5.1. Основные положения определения экономической эффективности создания информационных систем
Финансирование работ в области территориальнойинформатизации осуществляется из следующих источников: средств бюджета РФ и муниципальных образований; средств негосударственных, коммерческих организаций; собственных средств, участвующих в проекте создания ИС предприятий и организаций; средств пользователей услуг ИС; других финансовых источников, консолидируемых территорией для решения задач информатизации. Создание ИС требует значительных инвестиций, поэтому при создании систем возникает проблема оценки эффективности вложенного капитала. Целесообразность создания и функционирования ИС должна подтверждаться расчетами экономической эффективности.
Экономическая эффективность территориальных ИС (ТИС) и ее структурных составляющих в зависимости от вида оценки может быть выражена в форме абсолютной и сравнительной эффективности, выражением которой является соотношение эффекта к затратам. На основе результатов сравнительной экономической эффективности осуществляется выбор как экономически целесообразного варианта создания или развития системы в целом, так и обоснование отдельных решений по ИС, по отдельным подсистемам, входящим в состав ИС.
Основными источниками требуемых для расчета экономической эффективности ИС исходных данных являются: данные проектной и отчетной документации; бухгалтерской и статистической отчетности административных территориальных органов, предприятий и организаций, обслуживающих их, организаций – пользователей и др.
Факторы экономии (прироста прибыли) от территориальной информатизации можно разделить на коммерческие и бюджетные.
Источником коммерческих доходов может являться продажа информационных, рекламных, телекоммуникационных услуг пользователям систем. В этом случае услуги ТИС, обеспечивающие поступление доходов, подразделяются на следующие категории:
· телекоммуникационные услуги (предоставление каналов вычислительной сети для передачи данных, работы с распределенными БД, создание виртуальных корпоративных сетей, доступ в Интернет, а также в специализированные глобальные, корпоративные российские и зарубежные коммерческие сети);
· услуги, предоставляемые с использованием геоинформационных систем (ГИС) (продажа печатной картографической продукции, электронных карт, выполнение информационных запросов на базе ГИС);
· услуги по доступу к БД правовой информации и другим справочника по сети, а также предоставление БД в пользование;
· реклама на web-сайтах ИС.
Размер коммерческих доходов ИС определяется маркетинговыми исследованиями, исходя из предполагаемого объема и стоимости услуг, предоставляемых как организациям, так и населению.
Источником бюджетных доходов (экономии) является повышение эффективности управления территорией. Размер доходов ТИС рассчитывается при обосновании инвестиций в создание или развитие систем. Общая величина годовой экономии (прироста прибыли) может складываться:
· по бюджетным расходам за счет создания территориальной информационно-телекоммуникационной системы (экономический эффект от создания территориальной информационно-телекоммуникационной системы может достигаться за счет сокращения расходов бюджета субъектов РФ, муниципальных образований на оплату услуг связи, амортизацию оборудования, линейных сооружений, электроэнергию и др.);
· по бюджетным расходам, связанным с информатизацией, за счет комплексного характера программы создания ТИС (экономический эффект связан с возможностью тиражирования проектных решений по информатизации, закупкой технических и программных средств по более выгодным ценам, организацией эффективного контроля за расходованием средств, исключением дублирования работ и др.);
· по отдельным структурным составляющим и функциональным подсистемам ТС (факторы экономической эффективности по отдельным структурным составляющим и функциональным подсистемам ИС различны в зависимости от их иерархического уровня).
Для ИС локального уровня производственной сферы, сферы обслуживания факторы экономической эффективности определяются прежде всего сокращением прямых потерь ресурсов (материалов, рабочего времени, непроизводительных затрат) и потерь от недоиспользования основных производственных фондов. На этом уровне выделяют следующие основные сферы получения экономического эффекта от внедрения ИС: на объекте управления – прибыль, получаемая за счет улучшения технико-эксплуатационных и экономических показателей деятельности объекта управления (ОУ); в управляющей системе – экономия в рамках автоматизации технологического процесса обработки информации.
На отраслевом уровне управления создание ИС обеспечивает значительную величину общей экономии. Это объясняется тем, что основная доля получаемой экономии достигается за счет более рационального использования планируемых и реализуемых ресурсов. Рациональное использование ресурсов осуществляется за счет оптимизации планово-управленческих решений, проведения вариантных расчетов, а также за счет повышения оперативности управления в масштабе всей отрасли. Основными факторами экономической эффективности на этом уровне являются: увеличение выпуска продукции (услуг) на основе интенсификации и оптимизации программы развития отрасли; повышение оперативности управления за счет более полного и своевременного сбора и анализа информации о ходе выполнения плановых решений; создание единой информационной базы и унификация документооборота, совершенствование организационно-функциональной структуры управления отраслью.
На межотраслевомуровнеуправления создание ИС предполагает достижение более целенаправленной и эффективной работы совокупности отраслей, взаимодействующих между собой посредством между собой производственно-хозяйственных связей и объединенных по принципу общей конечной цели производства продукции или услуг. Факторы экономической эффективности на этом иерархическом уровне определяются функционированием задач, которые уменьшают потери, связанные с недостаточной координацией и синхронизацией производственно-хозяйственной деятельности отраслей территории. Основными задачами, которые определяют эффективность внедрения ИС межотраслевого уровня, являются задачи координации и синхронизации деятельности группы отраслей, в том числе сведение и оптимизация балансов, а также доведение до отраслей согласованных по срокам и объемам производственных заданий с последующей организацией контроля их выполнения.
Таким образом, факторы экономической эффективности ТИС предполагают более качественное, своевременное и комплексное решение задач, связанных с использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов территории, обеспечивающих планомерное и гармоничное развитие промышленно-хозяйственной базы, населения и окружающей среды. На уровне ТИС источники и факторы экономической эффективности становятся особенно значимыми вследствие большого масштаба всех видов ресурсов, которыми располагает объект управления. Это характерно для задач прогнозирования, долгосрочного планирования, разработки целевых комплексных программ развития территории.
Методы определения экономии (прироста прибыли) от создания ИС различны и в основном определяются как самими факторами экономической эффективности, так и возможностью их формализации.
Например, для ИС локального уровня производственной сферы, сферы обслуживания (АСУ ТП, АСУП) годовой экономический эффект (Э) в основном получается за счет увеличения объема реализуемой продукции (услуг), снижения ее себестоимости и может быть определен по формуле:
,
где Q1, Q2 – годовой объем реализуемой продукции (услуг), соответственно до и после внедрения системы;
C1, C2 – соответственно, себестоимость единицы реализуемой продукции (услуг) до и после внедрения системы;
P1 – прибыль от реализации продукции (услуг) до внедрения системы.
Например, для АБД Q1 и Q2 могут быть ежегодные объемы поисков информации по запросам до и после внедрения ИС, а С1 и С2 соответственно себестоимости поиска по единичному запросу. Таким образом, основными источниками получения экономического эффекта при создании АВД являются увеличение количества запросов и снижение себестоимости поиска информации. Чем больше количество запросов и ниже себестоимость их поиска, тем выше годовая экономия.
Что касается ИС более высокого уровня, то определение общей величины экономического эффекта (дохода организации, прироста прибыли, денежных поступлений в бюджет и др.) может осуществляться по формуле:
,
где э i – величина экономического эффекта по каждой основной i-ой задаче, входящей в состав системы и реализующей определенную функцию управления.
Величина экономического эффекта по каждой i-ой задаче определяется исходя из предмета экономии, т.е. целевого параметра экономических результатов ее решения. Выделение предмета экономии может осуществляться посредством разработки "дерева целей" эффективности функционирования системы (вершина которого – целевой параметр) и является главным в постановке и решении этих задач.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 451.