Физиологические аспекты изучения проблемы памяти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Память, под которой понимается совокупность процессов фиксации, хранения и последующего воспроизведения информации, получаемой организмом в течение всей его жизни, лежит в основе сознательной деятельности человека. Она является необходимым элементом процессов мышления и тесно связана с фиксацией условно-рефлекторных связей в мозге.

Память может быть разделена на три основных слагающих элемента: процесс запечатления, или фиксации информации, процесс ее хранения и процесс ее воспроизведения. Например, в психиатрической клинике часто можно наблюдать процессы изолированного нарушения каждого из этих элементов. Одно из нарушений процессов фиксации информации было описано русским невропатологом С.С. Корсаковым. Оно проявляется при алкоголизме и характеризуется тем, что больные не в состоянии запомнить события, протекающие во время болезни, но хорошо помнят события прошлых лет.

Наименее уязвимыми являются процессы хранения информации. Свидетельством тому служит тот факт, что подавляющее большинство людей обладают чрезвычайно громадным объемом памяти, приближающейся к информационной емкости крупнейших в мире библиотек. Если же учесть, что в нашей памяти хранится не только информация, полученная с помощью органов чувств, но и бесчисленное множество программ поведения, программ управления органами и физиологическими системами, то границы памяти практически трудно определить. Одним из ярких доказательств сказанного выше является тот факт, что в состоянии гипноза любой человек способен воспроизвести самые мельчайшие детали его минувшей жизни. Следовательно, индивидуальные особенности памяти в основном связаны с процессами фиксации информации и ее воспроизведением, в то время как процессы хранения информации почти у каждого человека протекают длительно и надежно. Особенно чувствительными бывают процессы воспроизведения информации, именно они значительно изменяются с возрастом и нарушаются при повреждениях мозга.

Краткосрочная и долгосрочная память . Понятия о долгосрочной (долговременной) и краткосрочной (кратковременной) памяти пришли в физиологию из вычислительной техники. Так же, как и человек, ЭВМ нуждается в запоминающем устройстве, откуда информация извлекается по мере надобности. Информация, которой машина оперирует в данный момент времени, была названа кратковременной памятью (непосредственная и оперативная); информация, длительно хранящаяся в запоминающем устройстве ЭВМ, – длительной, или долговременной памятью. В работе мозга человека тоже можно выделить эти виды памяти, что подтверждено многочисленными экспериментами и клинической практикой. Оба вида памяти в процессе мыслительной деятельности человека тесно связаны. Показано, что запоминание какой-либо информации начинается с ее поступления в нервные структуры, обеспечивающие краткосрочную память, а затем она переходит в нервные структуры, обеспечивающие долгосрочную память.

В опытах на животных продемонстрировано, что сильное электрическое раздражение мозга животных через 30–50 мин после выработки у них условного рефлекса полностью нарушало возникшую временную связь. Аналогичное раздражение мозга через 60 мин после выработки рефлексов практически не влияло на их проявление. Таким образом, было установлено, что для перехода информации на длительное хранение необходимо 30–50 мин. Этот легко ранимый процесс был назван консолидацией или процессом закрепления информации.

Снижение содержания кислорода, действие высоких температур, наркотических веществ, механических травм, посторонних шумов и т.д. в период консолидации нарушает процесс закрепления информации. Например, человек, попавший в автомобильную катастрофу, не помнит событий, происшедших за 30–50 мин до травмы, в то время как отлично помнит все предшествующее ей.

Физиологические и биохимические основы памяти . Изучение физиологических механизмов памяти тесно связано с развитием условно-рефлекторной теории, так как в конечном итоге формирование временных связей и есть процесс «запоминания» соотношений между безусловными и условными раздражителями.

В настоящее время все существующие гипотезы о биологических механизмах памяти можно разделить на две группы. Сторонники одной теории считают, что в основе памяти лежит функциональная деятельность нейронных цепей – нейронная теория памяти. Сторонники второй полагают, что в основе памяти лежат происходящие в нейронах молекулярные превращения белковых и нуклеиновых молекул – биохимическая теория памяти.

В основу нейронной теории положена гипотеза, высказанная еще в 1933–1934 гг., согласно которой считалось, что процессы запоминания и хранения информации связаны с циркуляцией нервных импульсов по нейронным цепям. Кодирование информации в таких нейронных цепях могло бы осуществляться изменением частоты нервных импульсов, их амплитуды и пространственного расположения.

Современные исследования показали, что подобный «реверберационный» механизм памяти может лежать лишь в основе краткосрочной памяти (П.К. Анохин). Для такого заключения имеются следующие основания:

1. Воздействия, прерывающие такую циркуляцию нервных импульсов, не действуют на долговременную память (например, наркоз или потеря сознания в результате травмы).

2. Математические расчеты показывают, что возможное число «ревербераторных» нейронных групп мозга недостаточно для хранения всей информации, содержащейся в мозге.

Долговременную память могли бы обеспечивать изменения, происходящие в синаптических контактах между нейронами и облегчающие проведение нервных импульсов по только определенным нервным путям. Важное значение в длительном хранении информации имеет также рост синаптических связей и самих синапсов. В настоящее время существуют данные, свидетельствующие о том, что в синаптических контактах корковых нейронов при изменении их функционального состояния возникают синаптические выросты – шипики. Число и форма нейронных шипиков значительно изменяется в процессе обучения, т.е. связаны с накоплением информации. Есть все основания полагать, что высокое интеллектуальное развитие человека, непременным условием которого является наличие хорошей памяти, всегда характеризуется богатством синаптических связей его мозга.

Биохимические теории памяти. Изменения в нейронных цепях мозга имеют значение в кратковременной и долговременной фиксации информации. В настоящее время в биологических механизмах памяти немалое место отводят молекулярным изменениям белков и нуклеиновых кислот в нейронах. Показано, что нервные импульсы изменяют метаболизм нейронов, вызывая структурные изменения нуклеиновых кислот, и прежде всего РНК.

Однако молекулы РНК существуют лишь десятки минут, поэтому в последние годы все больше исследователей считают местом длительного хранения информации молекулы ДНК, являющейся наиболее долговечным и стабильным компонентом любой клетки. Доказательством такой возможности является существование видовой памяти – информации о строении организма и программах его развития, связанной именно с молекулами ДНК. Вполне вероятно, что ДНК является и субстратом индивидуальной памяти. Этот факт кажется еще более убедительным после открытия возможности путей передачи информации от РНК обратно к ДНК.

Роль нуклеиновых молекул в хранении информации подтверждают интересные опыты с «переносом памяти». В экспериментах было показано, что результаты обучения животных могут передаваться «необученным животным» с помощью экстракта РНК, извлеченной из мозга «обученных» особей.

Анализ современных данных, касающихся изучения нейронных и биохимических механизмов памяти, свидетельствует, что в основе памяти лежит функциональная деятельность нейронов. В результате этой деятельности происходят структурные изменения внутри самих нейронов, затрагивающие многие стороны их жизнедеятельности и вызывающие изменение структуры ДНК.

Формирование физиологических механизмов памяти человека определяется наследственными факторами и факторами среды, которые в процессе развития ребенка тесно взаимодействуют. Память, так же, как и мышцы, можно и нужно тренировать. Многочисленные примеры из жизни показывают, что люди, профессия которых требует от них постоянной тренировки памяти, отличаются всегда хорошей и долго сохраняющейся памятью, например учителя, музыканты, артисты, ученые, политические деятели. Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский помнили имена и лица всех своих солдат 30-тысячных армий. Итальянский композитор Ф. Бузони запоминал и мог воспроизвести почти все услышанные мелодии. Известный советский шахматист А. Алехин помнил десятки тысяч шахматных партий, сыгранных им и другими шахматистами. Особенно феноменальной памятью обладал К. Маркс. Его биографы утверждают, что ему было достаточно один раз прочитать страницу книги, чтобы затем точно слово в слово воспроизвести ее. Такая необычайная память досталась К. Марксу не только по наследству, но и была результатом напряженного и последовательного труда. Он тренировал ее в течение всей своей жизни, ежедневно заучивая стихи. Это один из самых доступных и приятных способов тренировки памяти. Достаточно заучивать ежедневно даже одно четверостишие, и через 2–3 года вы убедитесь в усилении вашей памяти. Особенно важное значение имеет подобный прием для развития памяти у детей и подростков, и в дошкольной и школьной практике его необходимо постоянно использовать.

 

Влияние стресса на организм

Учение о стрессе – один из ведущих разделов современной медицины и биологии. Основоположником этого направления является Ганс Селье (1907–1982 гг.), который, будучи студентом Пражского университета, в 1926 г. опубликовал первые наблюдения о больных, страдающих самыми разными соматическими недомоганиями. У всех таких больных наблюдалась потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям цели. Он обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни». Одновременно Г. Селье показал, что в организме у многих людей при болезни наблюдаются однообразные нарушения – изменения в коре надпочечников (гипертрофия, кровоизлияния), истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для обозначения совокупности всех неспецифических изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».

В 1936 г. Ганс Селье сформулировал свое представление о стрессе и одновременно ввел новое понятие – «синдром, вызываемый разными повреждающими агентами», или «общий адаптационный синдром», или «синдром биологического стресса». В отечественной литературе его нередко называют «генерализованным адаптационным синдромом».

Термин «стресс» взят из области физики, он отражает явление напряжения, давления или силы, прикладываемой к системе. В настоящее время существует сравнительно много различных определений стресса. По Г. Селье (1974), стресс – это неспецифическая реакция организма на любое требование извне.

Ученый считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс. Позднее, однако, было показано, что общая картина психологических реакций может быть весьма специфична. В ее формирование вносят свой вклад качественное своеобразие раздражителя, а также индивидуальные особенности организма. Поэтому выделяют различные виды стресса.

Различают стресс кратковременный и хронический. В случае кратковременного стресса в реакцию защиты вовлекаются уже имеющиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов, причем это вовлечение кратковременно. При длительном воздействии стрессогенных факторов возможны два варианта. В первом случае происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов. Причем нередко эти перестройки могут повлечь за собой тяжелые последствия для здоровья человека: сердечно-сосудистую патологию, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.п. Во втором случае перестройка функциональных систем не происходит. При этом реакции на внешние воздействия имеют преимущественно локальный характер.

В связи с особенностями раздражителя, вызывающего стресс, различают также физический и эмоциональный стресс. При наличии физического стресса (физиологический) имеет место защита организма от воздействия физических факторов (ожог, травма, сверхсильный шум). Эмоциональный стресс (психоэмоциональный, психогенный, психологический) представляет собой защиту от психогенных факторов, вызывающих отрицательные эмоции. Часто термин «эмоциональный стресс» используют для обозначения тревоги, конфликта, эмоционального расстройства, переживания угрозы безопасности, неудачи и других эмоциональных состояний, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями, либо считает их психологически трудными или неразрешимыми.

Г. Селье ввел также понятия об эустрессе и дистрессе. Эустресс представляет собой защитную реакцию организма, которая протекает без существенных «потерь» для него, т.е. с минимальными затратами. Дистресс обозначает защитную реакцию организма, которая происходит с ущербом для организма, с ослаблением его возможностей.

На ранней стадии развития стресса, как правило, улучшаются общее самочувствие и состояние здоровья в целом. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что если стресс возрастает и дальше, то он становится вредным для организма. Чем больше интенсивность стрессорного воздействия, тем выше вероятность перехода эустресса в дистресс.

Стрессоры – это все факторы внешней или внутренней среды, которые могут нарушать здоровье человека или животного и наличие которых вызывает стресс-реакцию. Иначе говоря, стрессор – это стимул, вызывающий стрессовую реакцию.

Физический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физический стресс.

Раздражитель может стать стрессором в результате его когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю, как это часто бывает при эмоциональном стрессе. Например, звук чужих шагов за спиной идущего по улице человека ночью на пустынной улице может оказаться сильным стрессором. Нередко эмоциональный стресс возникает в результате собственной позиции индивида. Человек реагирует на то, что его окружает, в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов, которая зависит от личностных особенностей, социального статуса, ролевого поведения и т.п.

Ряд раздражителей способен вызывать стрессовую реакцию в результате достаточно долгого их воздействия на человека.

Различают следующие виды стрессоров:

1) вредные факторы окружающей среды (загазованность, высокий уровень радиации, неблагоприятный микроклимат, например, работа в условиях низких температур, и др.);

2) нарушение физиологических процессов, например, при различных заболеваниях, независимо от вызываемой их причины;

3) необходимость ускоренной обработки информации, т.е. работа в условиях дефицита времени;

4) работа в условиях риска для собственной жизни или жизни других людей;

5) осознаваемая угроза жизни;

6) изоляция и заключение;

7) отсутствие контроля над событиями;

8) отсутствие цели в жизни (Селье считал ее одним из самых сильных стрессоров, вызывающих развитие патологического процесса, например, язвы желудка, инфаркта, гипертонии);

9) депривация – отсутствие раздражителей (депривация общения, депривация сна, депривация пищи).

Г. Селье утверждал, что на организм в любых условиях воздействуют стрессоры и поэтому стресс всегда есть. Уровень физиологического стресса (эустресса) наиболее низок в минуты равнодушия, но он всегда выше нуля. Приятные и неприятные эмоциональные возбуждения сопровождаются возрастанием физиологического стресса.

Значение стресса. Сущность реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимых для преодоления «препятствия» (для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий различной модальности – как психических, так и физических) и возвращения организма к нормальным условиям существования. Следовательно, стресс – это нормальное явление в здоровом организме, выполняющее защитную, или адаптационную, функцию.

Механизмы стресса. В реализации адаптационных реакций организма, направленных на противодействие повреждающему агенту, участвуют различные механизмы, которые объединены под термином «стресс» или «общий адаптационный синдром». Механизмы, участвующие в этом процессе, называют стресс-реализующими системами. Механизмы, которые препятствуют развитию стресс-реакции или снижают побочные отрицательные эффекты стресс-реакции, – это стресс-лимитирующие системы, или системы естественной профилактики стресса.

Любому сенсорному раздражителю, достигающему мозговых структур (кора больших полушарий, ретикулярная формация, гипоталамус, другие компоненты лимбической системы), всегда и при всех условиях даются две оценки – объективная (содержательная, смысловая, иррациональная) и субъективная, т.е. эмоциональная. В случае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т.е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев), то сенсорная информация приобретает роль триггера, автоматически запуская последовательность соответствующих физиологических реакций, в том числе стресс-реакций. В случае, когда нет восприятия угрозы, стрессовой реакции не возникает.

Таким образом, стрессор – это фактор, интерпретация которого в мозге вызывает формирование негативной эмоциональной реакции. С этих позиций очень важен характер оценки событий и различных воздействий человеком. Поэтому профилактика стресса во многом связана с научением человека правильной оценке ситуации. В современном мире стрессовые реакции на психосоциальные стимулы являются не столько следствием самих раздражителей, сколько результатом их когнитивной интерпретации.

Сильное эмоциональное возбуждение (отрицательные эмоции) вызывает прежде всего активацию высших вегетативных центров, в том числе эрготропных ядер гипоталамуса (в основном, задние ядра) и, в целом, активацию симпатической нервной системы. Это повышает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, скелетных мышц. Одновременно, как показывают исследования последних лет, происходит повышение активности трофотропных ядер гипоталамуса, что увеличивает активность парасимпатической системы и тем самым обеспечивает высокие возможности восстановительных процессов, направленных на сохранение гомеостаза в организме.

Итак, активация симпатической и парасимпатической системы – это первый этап (или первый механизм) стресс-реакции, или общего адаптационного синдрома.

Если стрессор продолжает действовать, а возможности симпатической системы из-за ограниченности запасов медиаторов не позволяют противодействовать ему, то тогда включается второй этап (или механизм) стресс-реакции. Он получил название реакции «битвы-бегства». Центральный орган этого этапа – мозговой слой надпочечников. Реакция «битвы-бегства» рассматривается как мобилизация организма, подготавливающая скелетную мускулатуру к активности в ответ на действие стрессора. Она позволяет организму либо бороться с угрозой, либо бежать от нее. Предполагается, что началом этой реакции служит возбуждение дорсомедиальной части миндалевидного ядра, т.е. одного из важнейших компонентов лимбической системы. Из миндалевидного ядра мощный поток импульсов направляется к эрготропным ядрам гипоталамуса, оттуда импульсация направляется к грудному отделу спинного мозга, а затем к мозговому слою надпочечников. В ответ происходит выброс адреналина и норадреналина, в результате чего возрастает артериальное давление, увеличивается сердечный выброс, снижается кровоток в неработающих мышцах и органах, возрастает уровень свободных жирных кислот (активация липолиза), уровень триглицеридов, холестерина, глюкозы. Продолжительность реакции «битвы-бегства» примерно в 10 раз больше, чем продолжительность первой реакции, т.е. активации симпатической системы.

В целом, первые два этапа (механизма) стресс-реакции называют как симпато-адреналовая реакция (САР).

Однако если стрессор продолжает оказывать повреждающее воздействие, которое не компенсируется симпато-адреналовой реакцией, то наступает следующий этап в стресс-реакции – активация других эндокринных механизмов (эндокринных осей): адренокортикального, соматотропного и тиреоидного.

Особенности проявления стресса в современных условиях. Предполагают, что в жизни первобытного человека большинство стрессовых воздействий завершалось выраженной физической активностью организма, т.е. реакцией «борьбы или бегства». Реакцию, возникающую у современного человека при стрессе, в том числе при эмоциональном стрессе, нередко можно квалифицировать как неадекватное возбуждение примитивных защитных механизмов, когда организм активизируется для физической деятельности (борьбы или бегства). В условиях социальной регламентации поведения, как правило, нет места ни для борьбы, ни для бегства. Очевидно, что цивилизованный человек не может ударить своего оппонента, даже если абсолютно уверен в своей правоте. Поэтому в сегодняшнем мире стресс, нередко ограничиваясь только внутренними проявлениями, может приобретать затяжной характер. В этом случае у организма нет шансов нормализовать уже включившиеся механизмы стресс-реакции, хотя нервная система продолжает реагировать на стрессоры привычным для организма человека способом.

Клиника стрессовых состояний. Принято считать, что все симптомы, вызванные стрессом, являются психосоматическими. Это значит, что в ответе на стресс принимают участие все системы – нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, желудочно-кишечная и т.д. Очень часто, особенно после продолжительного стресса, вследствие истощения всего организма наступает слабость. Как правило, стресс вызывает ухудшение деятельности самого «слабого» звена в организме, уже больного органа, например, образование язвы желудка на фоне хронического гастрита. Ослабляя иммунную систему организма, стресс повышает риск инфекционных заболеваний и опухолевого процесса. Наиболее часто стресс влияет на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Так, показано, что при стрессе дыхание становится более частым. Если стресс длительный, то частое дыхание будет продолжаться до тех пор, пока не пересохнут слизистые поверхности носоглотки. Человек в этом случае чувствует боль в грудной клетке из-за спазма дыхательных мышц и диафрагмы. При этом вследствие ухудшения защитных функций слизистой оболочки носоглотки резко возрастает вероятность заболевания различными инфекционными заболеваниями.

Повышение уровня глюкозы в крови при стрессе вызывает цепную реакцию. В частности, повышение уровня глюкозы провоцирует усиленную секрецию инсулина, который, в свою очередь, способствует отложению глюкозы в виде гликогена в печени, мышцах и частичному превращению ее в жир. В результате действия инсулина концентрация глюкозы в крови падает, и у человека возникает чувство голода, а организм требует немедленной компенсации. Это состояние, в свою очередь, стимулирует дальнейшую секрецию инсулина, и уровень сахара в крови продолжает снижаться.

Индивидуальные различия стресс-реакции. В 1974 г.
М. Фридман и Р. Розенман отметили взаимосвязь стресса и заболеваний сердечно-сосудистой системы в зависимости от типа реагирования на стрессор. Авторы выделили два полярных типа поведения – тип А (симпатический) и тип Б (парасимпатический).

Тип А – это поведение, ориентированное на успех и жизненные достижения. При этом преобладает активность симпатического отдела вегетативной нервной системы. Для типа А характерны высокий уровень двигательной активности и постоянная готовность к действию. Люди этого типа поведения реагируют на стрессовое воздействие учащением пульса, ростом артериального давления и другими вегетативными реакциями, сопровождающими активацию симпатической нервной системы. Вот почему именно этот тип поведения значительно повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний и скоропостижной смерти при наличии стрессовых ситуаций.

Тип Б – в тех же условиях люди реагируют по парасимпатическому варианту, т.е. снижением частоты сердцебиений и другими соответствующими вегетативными проявлениями. Для этого типа людей характерны снижение двигательной активности и относительно низкая готовность включаться в действие.

Перечисленные различия определяют разную чувствительность людей к стрессогенным воздействиям. Один из путей профилактики сердечно-сосудистых заболеваний состоит в том, чтобы уменьшить в репертуаре поведения пациента проявления типа А.

Стресс и болезни. За счет чрезмерного выделения глюкокортикоидов возможны различные побочные эффекты (плата за адаптацию к стрессору). Так, известно, что длительное выделение глюкокортикоидов приводит к существенному уменьшению продукции тестотерона, что снижает половое влечение и ведет к импотенции. Развиваются различные соматические заболевания: язвы кишечника, желудка, неспецифический язвенный колит, гипертония, аритмия, болезнь Рейно, мигренозные головные боли, бронхиальная астма, угри, экзема, крапивница, инфекции, опухоли (как результат иммунодепрессии), а также могут возникать нарушения психики – неврозы, депрессии. Следовательно, профилактика стресса – одно из важнейших направлений современной медицины.

 


Вопросы к главе 7

1. Какие типы высшей нервной деятельности вам известны?

2. О каких свойствах, характеризующих нервную систему, говорил И.П. Павлов?

3. Какие типы высшей нервной деятельности, по соотношению первой и второй сигнальной системы, выделял И.П. Павлов?

4. Как происходит формирование второй сигнальной системы
в онтогенезе?

5. Какие теории, объясняющие возникновение сна, вам известны?

6. В чем сущность гипотезы корково-подкорковых механизмов сна П.К. Анохина?

7. Какие виды эмоциональных явлений вам известны?

8. В чем сущность дискретной и многомерной моделей организации эмоций?

9. Перечислите функции эмоций.

10. Проследите развитие эмоций в разные возрастные периоды.

11. Объясните сущность нейрофизиологического механизма непроизвольного и произвольного внимания?

12. Какие способы организации памяти вам известны?

13. Что такое долгосрочная и краткосрочная память?

14. Объясните сущность нейронной и биохимической теорий памяти.

15. Что такое «стресс»? Кем и когда было сформировано представление о стрессе?

16. Дать понятия различным видам стресса.

17. Какие раздражители способны вызвать стрессовую реакцию
в организме человека?





Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая школа, 1983. – 247 с.

2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М., 1991.

3. Беленков Н.Ю. Принцип целостности в деятельности мозга. – М.: Медицина, 1980. – 311 с.

4. Беркинблитт М.Б., Глаголева Е.Г. Электричество в живых организмах. – М.: Наука, 1988. – 286 с.

5. Бородкин Ю.С., Шабанов П.Д. Нейрохимические механизмы извлечения следов памяти. – Л.: Наука, 1986. – 127 с.

6. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение / пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 248 с.

7. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л.: Наука, 1989. – 144 с.

8. Вартанян Г.А., Пирогов А.Л. Нейробиологические основы высшей нервной деятельности. – Л.: Наука, 1991. – 167 с.

9. Вейн A.M., Хехт К. Сон человека. Физиология и патология. – М.: Медицина, 1988. – 272 с.

10. Суворов Н.Ф., Таиров О.М. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. – Л.: Наука, 1985. – 287 с.

11. Судаков К.В. Теория функциональных систем. – М.: Медицина, 1984. – 223 с.

12. Тамар Г. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. – Л.: Наука, 1990. – 198 с.

13. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга человека. – М.: Педагогика, 1991. – 231 с.

14. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Мир, 1990. – 239 с.

15. Частная физиология нервной системы / под ред. П.Г. Костюка. – Л.: Наука, 1983. – 733 с.

16. Шляхтин Т.В. Анатомия и эволюция нервной системы. – Саратов: Изд-во СГУ, 1984. – 128 с.

17. Ярвилехто Т. Мозг и психика. – М.: Прогресс, 1992. – 202 с.


 

 

Учебное издание

 

ЕФРЕМЕНКО Инна Ивановна


Дата: 2019-02-02, просмотров: 331.