Если планируется запустить новый продукт для захвата нового рынка, то в этом случае нет ограничений со стороны существующего продукта и сложившегося о нем образа на рынке. В такой ситуации найти наиболее привлекательную целевую аудиторию поможет следующий план работ:
- Проведение анализа и сегментирование рынка;
- Определение наиболее привлекательных с точки зрения прибыли и принципов работы сегментов;
- Описание наиболее вероятных потребителей сегмента на основе 6 вопросов, описанных выше;
- Составление плана работы с целевым рынком.
Целевая аудитория товара выбирается на этапе разработки стратегии позиционирования, после проведения анализа и сегментирования рынка. Очень часто требуется определить и описать целевую аудиторию без маркетинговой стратегии, особенно это актуально для специалистов по маркетингу, которые только начинают работать в компании. В таком случае можно поступить следующим образом:
- понять, кто является основными конкурентами компании;
- провести краткий сравнительный анализ продукта с данными конкурентами;
- выделить отличительные или главные черты, которыми ценен продукт;
- понять, кто покупает продукт сейчас и является лояльным покупателем;
- представить идеального покупателя продукта (кто должен покупать продукт?);
- на основании полученной информации составить портрет целевой аудитории.
В идеале портрет целевой аудитории должен включать текущих потребителей (потому что данные клиенты уже приносят стабильный доход), включать потенциальных клиентов (иметь вектор развития) и основываться на потребностях, которые решает продукт с помощью своих отличительных или самых важных характеристик.
Для того чтобы составить подробный портрет целевой аудитории, необходимо понять: кто покупает и не покупает товар; почему покупают или не покупают товар; как его выбирают, покупают и используют (весь процесс); как относятся к другим товарам и компаниям – конкурентам; какой имеют опыт в использовании товара. Ответить на все эти вопросы помогает опрос (анкетирование), проведенный среди потребителей и непотребителей продукта.
Дополнительными источниками информации могут быть: менеджеры отдела сбыта, которые непосредственно общаются с клиентами; открытые исследования в интернете; данные из интернет-источников при наличии контактов потребителей.
Все рынки разные и универсальных рецептов не существует. Каждый рынок будет иметь свои особенности в описании целевых групп; и для каждого рынка потребуется найти свои критерии, по которым лучше всего составлять портрет потребителя. Но все же можно выделить несколько правил, которые облегчат эту задачу.
Тип рынка | Рекомендации |
Производственная компания потребительских товаров | Если компания производит продукты для потребительского рынка, то для работы с рынком потребуется описание двух отдельных групп: описание клиентов – дилеров, которые покупают товар для его дальнейшей продажи и описание конечных потребителей продукта. Описывать оптовый канал необходимо с точки зрения параметров B2B рынка, а описывать конечных потребителей с точки зрения социально-демографических, поведенческих и психографических характеристик. |
B2B рынок | При описании целевой аудитории b2b рынка особое внимание следует уделить пониманию размера и платежеспособности бизнеса; требованиям к качеству сервиса и к уровню обслуживания; описанию основным мотиваторов покупки и ожиданий от покупки; пониманию круга лиц, которые принимаю решение и влияют на выбор партнера. |
Рынок розничной торговли | При описании целевой аудитории магазина или торгового центра особое внимание следует уделить поведенческим параметрам целевой аудитории: в деталях описать основные причины и мотиваторы покупки, сезонность продаж, средний чек потребителя и потребительский набор товаров, который покупает потребитель. |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 319.