Общие основы инновационного менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сущность и содержание инновационного менеджмента. Основные определения и понятия.

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. системная модель национальной экономики рыночного типа в качестве одной из своих доминант предусматривает переход (в силу объективных причин) на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства с интенсивным внедрением новых и высоких технологий информационного общества. Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции инновационная деятельность становится важнейшим элементом менеджмента. Разработка и внедрение новых идей и продуктов, прогрессивных технологий и оборудования, использование в управлении содержащих ноу-хау организационных решений все в большей мере определяют возможности устойчивого развития сложных социально-экономических систем.

Развитие наукоемких отраслей промышленности, связанных с использованием высоких технологий, в настоящее время определяет общие тенденции развития мировой экономики. Поэтому именно инновационная модель развития нашей экономики является гарантом ее процветания, обеспечивающего дальнейшее повышение благосостояния народа.

В основе качественных преобразований, происходящих в экономике индустриально развитых стран, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства. Изменения факторов производства выражаются в возрастании их информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих. Эти тенденции тесно связаны с трансформацией форм и методов организации субъектов хозяйственной деятельности и управления ими. Теория и практика инновационного менеджмента в короткое время заняли прочное место в управленческой деятельности.

Установление конкретного круга аспектов, характеризующих сущность любого понятия, является исходным моментом для формулирования целей, структуры и объема дальнейших исследований. Поэтому необходимо уделить внимание определению сущности базового понятия «инновация», а также других понятий инновационного менеджмента (рисунок 1).

В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят Организацией экономического сотрудничества и развития в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Процесс разработки, внедрения, использования новшеств и инноваций называют инновационным процессом. В соответствии с международными стандартами инновации определяются как конечный результат постоянной

 

                                                 

 

·

Основные понятия инновационного процесса (ИП)
существенные изменения (новизна)                                    

· производственная применимость

· коммерческая реализуемость                                     

    

   Не являются                   Несущественные (!) изменения (напр., цвет, форма,

   инновациями                  конструктивное исполнение)

                                       Расширение номенклатуры

                                                                            

                                                  технические                              управленческие

                                                  экономические                         глобальные и

                                                  организационные                   локальные

Диффузия
Распространение инноваций
Создание новшества
                                                 

 

                                                                                               

                                                                                               ≡       

                                                                                                                                                  

                                                 Информационный               Перераспределение возник-

                                                 процесс, форма и                 шего полезного эффекта

Научные исследования,         скорость которого               между производителями

НИОКР, опытное произ-       зависит от коммуника-      (их становится > 1) и потре-

водство, сбыт, коммер-          ционных каналов               бителями

ческое производство

 

 

Рисунок 1– Основные понятия и содержание инновационного процесса

 

инновационной деятельности, что получает воплощение в виде новых или усовершенствованных продуктов, внедренных на рынке, новых или усовершенствованных технико-технологических процессов, используемых в практической деятельности.                                                                                                                                                       

В рамках инновационной деятельности производители инноваций должны стремиться к получению максимальной прибыли, в связи с чем должны создавать и продвигать нововведения потребителям, пытаясь наиболее полно учесть потребительские предпочтения.

Начинается инновационная деятельность с научной идеи и заканчивается ее коммерческой реализацией. Поэтому можно сказать, что генерирование идей, проведение научных исследований, выполнение научных разработок, организация технологического процесса и производство новой и более качественной продукции являются основными элементами и базовыми блоками структуры инновационного процесса. Инновационный процесс – процесс последовательного проведения работ по созданию новшества, преобразованию его в продукт (услугу), введению продукта (услуги) на рынок для коммерческого применения.             

Основными этапами инновационного процесса являются:

– аналитическое исследование проблемы (поиск целесообразных решений и формирование идей в виде концепций, схем и приоритетов);

– разработка и обоснование предпроектных предложений и рекомендаций;

– разработка проектов и программ развития;

– выполнение научных исследований и разработок; изготовление опытных образцов новых технологий, техники и продуктов; подготовка к освоению научно-технических разработок в производстве;

– реализация научных разработок и проектов (организация производства и системы сбыта продукции).

В действительной практике реализации инноваций, нововведения не обязательно должны проходить все эти этапы. Бывает ускоренная реализация процесса — от идеи до массового освоения, а иногда можно встретиться с очень медленным продвижением инноваций, когда возникает опасность крупных потерь или необходимость дополнительных инвестиций, или требуется комплексная экспертиза и производственная проверка. В таком случае число этапов может увеличиться.

Различают три логические формы инновационного процесса:

1. Простой внутриорганизационный (натуральный), который предполагает создание и использование новаций внутри предприятия (новшество в этом случае не приобретает товарной формы);

2. Простой межорганизационный (товарный), когда новшество выступает как предмет купли-продажи, но не носит выраженного воспроизводственного характера;

3. Расширенный, проявляющийся в быстром появлении новых производителей нововведения, т. е. он развивается в нарушение монополии производителя-новатора.

Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т. д. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства и оформить результаты.

Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Инновация — это созданные и практически используемые (доведенные до потребителя) новые или усовершенствованные виды продукции, технологий или услуг, а также организационные решения административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающие экономический (социальный, экологический или иной) эффект; результат инновационной деятельности. Вместо понятия «инновация» употребляют равнозначное понятие «нововведение».

Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для продажи. На «входе» фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары.

Результатом инновационного процесса могут быть как разработанные новшества, так и инновации (внедрение новшества).    Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую предприятием продукцию (выполняемую услугу), т. е. превращения в форму инновации.  Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и т. д.).

Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (превращению в инновации) и распространению (диффузия) называется инновационной деятельностью. Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на создание и практическое использование (доведение до потребителя) новых или усовершенствованных видов продукции, технологий, услуг или организационных решений административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающих экономический (социальный, экологический или иной) эффект. 

Ноу-хау — коммерческая, техническая, технологическая и другая информация, получившая оформление в виде специальной технической документации, опыта, необходимая для налаживания производства незапатентованных товаров или услуг. Для ноу-хау характерны следующие сферы: научно-техническая, коммерческая, финансовая, управленческая. Часто понятие «ноу-хау» применяется как сведения, придающие признак новизны элементам бизнеса.

 Многие специалисты инновационного менеджмента рассматривают его в трех аспектах:

– как науку и искусство управления инновациями;

– как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

– как аппарат управления инновациями.

На основании этого можно дать следующее определение: инновационный менеджмент — наука и искусство, теория и практика управления процессом кардинальных изменений в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой деятельности путем разработки, внедрения и использования новшеств и инноваций с целью более полного удовлетворения общественных потребностей и получения максимально возможной прибыли.

Содержанием инновационного менеджмента являются: разработка планов и программ инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением; рассмотрение проектов, создание новых продуктов; проведение единой инновационной политики (координация деятельности в производственных подразделениях); обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом; создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных задач.

В инновационном менеджменте выделяют два уровня.

Первый включает теории социального управления инновационными системами. На этом уровне разрабатываются стратегии инновационного развития, социально-организационные и экономические концепции.

Второй уровень инновационного менеджмента представляет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью. То есть он имеет функциональный прикладной характер и направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств.

Целью инновационной деятельности, особенно инновационного предпринимательства, является получение результата путем введения инноваций. Таким результатом является достижение конкурентных преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышения конкурентоспособности продукции.

Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью организации с использованием принципов, функций и методов менеджмента, направленное на достижение ее (организации) общих целей.

Целями инновационного менеджмента являются:

1. Разработка и внедрение новой продукции и услуг.

2. Модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции.

3. Совершенствование и развитие производства традиционных для организации видов продукции и услуг.

4. Создание условий для обеспечения более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности организации.

Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации. Нововведением называют: неизвестные потребителю блага (новая продукция, услуги); неизвестный метод производства продукции и услуг; разработка новых материалов и элементов; получение нового источника сырья и энергии; организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 319.