Мы подошли к воззрению, что гласные, чтобы зазвучать, создают в ротовой полости миниатюрные пространства, своеобразные инструменты, и в их звучании и отзвуке становится слышна сущность планет. Итак, мы проделали путь от малого к большому и обнаружили в артикуляции АЕИОУ элементы мироздания. Если мы хотим воздвигнуть на Земле здание, то начнем не с ворот. Это может быть лишь заключительным актом. То же справедливо и в отношении построения человеческого тела. Ряд А-Е-И-О-У для этого не подходит. Творение Господа - храм тела человека - предполагает, что человек представляет собой своеобразный прямостоящий столб. Тело как прямостоящая конструкция: И(I).
Затем тело, как и дом, имеет стены; оно ограничено кожей. Тело как ограниченный образ: Е.
Голова образуется подобно своду в храме. Она и по форме, и по функции изолирует человека от окружения. Тело как замкнутый образ: О.
Далее, внутри трубчатых костей образуются продолговатые полости, которые важны для жизни крови. Туловище человека тоже построено как цилиндрическое вместилище для органов, словно вытянутая зала. Тело как вытянутая полость: У(U).
Наконец, необходимы отверстия, подобно окнам и дверям: рот, глаза, уши и т.д. Тело как самооткрывающийся образ: А.
Столб:
Тело, как прямостоящий образ - И
Стены:
Тело, как-ограниченный образ - Е
Свод;
Тело, как замкнутый образ - О
Зал:
Тело, как вытянутая полость - _ У
Отверстия:
Тело, как самооткрывающийся образ - А
Если мы расположим звуки таким образом, то получим И-Е-O-У-А, т.е. уже обсуждавшийся ряд Иегова (Jehovah). Мы видим, что архитектура вообще, если, конечно, она себя правильно выражает, является жестом гласных, одушевленной речью, заключенной во внешние твердые формы.
Кто наблюдает устройство мира, особенно обращая взгляд на звуковые формы, тот обнаружит, что ни в высях, ни в глубинах мира не содержится ни одной вещи, которая бы не несла в себе след звуков. В древние времена люди приходили к мнению, что человек, если только он был достаточно могущественным, мог при помощи ряда ИЕОУА, заново совершить сотворение мира. Сказание говорит о Хираме, строителе храма Соломона. Ему, чтобы закончить литье Железного моря, пришлось спуститься вглубь Земли, туда, где в огне металла еще бурлили силы созидания, оставшиеся здесь с начала мира. Он вынес на поверхность металлический звук гласных, чтобы с их помощью возжечь высшую силу Я, ибо ему как раз этого не хватало, чтобы завершить литье.
Жизненные силы созидания были доверены каждому человеку, чтобы он не погрузился в летаргию своей жизни. Он был вооружен пятью или семью гласными силами, чтобы изменять мир - и даже более: чтобы он сам подвергался их преобразующему пламени.
Наша терапия гласными не больше, чем в мольбе протянутые руки. Кто не ощущает в себе дара, как эхо приходящего из духовного мира в его гласные, тот занимается терапией в пустую. Терапия наполняет притекающими из космоса эфирными силами терапевта в более или менее сознательном состоянии, а пациента - в более или менее бессознательном.
Терапевт, чтобы пережить эфирный поток, должен привыкнуть в переживании звуков всегда оставаться прямодушным. Гласные должны стать для него звуками сердца, произносимыми им с огромным интересом. В нем должен проснуться артист, ибо произнесенный звук и хирофонетический образ звука в форме движение превращаются в живое, обладающее силой существо, во что-то действительное, и это действительное начинает действовать.
Когда утром человеческая душа просыпается и постепенно вступает в телесную жизнь, происходит ряд душевных переживаний, сопровождающий переход от сна к бодрствованию. Кто внимательно проследит этот процесс, тот обнаружит, что ощущения, приходящие друг за другом, соответствуют настроениям гласных. Порядок их появления совпадает с тем порядком, в котором они стоят в алфавите: А-Е-И-О-У.
Когда процесс пробуждения дошел до этой предварительной стадии, душа должна настроиться по-другому. Воля должна принять мир с его тяжестью, с холодной внешней температурой, с дневным светом и так далее. Порядок этих настроений, с которыми Я проникает во внешний мир, оказывается таким: И-Е-О-У-А.
Мы читаем в “Лечебно-педагогическом курсе” Рудольфа Штайнера94, что пробуждение не состоит лишь в том, что душевно-духовное соединяется с телесно-физическим, примерно как водород с кислородом, но что при этом оно должно проникнуть и связаться с силами внешнего мира.
Если при таком проникновении возникают трудности, скажем, при связывании Я с тяжестью, с внешней температурой, со световыми условиями и т.д., тогда образуется некий затор, симптомы которого могут проявляться в различного рода эпилептических состояниях. Отсюда видно, что в основу лечения эпилепсии нужно положить как раз ряд И-Е-О-У-А.
КРОВЬ И НЕРВ АОУ-ЕИ
Если точнее рассмотреть ряд гласных имени Иегова (Jehovah), можно выделить две группы, заканчивающиеся на Н (нем): И-Е-Н и О-У-А-Н.
При произнесении И и Е рот открывается не сильно. Из точки их самой сильной вибрации эти гласные очень быстро, словно отраженные, выбрасываются наружу. Благодаря этому они получают светлое звучание. Е и И вместе образуют ЕИ, которое Рудольф Штайнер связывает с Луной. И в самом деле, при их артикуляции происходит нечто подобное отражению Луной солнечного света.
А, О и У - звучат при большем открытии рта в большем пространстве. Если их объединить, они образуют АУ, которое Рудольф Штайнер связывает с Солнцем.
Среди упражнений, который он дал для формирования речи (Sprachgestaltung), есть одно, в котором обращается внимание на значение гласных.
“Возьмем личность, которая является преимущественно человек крови; она редко выходит из себя, внутренне стойкая, спокойная. Другая же являющаяся человеком нервов, легко выходит из себя, возбуждена, беспокойна. Гласные, воспроизводящие то, что живет в человеке крови, - это А, У, О, АУ. Гласные человека нервов - И, Е. И и Е у нервного человека сами просятся на язык. По говору различных народов, по преобладанию тех или иных гласных, можно сделать вывод о характере расы. Можно увидеть, что у спокойных и стойких народностей преобладают А и О, а у нервных - Е и И.” Немецкий тест диалога спокойного человека и нервного:
“Sahst du das Blass an Wang und Mund?”
“Nichts um Gesicht bemerke Ich.”
“Du kannst nur schauen, was krass.”
“Nimm mich nicht mich selbst.”
“Allzustark wachst du kaum.”
“Eben deswegen will ich dies nicht.”
Русский вариант:
“Огромны кажутся глаза”
“Нет, нет, не сильно велики”.
“Ты смотрел только на то, что явно”.
“Не выводи меня из себя”.
“Ты постоянно чуть-чуть во сне”.
“Потому я этого и не хочу.”95
Нет ни одной комедии, в которой в каком-либо варианте не были бы представлены оба этих типа.
Когда человек теряет самообладание, что легко происходит с нервным типом, он впадает в гнев. Тогда во всей остроте проявляется то, что в нем бушует как характер И и Е. Человек застывает в позе И и скоро ослабевает. Он вынужден немного успокоиться. Он съеживается в позе Е. Снова накатывается гнев, что вызывает эти волны самооцепенения и съеживания в И и Е.96
Для терапии всегда справедлив принцип подобия: подобное лечится подобным. Поэтому в случаях нервозной раздражительности применяются И и Е вместе с соответствующими согласными.
Как же выглядит другой тип, человек крови, когда он слишком спокоен? В его совершенно спокойном Бытии-в-себе он не проявляет никакого интереса к миру, в крайнем случае, он интересуется теми вещами, которые улучшают его самочувствие. Он будет обходить препятствия и уклоняться от трудностей. Лучше всего его состояние изменить звуками А, О и У.
ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ ИО
При произнесении И воздушная форма, которую мы создаем, простирается в длину; она длинная и тонкая. При произнесении О форма короткая и округлая, так что в смене И и О выражается ритм смены короткого и длинного.
Речь является истинным Протеем. Она может превратиться во что угодно. То, что приняло в мире постоянный облик, она хочет вернуть в горнило творения. Если бы человек мог не только произносить И и О, но и принимать облик И и О, его тело становилось бы то длиннее, то короче.
В одном докладе Рудольфа Штайнера есть интересное место, где говорится о трохее:
“Если Вы вживетесь в звуки, во всем коротком Вы будете видеть нечто О-подобное, а во всем длинном - И-подобное.”... “Трохей греки также называли меркуриальным ритмом. Посланец богов спускается с небес к людям на Землю, но за ним стоит вся полнота божественной мудрости и милости. И из этой полноты он приносит людям радости и горе, задачи и разочарования, как это им отмерили боги. Подгоняемый - этой полнотой, он так решительно устремляется с небес на Землю, что вынужден бывает затормозить. Так возникает мощный длинный слог и принимающий на себя этой огромный порыв короткий слог. Греки даже часто изображали Меркурия хромым.”97
Меркуриальный звук И тормозится звуком Юпитера О. Вообще, Юпитер всегда замедляет ритм, тогда как Меркурий ускоряет. Например, по типу дыхания человека можно определить, какому влиянию он по своей конституции подвержен больше. Дыхание, больше подверженное влиянию Меркурия, быстрое и менее равномерное. Напротив, Юпитер замедляет, гармонизирует, и привел бы, если бы Меркурий не нарушал ему постоянно его педантичный порядок, к застыванию всех процессов. Меркурий заставляет все двигаться, и поверг бы все в довольно хаотичное кружение.
Через И и О Меркурий и Юпитер проявляют принцип движения и принцип упорядочивания движения. Человек не смог бы произвольно передвигаться, если бы не мог управлять с помощью головы процессом движения. Полюс движения конечностей обречен подчиняться полюсу спокойствия головы, который эти движения “скругляет”. Если бы голова также была органом движения, как мы это видим в случае низших животных, то человек мог бы двигаться только непроизвольно. Однако движение человека успокаивается и упорядочивается его верхним полюсом. Человек даже при самом интенсивном движении способен сохранять внутреннее спокойствие.
Поэтому неудивительно, что не только в функционировании, но и в принципе построения конечностей ярко выражены звуки И и О. Каждая конечность имеет суставы. В движении роста проявляется устремление и сдержанность, удлинение и закругление. Где устремление “тормозится”, возникает сустав.
Ио было одним из многих имен “Великой Матери”, как ее называли в период неолита на широких просторах Европы и Азии. В ней почитали сущность, которая как Мать Природа, оплодотворенная космосом, породила всех существ. Именно она всех оберегала и обо всех заботилась. Она создавала порядок, например, в пчелином семействе, она покровительствовала матерям во время беременности и в родах.
Легенды гласят, что она зачала от существа, олицетворяющего собой космос, опоясанного молниями Зевса-Юпитера. Но Гера, его жена, приревновала ее, и тогда Зевс, чтобы спасти Ио от преследований своей супруги превратил ее в белую корову; однако, это не помогло. Гера поручила стоглавому великану Аргусу охранять Ио в тайном месте. Но Гермес-Меркурий, искуснейший из всех воров, по велению Зевса должен был похитить ее. Ему пришлось усыпить все сто глаз Аргуса игрой на флейте прежде, чем он смог убить великана и освободить Ио. Но ревность Геры не стихала. Она направила к Ио ядовитую осу, которая преследовала Ио по всему миру, где бы та ни находилась.
В этой легенде отражен тот факт, что в природе к тому времени уже больше не господствовали райские отношения. Каждая тварь испытывала мучение от бытия вдали от Бога. В природу просочились распри и яд. Она не могла более быть оплодотворенной космосом, не оказавшись при этом преследуемой.
Природа оплодотворяется космической любовью, но этой любви не хватает, чтобы защитить ее. Она не находит места, где бы могла родить. Меркурий может усыпить сто зловещих глаз, но он не в состоянии ничего сделать против ядовитого жала.
Для жителей Аргуса, например, Ио была богиней луны и дождя с коровьими рогами. В дни засухи весталки исполняли танец дождя, а мужчины переодевались в дятлов, стучали по дубовым дверям и кричали И-О, чтобы наконец выпал дождь.98 Наверняка при этом И произносилось очень протяжно, молитвенным тоном.
В терапии можно хорошо использовать трохеическое И-О, если на И отвести примерно в три раза больше времени, чем для О, то есть, например, три раз сделать И и один раз О.- Тогда мы действительно в трохеической мере низводим на землю свет и любовь. Ибо Меркурий есть светлый посланник космоса, а Юпитер - воплощенная космическая любовь. Соединяя обе космические силы в И и О, на определенных пациентов с состояниями торопливости и нервозности можно оказать благотворное влияние, ибо Меркурий придает импульс движению выпрямления, а Юпитер упорядочивает это движение.
Если бы в мире не существовало любви, т.е. если бы не было постоянного действия космической плодотворности, то тогда бы свет вливающийся в нас через глаза и вообще через органы чувств, причинял бы только разрушение. Человек бы был вздрагивающим комком нервов. Но навстречу световому процессу движется тепло крови и воспринимает свет. Таким образом, острое копье света не убивает, а превращается во флейту Меркурия, которая усыпляет стоглазого великана, являющего собой образ человека нервов.
Это праобраз хорея и звукоряда И-О. С его помощью нервно мечущееся, беспокойно трепещущее движение преобразуется в движение скоординированное, прежде всего, если через Р (R) добавить ритмизирующее воздействие, а через С (S)- объединяющее, преодолевающее воздействие, например, ИСО-ИРО.
ПРОМЕТЕЙ-ЭПИМЕТЕЙ ИАО-ИОА
На современной ступени сознания человечества процесс пробуждения и засыпания не зависит более от дневного света. Еще в первой половине атлантического периода человек неотвратимо погружался в сон с заходом солнца и просыпался с его восходом. Затем ритм сна и бодрствования освободился от космического светового ритма. Сегодня это внутренние световые процессы, которые загораются и являются причиной того, что человек просыпается из сна, и которые снова затухают и тем самым вызывают засыпание. Благодаря этому перенесенному внутрь световому ритму человек создает микрокосмическую смену дня и ночи.
Этот, такой важный для Я-сознания, процесс должен каким-то образом отражаться и в образовании звуков. В звукообразовании должно был запечатлеться рождение Я.
Наблюдая гласные, можно отчетливо увидеть, что три из них излучаются из точки сердца (Herzpunkt): И, А и О. В звуке И солнце словно светит под прямым углом из самой высшей точки своей небесной траектории, в А отражается восход и в О заход солнца. Таким образом, на образование звуков проецируется интериоризированный ход солнца. В триединстве ИАО проявляется в речевой форме, что однажды одарило человека новым членом, Я. До этого его душу пробуждало внешнее Солнце. В тот момент развития человечества, когда в человека вошло Я, эта солнечная сила начала действовать в нем самом. Каждое утро внутренний свет будит его и каждую ночь приводит ко сну. Восход и заход переместились внутрь. Этот шаг в развитии рождение Я, - произошел где-то в середине атлантического периода.
В жесте И Я входит в бытие в своем самом светлом, светящемся образе. Через А в нем действуют силы восхода, через О - захода солнца. Таким образом, Я находится по середине между прошедшим и наступающим, ибо прошедшее определяет настоящее, а будущее уже живет в сегодняшних намерениях воли. Я подобно дневному ходу Солнца. Оно является существом времени. Поэтому сила, выражающая принцип Я, божественная солнечная сущность, может сказать про себя: “И Я тот, кто был, и Я тот, кто грядет” (“Ich bin, der da war, der da kommt”) . В этой фразе, если внимательно присмотреться, даже звучит И-А-О.
Так человек идет по жизни со своим бодрствующим. дневным Я между полярностями времени. Как истинный Прометей, он сам зажигает огонь своего бодрствования. Он похитил у богов солнечное пламя. С И как с огнем полуденного Солнца он взирает на два других солнечных звука, на А и О: И-А-О.
В ряде И-О-А отражается еще одни аспект. Этот ряд ведет нас во время, когда между О и А, между заходом и восходом Солнца простирается ночная сторона бытия человека, подсознательное, сон. В О затухают картины жизни, а потом в А восходит Аврора, утренняя заря из моря сна. Прометей взирает с А до О, с утра до вечер. Эпиметей взирает с О до А, в темноту.
Маргарете Кирхнер-Бокхольт так пишет об этом:
“Созвучие “ИАО” - очень значимо. В старые времена для учеников мистерий оно звучало, как ИОА, чтобы направить их взгляд к событиям до рождения. В эфесских мистериях при посвящении в таинства богини Дианы ученики переживали “О” [подобно тому как звучало “И” во время нисхождении индивидуальности], когда дух окутывал себя душой, и “А” при присоединении эфирной субстанции. Сейчас нет более “ИОА”, а есть “ИАО” - это соответствует нашему времени. Нисхождение человечества из духовного в физический мир свершилось. Духовно-душевная сущность человека пронизала тело; сейчас скорее существует опасность слишком сильного слияния с телом. То есть, наступает время снова освободить душевное и связать с окружением, из нижней точки начать восхождение снова в высоты духовного мира. Мы делаем это, когда в своем теле духовно переживаем “И”, “А”, и через “О” снова приводим духовное к откровению в его своеобразии.”99
В терапии ряд ИАО действует, что освобождает душевное начало. Он пробуждает внутренний свет, придает душе мужество и вселяет в нее радость. Можно заметить благотворное влияние на дыхание, особенно при заикании и тахилалии.
В одном из случаев одностороннего паралича у школьника (как сообщает Элизабет Бауманн100) Рудольф Штайнер рекомендовал для лечебной эвритмии ряд ИАО, возможно, чтобы пробудить его Я, активно преодолевать существующее затруднение. Часто люди традиционно рассматривают эти затруднения и считают, что они должны быть устранены в первую очередь, при этом выпускают из поля зрения, что дело, прежде всего, во внутренней активности. Особенно это касается параличей. ИАО мотивирует к активности.
ИОА можно использовать при лечении детей, родившихся с недоразвитыми органами, при преждевременных родах вообще, при недостаточности родовой деятельности, при новообразованиях. Как уже было сказано, этот ряд указывает на процессы до рождения. Если соединить гласные с требуемыми согласными, можно получить возможность создавать те импульсы, которые будут восполнять то, что осталось несовершенным.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.