1. А.М. Шумлянский
2.А. Ф. Шафонский
3. Д.С. Самойлович
31. Организатором строительства и работы московского госпиталя является:
1. Н. Бидло
2. Г.Бургаве
3. Эразмус
Коллекция «монстров» была приобретена Петром I:
1.Ф. Рьюиш
2. А. Визалий
3. Н. Тюльп
Кто впервые из ученых медиков 18 века предложил вводить карантин при эпидемиях?
1. Д.С. Самойлович
2. М.И. Ломоносов.
3 С.Г. Зыбелин
Автор руководства «Искусство повивания и наука о бабичьем деле»?
1. Н.М. Максимовч-Амбодик
2. В.М. Рихтер
3. И.В. Буяльский
ТЕМА 7: Медицина нового времени. Россия начало Х IХ века.
Цель обучения: ознакомиться с основами врачевания в России ХIХ век.
Место проведения занятия: учебная комната.
Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.
План занятия:
Этап занятия | Время (мин) |
Водное слово преподавателя | 10 |
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию | 30 |
Устное собеседование по теме занятия | 50 |
Перерыв | 20 |
Представление студентами подготовленных тематических докладов | 60 |
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя | 10 |
Изучение данного материала: реферативные сообщения студентов.
Контроль знаний:
· Тестирование тематическое
· Устное собеседование
Вопросы к занятию:
1. Дать краткую характеристику эпохи 19 в, реформы, проводимые в области медицины
2. Условия, влияющие на развитие медицины 19 века, характеристика здравоохранения
3. Влияние материалистических взглядов ученых-медиков данного периода на развитие медицины
4. Развитие хирургии: становление хирургии, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
5. Развитие терапии: становление терапии, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
6. Развитие педиатрии: становление педиатрии, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
7. Развитие акушерства: становление акушерства, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
8. Развитие гигиены: становление гигиены, выдающиеся деятели данного периода, открытия, сделанные в этой области медицины
Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.
Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.
Доклады к следующему занятию:
· С.П. Боткин
· Н.В. Склифосовский
· И.И. Мечников
· И.П. Павлов
Материал для подготовки к занятиям:
· Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.
· Лекционный материал
· Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку)
Теоретическая основа:
Россия конец VIII начало IХ вв.
Во второй половине 18 и первой половине 19 в. были заложены основы военной и морской гигиены. Работы русского врача Д. Самойловича о чуме, опубликованные во второй половине 18 в., позволяют считать его одним из основоположников эпидемиологии.
Условия для теоретического обобщений в области медицины были созданы прогрессом физики, химии и биологии на рубеже 18—19 вв.: открытие роли кислорода в горении и дыхании, закона сохранения и превращения энергии, начало синтеза органич. веществ (1-я половина 19 в.), разработка учения о полноценном питании, изучение химич. процессов в живом организме, которое привело к возникновению биохимии” и т. д.
Развитию клинической медицины способствовала разработка во 2-й половине 18 — 1-й половине 19 в. методов объективного исследования больного: выстукивания (Л. Ауэнбруггер, Ж. Корвизар и др.)” выслушивания (Р. Лаэннек и др.), ощупывания, лабораторной диагностики. Метод сопоставления клинических наблюдений с результатами посмертных вскрытий, примененный в 18 в. Дж. Морганьи, а затем М. Ф. К. Биша, Р. Вирховом, К. Рокитанским, Н. И. Пироговым и многими другими, а также разработка клеточной теории строения организмов породили новые дисциплины — гистологию и патологическую анатомию, которые позволили установить локализацию (место) болезни и материальный субстрат многих болезней.
Чтобы оценить значение развития науки о лекарствах, достаточно вспомнить, какой грубый эмпиризм господствовал здесь в то время. И в 16, и в 18 в. арсенал лечебных средств независимо от того, каких взглядов придерживался врач, ограничивался кровопусканиями, клистирами, слабительными, рвотными средствами и еще немногими, однако достаточно эффективными лекарствами.
В России основополагающий вклад в развитие экспериментальной фармакологии внесли труды Н. П. Кравкова.
Еще в 1-й половине 19 в. трудами Е. О. Мухина, И. Е. Дядьковского, А. М. Филамофитского и других были заложены теоретические и экспериментальные основы развития физиологического направления в отечественной медицине, но особый расцвет его приходится на 2-ю половину 19 и 20 вв. Книга И. М. Сеченова “Рефлексы головного мозга” (1863) оказала решающее влияние на формирование материалистических воззрений врачей и физиологов. Наиболее полно и последовательно физиологический подход и идеи нервизма были использованы в клинической медицине С. П. Боткиным, основоположником научного направления отечественной внутренней медицины, и А. А. Остроумовым. Наряду с ними мировую славу русской терапии принесла клиническая школа Г. А. Захарьина, которая довела до совершенства метод расспроса больного. В свою очередь взгляды С. П. Боткина оказали глубокое влияние на И. П. Павлова, труды которого по физиологии пищеварения были удостоены Нобелевской премии, а созданное им учение о высшей нервной деятельности определило пути решения многих проблем как теоретической, так и клинической медицины.
Многочисленные ученики и идейные продолжатели И. М. Сеченова (Н. Е. Введенский, И. Р. Тарханов, В. В. Пашутин, М. Н. Шатерников и др.) и И. П. Павлова развивали передовые принципы материалистической физиологии в различных медико-биологических дисциплинах.
Вопросы тестирования
1. Восстание декабристов произошло в:
1. 1861 г.
2. 1825 г.
3. 1789 г.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 398.