Развитие эмоций. Системы мозга, определяющие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Появление эмоций

Новорожденным детям свойственна диффузность эмоциональных реакций, что отражает общие психофизиологические закономерности данного возрастного периода. Первые эмоциональные реакции и проявления у новорожденных связаны с биологическими потребностями в пище, тепле, сне, комфорте. Неудовлетворение этих потребностей вызывает отрицательные эмоциональные реакции. Положительные эмоциональные реакции появляются на втором месяце жизни. Их развитию способствует устранение причин отрицательного эмоционального возбуждения. Наряду с биологическими у младенца имеются и потребности в исследовательском поведении, обусловливающие общее активное состояние организма. Однако в первые месяцы жизни трудно обнаружить эмоциональное проявление в ответ на внешнее воздействие и можно только говорить о комплексе чувственных эмоциональных состояний.

В возрасте до 2 лет эмоциональные состояния формируются у детей в процессе их сенсомоторного развития и становления ориентировочно-поисковых реакций. Важнейшим стимулом для развития эмоциональных реакций служит общение ребенка со взрослым.
При речевом общении со взрослыми у ребенка, на основе имитации, в голосовых реакциях появляются звуки, позволяющие дифференцировать его эмоциональное состояние. На эмоциональную окраску речевого сообщения дети начинают реагировать раньше, чем способны понять его смысл (схема 12).

Период от 2 до 7 лет – период эффективности. В этом возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, но кратковременных вспышках, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. В этом возрасте детям свойственна исключительная эмоциональная заражаемость. В дошкольном детстве эмоции включаются в структуру эмоциональных познавательных процессов и начинают регулировать динамику поведения ребенка. Эмоциональное поведение с его индивидуальными чертами формируется в ходе жизненного опыта, под влиянием воспитания и обучения.

В дошкольный и младший школьный периоды жизни ребенка происходит своего рода переход от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций. По мере созревания функций коры мозга ребенок обучается регулировать собственное поведение, усиливая одни эмоциональные проявления и тормозя другие в соответствии с требованиями окружающей его социальной среды. Эффект эмоционального научения оказывается менее стойким по сравнению с приобретенными моторными и сенсорными навыками.

 

Схема 12. Развитие эмоций.

В старший школьный период возрастная трансформация эмоций усматривается в том, что одни значимые чувства сменяются другими. Появляются новые эмоциональные состояния; объекты и действия, ранее вызывавшие горячий интерес, становятся безразличными, утрачивают новизну, зато появляются новые объекты и действия, которые приковывают внимание.

По теории, предложенной Дж. Греем, выделяют три модулирующие системы мозга, определяющие возникновение трех основных групп эмоций: тревожности, ужаса–гнева, радости–счастья.

Система мозга, связанная с появлением чувства тревоги, была названа системой поведенческого торможения. Эта система отвечает на сигналы наказания, отмены положительного подкрепления, стимулы, содержащие новизну. Главные структуры этой системы – септум, энторинальная кора, зубчатая извилина и гиппокамп (септогиппокампальная система). При общем поведенческом торможении отмечаются повышение уровня кортизола, высвобождение эндорфинов, адренокортикотропного гормона (табл. 4).

Вторая система относится к организации поведения борьбы и бегства. Она связана с эмоциями ярости, гнева и ужаса. Ее структуры реагируют на безусловные отвергаемые стимулы. В состав данной системы входят три основные структуры: миндалина, медиальный гипоталамус и центральное серое вещество (табл. 4). Эмоция гнева сопровождается увеличением уровня норадреналина и тестостерона. При эмоции страха выброс адреналина преобладает, увеличивается уровень кортизола в крови.

Таблица 4

Системы мозга, определяющие появление эмоций

Системы, определяющие тип поведения Эмоции Структуры Биологически важные вещества
Система поведенческого торможения Тревожность – депрессия Септум, энторинальная кора, зубчатая извилина, гиппокамп Кортизол, адренотропный гормон, эндорфины
Система борьбы и бегства Ярость, гнев, страх Миндалина, медиальный гипоталамус, центральное серое вещество Адреналин, норадреналин, тестостерон
Система приближающегося поведения Безмятежность, приподнятое настроение, уверенность, счастье, радость Базальные ганглии, черная субстанция, дофаминергические волокна, ядра таламуса; моторная, сенсорная, префронтальная области коры Дофамин, серотонин, опиаты, тестостерон

 

Третья система мозга обеспечивает приближающееся поведение. Адекватными для ее элементов стимулами являются условные сигналы награды (пищи, воды и др.). Главные структуры мозга, обеспечивающие ее функционирование, – базальные ганглии, дофаминергические волокна из черной субстанции, ядра таламуса, моторная, сенсорная и префронтальные области коры. Эмоции, возникающие при активации этой системы, связаны с приятным предвидением, надеждой, переживанием подъема, счастья. Таким образом, согласно теории Дж. Грея, положительные эмоции имеют дофаминергическую природу. Однако положительное эмоциональное состояние человека во многом определяется уровнем серотонина. С ростом его концентрации в мозге настроение человека поднимается.

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека зависят от баланса трех систем мозга. Повышенная индивидуальная активность септогиппокампальной системы предопределяет склонность человека к тревожности. Доминирование функций системы борьбы и бегства отражает склонность человека к агрессии или активному защитному поведению. От вклада, который вносит система приближающего поведения, зависит степень выраженности положительных эмоций.

Таким образом, можно выделить определенные модулирующие системы мозга и отдельные комплексы медиаторов, гормонов и пептидов, которые связаны с соответствующими эмоциональными состояниями и их классификацией.

11.  Современные данные о физиологических
механизмах внимания

Высшая нервная и психическая деятельность ребенка и взрослого человека всегда характеризуется определенной направленностью и избирательностью. Трудовая, учебная, спортивная и игровая деятельность школьника, труд рабочего, земледельца, ученого или учителя требуют выделения из бесчисленного множества окружающих нас предметов и явлений материального мира лишь тех, что имеют для нас наибольшее значение в данный момент времени. Однако для высшей нервной и психической деятельности человека еще недостаточно выделить существенные для него элементы, не менее важно сохранить направленность своей деятельности на эти существенные элементы при отвлечении от всего малозначимого. Эта избирательность психических процессов и называется вниманием.

Процессы внимания человека являются предметом изучения психологической науки, в задачу же физиологии входит исследование тех физиологических механизмов, которые лежат в основе процессов внимания. Важное значение для понимания физиологической структуры внимания школьника имели создание и разработка условно-рефлекторной теории и теории доминанты. Работы в этом направлении показали, что физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и торможения и особенности их движения и взаи модействия в коре головного мозга.

Схема 13. Нейрофизиологический механизм непроизвольного и произвольного

 внимания: а – информация, поступающая по каналам II сигнальной системы;
б – информация, поступающая по каналам I сигнальной системы; в – информация из внутренней среды организма; цифрами в скобках обозначен возраст
относительного созревания данной структуры.

 

Направленность высшей нервной и психической деятельности человека всегда связана с возбуждением одних корковых участков и торможением других по закону индукции. Среди возбужденных участков коры выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение в деятельности, он начинает господствовать над всеми остальными.

Так обеспечивается избирательность нашей деятельности и осуществляется контроль за ее протеканием.

В настоящее время данные о роли корковых процессов в организованной психической деятельности человека значительно дополнены исследованиями подкорковых структур, показавшими ее «вертикальную организацию». Иначе говоря, высшая нервная деятельность всегда связана с активностью целого мозга, а не только его корковых отделов. Большое значение имеют такие подкорковые структуры, как ретикулярная формация ствола головного мозга и структуры лимбической системы, осуществляющие вегетативное и эмоциональное обеспечение любого поведенческого акта человека.

Таким образом, любая избирательная деятельность мозга связана прежде всего с определенным уровнем его активности, который в свою очередь определяется специальным мозговым аппаратом, включающим ретикулярную формацию и лобные доли головного мозга (схема 13).

Активация мозга может быть связана с физиологическими потребностями (например, чувство голода) или раздражениями из внешней среды (например, сигнал опасности). Последние могут активировать деятельность мозга двумя путями: через неспецифическую систему, т.е. через ретикулярную формацию, и через сенсорные корковые зоны и лобные доли. Такой механизм активации мозга лежит в основе непроизвольного внимания, процесса, происходящего помимо желания человека и без постановки предварительной цели.

В основе произвольного внимания, требующего предварительной постановки цели и выработки программы действий, лежит активация мозга, связанная с деятельностью лобных долей больших полушарий.

Оба вышеназванных механизма внимания включают в себя и лимбическую систему, обеспечивающую вегетативное или эмоциональное сопровождение психической деятельности. Например, прислушиваясь к слабым звуковым сигналам, мы задерживаем дыхание; при сигнале опасности возникает чувство страха.

Важные данные, подтверждающие особую роль лобных долей в обеспечении произвольного внимания, дает клиника. Поражение этих структур приводит к тому, что больные не в состоянии сосредоточиться на какой-либо деятельности и легко отвлекаются на малейшие внешние раздражители. Роль лобных долей в организации произвольного внимания подтверждается также в электрофизиологических исследованиях. Любая деятельность человека, требующая произвольного внимания, всегда сопровождается усилением биоэлектрической активности лобных долей мозга.

В процессе развития ребенка механизмы, лежащие в основе непроизвольного внимания, созревают быстрее, а само формирование произвольного внимания тесно связано с развитием речи. В результате организация произвольного внимания у детей до 6–7 лет значительно затруднена.

Морфологическая и функциональная основы произвольного внимания формируются только к 12–13 годам, когда созревают участки лобных долей, ответственные за его осуществление.

Таким образом, в педагогической деятельности необходимо учитывать особенности физиологических механизмов произвольного и непроизвольного внимания. В младших классах мобилизация внимания учащихся на уроке или во внеклассной работе возможна с учетом активации механизмов непроизвольного внимания. Вместе с тем необходимо постоянно формировать произвольное внимание ребят. Важно помнить, что произвольное внимание, хотя и связано с деятельностью определенных структур головного мозга, в значительной мере находится и под влиянием воспитательных воздействий. Они осуществляются уже на ранних этапах жизни ребенка, когда мать направляет его внимание, указывая на тот или иной предмет. Эти социальные корни высших форм внимания были отмечены еще Л.С. Выготским. Преобладающее значение непроизвольного внимания сохраняется до 4–5 лет, но еще длительное время оно сказывается при любой направленной деятельности детей. Организация произвольного внимания учащихся лишь на основе речевой инструкции становится возможна только с окончанием формирования его физиологических механизмов, т.е. к 12–13-летнему возрасту.

Различные способы организации памяти. Процессы запоминания и хранения одной и той же информации о событиях, фактах, явлениях могут быть организованы на основании различных принципов и механизмов. Один и тот же факт может храниться в сенсорном, вербальном, декларативном, процедурном видах, может вспоминаться произвольно или непроизвольно с использованием разных временных, логических, эмоциональных ассоциаций (схема 14).

Непроизвольная память проявляется в тех случаях, когда не ставится специальная цель запоминания информации.

Произвольная память связана с сознательным целевым запоминанием информации.

Эмоциональная память направлена на запоминание эмоциональных компонентов поведенческого акта и субъективных переживаний человека.

Процедурная (имплицитная) память представлена моторными навыками, перцептуальными стратегиями, классическими и инструментальными рефлексами. Она формируется часто непроизвольно, требует неоднократного повторения и хранит информацию о причинно-следственных отношениях между событиями.

Декларативная (эксплицитная) память основана на оперировании с понятиями. Это память на лица, места событий, предметы. Декларативная память всегда произвольна, так как предполагает знание об объекте запоминания. Процесс запоминания проходит быстро, а информация может храниться в течение многих лет без напоминания.

Образная память подразумевает хранение информации в виде образов предметов, явлений или событий, которые сохраняют свою топологию (соотношение пространственно-временных характеристик). В зависимости от характера образа различают зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую, обонятельную образную память.

 

Схема 14. Способы организации памяти.

 

Вербальная память представляет собой систему запоминания, основанную на смысловых характеристиках понятий. Организация и структурирование вербальной памяти основаны на кодовом (абстрактном) описании понятий и слов, обозначающих эти понятия.

Логическая память основана на причинно-следственном характере запоминания информации, использовании логических ассоциаций при воспроизведении информации из памяти.

Ассоциативная память связана с запоминанием информации на основании цепи ассоциаций, когда одно событие вызывает в памяти другие, связанные с ним на основании самых разных аналогий, сравнений, элементов сходства или отличий.

Эпизодическая память – это память на датированные во времени эпизоды и события из индивидуальной жизни человека. Она строится на основе временных ассоциаций, последовательности событий во времени, хотя учитывает также и комплекс пространственно-временных координат.

 





Дата: 2019-02-02, просмотров: 339.