Организационная роль, ее компоненты и параметры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организационная роль работника предприятия считается заданной, если определены:

- поддающиеся проверке цели его деятельности;

- основные обязанности, полномочия и границы свободы деятельности;

- контролер его деятельности.

Таким образом, организационная роль задает:

- содержательную (функции) сторону деятельности работника;

- организационную (права и обязанности, контакты с другими ролями) сторону его деятельности.

Основными компонентами организационной роли являются:

- содержание деятельности,

- требования к исполнителю,

- пространственно-временная ориентация,

- технология исполнения,

- условия исполнения роли.

Содержание деятельности — это действия, которые должен совершать человек, исполняющий данную организационную роль. Описание содержания деятельности должно включать:

- связи (информационные и межличностные) данной организационной роли с другими организационными ролями;

- управленческие операции и методы их выполнения;

- технические средства, необходимые для выполнения операций;

- ожидаемые результаты исполнения организационной роли.

Требования к исполнителю организационной роли включают в себя такие человеческие качества, как способности, образование, навыки, опыт, здоровье, темперамент, черты характера и другие индивидуальные качества. Требуемые качества определяются с учетом:

- источников информации, важных для исполнения организационной роли;

- характеристик обрабатываемой при исполнении организационной роли информации (ее определенность, структурированность) и характеристик принимаемых решений;

- физических действий, требуемых для исполнения организационной роли;

- характера межличностных отношений, которые необходимо устанавливать для успешного исполнения роли;

- характера реакции человека на условия работы.

Пространственно-временная ориентация организационной роли определяет степень свободы исполнителя при решении о начале и месте работы. Например, бухгалтер на предприятии имеет достаточно малую степень такой свободы, поскольку его рабочий день начинается в установленное время, к которому он должен находиться на своем рабочем месте. В то же время работник службы маркетинга имеет достаточно большую степень такой свободы, поскольку его работа включает в себя активные контакты за пределами физического расположения организации.

Технология исполнения организационной роли определяет степень свободы работника относительно средств (методов и предметов), с помощью которых должен быть получен желаемый результат. Она может быть:

- запрограммированной, когда работник должен выполнять достаточно строго определенные действия с помощью заданных средств, например работа бухгалтера организации;

- незапрограммированной, когда работник обладает достаточно большой свободой в выборе средств и методов работы, например, труд дизайнера.

Условия исполнения организационной роли представляют собой характеристики комфортности деятельности. Они определяются:

- физическими, социальными, психологическими и другими параметрами внешнего окружения;

- балансом полномочий и ответственности организационной роли.

Содержанием названных компонент определяются параметры организационной роли:

- масштаб,

- сложность,

- отношения с другими ролями.

Масштаб является преимущественно количественной характеристикой организационной роли и определяется количеством задач или операций, выполняемых исполнителем роли.

Сложность исполнения является преимущественно качественной характеристикой организационной роли и определяется:

- характером используемой информации, самостоятельностью в принятии решений, ответственностью за их исполнение;

- личностными характеристиками исполнителя организационной роли.

Именно в сложности зачастую отражается неформальная сторона управления предприятием, когда люди, формально исполняющие одинаковые организационные роли, выполняют работы разной сложности. Различие масштабов и сложности позволяют отличать одну организационную роль от другой и определить оклад их исполнителей.

Отношения с другими ролями характеризуют количество и содержание контактов между исполнителями организационных ролей. Они являются основой для формирования организационной структуры предприятия. Отношения с другими являются производными от нормы управляемости, сплоченности коллектива и организационной культуры.

Выделяют четыре вида взаимозависимостей ролей, складывающихся при решении одной и той же задачи:

- отсутствующая,

- последовательная,

- связанная,

- групповая.

Отсутствующая взаимозависимость имеет место в том случае, если исполнители разных ролей при решении одной задачи практически не взаимодействуют друг с другом.

Последовательная взаимозависимость означает, что исполнитель одной роли может приступить к работе только после того, как исполнитель другой роли свою работу закончил.

Связанная взаимозависимость имеет место в том случае, если окончание работы одного исполнителя означает начало работы другого и наоборот.

Групповая взаимозависимость имеет место при высокой степени неопределенности в работе, когда возникает необходимость в принятии групповых решений.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 594.