватывающих материал более крупной темы, целого раздела или даже курса, представляют игры по типу лото. Замечено, что дидактическое лото пользуется большей популярностью у детей, которые раньше играли в традиционные виды настольных лото.
Особое место занимают игры, созданные с привлечением литературного материала. Полезность таких игр несомненна, так как они способствуют популяризации малоизвестных в среде учащихся произведений, помогают процессу запоминания, придают эмоциональную окраску фактам и событиям. Школьники, готовясь к участию в интеллектуально–образовательных играх на литературном материале, разыскивают соответствующие по тематике тексты стихотворений, отрывки из произведений, с которыми ранее они не были знакомы. В нашем случае в ходе разработке таких игр педагогу следует помнить, что они должны быть не предметно – литературными, а эколого–биологическими по своей направленности.
Привлечение разнообразного материала в интеллектуально-образовательные игры способствует развитию кругозора учащихся и является важным условием поддержания интереса детей.
По результатам работы группы школьников целесообразно создать игротеку. Для этого следует разработать систему учета и хранения игр. Наиболее удобен хронологический принцип.
Опыт показывает, что игры, составляющие игротеку, нужно различными способами пропагандировать в среде учащихся, и в этом большую помощь могут оказать современные информационные технологии.
В качестве своеобразных «открытых занятий» педагог может планировать проведение показательной интеллектуально – образовательной программы игр, включающей в себя несколько туров.
Нами было разработано и успешно апробировано несколько программ интеллектуально-образовательных игр, которые позволили в новой и увлекательной форме включить детей в многогранную, интеллектуально и психологически насыщенную жизнь, где есть условия для формирования экологической культуры личности, ценностного отношения к малой Родине, к её историческим, культурным и природным особенностям.
Участвуя в интеллектуально-образовательной программе, ребенок развивается в процессе активного взаимоотношения с другими детьми, в процессе духовного сотворчества педагога и ребенка. При этом нельзя забывать, что педагог выступает в роли ведущего, а ребенок ведомого; педагог является ответственным за организацию всей игровой деятельности, а ребенок ответственный за собственное поведение в деятельной ситуации. Надо учитывать то, что педагог умеет предвидеть результаты: предметный, воспитательный, и игровой, а ребенок только этому учиться.
Педагог должен поставить основные цели игры: обучения, воспитания и игровые. Разрабатывая игровую программу, он пользуется как средствами имитационного, так и педагогического моделирования, выступает как инженер и как педагог. Педагог – разработчик ставит цели, строит коммуникативную структуру действий и отношений участников игры, формулирует ее условия и правила, определяет ход и содержание игры и т.п. Варьируя цели, импровизируя в ходе игры, можно усилить любой игровой план, что определяется замыслом педагога и конкретными условиями игры. При этом в игре воспроизводятся наиболее существенные и сложные детали.
Педагогическая ценность игровых программ определяется критерием перевода действия каждого ребенка в действие целой группы. В любой игровой программе каждый в поле внимания всех. Его индивидуальность – ценность для каждого. Вовлеченный в интересное дело ребенок замечает, что он лишь в союзе с другими получает или может получить наибольшее творческое удовлетворение. Игровая модель обеспечивает личностное включение в процесс обучения, направленный на овладение предметным содержанием деятельности.
Каждый участник игровой программы может выступать в роли ведущего. Необходимо помнить, что любая игра в образовательном процессе не должна быть похожа на урок, дополнительную работу по изучению материала. Главное, к чему должен стремиться педагог - зажечь искру интереса к той или иной области знаний.
В процессе проведения интеллектуально-образовательных игровых программ мы рекомендуем использовать рабочий дневник, представляющий собой «летопись» игр, альбом отзывов и пожеланий, предложений по усовершенствованию игр.
Для самых активных участников игры возможно установление поощрительных призов (книг, наборов открыток, канцелярских принадлежностей), а так же награждение специальными грамотами и дипломами.
Интеллектуально – образовательные игровые программы расширяют кругозор, закрепляют знания, пробуждают интерес к природным объектам и явлениям.
Для проведения таких игровых программ необходимо просторное, светлое помещение. Количество детей небольшое, но все должны быть участниками игры, так как программы подразумевают участие всех присутствующих в игровом действии. Сидеть игроки должны полукругом, чтобы педагог – ведущий мог видеть и общаться с любым игроком.
Необходимо учитывать соревновательную мотивацию. Это соревновательные цели, которые определят суммой промежуточных и конечных результатов работы. Игровые цели обуславливают мотивацию достижения, формируют конкурентные способности личности, стремление быть первым.
Для подведения и фиксации итогов игры можно привлекать жюри, либо в помощь педагогу ведущему взять ассистента. Он должен знать ход и содержание игры, быть готовым во всем помогать ведущему. Возможно использование жетонов, которые выдаются игрокам за каждый правильный ответ, за каждое удачное решение. В конце игры участники подчитывают свои жетоны, по их наибольшей сумме определяются победители. Опыт показывает, что соревновательные цели необходимы для участников, главным образом, в начале игры. Далее на первый план выходят познавательные мотивы, интерес к самому процессу, и содержанию деятельности. Этому способствует проблемность содержания, диалоги игроков.
Отметим характерные особенности проведения интеллектуально-познавательных программ для школьников:
1. Использование реальных повседневных предметов с учетом интересов детей и их фантазий.
2. Быстрый темп проведения.
3. Информация, полученная из учебников, учебных пособий, справочников и т.д. должна получить развитую практику применения в рамках игровой деятельности.
4. Педагог должен учитывать то, что дети воспринимают мир через несколько каналов: зрение, слух, обоняние, моторику. Поэтому хорошо, если педагог обеспечивает одновременно трехканальное влияние происходящего на ребенка, в крайнем случае, двух.
5. Необходимо четко оговорить и довести до школьников сведения об игре. Правила являются нормой поведения игроков. Они должны быть неизменными. Степень жесткости правил зависит от целей и хода игры, однако в некоторых случаях можно предоставить игрокам возможность изменять некоторые правила, включать или отменять старые, если это соответствует замыслу игры. Такая возможность является стимулирующим фактором.
В конце игры необходим эмоциональный заключительный этап, когда ведущий педагог подводит итоги и за этим следует награждение. Если игра сконструирована правильно, то итоги игры очевидны для всех участников, причем во многих случаях выражаются количественно. Поэтому заключительный анализ игры должен быть коротким, но содержательным: разбор причин, приведший к полученным результатам; что нужно учесть в дальнейшем, какой информацией овладеть.
В рамках проведения областной стажёрской площадки для педагогов «Подготовка и организация интеллектуальных игр» был разработан алгоритм подготовки и проведения интеллектуально-образовательных игровых программ, а так же уточнён и конкретизирован круг их участников.
Представим алгоритм подготовки и проведения интеллектуально-образовательных игровых программ:
• Определение тематики игры.
• Отбор участников.
• Консультации со специалистами.
• Выбор вопросов и заданий.
• Определение художественной формы.
• Создание сценария.
• Формулирование правил игры, форм и способов оценки выполнения заданий.
• Определение способов награждения.
• Подготовка реквизита и атрибутов.
• Продумывание музыкального оформления.
• Художественное оформление помещения.
• Работа с ведущими, ассистентами, жюри.
• Проведение игры.
• Рефлексия.
Участники игровых программ:
1. Педагог ведущий:
- всю игровую программу должен знать во всех тонкостях, её ход, содержание;
- создает игровой конфликт, умеет зажечь игроков, поддерживает их интерес;
- принимает окончательное решение на каждом этапе игры;
- отвечает за дисциплину игроков во время игры;
- оценивает действие каждого игрока и подводит итоги в конце игры.
2. Ассистент:
- оказывает помощь ведущему в ходе игры, должен знать хорошо содержание игровой программы;
- осуществляет подготовку и проведение конкурсов, то есть готовит реквизит, следит за правильностью проведения, ведет необходимые записи;
- следит за правильностью ответов и раздает жетоны.
3. Музыкальный руководитель:
- осуществляет музыкальное оформление программы;
- проводит музыкальные конкурсы, если таковые есть.
4. Игроки:
- дети, посещающие детские объединения;
- активно участвуют во всех конкурсах, стремятся победить.
Участвуя в конкурсах, игроки должны проявлять активность, показывать знания предмета, качественно и быстро давать ответы, строго соблюдать правила игры и дисциплину. За все правильные ответы игроки получают оговоренную сумму баллов.
Все игроки должны быть готовы задать вопрос (зная точный ответ на него по теме игры). Игроки во время подготовки должны прочитать предлагаемую литературу о жизни и деятельности известных людей, знать о последних достижениях в рассматриваемой области.
В конце игры происходит награждение победителей и участников. Оформление и оборудование зависит от профиля деятельности, в рамках которого проходит игра. Уместно в помещении, где будет проходить игра, поместить: красочное название игры; высказывания знаменитых людей; иллюстрации, картины по тематике игры; достаточное количество жетонов в красивой коробке; аудио и видеотехнику, микрофоны, видеокамеру; дидактический материал; материалы для работы жюри; дипломы и памятные подарки участникам.
Отметим, что использование интеллектуальных игр в процессе реализации современных образовательных программ, в частности, по формированию экологической культуры, очень актуально, так как интеллектуально-образовательные игры:
· являются эффективным средством воспитания, обучения и развития школьников;
· предоставляют возможности для использования в образовательном пространстве различных видов деятельности, в данном случае: научно-информационной, игровой, эколого-биологической, художественно-эстетической, творческой, и др.
· предоставляют возможности для активной познавательной деятельности участников интеллектуально-образовательной игры;
· подготовка к игре – это конкретное дело, которое, с одной стороны, призвано интенсифицировать образовательный процесс, а с другой стороны, руководители образовательного процесса заинтересованы в практическом применении и социальной апробации знаний учащихся;
· участие в интеллектуально-образовательной игре является замечательным средством, затрагивающим все личностные качества ребенка. Это помогает детям самостоятельно добывать знания, работать в команде, учиться общаться, наполнять жизнь интересными и полезными делами.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 259.