Восстановление Ростовской области в послевоенное время
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ростовская область почти два года была в прифронтовой полосе и около семи месяцев находилась в фашистской оккупации. За это время фашистские убийцы уничтожили около 90 тысяч мирных советских граждан. Многие тысячи жителей Дона были угнаны на каторгу в Германию.

Отступая под ударами советских войск, фашисты поджигали города и села, взрывали промышленные предприятия, разрушали железные дороги, грабили народное добро. Материальный ущерб, причиненный немецкими фашистами только Ростову, исчислялся в 3 миллиарда 100 миллионов рублей. Из 274 промышленных предприятий города уцелело только 6. Было разрушено около двух третей жилой площади города.

Огромный ущерб был нанесен сельскому хозяйству. Гитлеровцы вывезли в Германию около 6 миллионов центнеров зерна, сотни тысяч голов крупного рогатого скота, лошадей, овец, разрушили МТС, вывели из строя половину тракторов.

На Дону главной задачей стало восстановить взорванные и затопленные угольные шахты и такие крупнейшие предприятия, как «Ростсельмаш» и «Красный Аксай». Необходимо было в скорейшие сроки восстановить сеть железных дорог.

Весной 1943 г. на Дону были восстановлены все колхозы и артели. В них преобладал женский труд, достигавший 70–80 %. Урожайность была низкой – в среднем 4 центнера с гектара.

Восстановление шло в основном за счет местных ресурсов. Продолжалась война, и все силы были брошены на фронт, на достижение победы.

Тем не менее к концу войны были достигнуты серьезные результаты. Первой довоенную мощность восстановила Ростовская ТЭЦ имени В.И. Ленина. В целом валовая продукция промышленности к середине 1945 г. на Дону достигла 40 % от довоенной. Но такие гиганты индустрии, как «Ростсельмаш» и «Красный Аксай» восстанавливались медленно. «Ростсельмаш» в 1945 г. был восстановлен на 18,6 %, «Красный Аксай» – на 25 %.

Восстановление народного хозяйства стало важнейшей задачей в послевоенный период.

К 1947 г. восстановили и реконструировали довоенные производственные мощности металлурги Таганрога и Сулина. Были восстановлены все крупные электростанции. Завершалось строительство самой крупной на Дону Несветайской электростанции.

Стал нарастать выпуск комбайнов на «Ростсельмаше». К середине 1947 г. на заводе производилось по 25 комбайнов в сутки. Было освоено производство нового комбайна «Сталинец-6», который уже в 1948 г. успешно демонстрировался на международной выставке в Праге.

В 1948 г. был восстановлен железнодорожный транспорт, началась его реконструкция.

За пятилетку были в основном восстановлены все разрушенные за годы войны предприятия. Однако в целом довоенный уровень производства был достигнут на Дону в 1949 г., на год позже, чем в целом по стране.

Одновременно шло строительство новых предприятий. Таковым стал Новочеркасский электровозостроительный завод, возникший на базе паровозостроительного имени С.М. Буденного. В апреле 1947 г. он выпустил первый электровоз «Владимир Ленин».

Восстановление сельского хозяйства тормозилось засухой 1946 г. Если в 1940 г. валовой сбор зерновых в стране составил 95,6 млн. тонн, то в 1946 г. – 39,6 млн. тонн.

В 1947 г. посевные площади в Ростовской области были расширены и доведены до 82 % довоенного уровня. В 1948 г. колхозы сдали государству зерна уже больше, чем в 1940 г.

В большинстве колхозов были восстановлены свиноводческие, овцеводческие и коневодческие фермы. Государственный план заготовок мяса и молока был перевыполнен. Но валовая продукция сельского хозяйства и урожайность зерновых в среднем по Ростовской области не достигли довоенного уровня.

В области шло укрупнение колхозов. В 1948 г. их было 1876, в 1950-м, после укрупнения, их стало 1252. Укрупнение давало возможность превратить колхозы в многоотраслевые хозяйства и высвобождало много рабочих рук за счет сокращения управленческого аппарата.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 2110.