Особенно лелеялось в эфесской школе мистерий знание о таинстве речи. В первую очередь там занимались языкознанием, и, прежде всего фонетикой. И все остальные области научного знания рассматривались исходя из знаний о языке. Как сегодня все естественные науки базируются преимущественно на математике, так в то время все знания основывали на фонетике. Сегодня звучит абсурдно, когда говорят о фонетически обоснованной физике или химии. Однако в те времена все науки отталкивались от языка, точнее сказать, от учения о звуках. Тогда считали; мы можем исследовать только что-то, что говорит нам и как оно нам говорит. Так же рассматривались и звездные констелляции. Изучались взаимоотношения между Солнцем, Луной и Землей, каким образом человек спускается из предземного бытия в земное под воздействием Солнца и Луны, и каким образом при этом нисхождении он образует свое светоэфирное тело.
Рудольф Штайнер описывает, что в Эфесе было учебное заведение, в котором школьник был полностью погружен в этот процесс. Он переживал процесс образования светоэфирного тела из солнечного света; не прямого, а отраженного от Луны солнечного света.
“И тогда на него накатывались звуки, какими они проходили сквозь Солнце: JОА (Й от ОА). Это было звукосочетание JОА, о котором человек знал, что оно активно созидает его Я, его астральное тело. JO - Я, астральное тело и приближение светоэфирного тела в звуке А.”
J .... Я
О .... астральное тело
А .... эфирное тело
“И теперь, когда в нем вибрировали звуки JОА, он воспринимал себя как Я, как астральное тело, как тело эфирное. И тогда словно от Земли исходило то, что пронизывало звукосочетание JOА: ЕН - V(В). Это были силы Земли, которые поднимались в ЕН - V.
Рис.10 Воздействия Солнца и Земли, выражающиеся в гласных
И он чувствовал в этом J eh O v А всего человека... Это вживание в JehОVА для эфесского ученика было тем, что позволяло ему осуществлять последние шаги при нисхождении из духовного мира”.101
Удивительно, что здесь нам снова встречается с имя Иеговы, которого хотели бы считать просто именем божества еврейского народа. Но очевидно, что в период расцвета Эфесской школы, в 6 и 5 веках до рождества Христова знание о сущности Иеговы было более распространено. Вероятно, это имя было наследием древней языковой мудрости Атлантиды.
В форме согласных оно звучит ИЕГОВА (JEНОVА), а в форме гласных ИЕНОУАН. Здесь вместо J появляется И, а вместо V (В русское, немецкое W) - У. Первый Н обозначает, собственно говоря, непроизносимый лунный гласный звук. Второй Н в вышеприведенной схеме Рудольфа Штайнера не упоминается. Если это имя произносить в форме согласных, в нем выражается, как через J и В огненный элемент вмешивается в образование эфирного тела, ибо человек решительно стремится к своему рождению.
И Рудольф. Штайнер продолжает: “В ЕНV звучали силы Земли”. При этом звучало имя матери Земли Ева и объединялось с именем солнечного существа, которое тогда еще должно было называться ИОА. ЕНV или ЕНУ было пронизано звуками ИОА.
Здесь мы приходим к новому образу матери Земли, нежели в Ио. Имя ИО указывает на то, как земное постепенно образовывалось из небесных сил, как в трохеическом - звучании спускалось плотное земное образование, также как кристаллизуется соляной раствор или падает снег. В Е и У выражается твердость и тьма, которую впитала в себя Земля. В Е звучат твердые горы, в у - темные глубины.
Учение в Эфесе, а в те времена учение вообще, было оживляющим и часто потрясающим. С глубоким волнением переживались сферические звучания гласных. Благодаря этому ученики приходили к знаниям, которые сообщались им через непосредственное духовное созерцание, через духовное восприятие сущности планет. Рудольф Штайнер в вышеупомянутом докладе следующим образом сформулировал содержание подобных сообщений:
Космосом рожденная сущность, ты в образе света,
Получаешь силы от Солнца в отражении Луны,
Тебе дарует Марс созидающие звуки,
А Меркурий - колебания, приводящие в движение члены.
Тебя освещает лучезарная мудрость Юпитера
И несущая в себе любовь красота Венеры -
А Сатурн своей духовной искренностью
Освящает тебя на пространственное бытие и на временное становление!
Ученики эфесской школы получали через это духовное познание основы, которые использовали впоследствии, например, в педагогике или медицине, ибо только тогда можно действительно понять, как человек оживляет и одухотворяет свою пространственную телесную форму, если познать предпосылки, находящиеся в бытии до рождения. Ведь из своего бытия до рождения человек приносит полные мудрости формообразующие силы, которые таятся в эфирном теле. Вся космическая мудрость вплетается в образующееся перед рождением эфирное тело. И в сферах звучат, как звуки арфы, светоносные гласные: ИАО, затем из глубин раздается удар хлыста - Е, и как звук органа - У, После рождения человека, все это превращается в архитектурно- пластический принцип построения тела. Человек привносит это в земную жизнь как наследие Космоса. Таким образом, через рождение постоянно льются бесконечные потоки жизни - которые можно назвать благословенными - из духовного мира вниз на Землю.
ДИОНИСИЙ И АПОЛЛОН ИЕУ-АО
Индивидуальный первозданный световой облик, который человек принимает до своего рождения, в эмбриональном периоде сгущается. Он наполняется телесной субстанцией. Ткань жизни вплетается в движения соков и роста в утробе матери. Там колеблющиеся, подобные гласным движения планет, пронизывающие эфирный световой облик, успокаиваются.
Когда в наше время космических полетов говоришь о гармонии сфер, возникает опасность быть высмеянным. Но все же то, что нам видится как гигантская небесная механика, как планетарный шестеренчатый механизм, можно сравнить с вибрациями струны. Можно точно рассчитать число колебаний, которые производит струна скрипки во время концерта, но никогда с помощью таких расчетов нельзя понять мелодию, издаваемую скрипкой, и уж тем более того, кто ее играет.
Этот поющий, наполненный гласными звуками хор, постепенно стихает в процессе формирования тела. При своем рождении тело попадает в гравитационное поле Земли, которое еще в эмбриональной стадии почти полностью укрыто околоплодными водами. Планетарные движения стихают, и человек должен учиться двигаться в поле земной силы тяжести. Он должен с помощью внешних движений приспособиться к трехмерному пространству. Тот, кто когда-либо пытался помочь ребенку, имеющему проблемы с движениями, овладеть пространством, наверняка осознает, насколько представления математиков со времен Картезия о равнозначности трех измерений являются абстракцией, всемирно распространенной и до нереальности искаженной. Математики кидают пространственный куб, словно кубик при игре в кости, хотя пространственные направления качественно отличаются друг от друга.
Человеческое тело уплотняется во время своего пространственного бытия. Этот процесс можно сравнить с кристаллизацией соли: человек, заключенный в пространственный куб, который выглядит как кристаллик соли.
Если бы младенец не ощущал отзвуков предродового мира и не получал любви, которой он окружен, то он переживал бы пространство как ужасную клетку, в которой совершенно умерло звучащее слово.
Немецкий язык позволяет образно представить это состояние в виде развернутого куба. (см. рис. 11)
Рис.11: Пространственный куб
Затем, однако, начиная с первой недели жизни, начинается развитие, которое главным образом происходит в первые три года жизни. Умершее слово снова оживает, когда ребенок учится ходить, одушевляет себя, когда он учится говорить, и одухотворяет себя, когда он учится мыслить.
Рис.12: Развертка куба (tot - мертвый, Wort - слово)
Таким образом, небо снова начинает производить гласные и согласные звуки в ходьбе, речи и мышлении. Чудом из чудес является то, что ребенок учится не какому-нибудь языку, а речи вообще, не каким-нибудь осмысленным движениям, а скоординированному движению вообще, и не какой-нибудь мыслительной дисциплине, а разумному мышлению вообще - гениальность небесного уровня.
В первые годы жизни пространственный куб снова раскрывается, и на разложенных сторонах куба можно изобразить, подобно их воздействию, гласные звуки.
Рис.13: Гласные оживляют пространство движения
Меркурий возглавляет планетарный хоровод. Ему удается испустить из головы в тело луч И. Все остальные движения он упорядочивает согласно своей вертикали. Марс с помощью своего Е сводит вместе право и лево, так что руки могут охватить себя. Сатурн распространяет силу У до костей, поэтому ребенок может твердо стоять на ногах.
Если развитие движений у ребенка затруднено из-за церебральных поражений, то в процессе терапевтического воздействия, какое бы оно ни было избрано, нельзя упускать из виду основополагающую мысль: именно Я ребенка определяет его способность к прямохождению. Обоснованная с духовной точки зрения терапия должна быть направлена в первую очередь на Я, как на импульсирующее начало. Если тренировать только механические процессы движения, то игнорируется самое главное. Никакая терапия не может обходиться без усердной тренировки, да и, как правило, ребенок не желает ничего так сильно, как мочь передвигаться, как все остальные. Необходимым условием является воля матери, переносимая на ребенка. Она может как раз с помощью хирофонетики вызвать двигательные импульсы. Это. дионисийские гласные звуки ИЕУ, как их называет Рудольф Штайнер. Они зажигают движение, в то время как А и О придают движению красоту и форму. Но сначала требуется огонь желания, чтобы преодолеть внутренние препятствия движениям ребенка.
Рудольф Штайнер говорит, что стихотворение, содержащее преимущественно И, У и Е, разбрасывает искры пламени благодаря их дионисийскому характеру. Стихотворение с преобладанием звуков А и О он называет формообразующим, спокойным аполлоническим стихом.102
В другом месте он говорит: “Если бы вы находились в Греции в то время, когда мужчины готовятся к сражению, и проходили мимо храма, посвященного Дионису, то вы могли бы услышать странные восклицания, раздающееся из глубины храма: ииИ, ииИ, ееЕ; и далее на три полтона выше ууУ, ууУ”.103 И далее он описывает, как зажигательные восклицания жрецов делали молодых воинов способными смело пойти в бой и вернуться из него победителями.
Дионисийские звуки в анапесте (стихотворный размер), примененные к ребенку с двигательными проблемами, могут оказать значительную помощь. Это происходит не хаотически. Нет, ребенок открывает для себя с помощью звукодушевной сущности, каким образом он может дирижировать своим телом. Тренировка движений, которая, безусловно, необходима, приносит при этом лучшие результаты.
Если через некоторое время импульсация будет достаточной, то можно ослабить тонус с помощью А и О. Само собой разумеется, при этом надо добавить согласные Р, Л и М и другие.
ВЫВОДЫ; О ВОКАЛЬНЫХ РЯДАХ
1. Строение храма ИЕУОА
Этот звукоряд соответствует состояниям души, которые человек переживает во время пробуждения, в то время, как душевно-духовное проникает в телесно- физическое, чтобы соединиться с силами окружающего мира. Если же этот процесс нарушен, например, в связи с эпилептическими состояниями, то этот звукоряд ложится в основу терапевтического воздействия.
2. Кровь и нерв АОU-ЕИ
А, О, У соответствуют состояниям души “человека крови”, Е и И соответственно состояния души “человека нервов”. Поэтому первый звукоряд подходит в первую очередь для лечения состояний, при которых нервные и мыслительные деятельности слишком слабы и поэтому возникают ослабление памяти, глупость и отсутствие фантазии. Второй звукоряд предназначен для лечения нервного перевозбуждения, например, у пациентов которым жизнь кажется невыносимой.
3. Великая матерь ИО
Через И и О Меркурий и Юпитер осуществляют принцип движения и принцип упорядочивания движения. Члены тела образуются по этим принципам. Тем самым человек овладевает процессом движения.
4. Прометей и Эпиметей
ИАО - ИОА. Эти три световых звука являются речевым выражением внешнего хода солнца. Последний в процессе развития Я человечества вбирается вовнутрь и превращается в индивидуализированный ход солнца. ИАО указывает на бодрствование, ИОА - на сон.
5. Световые и земные звукосочетания ИОА - ЕУ Человек в период до своего рождения образует в лунной сфере свое эфирное тело. И тогда внутри него звучат ИОА, исходящие из Солнца, и Е, У исходящие из Земли. После зачатия и рождения космические вокальные воздействия формируют физическое тело.
6. Дионисий и Аполлон, ИЕУ - АО
Ребенок принимает вертикальное положение, когда он учится прямохождению с помощью силы И. С помощью Е создается взаимосвязь между левой и правой половинами тела, что так важно при ходьбе. С помощью У он приобретает способность крепко стоять на ногах. Таким образом, ИЕУ связывают духовно-душевное с телесным, в то время как А, О ослабляют слишком сильную связь.
Литература
54. Kaspar Appenzeller, Die Genesis im Lichte der menschlichen Embryonalentwicklung, Basel, 1976
55. Maria Schubsinger, Einführung in die Phonetik, 2. Auf., Berlin, N.Y., De Gruyter, 1977
56. Rudolf Steiner, Das Wesen des Musikalischen, GA 283, Vortr. 2.12.22
57. Rudolf Steiner,Der Jahreslauf als Artmungsvorgang der Erde, GA 223, 4. Vortr.
58. Rudolf Steiner, Eurythmie als sichtbare Sprache, GA 279, 11. Vortr.
59. Nach Blavatzky, Die Geheimlehre, Den Haag, o.J.
60. Rudolf Steiner,Welt, Erde, Mensch, GA 105, 5. Vortr.
61. Rudolf Steiner, GA 105, 9. Vortr.
62. Rudolf Steiner, Das Wesen des Musikalischen, GA 283, Vortr. 7.2.21
63. Rudolf Steiner, Nordische und mitteleuropдische Geistimpulse, GA 209, Vortr. 18.12.21
64. Fr.Kainz, Psychologie der Sprache, Stuttgart, Ferd. Enke Verlag, 1954, 2. Auflage
65. Otto Jespersen, Die Sprache, ihre Natur, Entwicklung und Entstehung, Heidelberg, 1925, 418
66. Andreas Amwalt, Erkenntnis und Sprache, Elemente der Sprachentstehung, Stuttgart, 1980
67. Rudolf Steiner, Geisteswissenschaftliche Sprrrachbetrachtungen,GA 299,6. Vortr.
68. Rudolf Steiner, Heileurytmie, GA 315, 7. Vortr.
69. Rudolf Steiner,Aus der Akasha-Chronik, GA 279 ,1. Vortr.
70. Rudolf Steiner, Eurytmie als sichtbare Sprache, GA 279, l . Vortr.
71. Rudolf Steiner, Heileurytmie, GA 315, 2. Vortr.
72. Ernst Moll, Die Sprache der Laute, Stuttgart, Verl. Freies Geistesleben, 1968
73. Rudolf Steiner, Sprachgestaltung und Dramatische Kunst, GA 282 ,1 . Vortr.
74. Rudolf Steiner, Heileurytmie, GA 315, 4. Vortr.
75. Rudolf Steiner, Anweisungen fьr eine esoterische Schulung, GA 42 ,S.93
76. Rudolf Steiner,Wahrspruhworte, GA 40, S.94
77. Rudolf Steiner, Heileurytmie, GA 315, 4. Vortr.
78. Margarets Kirchner-Bockholt, Grundelemente der Heileurythmie, Dornach, 1969
79. Agathe Lorenz-Poschman, Terapie durch Sprachgestaitung, Dornach, Phil. Anthr. Verl
80. Rudolf Steiner, Die Geheimnisse der biblischen Schцpfungsgeschichte , GA 122.
81. Kaspar Appenzeller, Die Genesis im Lichte der menschlichen Embryonalentwicklung, Basel, 1976
82. Rudolf Steiner, Heileurytmie, GA 315, 2. Vortr.
83. lohanna Zirke, Lautformen, a.a.O., 8.9
84. Rudolf Steiner, Eurytmie als sichtbare Sprache, GA 279, 7 . Vortr.
85. Rudolf Steiner, Heileurytmie, GA 315, 2. Vortr. 86.lohanna Zirke, Lautformen, a.a.O.
87. Rudolf Steiner,Mysterienstatten, 22.4.1924, GA 233a
88. Rudolf Steiner, Heilpдdagogischer Kyrs, GA 317, 3. Vortr
89. Rudolf Steiner, Heileurytmie, GA 315, 2. Vortr.
90. Margarete Kirchner-Bockholt, Grundelemente der Heileurythmie, Dornach, Phil. Anthr. Verl., 1969
91. Rudolf Steiner, Erziehungskunst , GA 294 ,1
93. Rudolf Steiner, Eurytmie als sichtbare Sprache, GA 279
94. Rudolf Steiner, Heilpadagogischer Kyrs, GA 317, 3. Vortr
95. Rudolf Steiner ,Metodik und Wesen der Sprachgeschtaltung, GA 280, S.43
96. Rudolf Steiner, Sprachgestaltung und Dramatische Kunst, GA 282 ,11. Vortr.
97. Rudolf Steiner, Entehung und Entwicklung der Eurytmie, GA 277a, S.50
98. Robert von Ranke-Graves, Grichische Mythodologie, Rowohlt 1961, 1,171
99. Margarete Kirchner-Bockholt, Grundelemente der Heileurythmie, Dornach, Phil. Anthr. Verl., 1969
100. Elisabet Baumann, Aus der Praxis der Heileurytmie, Phil. Anthr. Verl. Dornach, S.12, 4 Vortr.
101. Rudolf Steiner,Mysterienstatten, GA 233a,
102. Rudolf Steiner, Eurytmie als sichtbare Sprache, GA 279, 7 . Vortr.
103. Rudolf Steiner, Entehung und Entwicklung der Eurytmie, GA 277a, S.50
Содержание
I. ПУТЬ К ЖИВОМУ ПОНИМАНИЮ ЯЗЫКА.. 3
1. СОДЕРЖАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.. 3
2. МЕТОДЫ РАССМОТРЕНИЯ. 4
3. ОТНОШЕНИЕ РЕЧИ К МЫШЛЕНИЮ... 5
ВЫВОДЫ: ПУТЬ К ЖИВОМУ ПОНИМАНИЮ ЯЗЫКА.. 8
II. ДЫХАНИЕ, АРТИКУЛЯЦИЯ И ГОЛОС.. 8
1. О ЗАЧАТИИ И ЖЕСТАХ РЕЧЕВОГО ПРОЦЕССА.. 8
2. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ ЗВУКИ.. 11
3. ЗВУКОВАЯ СОГЛАСНОСТЬ ТОСКУЕТ ПО ЗВУКОВОЙ ГЛАСНОСТИ.. 12
ВЫВОДЫ: ДЫХАНИЕ, АРТИКУЛЯЦИЯ И ГОЛОС. 15
III. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ. 16
1. ГЛАСНЫЕ И ПТИЧИЙ КРИК. 16
2. КЛИЧ АНГЕЛОВ И СЕМЬ ГРОМОВ. 18
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЧИ.. 21
4. ДВА ИСТОЧНИКА РЕЧИ.. 23
5. О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ АОUМ.. 25
ВЫВОДЫ; ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ. 29
IV. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ГЛАСНЫХ.. 30
1. РЕЧЬ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА.. 30
2. А - ОТКРЫТЫЕ ВРАТА.. 32
3. Е - ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ СТЕНЫ.. 34
4. I - ВЕРТИКАЛЬНАЯ КОЛОННА.. 36
5. О - СВОД КУПОЛА.. 38
6. U - ВЫТЯНУТЫЙ ЗАЛ. 39
ВЫВОДЫ: ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ГЛАСНЫХ.. 41
V. О РЯДАХ ГЛАСНЫХ.. 41
1.ВОЗВЕДЕНИЕ ХРАМА ЗВУКОВ ИЕОУА.. 41
2. КРОВЬ И НЕРВ АОУ-ЕИ.. 43
3. ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ ИО.. 44
4. ПРОМЕТЕЙ-ЭПИМЕТЕЙ ИАО-ИОА.. 46
5. СВЕТОВЫЕ И ЗЕМНЫЕ ГЛАСНЫЕ ИОА-ЕУ.. 47
6. ДИОНИСИЙ И АПОЛЛОН ИЕУ-АО.. 49
ВЫВОДЫ; О ВОКАЛЬНЫХ РЯДАХ.. 52
Литература.. 53
Содержание. 55
Дата: 2019-02-02, просмотров: 239.