Воспитание настоящего казака
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В казачьих городках мальчика готовили к военному делу с колыбели. Посвящение в казаки проходило в несколько этапов, начиная с младенчества. На первом году жизни малышу подрезали классический казачий чуб, а старший в семье казак мог подарить ребенку первое оружие. После 3 лет казачка приучали к верховой езде и обучали всем премудростям рукопашного боя.

Процесс обучения был сложным, ребенку регулярно устраивали испытания. После 5 лет отцы забирали мальчиков в сменные полки, сотни, увозя их с собой даже на войну. По достижении 7-летнего возраста казачок учился стрелять, а чуть позже и рубить шашкой. Сначала дети тренировались на водной струе, отрабатывая правильную постановку клинка. Далее отрабатывали силу удара на лозе, а достигнув определенного мастерства, упражнялись уже в седле. Помимо освоения воинского дела мальчишки с 5 лет работали в поле, пасли скот, управляли волами на пахоте. Времени для традиционных детских забав оставалось мало. Но даже игры сводились либо к обучению, либо к воинскому искусству, для чего казак, собственно, и был рожден. В подростковом возрасте ребята осваивали воинскую стратегию, выстраивая модели сражений и анализируя тактику противника. Для этого устраивались потешные бои одной группы детей против другой, в результате чего победители захватывали знамя «противника». Окончательно принимали в казаки юношей 17-19 лет. Они проходили полноценное обучение в военных лагерях, а результаты своих навыков демонстрировали на публичном состязании. Казачки на лошадях переправлялись через реку, боролись друг с другом верхом, стреляли по целям и рубили препятствия шашкой. На соревнования съезжались целые станицы. Это было значимым событием того времени. В опасных условиях приграничной жизни сформировался не только воин-казак, но и особенный тип женщины – казачка. История гласит, что казаками освоены масштабные земли Дона, Терека и Кубани. Но так как мужчины чаще находились в военных походах, немалая доля заслуг за плечами казачек. Женской половине приходилось ухаживать за скотиной, самостоятельно собирать урожай, выращивать пышные сады, делать зимние заготовки, стряпать на стариков и детей, обшивать членов семьи, ткать, вязать, врачевать и даже торговать.

Если в образе казаков история засвидетельствовала такие качества, как отвагу и неустрашимость, то образ казачки ассоциируется с сильным неукротимым нравом, преданностью семейному очагу, верностью в браке, усердием в воспитании детей и деловитостью в хозяйстве. Девочек начинали приучать к труду рано. В 4 года казачки работали в саду и кормили домашнюю птицу, а с пяти начинали шить, вышивать и вязать. В семилетнем возрасте девочки отвечали за чистоту на подворье, обрабатывали огород, учились готовить и присматривали за младшими детьми.

Случалось, что на казачьи селения нападал враг. Женщины отвечали за укрытие детей и скота, перезаряжали мужу ружья, помогали строить укрепления, тушить жары, спасали раненых. А если главного защитника дома не оказывалось, казачка, не задумываясь, хваталась за мужнину саблю, защищая собственный дом. В 1641 году 800 казачек наравне с мужчинами защищали от турок крепость Азов, проявив в тяжелых боях небывалую храбрость. Эта героическая операция известна в истории как «Азовское стояние».

Царь-реформатор, неоднократно бывавший на Дону, прекрастно понимал значимость сильной военной организации донских казаков и опасность сохранения широкой казачьей демократической автономии при наличии привилегий. Первые административные реформы в крае были проведены уже с 1703 по 1711 год. В 1700 году царь изменил статус Войскового Круга. Теперь в Черкасск на собрание стали вызывать не всœех атаманов и казачьих старшин, а только станичных атаманов и по два выборных старика от станицы. Был изменен порядок организации военных походов казаков. В Москве установилось постоянное присутствие зимовой станицы из атамана, есаула и сотни казаков в виде постоянного казачьего посольства.Фактически, с 1703 года, началось формирование новой Азовской губернии с центром в ᴦ.Азове, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ завершилось в ходе губернской реформы в 1708 году. Хотя в последствии ещё весьма часто, до конца 70-х годов ХVIII в., будут видоизменяться и корректироваться границы, и даже названия этой важнейшей южной губернии, но она с этого времени станет основным форпостом российской армии и флота͵ и базой для дальнейшего экономического освоения богатств всœей Новоросии. Именно в данный период и Земли донских казаков практически включились в состав губернии, при сохранении за ними определённой автономности в управлении.Азовскому губернатору передавались права контроля над действиями донских казаков и посредничества между Доном и имперским центром, в т.ч. и по международным делам. При этом Петр I подтвердил целый ряд прав и привилегий донских казаков. Это были привилегии, связанные с политическим устройством, с получением жалования за службу и возможностью самостоятельного его распределœения. Были частично подтверждены привелœегии на рыбные промыслы на Дону и в Азовском море, возможность беспошлинной торговли с приграничными российскими городами. Сохранил царь за казаками и обладание соляными манычскими промыслами, и возможность торговли солью внутри Войска, была оставлена привилегия изготовления (винокурение) и продажи внутри Войска вина и винных изделий.

12. Власть старшин и атаманское всевластие в 18 в.

С 1708 года земли Донских казаков были включены в состав Азовской губернии, а с 1711 года Войско Донское оказалось в подчинœении Правительствующего Сената͵ а военная войсковая организация казаков(полки и сотни) с 1718ᴦ. вошли в прямое подинœение Военной коллегии. Одновременно правительство отторгло у донских казаков более 1 мл. десятин земли в пользу государства и Изюмского полка, расквартированного в Приазовьи.

Решающей фазой, пиком политико-правовых и административных реформ стали 1718 и 1721 год. Петр I указал донским и яицким казакам во всœех управлениях, и в первую очередь в восковом, перейти в ведение Военной коллегии. Казаки обязаны были по указу императора сформировать и иметь для постоянной службы 50 полков по 450 человек.

Казаки были обязаны являться на службу в Войско с 18 лет, а в имперскую армию - с 21 года, самостоятельно, за свой счёт, снарядив себя для службы ʼʼконно и оружноʼʼ, причём ʼʼо двуконьʼʼ (с двумя лошадьми). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Российское государство получало организованную и высокоэффективную военную силу, как мобильную иррегулярную часть кавалерии. Эта военная сила должна была активно использоваться для охраны Юго-восточных границ империи, для сопровождения дипломатических и военно-политических миссий, и теперь также для постоянного непосредственного участия в войнах и военных конфликтах, которые вела Российская империя.

Одновременно было серьезно ограничено казачье демократическое, политическое устройство и органы управления, а соответственно статус и роль атаманской власти и Войскового Круга. Атаманы фактически стали с 1721-1723ᴦ.ᴦ. наказными, ᴛ.ᴇ. назначались по именному указу российского императора, и, соответственно, были лично преданными ему государственными чиновниками, утверждёнными Сенатом и Военной коллегией.

Войсковой Круг ещё неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время мог рекомендовать кандидатуры на должность атамана, но фактически уже с 30-х годов XVIII века только утверждал эти кандидатуры. В составе Военной коллегии была создана специальная структура - казачье повытье, впоследствии переименованная в казачью экспедицию. Этой структурой в т.ч. организовывались обязательные теперь переписи казачьего населœения.

По указу Петра I в 1722 году была утверждена и Войсковая канцелярия которая как бюрократический орган должна была работать под контролем Войскового наказного атамана и жесткой опекой Военной коллегии. В нее входили наказной атаман, войсковые старшины, а вместо Совета старейшин - сбор старейшин (15 - 20 человек т. н. приписных стариков), на котором заслушивались судебные или административные дела и выносились приговоры.

Эти, вновь сформированные, управленческие структуры привели к формированию прямой имперско-бюрократической вертикали власти "Имперский центр – Азовская губерния(позже Екатеринославская губерния) – Земля Войска Донского( позже Область Войска Донского)", которая просуществовала практически до середины XIX века в различных правовых, административно- управленческих вариантах. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Донское казачество, как субэтническая культурная общность (субэтнос) и военно-демократическое квазиосударственное образование ʼʼВойско Донскоеʼʼ, окончательно включались в состав Российской империи, став её пограничным форпостом и важным орудием в реализации южнороссийской внутренней и внешней политики. Во второй половинœе XVIII – нач. XIX века, в этой новой системе политико-правовых отношений казачество постепенно всœе более приобретало черты государственного военно-служилого сословия.

Следующим, весьма важным периодом, стал период областной автономии, его хронологические рамки определяются по-разному: с 1721 – 1748 ᴦ.ᴦ. по 1778 - 1793 ᴦ.ᴦ. Так, недалеко от казачьей столицы, Черкасского городка, была устроена крепость или ʼʼтранжаментʼʼ с комендантом и гарнизоном царских войск. Крепость эта была впоследствии переведена на другое место, выше Черкасска, а затем, в 1730 году, на правый берег Дона, между нынешним Ростовом-на-Дону и Нахиче­ванью, и названа крепостью святой Анны. Здесь она находилась до 1761 года, после чего была переведена с гарнизоном ниже по Дону и возведена заново, как крепость Святого Дмитрия Рос­товского (ныне город Ростов-на-Дону). На­блюдая отсюда за турками, татарами и нагайцами, начальство крепости в еще большей степени надзирало за казаками и, в случае нужноб­ности, принимало решительные меры к поддержанию порядка и престижа власти.


 

14. Участие казаков в войнах России.

Русско-персидская (иранская) война 1722-1731 гг. была толчком к началу кавказских войн, которые тянулись 150 лет. В них было задействовано несколько поколений донских и гребенских казаков. В царствование Екатерины I в Персии Россией содержались в разных крепостях гарнизоны из двадцати батальонов регулярных войск в составе 29 тыс. человек, 8 тыс. донских и терских казаков и части калмыков. В царствование Анны Иоановны велись почти непрерывные войны, в которых казачьи войска принимали самое активное участие. В 1733 г. началась русско-польская война. К польской границе было двинуто 18 полков пехоты и 10 полков конницы, к ним были присоединены 2 тыс. донских казаков под командованием генерала Ласси. Донские казаки принимали участие в осаде крепости Гданьск, в боях у реки Вредны против польской конницы, во взятии Винтершанце. В 1736 г. началась русско-австро-турецкая война. В составе русской армии было 6 тыс. донских казаков с атаманом Фроловым. Важнейшим событием этой войны стал штурм крепости Очаков, в котором принимал участие 10-тысячный казачий корпус атамана Астафьева. Донские казаки первыми ворвались в крепость. Очаков был взят. В 1738 г. началась новая кампания. Генерал Ласси с казаками должен был действовать со стороны Дона. Главная армия переправилась через Прут и заняла Яссы. Донские казаки были посланы в поход по Дунаю. Была одержана блестящая победа у Ставучан и взят Хотин. Генерал Ласси с донскими казаками через Сиваш вторгся в Крым, но с большими потерями должен был отступить в сторону Днепра.
После того, как союзница России Австрия заключила мирный договор с Турцией, донские казаки во главе с атаманом Фроловым оказались отрезанными от главных сил армии и вынуждены были идти в Семиградскую область, где были интернированы и отправлены в Польшу.
В русско-шведской войне 1741-1743 гг. участвовало 6 тыс. казаков. Донские казаки участвовали в боях у мыса Кварибю и Хуедин, в захвате крепости Апьяла, в авангардных боях со шведскими войсками. Таким образом, казачество все активнее втягивается во все войны Российской империи.
Участие в Семилетней войне 1756-1763 годов

Подвиги казаков. Донские казаки приняли активное участие в Семилетней войне. До 16 тыс. казаков и калмыков за 7 лет побывали в пределах Пруссии. Впервые донцы сражались так далеко от родины на землях Западной Европы.
Наиболее отличились в этой войне генерал Федор Иванович Краснощекое и полковник Луковкин. Невозможно перечислить все крупные сражения и мелкие бои, в которых участвовали донские казаки. Они были разведчиками, шли впереди русской армии, в случае неудачи прикрывали ее отступление. В сражении у села Грос-Егорсдорф, когда русская армия, застигнутая врасплох, не успела еще приготовиться к бою, казаки, очень искусно маневрируя, «лавой» сумели заманить знаменитых прусских драгун прямо на русскую артиллерию и полностью уничтожить один эскадрон.
Летом 1758 г. во время осады русскими войсками крепости Кюстрина особенно удачно действовал со своими казаками Ф. Краснощеков. Несмотря на то, что у пруссаков была хорошо организована сторожевая служба, казаки незаметно прошли в район расположения вражеских войск за реку Одер, отбили у пруссаков скот, транспорт с хлебом, подожгли немецкие деревни. В битве при Цорн-дорфе, окончившейся для русских неудачно, казаки все же сумели опрокинуть прусских гусар и захватить у врага 8 пушек. В 1759 г. полковник Луковкин со своими казаками в течение 8 дней опустошил всю Силезию. Здесь он несколько раз разбивал знаменитых «черных» гусар, которые носили название «бессмертных», так как их никогда еще не побеждали. В 1760 г. донские казаки участвовали в штурме Берлина, который капитулировал через 5 дней. Здесь донцы захватили одежду Фридриха Великого (мундир, перчатки и пр.), которая теперь хранится в Историческом музее Петербурга.
Казаки под началом АВ Суворова

В Семилетней войне донские казаки впервые сражались под командой А.В. Суворова. Для борьбы с летучими прусскими отрядами русский главнокомандующий выделил особый легкий конный корпус, в котором служил А. В. Суворов. При наступлении Фридриха II к осажденному русскими городу Кольбергу Суворову было поручено опустошать дороги. Сотня казаков под командованием Суворова за одну ночь прошла 45 верст, внезапно захватила городок Лансберг и разрушила мост, по которому должна была наступать прусская армия. Вскоре под командованием Суворова было уже 7 казачьих полков.
В Семилетнюю войну особенно отличились казачьи полки Ивана Грекова, Абросима Луковкина, Бориса Луковкина, Орлова, Поздеева, Попова, Серебрякова и др.
За боевые подвиги в Семилетней войне Войску Донскому было пожаловано большое белое знамя.

15. Экономика земли Войска Донского во второй половине 18 века. Образование Армянских поселений.

14 ноября 1779 года Екатерина Вторая приняла Указ, разрешивший переселение из Крыма в Приазовье значительных по численности групп христианского населения Крыма. Греки были переселены в район нынешнего Мариуполя, а армяне - «в округу крепости святого Димитрия Ростовского». В 1780 году тысячи армян прибыли на новое место жительства, основав город Нахичевань (с 1928 года объединившийся в один город с Ростовом-на-Дону) и пять сел: Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан-Салы и Несвитай (Несветай). [[Все эти села находятся на территории нынешнего Мясниковского района, образованного в 1926 году и названного в честь погибшего незадолго до того в авиационной катастрофе видного деятеля большевистской партии, уроженца Нахичевани Александра Федоровича Мясникова (Мясникяна).|Все эти села находятся на территории нынешнего Мясниковского района]]

В 1771 году в результате войны с Турцией русским правительством был заключен Кучук-Кайнарджийский мир, по которому татарское ханство в Крыму признано было независимым от Турции. Россия усиливает свое влияние в Крыму и серьезно начинает претендовать на то, чтобы стать могучей морской державой. Для того, чтобы упрочить свое влияние в Крыму, русское правительство возвело на ханский престол своего ставленника Шагин-Гирея, человека для того времени образованного и эрудированного. Чтобы поставить хана, его чиновников и мурз в еще более зависимое положение от России, правительство Екатерины II задумало экономически ослабить ханство, выселив из Крыма греков и армян, так как уплачиваемые ими подати составляли главную статью доходов хана, они держали в своих руках почти всю торговлю, земледелие и ремесленное дело полуострова. Другой немаловажной причиной, побудившей российское правительство организовать переселение армян и греков из Крыма, было стремление, поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края. Агенты царского правительства начали вести тайные переговоры с армянским и греческим духовенством, а также с авторитетными представителями этих народов. Многие армянские купцы по своим торговым делам имели деловую связь с населенными пунктами Южной России и, конечно, не прочь были переехать в новые края и здесь широко развернуть свою коммерческую деятельность, тем более в христианском окружении.

Слухи о переселении христианского населения Крыма дошли до хана и его мурз. Хан был в бешенстве. Он требовал разъяснений от российского правительства, лично от А. В. Суворова. Официальные ответы гласили о том, что эта акция проводится по просьбе христианского населения Крыма, по человеколюбию и долгу, и, конечно, Россия готова принять своих единоверцев. Татары были очень взволнованы. По их признанию они теряли христиан «как душу из тела».

Отношение к христианам в Крыму настолько ухудшилось, что греческий митрополит выехал из Бахчисарая в русский лагерь, а армянский архимандрит укрылся в Кафе у своей паствы. Но щедрые подарки и заманчивые обещания русского правительства подействовали на хана и его мурз. Они пошли па уступки. Дело принимало большой размах и сдвинулось с мертвой точки. Командующего русскими войсками в Крыму князя Прозоровского, не согласного с политикой переселения, как и фельдмаршал Румянцев, сменяет в апреле 1778 года решительный и энергичный генерал Л. В. Суворов. Екатериной II Суворову приказано было дело ускорить. Суворов организовывает и командует переселением христианского населения Крыма.

Переселение армян осуществлялось в несколько партий. Первая партия переселенцев, под командованием донских казаков, пустилась в путь 18 августа 1778 года, вторая - 22 августа, третья - 18 сентября.

Достоверно не зная о месте своего поселения, о привилегиях, обещанных царским правительством от имени Екатерины II, армяне столкнулись с большими трудностями, к которым они не были готовы. Суровая природа, холодная зима, необжитые, безжизненные степи, холодные пронизывающие ветры и долгая дорога, а также крайний недостаток в топливе, продовольствии, лекарствах. Можно представить себе страдания и лишения, которые пришлось пережить и преодолеть несчастным переселенцам. Голод, холод, различные заболевания унесли многие жизни армян, в основном стариков и детей. Умер также и предводитель крымских армян архимандрит Петрос Маркосян.

Трогательную заботу о крымских армянах проявлял лично генерал А. В. Суворов. Он неоднократно обращался к Потемкину по поводу бедственного положения переселенцев. Им оказывалась помощь: выдавались продукты, одежда, выделялся транспорт, деньги. Хотя, к сожалению, этого было недостаточно. К концу 1779 года переселенцы дошли до низовий Дона. К тому времени подоспела и грамота (Указ) императрицы Екатерины II от 14/25 ноября 1779 года.

По этому указу армянам отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Святого Дмитрия Ростовского, разрешалось основать один город (Нахичеван) и пять селений (Чалтырь, Крым, Большие Салы, Малые Салы, Несвитай). Так завершилось это драматическое переселение. Из Крыма выехало 31 386 человек. Из них греков — 18407, армян — 12598, грузин — 219, валахов — 162.

С Крыма выехало 12598 армян, и лишь 1/3 из которых не дошла до места.

Вышеупомянутый указ Екатерины II был зачитан на центральной площади будущего города (ныне пл. Карла Маркса). [1] Она состоит из пяти пунктов, написана на русском и армянском языках.

Согласно этому документу, переселенцам предоставлялись определенные льготы-привилегии. В числе привилегий надо отметить освобождение армян от государственных податей служб на десять лет, от воинской повинности на сто лет, - разрешалось строительство церквей с проведением в них обрядов по своим законам и обычаям, разрешалась свободная торговля внутри и вне государства, а также армяне получили право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие мореходные суда.

Генерал А. В. Суворов еще долгое время проявлял заботу об армянах-переселенцах. В крепости Св. Дмитрия Ростовского Суворов прожил вместе со своей семьей зиму 1783-1784 гг. Здесь же он получил извещение о том, что Турция официальным актом 1784 г. признала Крым и Кубанский край входящими в состав Российской империи.


 

16. Культура Донского казачества 16-18 вв.

Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения донских казаков предопределили возникновение оригинальной культуры донского казачества. Эта культура являлась частью русской культуры, что было связано с наличием в казачьих рядах устойчивого русского большинства. Вместе с тем донские казаки составляли ту часть русского народа, которая была наиболее открытой для тесного общения с соседними народами ближневосточной исламской, по преимуществу тюркской культуры. Общению с этими народами содействовало географическое соседство с ними, а также разные формы невоенных контактов — частые сходки с целью ведения мирных переговоров, выкупа друг у друга пленных, торговли. Несшие постоянные потери в боях, казаки охотно принимали в свои ряды представителей соседних народов, и донские татары всегда были заметной частью донского казачества. Отсюда возникали условия для взаимопроникновения культур, для складывания в культуре донского казачества, русской в своей основе, тюркской струи.

Помимо языка, влияние на казаков их тюркских соседей проявлялось и в одежде, поскольку среди казаков было принято одеваться «по-татарски». И вообще разнообразие одежды донских казаков отражало не только этническую пестроту, но и взаимовлияние различных культур, в частности, помимо русской и тюркской культур, культуры горцев Кавказа, с конца XVII в. — калмыков.

Проявилось также несомненное влияние близкой украинской культуры, проводником которой выступали запорожцы. В частности, фольклор донских и запорожских казаков знает немало близких образов и сюжетов. Таким образом, самобытность культуры донского казачества заключалась в значительной мере в том, что в ней переплетались элементы культур тех этносов, которые составили казачье сообщество на Дону, при наличии русской основы этой культуры, что отражало преобладание в войске Донском русских по происхождению казаков.

В том, что касается русской основы культуры донских казаков, то исследователи обращали внимание на наличие определенного ее сходства с одним из областных, весьма своеобразных вариантов общерусской культуры — с культурой Северо-запада Руси.

Одним из основных элементов культуры донского казачества как воинского сообщества являлось его военное искусство. Воинская жизнь и воинский быт казачества наложили отпечаток на его материальную и духовную культуру. Интересами ведения оборонительной и наступательной войны определялось возникновение таких оригинальных достижений материальной культуры, как казачьи поселения-городки и струговой флот. Воинским духом проникнута вся литература донского казачества — как устное народное творчество, так и письменная литература.

Формами устного народного творчества донских казаков были как старинные былины, так и новые — песни. Для одних исследователей сам факт распространения былин на Дону — свидетельство прямой связи между культурой новгородцев и культурой донских казаков .Другие исследователи, однако, указывали на то, что былины о героях новгородского фольклора — Василии Буслаеве и купце Садко — были представлены на Дону не столь уж широко. Главные герои былин, записанных на Дону — известные русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, а характерные для былин киевского цикла упоминания о Киеве и князе Владимире довольно редки. Всего на Дону, по подсчетам Я.П. Лепилина, записано около 100 вариантов былин.

Характерная черта донских былин — совмещение реалий казачьей жизни и более позднего времени с фольклорными традициями русского народа, уходившими своими корнями в далекий киевский период его истории. В этом выражалась прямая преемственность между русской культурой средневековья и культурой донских казаков, выросшей и развивавшейся на ее почве.

Помимо исторических, на Дону были распространены песни иных жанров. Собиратель песен И.И.Кравченко подразделял их в 1938 г. на походные, лирические, любовные, хороводные, плясовые и детские. Кроме того, боевая обстановка и распространение семейной жизни способствовали возникновению такого жанра, как плач по убитому .

Наряду с устным народным творчеством на Дону сложилась собственная письменная и литературная традиция. Одной из важнейших основ ее являлось распространение среди донского казачества грамотности и книжной образованности.

Повести донских казаков о событиях 1637-1642 гг., связанных с взятием войском Донским Азова в 1637 г., с пребыванием его в этом городе и с его героической обороной 1641 г. — Азовским осадным сидением — выдающееся явление русской литературы XVII в. Оно относится к такому распространенному жанру всей русской средневековой литературы, как воинские повести.

Повести донских казаков и другие исходившие от них документы дают представление не только о литературной начитанности и исторической образованности, но и о географическом кругозоре донцов. Совершая походы на суше и на море, казаки имели чертежи-карты разных мест. При наличии постоянных связей с окружающим миром важным составным элементом культуры донского казачества являлось знание языков. Для казаков не составляло никакого труда общение с соседним тюркским миром. Имелись, несомненно, знатоки польского языка, особенно среди казаков украинского происхождения. Примерно с середины XVII в. появились казаки, знавшие калмыцкий язык. Знал его по-видимому С.Разин, которого Войско посылало в начале 1661 г. для переговоров с калмыцкими тайшами. Частые общения с греками были возможны с помощью казаков, знавших греческий язык. Некоторые из казаков, ходивших на Каспийское море, понимали по-персидски.Боевая жизнь донских казаков вызывала необходимость развития на Дону медицины. В войсковой столице — Черкасском городке в 1653 г. был профессиональный врач. Им был иноземец Лука Климовский, присланный по-видимому из Москвы. Он просил отпустить своего сына Тимофея «на Дон к Вуйску для ево ремесново дела лекарства». Однако профессиональных врачей было на Дону очень мало и вовсе не было по городкам. Поэтому занимались лечением друг друга сами казаки. Для лечения применялись прежде всего средства народной медицины. Впервые сведения о лекарствах на Дону появились в 1683 г., когда правительство пожаловало войскового атамана Фрола Минаева «для ево болезни на лекарства эликсиру пропиэтатису десять золотников безденежно из Оптекарского приказу».

В целом культура донского казачества выступала как своеобразная составная часть русской культуры. Некоторые отрасли культуры, такие, как зодчество (особенно каменное) и живопись не получили на Дону развития, а такой отрасли, как книгопечатание, и вовсе не было, что объяснялось особо трудными условиями жизни края. По уровню своего культурного развития донские казаки были не ниже своих современников — жителей русских городов и уездов. При этом они обладали несравненно более широким историческим, политическим и географическим кругозором, что было связано с положением их как свободных людей и их военно-политической ролью в окружающем мире.

17. Буржуазные реформы на Дону 1860-1870 гг.

После окончания Крымской войны и покорения Чечни и Дагестана начались внутренние реформы в России, которые коснулись и казачества. В отношении внутреннего положения и статуса казаков в правительстве существовали различные точки зрения. У либеральной части общества была мысль о растворении казаков в общей массе российского народа. Этой точки зрения придерживался и военный министр Милютин. Он подготовил и 1 января 1863 года разослал по войскам записку, в которой предлагалось:
- заменить поголовную службу казаков набором охочих людей, любящих это дело
- установить свободный доступ и выход людей из казачьего состояния
- ввести личную поземельную собственность на землю
- разграничить в казачьих областях военную часть от гражданской, судебную от административной и внести имперское право в судопроизводство и судоустройство.
Со стороны казаков реформа встретила резкое противодействие, потому что фактически означала ликвидацию казачества.

С 1857 года происходят и другие реформы в казачьих войсках, но они были тесно связаны с реформированием России в целом. После ликвидации военных поселений срок службы в армии сократился с 25 до 15 лет, во флоте до 14 лет. 5 марта 1861 года был обнародован манифест об освобождении крестьян от зависимости помещиков и он начал проводиться в жизнь. С 1862 года началась судебная реформа. Было произведено отделение судебной части от власти исполнительной, административной и законодательной. Была установлена гласность в гражданском и уголовном процессе, учреждена адвокатура, институт присяжных поверенных и заседателей, кассационный суд и нотариат. Во внешней политике в эти годы не возникало существенных недоразумений с иностранными державами. Но во внутренней политике в Польше произошли волнения. Воспользовавшись ослаблением власти, польская шляхта спровоцировала и устроила беспорядки, переросшие в мятеж. Было убито 30 и ранено более 400 русских военных. В Польшу были направлены войска и казаки, и к маю 1864 года мятеж был окончен.
К этому времени были произведены реформы и в русской армии, проводил их военный министр генерал Милютин. Срок службы солдат был сокращён до 15 лет, во флоте до 10 лет. Численность армии была сокращена. Реформы коснулись и казачьих войск. 28 октября 1866 года при назначении атаманом генерала Потапова он был поименован войсковым Наказным атаманом Войска Донского с правами генерал-губернатора и командующего военным округом. Наказному атаману дано было право назначать командиров полков. Войсковое дежурство было преобразовано в войсковой штаб с правами окружного управления. Аналогичные преобразования прошли в других казачьих войсках. В январе 1869 года казачьи полки были подчинены начальникам кавалерийских дивизий во всех военных округах. В 1870 году в казачьих войсках был введён дисциплинарный устав и введено скорострельное затворное оружие. В 1875 г. был утвержден "Устав о воинской повинности Донского Войска". По новому положению, в отличие от других сословий, казаки начинали службу с 18 лет. Первые 3 года (с 18 до 21) они считались в "приготовительном разряде", с 21 до 33 лет, т.е. 12 лет, казаки числились в "строевом разряде", после чего 5 лет (34-38 лет) пребывали в запасе по месту жительства, но с обязанностью исправно содержать коней, оружие и снаряжение. Служба в "строевом разряде" включала в себя 4 года действительной службы в полках и 8 лет на "льготе". Будучи в приготовительном разряде и на льготе, казаки жили дома, но проходили лагерные сборы.


 

18. Социально-экономическое положение области Войска Донского в конце 19-начале 20 вв.

В связи с освобождением донского крестьянства и большого притока иногороднего, в том числе инонационального, населения, достаточно быстрыми темпами стала развиваться капитализация аграрного сектора, началось постепенное разложение казачьей общины, объективно развернулся процесс эволюционного расказачивания, в новых условиях перехода к товарно-рыночным отношениям, чего так опасались имперские власти.

Приток капитала на Юг России и на Дон привел к быстрому росту горнодобывающих и промышленных предприятий, развитию железнодорожного и речного транспорта. Одновременно сохранялись и привилегии Войска Донского в управлении казачьими военными отделами и округами, станицами и хуторами.

Было изменено название области и скорректирована схема её управления , с 1870 г. она стала называться "Область Войска Донского".

В меняющихся условиях жизни, в связи с ростом населения и при отсутствии в течение 25 лет крупных войн (с 1878 по 1904 гг.), постепенно начинает изменяться и сама казачья община. Соответственно налицо был численный рост казачьего населения, в этот период земельные переделы в казачьей общине возросли, при этом одновременно происходило постепенное снижение размеров земельного пая с 30 до 15 - 10 десятин, особенно на Верхнем Дону.

В результате объединения территорий поселений и городов Приазовья, на основе постепенной интеграции промышленного, торгового и аграрного секторов, стал возможным достаточно быстрый экономический и культурный рост региона. Возросло и культурно-урбанистическе влияние крупных городских центров г.Ростова-на-Дону, Нахичевани и Таганрога на казачье-крестьянское население края. В итоге модернизационный эффект этих преобразований уже в начале ХХ столетия сделал Область Войска Донского одной из передовых житниц страны, а г.Ростов-на-Дону - важнейшим торговым, финансовым и промыщленным центром всего Юга России, «воротами Северного Кавказа».

Быстрыми темпами шло развитие горнопромышленного, добывающего производства в районе восточного Донбасса, на Александровск-Грушевских шахтах, создание первых промышленных машиностроительных и металлургических предприятий в г. Ростове, Сулине и Таганроге. Новые развязки железнодорожного и речного транспорта через Воронеж и Царицын к Аксаю, Ростову и Таганрогу способствовали быстрому экономическому росту всего Юга России.

На Дон из 27 губерний России переселилось за этот период более 1-го миллиона человек иногородних переселенцев. Именно на этом этапе завершалось складывание сложной многосословной, полиэтнической и многоконфессиональной структуры всего донского, а не только казачьего, населения края. Это: коренные казаки, донские калмыки-бузаавы (входившие в состав казачьего сословия с 1806 года), донские армяне и греки, донские немцы, донские коренные крестьяне (большинство которых на 80% составляли украинцы и тавричане, «хохлы»).

С 1869 года достаточно большая часть нового иногороднего населения (ремесленники, рабочие, крестьяне, мелкие предприниматели), имела гораздо меньше имущественных, социальных и политических прав, чем донское казачество и другие коренные группы, проживающие на территории Области Войска Донского и Приазовья в дореформенный период.

К началу ХХ века в области было 5-ть крупных города: Ростов-на-Дону, Нахичеван, Таганрог, Новочеркасск, Александровск-Грушевский и посад Азов, а также 120 казачьих станиц, около 2000 хуторов, более 2000 крестьянских поселений в волостях.


 






















Дата: 2019-02-02, просмотров: 531.