Нововведение (инновация) – объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога; характеризуется более высоким технологическим уровнем, иными потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предшествующим аналогом. Понятие «нововведение» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия такой экономии.
Инновационная активность в современных условиях непосредственно зависит от научно-технического потенциала предприятия, включающего:
- научно-технические и инженерные кадры;
- материально-техническую базу научно-технической деятельности, то есть совокупность средств труда в области научных исследований, в том числе научное оборудование и установки и технику в экспериментальных цехах, лабораториях, вычислительных центрах;
- информационное обеспечение – отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, образцы новых проектов;
- систему организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и управление ими на предприятии.
Научно-технический потенциал предприятия выступает составной частью инновационного потенциала, то есть способности предприятия к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и технологий.
Для многих российских предприятий, столкнувшихся с новым для них вопросом конкуренции, выживаемости в жестких условиях рынка, именно инновационная деятельность и ее результаты – главное условие успеха ее эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, занимающиеся производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно-техническую политику.
Научно-техническая политика предприятия включает:
- разработку планов и программ инновационной деятельности;
- контроль за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
- изучение проектов создания новых продуктов;
- проведение единой инновационной политики, координация деятельности в этой области в производственных подразделениях;
- обеспечение финансовыми и материальными ресурсами программ нововведений;
- обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
- создание временных целевых групп для коллективного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.
Она должна быть подчинена достижению главной цели: максимально полному удовлетворению требований потребителей в количестве и качестве выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство с одновременным обеспечением ее безопасности (промышленной, экологической) как в изготовлении, так и в потреблении. Инновации, или нововведения, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность[1].
Методы и способы управления инновациями имеют широкий спектр и используют методы управления инновациями (см. таблицу 1).
Таблица 1
Методы управления инновациями
Наименование методов | Способ реализации методов |
Методы выявления мнения | Интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза |
Аналитические методы | Системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ |
Методы оценки | Оценка продукта, оценка научно-технического уровня, оценка конкурентоспособности продукта, оценка технико-технологического уровня производства, оценка затрат, метод деревьев (Патерн), оценка порога прибыльности, оценка рисков и шансов, оценка эффективности инноваций |
Методы генерирования идей | Мозговая атака, метод «6-3-5», метод синектики, морфологический анализ, деловые игры, ситуационный анализ |
Метод принятия решений | Экономико-математические модели, таблицы решений, построение дерева решений, сравнение альтернатив |
Методы прогнозирования | Экспертные, экстраполяции, аналогии, метод дельфи, регрессивный анализ, эконометрические, имитационные модели |
Метод наглядного представления | Графические модели, физические модели, должностные описания и инструкции |
Методы аргументирования | Презентации, ведение переговоров |
Структурно-системный метод | Декомпозиция, структуры, системы |
Направления инновационной деятельности – это то, на что направляются усилия организации в инновационном менеджменте. Выделяют: проектные решения – решения на стадии новых разработок продукта и технологии его изготовления, приводящие к техническому и технологическому прогрессу в обществе; технические решения – решения, ведущие к качественному улучшению параметров продукта; технологические решения – возникают, когда появляется новая или улучшенная технология производства продукта, ведущая к новым качественным параметрам продукта; организационно-управленческие инновации – связаны с процессами рациональной организации труда, средств производства и наиболее эффективным использованием имеющихся в организациях материально-технических и трудовых ресурсов; информационные инновации – связаны с внедрением новых информационных технологий как в области технологии управления, так и в области технико-технологических инновационных решений (эффективность от этих внедрений значительно превосходит другие направления инновационной деятельности); организационно-экономические инновации социальной направленности – улучшают условия и безопасность труда, решают проблему воспроизводства труда, здравоохранения, образования, культуры, экологии.
Инструменты реализации – планово-распорядительные документы, позволяют распределить обязанности, ответственность и ресурсы для достижения целевого результата организации и реализации инновационных процессов. К ним относятся: инвестиционные программы, концепции и стратегии развития, собственные инновационные программы предприятия, инвестиционные и бизнес-проекты, технические и технологические решения, технико-экономические обоснования[2].
Планирование и управление инновациями. Мотивация деятельности
Процесс планирования начинается с определения производственных возможностей, то есть производственных и финансовых возможностей организации. Если эти балансы позволяют решить проблему внедрения инновационного решения (проекта), то предприятие решает задачу собственными силами и ресурсами. Если собственных сил и ресурсов недостаточно, то идет поиск путей решения реализации инновационных решений (кредиты, займы, инвесторы, инвестиции).
Классификация внутрифирменного планирования инноваций: по периоду планирования (долгосрочное – более 5 лет, среднесрочное – от 1 до 5 лет, краткосрочное – до 1 года); по уровню планирования (по предприятию, по подразделению, проект по отдельному исполнителю); по предмету планирования (НИОКР, производство, сбыт, снабжение персонал, финансы, прочие ресурсы); по содержанию планирования (организационно-техническое, технико-экономическое, календарно-производственное); по цели планирования (стратегическое, тактическое, оперативное).
В основе планирования и управления инновациями лежат этапы управленческого цикла: планирование, организация, координация, контроль, анализ, управление.
Процесс планирования начинается с определения возможностей производства продукции и баланса возможностей обеспечения финансовыми ресурсами. Сравнение с бюджетными возможностями дает информацию по расхождению плана и бюджета. Управление финансовыми ресурсами, предназначенными для нововведений, заключается в определении: возможности цикла производства и реализации продукта (востребованность продукта) и поиска недостающих финансов (инвестиций) для компенсации нехватки финансовых ресурсов.
Формы организационных структур научно-технических исследований инноваций: государственные научно-технические центры, технопарки, социальные независимые центры, внутрифирменные научно-технические центры, дочерние научно-технические центры, научно-технические филиалы, внутрифирменная сеть научных подразделений, научно-технический коллектив по программам, корпоративные научно-технические объединения, вуз-завод, университет-фирма, академия-организация.
Конкурентные цели инноваций: исследование рынка (потребность, емкость), прогнозирование жизненного цикла продукта, формирование способов продажи, конъюнктура рынков ресурсного обеспечения, поиск партнеров (субконтракторов, субподрядчиков), кооперация по разработке и выпуску новых продуктов, комплексный анализ затрат (цены, объемы продаж), оценка эффективности инноваций, анализ рисков и пути их снижения, возможность использования франчайзинга на продукт и технологию его производства.
Структура управления инновациями включает: управление стратегией (выбор или формирование какой-либо стратегии, различают несколько базовых видов стратегии: замещение продукта новым продуктом; расширение поиска новых потребителей, поиск новых качественных параметров; кардинальная смена направления деятельности, или конверсия; управление этим процессом осуществляется исходя из наличия производственных мощностей и финансовых ресурсов), управление инновационной системой (данная система должна охватывать все процессы и аспекты, которые необходимы для реализации принятых на предприятии инноваций; это может быть реализовано с помощью подсистемы управления качеством или другими аналогичными системами), управление нововведениями (включает в себя этапы управленческого цикла, новации и управление инвестициями, методы отбора, критерии и оценки, риски, новые структуры управления, оценки эффективности), управление подразделениями и персоналом, которые участвуют в НИОКР (особое место здесь занимают структуры управления и сам процесс управления персоналом и его мотивация в инновационной деятельности; персонал, участвующий в НИОКР: научные работники, научно-технический персонал, научно-вспомогательный персонал, производственный персонал, административно-хозяйственный персонал; к номенклатуре специальностей научных работников и специалистов относят: основные профессии, исследователей, конструкторов, технологов, рабочих); управление ресурсами (управление всеми видами ресурсов, которые направляются на реализацию инноваций, реализация инноваций может состояться, если на эти цели выделены специальные финансы); управление инвестициями в инновации (заключается в обосновании размера или величины этих инвестиций и определении источника финансирования с учетом времени и эффективности этих вложений)[3].
Мотивация необходима для усиления роли инновационных процессов, связанных прежде всего с конкуренцией на рынке. В рыночных условиях существования организации и даже государства выживают и развиваются, если они активно внедряют в практику жизни новации и занимаются нововведениями настойчиво и упорно.
Процесс мотивации инновационной деятельности в организации содержит 3 стадии: выбор и характеристика субъекта мотивации; разработка альтернативных вариантов мотивации; принятие мотивационного решения.
Мотивация инновационной деятельности должна быть адекватна затратам труда, интерес к инновационной деятельности будет только тогда, когда ожидания вознаграждения полностью удовлетворяют (компенсируют) усилия коллектива или конкретно специалиста. Мотивация как функция менеджмента обеспечивает процесс стимулирования труда, реализацию потребностей людей через вознаграждение и раскрывает побудительные мотивы к целеустремленному труду.
Мотивационное управление инновациями осуществляется через: рынок инновационных предложений, рынок инвестиций, конкурс инновационно-инвестиционных программ и проектов. Прошедшие конкурсный отбор новации реализуются через инвестиционные проекты и программы в конкретных организационно-правовых структурах – организациях, предприятиях, фирмах, объединениях.
Инновационная система на предприятии должна охватывать все процессы и аспекты, которые необходимы для реализации принятых на предприятии инноваций. Это может быть реализовано с помощью подсистемы управления качеством или другими аналогичными системами[4].
Дата: 2018-12-28, просмотров: 302.