Эскизное проектирование информационной технологии решения частных задач управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Экономист любой специализации, менеджер, будь то бухгалтер, плановик, финансист или аналитик, должен уметь определить возможность и целесообразность применения автоматизированной информационной технологии в своей профессиональной деятельности. Для этого он должен уметь проводить упрощенное эскизное проектирование информационной технологии, автоматизирующей выполняемые им функции.

Как правило, на специалиста возлагается обязанность решения частных задач управления, входящих в состав функционального комплекса. (Например, задачи учета основных средств входят в состав комплекса учетных задач системы управления предприятием.) Тем не менее, при эскизном проектировании нужно учитывать, что информационная технология – это система, все ее элементы взаимосвязаны, и решение частных задач должно увязываться с целями и критериями задач, решаемых на соседних уровнях управления. При эскизном проектировании такой частной информационной технологии выполняются те же стандартизированные этапы проектирования автоматизированных систем, только в упрощенном виде, доступном неспециалисту-системщику. Краткое содержание этапов упрощенного эскизного проектирования изложено ниже.

Элементы предпроектного анализа:

· анализ организационной структуры существующей системы управления и определение места специалиста;

· анализ функциональной структуры системы управления и определения места и структурных связей автоматизируемых функций;

· анализ информационных потоков (документооборота), их маршрутов, узлов пересечения, содержания, периодичности, объемов.

Элементы технического проектирования:

· выбор хранимых данных (показателей);

· определение функциональных (алгоритмических) зависимостей показателей;

· организация информационной базы;

· определение форм входных и выходных документов.

Элементы рабочего проектирования:

· выбор технических средств реализации частной информационной технологии;

· выбор базовых и функциональных программных средств.

Элементы внедрения:

· приобретение и установка технически и базовых программных средств;

· приобретение, адаптация и настройка функционального программного обеспечения;

· создание внутримашинного информационного фонда (заполнение базы данных).

На стадии упрощенного предпроектного анализа основная задача состоит в определении узла пересечения информационных потоков, в котором находится рабочее место специалиста, и детальном выявлении их содержания, периодичности возникновения, объемов (в байтах). Точное определенное этого узла невозможно без знаний общей организационной и функциональной структуры предприятия. В этом и состоит системность предпроектного анализа, увязывающего частные задачи (функции) специалиста со всей организационной и функциональной системой управления предприятием.

Знание содержания (т.е. документов) информационных потоков, частоты обработки и объемов информации позволяет оценить минимально необходимые ресурсы (производительность и емкость запоминающих устройств) вычислительной техники. Обычно для информационного узла заполняется специальная таблица (рис. 3.11). Напоминаем, что один символ (цифра, буква, знак) в документе – это один байт.

Организационная и функциональная структуры системы отображаются в виде схем, которое при физическом (рабочем) проектировании помогают выбрать топологию компьютерной сети предприятия. Кроме того, вдумчивый анализ, существующий организационной структуры и документооборота, как правило, позволяет внести предложение по их оптимизации.

№ п/п Документ Вид документов Объем (Кбайт) Периодичность поступления
1 Д1 Вх 10 Ежедневно
2 Д2 Вх 4 1 раз в месяц
3 Д3 Вх 8 1 раз в неделю
... ... ... ... ...
n Дn Вых 6 Ежедневно
Итого: ....

 

Рис. 3.11. пример таблицы документов информационного узла

 

Стадия упрощенного технического проектирования дает обобщенную концептуальную модель решаемой задачи и позволяет частично провести логическое проектирование процессов накопления и обработки данных. Для создания информационной базы данных необходимо, прежде всего, определить состав хранимых показателей, т.е. первичной независимой информации. К такой информации относится, во-первых, нормативно-справочная информация, посещаемая в справочники баз данных, и, во-вторых, входная информация функциональных задач. Для формализованного определения состава хранимых элементов данных, помимо справочных, все показатели, характеризующие функциональную задачу, сводят в одну или несколько (в зависимости от сложности задачи) таблиц (матриц) смежности и с их помощью определяют как входные показатели. Одновременно эти таблицы позволяют определить состав функционально зависимых показателей, а для каждого из них – перечень показателей-аргументов.

После выявления наборов входных, промежуточных и выходных показателей (элементов данных) определяют математические функции для зависимых показателей. Набор этих функций и составляет математическую модель решаемой задачи.

Для того чтобы выбранные хранимые показатели занести в базу данных ЭВМ, необходимо представить их в виде, соответствующем модели организации данных в БД. На персональных компьютерах в основном используют реляционные (табличные) БД, поэтому процесс организации информационной базы при упрощенном эскизном проектировании сводится к разработке простых таблиц, содержащих входные (хранимые) показатели. При отсутствии форм входных и выходных документов разрабатываются новые или модернизируются старые формы.

При выполнении элементов рабочего проектирования производится выбор аппаратно-программных средств, решающих функциональную задачу в автоматизированном режиме. Тип компьютера должен выбираться с учетом перспективы развития информационных технологий на предприятии и расширения состава решаемых специальных задач. Кроме того, должны учитываться ресурсы компьютера, необходимые для установки базового программного обеспечения и программ, которые повсеместно используются в ежедневной профессиональной деятельности экономиста.

Простые задачи (расчет одной или нескольких таблиц), а также работы с матрицами смежности при выборе хранимых данных могут быть запрограммированы с помощью электронных таблиц (например, Excel), что фактически является элементом автоматизации этапов технического и рабочего проектирования.

Помимо усилий, направленных на организацию автоматизированного решения собственных функциональных задач, экономисту в отчете о проведенном упрощенном эскизном проектировании будет неплохо предложить топологию и схему компьютерной сети, которую можно разработать на основе анализа организационно-функциональной структуры и маршрутов информационных потоков предприятия.

После обсуждения и уточнения упрощенного эскизного проекта информационной технологии решения частных задач наступает стадия внедрения, состоящая в приобретении, установке и изучении технических (компьютер, принтер, сетевые компоненты и т.п.) и программных средств (базовое и функциональное программное обеспечение) реализации этой технологии, приобретаемые функциональные программные средства, как правило, являются многофункциональными, а их базы данных пустыми, т.е. содержат только программную оболочку (структуру). Поэтому в задачу специалиста входит после изучения инструкций пользователя выбрать те функции программы, которые им будут использоваться, а затем заполнить базу данных информацией, подготовленной на этапе упрощенного технического проектирования. Как правило, эта работа состоит в заполнении с клавиатуры ПК справочников, предназначенных для хранения входной и нормативно-справочной информации. При проектировании автоматизации решения простых задач специалист может самостоятельно подготовить их решение с помощью базовых программных средств (например, Excel и Access). После удовлетворительного решения задач на контрольных примерах (т.е. задачах с заранее известным ответом) можно приступить к эксплуатации спроектированной информационной технологии.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 649.