Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к присадкам, улучшающим противоизносные свойства малосернистых дизельных топлив. Экологически улучшенные малосернистые дизельные топлива, вырабатываемые по ГОСТ 52368-2005 «Топливо дизельное Евро», характеризуются низкими смазочными свойствами, вследствие чего ресурс работы топливной аппаратуры снижается. С целью обеспечения необходимого уровня смазочных свойств в топливо вводят противоизносные присадки.
Известны противоизносные присадки к топливам, содержащие в качестве активных компонентов нафтеновые кислоты[8].
Недостатком этих присадок является плохая совместимость содержащих их топлив с моторными маслами и водой. Такое требование в обязательном порядке предъявляется к дизельным топливам.
Известны также присадки на базе продуктов реакции моно - или поликарбоновых кислот С24-С65 и многоатомных (С2-С10) спиртов, моноэфиров дикарбоновых кислот, солей щелочного или щелочноземельного металла и многоосновной кислоты.
Наиболее близкой к заявляемой присадке по составу и назначению является присадка, представляющая собой кислоты таллового масла. Недостатком указанной присадки является ее сравнительно низкая противоизносная эффективность, вследствие чего она рекомендуется в сравнительно высокой концентрации: более 0,06% на топливо.
Задачей настоящего изобретения является создание присадки с повышенной противоизносной эффективностью в дизельных топливах.
Для решения поставленной задачи предлагается композиция таллового масла и добавки алифатических аминов и/или их производных при массовом соотношении (1-4).
Новизной предлагаемого технического решения является применение смеси таллового масла и алифатических аминов и/или их производных, компоненты которой проявляют синергический эффект. Ранее подобная композиция в топливах не использовалась и не предлагалась. Ее высокая противоизносная эффективность не вытекает явным образом из известных теоретических положений.
Дополнительно для улучшения физико-химических свойств и облегчения применения композиция может содержать углеводородный растворитель и деэмульгирующую добавку, использующиеся по своему прямому назначению. При этом заявленное соотношение таллового масла и алифатических аминов и/или их производных сохраняется.
Присадку получают, последовательно смешивая расчетные количества указанных выше компонентов при 20-50°С.
Для иллюстрации предлагаемого технического решения были приготовлены образцы присадки путем смешения указанных выше компонентов со следующими характеристиками.
1. Талловое масло использовано следующих марок:
1.1. Дистиллированное талловое масло, ТУ 13-00281074-26-95.
В таблице 2 показаны физико-химические и эксплуатационные характеристики дистиллированного таллового масла.
Таблица 2
Физико-химические и эксплуатационные характеристики дистиллированного таллового масла
Показатели | Норма по ТУ 13-00281074-26-95 | Фактически |
Внешний вид | Однородная жидкость от светло-желтого до коричневого цвета | Соответствует |
Плотность при 20°С, кг/м3 | 850-900 | 875 |
Массовая доля основного вещества, % | Не менее 95 | 97 |
Температура вспышки, °С | Не ниже 200 | 207 |
Температура застывания, °С | - | Минус 7 |
Кислотное число, мг КОН/г | Не ниже 140 | 164 |
1.2. Фракция жирных кислот таллового масла, ГОСТ 14845-79.
В таблице 3 показаны физико-химические и эксплуатационные характеристики фракции жирных кислот таллового масла.
Таблица 3
Физико-химические и эксплуатационные характеристики фракции жирных кислот таллового масла
Показатели | Норма по ГОСТ 14845-79 | Фактически |
Кислотное число, мг КОН/г | Не ниже 192 | 202 |
Температура вспышки, °С | Не ниже 194 | 199 |
Массовая доля смоляных кислот, % | Не более 2 | 1,4 |
2. Четвертичные аммониевые производные на основе аминов талловых масел выпускают по ТУ 0257-007-35475596-98 с изменением № 1.
В таблице 4 физико-химические и эксплуатационные характеристики фракции жирных кислот таллового масла.
Таблица 4
Физико-химические и эксплуатационные характеристики фракции жирных кислот таллового масла
Внешний вид | Вязкая жидкость или аморфная масса темно-коричневого цвета |
Кислотное число, мг КОН/г продукта, не более | 25 |
Температура каплепадения, °С, не выше | 40 |
Аминное число, г HCl на 100 г продукта, не менее; | 22 |
Эффективность присадок проверяли в дизельном топливе, содержащем от 0,005 до 0,05% предлагаемой присадки по методу американского стандарта ASTM D 6079, включенному в ТУ 38.401-58-296-2001 "Топливо дизельное автомобильное". Согласно этому методу стальной шарик под нагрузкой 20 кПа (0,2 кг/см2) посредством вибратора совершает возвратно-поступательные движения с амплитудой 1 мм и частотой 50 Гц по пластине, помещенной в испытуемую среду. Испытания проходят при температурах 60 и 25°С (учитывается, что в двигателе топливо находится в нагретом состоянии). Образующееся пятно износа замеряют по двум диаметрам (по направлению движения и поперек) и вычисляют среднее. Затем вносят поправку на температуру и влажность воздуха, и полученный конечный результат D является характеристикой данного образца. Точность метода при 60°С: повторяемость - 80 мкм, воспроизводимость - 130 мкм; при 25°С: повторяемость - 110 мкм, воспроизводимость - 170 мкм. Нормой противоизносных свойств дизельного топлива по EN-590 и ТУ 38.401-58-296-2001 является D ≤ 460 мкм.
Таким образом, достаточная эффективность присадки проявляется при соотношении таллового масла и четвертичных аммониевых производных на основе аминов талловых масел от 0,66:1 до 4:1 соответственно. При выходе за границы этих соотношений противоизносная эффективность присадки уменьшается до недопустимых значений. Предлагаемая присадка эффективна в топливе уже при концентрации 0,005% мас. При увеличении концентрации ее эффективность увеличивается, но эта зависимость не линейна: с каждой порцией присадки прирост эффекта уменьшается.
В Таблице 5 представлены физико-химические и эксплуатационные характеристики присадки, в которую добавлены растворитель (толуол) и деэмульгирующая добавка (оксиэтилированный спирт).
Таблица 5
Физико-химические и эксплуатационные характеристики присадки
Показатели | Фактически |
Состав присадки, %: | |
Композиция таллового масла и четвертичных аммониевых производных на основе аминов талловых масел | 74 |
Растворитель (толуол) | 25 |
Деэмульгирующая добавка | 1 |
Физико-химические характеристики: | |
Кислотное число, г КОН/г | 101 |
Температура застывания, °С | минус 27 |
Плотность, кг/м3 | 912 |
Эксплуатационные свойства топлива с 0,01% присадки: | |
Диаметр пятна износа топлива, мкм | 410 |
Эмульгируемость | Эмульсии с водой не образует |
Формула изобретения
1. Присадка, улучшающая противоизносные свойства малосернистых дизельных топлив на основе таллового масла, отличающаяся тем, что содержит дистиллированное талловое масло или фракцию жирных кислот таллового масла в смеси с четвертичными аммониевыми производными на основе аминов талловых масел при соотношении от 0,66:1 до 4:1.
2. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит углеводородный растворитель и деэмульгирующую добавку.
Заключение
Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость.
В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.
Внедрение новой техники и технологии – это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражается на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.
Тем не менее, конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Список литературы
1. Инвестиционные системы в экономике: учебник / под ред. проф. Дика В.В. – М.: Финансы и статистика, 1996
2. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инвестиционный менеджмент: учебник для вузов – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
3. Менеджмент: теория и практика в России: учебник / под ред. Поршнева А.Г., Разу М.Л., Тихомировой А.В. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003
4. Борисенко И.Л., Каблашова И.В. Менеджмент предприятия: учебное пособие. – Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2004
5. Данилов А.М. Применение присадок в топливах - М.: Мир, 2005
6. Иванова И.А. Менеджмент: учебное пособие – М.: ПРИОР, 2004
7. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учебное пособие – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003
8. Макашова З.М. Основы менеджмента: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2004
9. http://www.sverdlova.ru
[1] Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инвестиционный менеджмент: учебник для вузов – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, с. 7-8
[2] Инвестиционные системы в экономике: учебник / под ред. проф. Дика В.В. – М.: Финансы и статистика, 1996, с.22-24
[3] Иванова И.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2004, с.78-80
[4] Менеджмент: теория и практика в России: учебник / под ред. Поршнева А.Г., Разу М.Л., Тихомировой А.В. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003, с.17-20
[5] Макашова З.М. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004, с. 15-17
[6] Кнышова Е.Н. Менеджмент: учебное пособие – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003, с.42-44
[7] Борисенко И.Л., Каблашова И.В. Менеджмент предприятия: учебное пособие. – Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2004, с.29-31
[8] Данилов А.М. Применение присадок в топливах - М.: Мир, 2005
Дата: 2018-12-28, просмотров: 287.