Переходим непосредственно к модели описания целевой аудитории. Данная модель была предложена Джерритом Антонидесом и Фредом ван Раем (Gerrit Antonides and W.Fred van Raaij), которые разделили все группы параметров для описания целевой аудитории на три уровня:
- Общий уровень описания целевой аудитории;
- Описание целевой аудитории на уровне товарной группы;
- Описание целевой аудитории на уровне бренда.
Общий уровень описания целевой аудитории
Общий уровень описания целевой аудитории – это составление портрета типичного покупателя компании по географическим, социально-демографическим и психографическим критериям. Данный уровень описания целевой аудитории помогает составить в голове четкую картинку человека по возрасту, характеру и стилю жизни.
Уровень товарной категории
На уровне товарной категории описываются особенности поведения типичного покупателя продуктов при выборе, использовании и покупке продуктов на рынке. Другими словами, прочитав данное описание, любой должен понять, по каким параметрам поведения целевая аудитория отличается от всех потребителей на рынке.
Особое внимание уделите следующим характеристикам:
Характеристика ЦА | пример описания ЦА по параметру |
частота использования категорией | используют ежедневно, раз в месяц, раз в полгода. |
частота покупки категории | покупают ежедневно, раз в месяц, раз в полгода. |
использование количества торговых марок | покупают несколько торговых марок или предпочитают 1 бренд |
предпочтения в объемах упаковки | 250 мл, 50мл, 1 л. |
где предпочитают покупать продукт | в продуктовых магазинах, через интернет, в аптеках, на рынках и т.д. |
отношение к категории | Считают, что соки вредны для здоровья или считают, что они важны и их необходимо пить ежедневно |
способа принятия решения в категории | выбирают товар непосредственно у полки магазина или предпочитают запланировать покупку заранее; выбирают из одного или нескольких брендов; сначала выбирают по цене, типу действия и т.п. |
Уровень бренда
На уровне бренда авторы методики предлагают описывать целевого потребителя по следующим характеристикам: уровень знания о товаре, степень лояльности к бренду (высоко приверженные, относительно лояльные, переключающиеся, отказавшиеся), сформировавшееся мнение о бренде (бренд А лучше, чем бренд Б; бренд А более натуральный), намерение приобрести бренд.
Примеры описания целевой аудитории
Целевая аудитория потребительского рынка
Приведем пример описания целевой аудитории типичной потребительницы крупной бытовой техники.
Общий уровень
Демографические характеристики: женщина в возрасте 25-55 (ядро целевой аудитории 30-50), с доходом средний / ниже среднего, жительница крупных городов и деловых центров численностью от 500 тыс. чел. Замужем, 1-2 ребенка в возрасте до 10 лет. Офисный сотрудник в небольшой фирме или продавец-консультант в крупном торговом центре.
Ключевые ценности: Семья – ключевая ценность для нее. Все свое свободное время предпочитает проводить в кругу семьи, любит семейный отдых на море. Ведет семейный бюджет и четко рассчитывает все семейные расходы. Ценит стабильность, комфорт, размеренность.
Психографические характеристики: Ведет размеренный, спланированный, спокойный образ жизни. По характеру совершения покупок – последователь. Покупает популярные трендовые вещи, но на пике популярности. Не совершает импульсных покупок. В покупках доверяет мнению друзей и близких родственников. В покупках стремится проявить следующие желания: покупки для семьи подтверждают ее статус хорошей заботливой мамы и хранительницы очага; покупки для себя подтверждают ее статус современной и активной женщины. Имеет хобби, но отводит им немного времени. Хобби подтверждают ее активность. Предпочитает отдых на природе, пикники за городом или на даче у родителей.
Уровень товарной категории
Покупку крупной бытовой техники предпочитает связывать с определенными жизненными событиями. Планирует покупку за 2-3 месяца до ее совершения. Для совершения выбора пользуется следующими источниками информации (по убыванию влияния на решение): опыт подруг, обзоры и отзывы в интернет, мнение мужа, опыт родителей, советы продавцов-консультантов. Покупает технику в магазинах крупных торговых центров города. Выбирает из 2-3 известных бренда. Не покупает неизвестные марки. Предпочитает покупать в кредит, если сумма покупки превышает половину месячной зарплаты. Из модельного ряда предпочитает выбирать средне-ценовые товары. Если настроилась на покупку - то совершает ее, даже если желаемого товара нет в наличии (т.е. покупает ближайший заменитель).
Отношение к бренду
К бренду Х относится нейтрально. Он не входит в набор ее обычно покупаемых марок, но и не входит в набор брендов, которые она никогда не будет покупать. Опыт общения с брендом у нее строится на 1-2 случайных покупках или подарках от знакомых. Считает, что бренд недостаточно инновационный, обладает мужским жестким характером и холодным дизайном, поэтому не вписывается в ее привычный образ жизни и не совсем сочетается с интерьером квартиры.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 713.