МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
(ННГУ)
Дзержинский филиал
Специальность
«Экономика и управление на предприятии
(в машиностроении)»
Курсовая работа
по теме: «Инновационный менеджмент»
По дисциплине: Менеджмент
Выполнил:
студент 5 курса, гр. 3-45 ЭУ/16
Шаров М.
Проверила:
Ломовцева А. В.
_____________подпись
Дзержинск
Г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты управления инновациями на предприятии ..5
1.1 Понятие и методы управления инновационной деятельностью ….……….5
1.2 Планирование и управление инновациями. Мотивация деятельности……9
1.3 Процесс разработки и внедрения новой продукции……….………….…12
1.4 Оценка эффективности нововведений…………………………………......17
Глава 2. Инновационная деятельность на предприятии ФКП "Завод имени Я.М.Свердлова"………………………………………………………………….22
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………....22
2.2. Инновации в области нефтехимии и нефтепереработки …..…………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
Введение
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Инновационный менеджмент имеет такое огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики, что нет необходимости это доказывать. Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественной теории и практики в этой области.
Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг.
В настоящее время в развитых странах 70-85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях производства и управления. Усиление роли и значения инновационной деятельности в общественном развитии приводит к тому, что темпы разработки и реализации инноваций резко возрастают.
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
Данный курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.
Цель данной работы: изучить сущность инновационного менеджмента.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность инновационного менеджмента, охарактеризовать роль инноваций в развитии экономики нашей страны;
- выявить особенности нового продукта, производимого на ФКП "Завод имени Я.М. Свердлова";
- рассмотреть влияние выпуска присадки к малосернистому дизельному топливу на дальнейшее развитие предприятия.
Планирование и управление инновациями. Мотивация деятельности
Процесс планирования начинается с определения производственных возможностей, то есть производственных и финансовых возможностей организации. Если эти балансы позволяют решить проблему внедрения инновационного решения (проекта), то предприятие решает задачу собственными силами и ресурсами. Если собственных сил и ресурсов недостаточно, то идет поиск путей решения реализации инновационных решений (кредиты, займы, инвесторы, инвестиции).
Классификация внутрифирменного планирования инноваций: по периоду планирования (долгосрочное – более 5 лет, среднесрочное – от 1 до 5 лет, краткосрочное – до 1 года); по уровню планирования (по предприятию, по подразделению, проект по отдельному исполнителю); по предмету планирования (НИОКР, производство, сбыт, снабжение персонал, финансы, прочие ресурсы); по содержанию планирования (организационно-техническое, технико-экономическое, календарно-производственное); по цели планирования (стратегическое, тактическое, оперативное).
В основе планирования и управления инновациями лежат этапы управленческого цикла: планирование, организация, координация, контроль, анализ, управление.
Процесс планирования начинается с определения возможностей производства продукции и баланса возможностей обеспечения финансовыми ресурсами. Сравнение с бюджетными возможностями дает информацию по расхождению плана и бюджета. Управление финансовыми ресурсами, предназначенными для нововведений, заключается в определении: возможности цикла производства и реализации продукта (востребованность продукта) и поиска недостающих финансов (инвестиций) для компенсации нехватки финансовых ресурсов.
Формы организационных структур научно-технических исследований инноваций: государственные научно-технические центры, технопарки, социальные независимые центры, внутрифирменные научно-технические центры, дочерние научно-технические центры, научно-технические филиалы, внутрифирменная сеть научных подразделений, научно-технический коллектив по программам, корпоративные научно-технические объединения, вуз-завод, университет-фирма, академия-организация.
Конкурентные цели инноваций: исследование рынка (потребность, емкость), прогнозирование жизненного цикла продукта, формирование способов продажи, конъюнктура рынков ресурсного обеспечения, поиск партнеров (субконтракторов, субподрядчиков), кооперация по разработке и выпуску новых продуктов, комплексный анализ затрат (цены, объемы продаж), оценка эффективности инноваций, анализ рисков и пути их снижения, возможность использования франчайзинга на продукт и технологию его производства.
Структура управления инновациями включает: управление стратегией (выбор или формирование какой-либо стратегии, различают несколько базовых видов стратегии: замещение продукта новым продуктом; расширение поиска новых потребителей, поиск новых качественных параметров; кардинальная смена направления деятельности, или конверсия; управление этим процессом осуществляется исходя из наличия производственных мощностей и финансовых ресурсов), управление инновационной системой (данная система должна охватывать все процессы и аспекты, которые необходимы для реализации принятых на предприятии инноваций; это может быть реализовано с помощью подсистемы управления качеством или другими аналогичными системами), управление нововведениями (включает в себя этапы управленческого цикла, новации и управление инвестициями, методы отбора, критерии и оценки, риски, новые структуры управления, оценки эффективности), управление подразделениями и персоналом, которые участвуют в НИОКР (особое место здесь занимают структуры управления и сам процесс управления персоналом и его мотивация в инновационной деятельности; персонал, участвующий в НИОКР: научные работники, научно-технический персонал, научно-вспомогательный персонал, производственный персонал, административно-хозяйственный персонал; к номенклатуре специальностей научных работников и специалистов относят: основные профессии, исследователей, конструкторов, технологов, рабочих); управление ресурсами (управление всеми видами ресурсов, которые направляются на реализацию инноваций, реализация инноваций может состояться, если на эти цели выделены специальные финансы); управление инвестициями в инновации (заключается в обосновании размера или величины этих инвестиций и определении источника финансирования с учетом времени и эффективности этих вложений)[3].
Мотивация необходима для усиления роли инновационных процессов, связанных прежде всего с конкуренцией на рынке. В рыночных условиях существования организации и даже государства выживают и развиваются, если они активно внедряют в практику жизни новации и занимаются нововведениями настойчиво и упорно.
Процесс мотивации инновационной деятельности в организации содержит 3 стадии: выбор и характеристика субъекта мотивации; разработка альтернативных вариантов мотивации; принятие мотивационного решения.
Мотивация инновационной деятельности должна быть адекватна затратам труда, интерес к инновационной деятельности будет только тогда, когда ожидания вознаграждения полностью удовлетворяют (компенсируют) усилия коллектива или конкретно специалиста. Мотивация как функция менеджмента обеспечивает процесс стимулирования труда, реализацию потребностей людей через вознаграждение и раскрывает побудительные мотивы к целеустремленному труду.
Мотивационное управление инновациями осуществляется через: рынок инновационных предложений, рынок инвестиций, конкурс инновационно-инвестиционных программ и проектов. Прошедшие конкурсный отбор новации реализуются через инвестиционные проекты и программы в конкретных организационно-правовых структурах – организациях, предприятиях, фирмах, объединениях.
Инновационная система на предприятии должна охватывать все процессы и аспекты, которые необходимы для реализации принятых на предприятии инноваций. Это может быть реализовано с помощью подсистемы управления качеством или другими аналогичными системами[4].
Заключение
Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость.
В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.
Внедрение новой техники и технологии – это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражается на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.
Тем не менее, конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Список литературы
1. Инвестиционные системы в экономике: учебник / под ред. проф. Дика В.В. – М.: Финансы и статистика, 1996
2. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инвестиционный менеджмент: учебник для вузов – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
3. Менеджмент: теория и практика в России: учебник / под ред. Поршнева А.Г., Разу М.Л., Тихомировой А.В. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003
4. Борисенко И.Л., Каблашова И.В. Менеджмент предприятия: учебное пособие. – Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2004
5. Данилов А.М. Применение присадок в топливах - М.: Мир, 2005
6. Иванова И.А. Менеджмент: учебное пособие – М.: ПРИОР, 2004
7. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учебное пособие – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003
8. Макашова З.М. Основы менеджмента: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2004
9. http://www.sverdlova.ru
[1] Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инвестиционный менеджмент: учебник для вузов – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, с. 7-8
[2] Инвестиционные системы в экономике: учебник / под ред. проф. Дика В.В. – М.: Финансы и статистика, 1996, с.22-24
[3] Иванова И.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2004, с.78-80
[4] Менеджмент: теория и практика в России: учебник / под ред. Поршнева А.Г., Разу М.Л., Тихомировой А.В. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003, с.17-20
[5] Макашова З.М. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004, с. 15-17
[6] Кнышова Е.Н. Менеджмент: учебное пособие – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003, с.42-44
[7] Борисенко И.Л., Каблашова И.В. Менеджмент предприятия: учебное пособие. – Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2004, с.29-31
[8] Данилов А.М. Применение присадок в топливах - М.: Мир, 2005
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
(ННГУ)
Дзержинский филиал
Специальность
«Экономика и управление на предприятии
(в машиностроении)»
Курсовая работа
по теме: «Инновационный менеджмент»
По дисциплине: Менеджмент
Выполнил:
студент 5 курса, гр. 3-45 ЭУ/16
Шаров М.
Проверила:
Ломовцева А. В.
_____________подпись
Дзержинск
Г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты управления инновациями на предприятии ..5
1.1 Понятие и методы управления инновационной деятельностью ….……….5
1.2 Планирование и управление инновациями. Мотивация деятельности……9
1.3 Процесс разработки и внедрения новой продукции……….………….…12
1.4 Оценка эффективности нововведений…………………………………......17
Глава 2. Инновационная деятельность на предприятии ФКП "Завод имени Я.М.Свердлова"………………………………………………………………….22
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………....22
2.2. Инновации в области нефтехимии и нефтепереработки …..…………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
Введение
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Инновационный менеджмент имеет такое огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики, что нет необходимости это доказывать. Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественной теории и практики в этой области.
Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг.
В настоящее время в развитых странах 70-85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях производства и управления. Усиление роли и значения инновационной деятельности в общественном развитии приводит к тому, что темпы разработки и реализации инноваций резко возрастают.
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
Данный курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.
Цель данной работы: изучить сущность инновационного менеджмента.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность инновационного менеджмента, охарактеризовать роль инноваций в развитии экономики нашей страны;
- выявить особенности нового продукта, производимого на ФКП "Завод имени Я.М. Свердлова";
- рассмотреть влияние выпуска присадки к малосернистому дизельному топливу на дальнейшее развитие предприятия.
Глава 1 Теоретические аспекты управления инновациями на предприятии
Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.