Кто осуществил исследование фагоцитоза и получил за это нобелевскую премию?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.С.П. Боткин

2.И.И Мечников

3.Г.Н Габричевский

 

Кто из ученых установил, что в поджелудочной железе «островки Лангерганса» являются железами внутренней секреции и имеют непосредственное отношение к углеводному обмену (вырабатывают инсулин)?

1.И.И Мечников

2.Л.В. Соболев

3.С.П. Боткин

 

Кто являлся основателем первой кафедры социальной гигиены?

1.Н.А. Семашко

2.Е.И.Чазов

3.С.П. Боткин

 

Кто являлся первым наркомом здравоохранения СССР?

1.Е.И.Чазов

2. Г.Н Каминский

3. М.П. Кончаловский

31. В конце, каких годов 20 века были сформированы новые учреждения – санитарно-эпидемиологические станции (СЭС)?

1. 20-х

2. 30-х

3. 40-х

Какие типы медицины существовали вплоть до 20-х годов 20 века?

1. Наркомздравовская (государственная)

2. страховая (за счет отчисления предпринимателей)

Кто является автором изречения «или вши победят социализм, или социализм победит вшей»?

1.В.И. Ленин

2.И.В. Сталин

3. Г.Н Каминский

Эпидемии, каких заболеваний свирепствовали в начале 20 века и являлись признаками социально-экономического неблагополучия?

1.туберкулез

2.сифилис

3.брюшной тиф

4.холера

 

Какие заболевания в начале 20 века занимали первые места среди причин смерти населения?

1.туберкулез

2.пневмонии

3.инфекционные заболевания

Кто является автором теории наследственности возникновения заболеваний?

1.А.И. Овер

2.Ф.Р. Бородулин

3.С.П. Боткин







ТЕМА 8: Медицина новейшего времени: основные достижения и международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.

Цель обучения: ознакомиться с состоянием медицины в настоящее время.

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия Время (мин)
Водное слово преподавателя 10
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию 30
Устное собеседование по теме занятия 50
Перерыв 20
Представление студентами подготовленных тематических докладов 60
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя 10

Изучение данного материала: реферативные сообщения студентов.

Контроль знаний:

· Тестирование тематическое

· Устное собеседование

Вопросы к занятию:

1. Основные особенности здравоохранения России после распада СССР

2. Выдающиеся достижения медицины 20 века.

3. Выдающиеся деятели в области хирургии: С.И. Спасокукоцкий, Б.В. Петровский, Н.Н. Бурденко, С.С. Юдин, А. Н. Бакулев

4. Выдающиеся деятели в области терапии: В.П. Образцов, Г.Ф. Ланг, Н.Д. Стражеско, А.Л. Мясников, Е.И. Чазов.

5. Развитие педиатрии: А.А. Кисель, Г.Н. Сперанский.

 

 

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию.

 

Материал для подготовки к занятиям:

· Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.

· Лекционный материал

· Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку)

 

Теоретическая основа:

 

Решительные шаги по превращению из ремесла, искусства в науку были сделаны на рубеже 19 и 20 вв. под влиянием достижений естественных наук и технического прогресса. Открытие рентгеновских лучей (В. К. Рентген, 1895—1897) положило начало рентгенодиагностике, без которой теперь нельзя представить углубленное обследование больного. Открытие естественной радиоактивности и последовавшие за этим исследования в области ядерной физики обусловили развитие радиобиологии, изучающей действие ионизирующих излучений на живые организмы, привели к возникновению радиационной гигиены, применению радиоактивных изотопов, что в свою очередь позволило разработать метод исследования при помощи так наз. меченых атомов; радий и радиоактивные препараты стали успешно применяться не только в диагностических, но и в леч. целях (см. Лучевая терапия).

Другим методом исследования, принципиально обогатившим возможности распознавания аритмий сердца, инфаркта миокарда и ряда других заболеваний, стала электрокардиография, вошедшая в клиническую практику после работ голл. физиолога В. Эйнтховена, отечественного физиолога А. Ф. Самойлова и др.

Огромную роль в технической революции, серьезно изменившей лицо медицины во 2-й половине 20 в., сыграла электроника. Появились принципиально новые методы регистрации функций органов и систем с помощью различных воспринимающих, передающих и записывающих устройств (так, передача данных о работе сердца и других функциях осуществляется даже на космическом расстоянии);
управляемые устройства в виде искусственных почки, сердца, легких заменяют работу этих органов, напр. во время хирургических операций; электростимуляция позволяет управлять ритмом больного сердца, функцией мочевого пузыря. Электронная микроскопия сделала возможным увеличение в десятки тысяч раз, что позволяет изучать мельчайшие детали строения клетки и их изменения. Активно развивается медицинская кибернетика. Особое значение приобрела проблема привлечения электронно-вычислительной техники для постановки диагноза. Созданы автоматические системы регулирования наркоза, дыхания и уровня артериального давления во время операций, активные управляемые протезы и т. д.
Влияние технического прогресса сказалось и на возникновении новых отраслей медицины. Так, с развитием авиации в начале 20 в. зародилась авиационная медицина. Полеты человека на космических кораблях привели к возникновению космической медицины.

Быстрое развитие М. было обусловлено не только открытиями в области физики и техническим прогрессом, но и достижениями химии и биологии. В клиническую практику вошли новые химические и физико-химические методы исследования, углубилось понимание химических основ жизненных, в т. ч. и болезненных, процессов.

Генетика, основы которой были заложены Г. Менделем, установила законы и механизмы наследственности и изменчивости организмов. Выдающийся вклад в развитие генетики внесли советские ученые Н. К. Кольцов, Н. И. Вавилов, А. С. Серебровский, Н. П. Дубинин и др. Открытие так называемого генетического кода способствовало расшифровке причин наследственных болезней и быстрому развитию медицинской генетики. Успехи этой научной дисциплины позволили установить, что условия среды могут способствовать развитию или подавлению наследственного предрасположения к болезни. Разработаны методы экспресс-диагностики, предупреждения и лечения ряда наследственных заболеваний, организована медико-генетическая консультативная помощь населению.

Иммунология 20 в. переросла рамки классического учения о невосприимчивости к инфекционным болезням и постепенно охватила проблемы патологии, генетики, эмбриологии, трансплантации, онкологии и др.

Открытие К. Ландштейнером и Я. Янским групп крови человека (1900— 1907)привело к использованию в практической медицине переливания крови. В тесной связи с изучением иммунологических процессов проходило исследование различных форм извращенной реакции организма на чужеродные субстанции, начатое открытием франц. ученым Ж. Рише (1902) явления анафилаксии. Австрийский педиатр К. Пирке ввел термин аллергия и предложил (1907) аллергическую кожную реакцию на туберкулин как диагностическую пробу при туберкулезе. Во 2-й половине 20 в. учение об аллергии — аллергология — разрослось в самостоятельный раздел теоретической и клинической медицины.

В начале 20 в. нем. врач П. Эрлих доказал возможность синтеза по заданному плану препаратов, способных воздействовать на возбудителей заболеваний; им были заложены основы химиотерапии. Эра антимикробной химиотерапии практически началась после введения в леч. практику стрептоцида. Начиная с 1938 г. были созданы десятки сульфаниламидных препаратов, сохранивших жизнь миллионам больных. Еще ранее, в 1929 г., в Англии А. Флеминг установил, что один из видов плесневого грибка выделяет антибактериальное вещество — пенициллин. В 1939—1941 гг. X. Флори и Э. Чейн разработали методику получения стойкого пенициллина, научились концентрировать его и наладили производство препарата в промышленном масштабе, положив начало новой эре борьбы с микроорганизмами — эре антибиотиков. В 1942 г. в лаборатории 3. В. Ермольевой был получен отечественный пенициллин. В 1943 г. в США С. Ваксманом был получен стрептомицин. В дальнейшем были выделены многие антибиотики, обладающие различным спектром антимикробного действия.

Успешно развивалось возникшее в 20 в. учение о витаминах, открытых русским ученым Н. И. Луниным, были расшифрованы механизмы развития многих авитаминозов и найдены пути их предупреждения.

Созданное в конце 19 в. франц. ученым Ш. Броун-Се-каром и др. учение о железах внутренней секреции превратилось в самостоятельную медицинскую дисциплину — эндокринологию, в круг проблем которой наряду с эндокринными заболеваниями входят гормональная регуляция функций в здоровом и больном организме, химический синтез гормонов. Открытие инсулина в 1921 г. канадскими физиологами Бантингом и Бестом произвело переворот в лечении сахарного диабета. Выделение в 1936 г. из надпочечников вещества гормональной природы, которое позднее было названо кортизоном, а также синтез (1954) более эффективного преднизолона и других синтетических аналогов кортикостероидов привели к леч. применению этих препаратов при болезнях соединительной ткани крови, легких, кожи и т. д., т. е. к Широкому распространению гормонотерапии не эндокринных заболеваний. Развитию эндокринологии и гормонотерапии способствовали работы канадского ученого Г. Селье, выдвинувшего теорию стресса и общего адаптационного синдрома.

Химиотерапия, гормонотерапия, лучевая терапия, разработка и применение психотропных средств, избирательно воздействующих на центральную нервную систему, возможность оперативного вмешательства на так называемом открытом сердце, в глубине мозга и на других, ранее не доступных скальпелю хирурга органах человеческого тела, изменили лицо медицины, позволили врачу активно вмешиваться в течение болезни.



Вопросы тестирования


1. Кто и в каком году в нашей стране произвел аллотрансплантацию аорты?

1. 1968г. Савельев

2. 1877г. Н.Н. Петров

3. 1956г. Ганс Селье


Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.