Эмоционально-волевая сфера человека является предметом психологической науки, и в курсе возрастной физиологии мы рассмотрим только те примитивные физиологические механизмы, которые лежат в ее основе. Наше строго физиологическое изложение проблем эмоциональных реакций человека не является попыткой биологизации этих сложных психических процессов, а связано с тем, что в последующем курсе психологии психологическая сторона этих вопросов будет рассмотрена специально и более полно.
Первая физиологическая попытка объяснить эмоции человека принадлежит И.М. Сеченову, который считал, что эмоции – это «рефлексы с усиленным концом в их последней трети». Важное значение имели исследования И.П. Павлова, связавшего появление эмоций с переделкой динамических стереотипов, сопровождавшейся тяжелым «нервным трудом».
Павловские взгляды на механизм эмоций получили развитие в биологической теории эмоций П.К. Анохина и информационной теории эмоций П.В. Симонова.
Изучение функциональной деятельности головного мозга животных и человека с помощью метода вживленных электродов показало наличие ряда нервных структур, ответственных за появление разнообразных эмоциональных реакций (от лат. возбуждать).
Наиболее широко представлены эмоциональные зоны в промежуточном мозге и в некоторых древних отделах больших полушарий – лимбических зонax. Раздражение этих зон вызывает у человека и животных реакции страха, агрессии, чувства голода и жажды, чувство насыщения и многие другие.
Эти филогенетически более древние низшие элементарные эмоциональные реакции, связанные с деятельностью подкорковых нервных структур головного мозга, относят к протопатическим (подкорковым) эмоциям. Их необходимо отличать от высших специфически человеческих эпикритических (корковых) эмоций, обусловленных деятельностью более молодых в эволюционном отношении корковых зон (например, моральные чувства человека).
Все многочисленные эмоциональные реакции с точки зрения физиологии делят на две группы: отрицательные и положительные эмоции. Возникновение отрицательных эмоций связано с дискомфортом организма, который может быть вызван нарушением постоянства его внутренней среды (гомеостаза) или неблагоприятными воздействиями внешней среды. Например, снижение в крови содержания сахара сопровождается чувством голода, а действие опасных для жизни факторов внешней среды – чувством страха.
Восстановление нарушенного внутреннего или внешнего спокойствия организма сопровождается положительными эмоциями, выражающимися в состоянии комфорта или наслаждения, например чувство насыщения после обеда или радость человека при спасении жизни своего друга.
Исходя из биологической теории эмоций П.К. Анохина, можно считать, что отрицательные эмоции возникают всегда, если система (организм) не может достичь полезного для себя результата. Положительные эмоции будут возникать при достижении функциональной системой полезного для ее существования результата. Информационная теория эмоций П.В. Симонова связывает их появление с избытком или недостатком информации об удовлетворении потребностей. Недостаток информации вызывает отрицательные эмоции, а ее избыток – положительные.
Эмоции и их классификация
С физиологической точки зрения, эмоция – это активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает организм изменить поведенческую реакцию в направлении минимизации или максимизации этого состояния.
Выделяют следующие эмоциональные явления (схема 8).
Аффекты – это сильные кратковременные переживания, которые сопровождаются выраженными двигательными и вегетативными реакциями. У человека аффекты могут быть вызваны как биологически значимыми для него факторами, так и социальными. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают во время наличной ситуации.
Схема 8. Эмоции и их классификация.
Собственно эмоции – это длительно текущее состояние, не всегда сопровождающееся внешним проявлением. Собственно эмоции возникают на основе представлений о пережитых и воображаемых ситуациях. Они выражают оценочное, субъективное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Вследствие этого собственно эмоции могут предвосхищать ситуации и события, которые еще не наступили.
Чувства – это эмоции, которые возникают на базе социальных и идеальных потребностей вследствие обобщения эмоций и связаны с субъективным представлением о предмете или явлении. Чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения, сложившиеся у субъекта в процессе его деятельности.
Общие ощущения – это состояния, возникающие регулярно с определенными интервалами в связи с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых и т.д.). Общие ощущения отличает от других эмоциональных явлений меньшая степень субъективности переживаний.
Настроение – это течение или поток гедонически ориентированных идей, мыслей и образов, извлекаемых из памяти. Настроение менее специфично, чем собственно эмоция. Функция настроения состоит в информировании человека о его общем состоянии и потребностях. Настроение стимулирует к деятельности, являясь важным регулятором поведения человека. Настроение может быть осознанным
и неосознанным. Достигая определенного порога, оно может трансформироваться в собственно эмоцию, однако эти виды эмоциональных явлений могут сосуществовать, влияя друг на друга.
Эмоции присутствуют в составе любой деятельности человека. Они могут осуществлять как целостную оценочную функцию, сигнализируя о степени удовлетворения потребности, так и поэтапную оценку и коррекцию деятельности.
8. Дискретная и многомерная модель
организации эмоций
Дискретная модель организации эмоций исходит из позиций, которые рассматривают эмоциональную сферу человека как состоящую из определенного числа первичных, или фундаментальных, эмоций. Комбинация первичных эмоций создает эмоции второго порядка. Критическим вопросом для этой модели является выделение первичных эмоций человека. Ответ на данный вопрос зависит от метода исследования. На основании изучения лицевой экспрессии разные авторы выделяют от 5 до 10 первичных эмоций. Наиболее популярна классификация К. Изарда. Он выделил 10 первичных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс, страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление (схема 9).
Схема 9. Дискретная модель организации эмоций.
Многомерная модель организации эмоций исходит из существования эмоционального пространства. Она рассматривает в качестве значимого для определения количества первичных эмоций вопрос о том, сколько существует базовых измерений, определяющих мерность эмоционального пространства. С помощью метода многомерного шкалирования было определено минимально допустимое число шкал, на которые ориентируется человек при вынесении суждения о различии эмоций. В многомерном пространстве лицевой экспрессии каждая эмоция представлена точкой со своими координатами. Было выделено два основных фактора внешних выражений эмоций по экспрессии лица. Первый фактор интерпретируется как содержание эмоции.
На рис. 16 он представлен в виде шкалы «удовольствие–неудовольствие» (горизонталь). Содержание эмоции может включать несколько характеристик эмоций: по шкалам «удовольствие–неудовольствие», «расслабление–напряжение», «внимание–отторжение». Второй фактор выражает стиль проявления эмоций, т.е. их выраженность. На рисунке он представлен в виде шкалы уровня активации (вертикаль).
Рис. 16. Многомерная модель организации эмоций.
При субъективной оценке сходства эмоций, представленных в вербальных категориях, можно построить семантическое эмоциональное пространство.
При сравнении эмоционального пространства лицевой экспрессии и семантического эмоционального пространства находят много общего, что объясняется наличием тесных связей между эмоциональными переживаниями и их категоризацией. Вследствие этого одни и те же категории используются как для оценки собственного состояния, так и при суждении об эмоциональном состоянии другого человека. С позиции многомерной модели эмоций семантическое пространство терминов, обозначающих эмоции, соответствует структуре системы, определяющей реальные эмоциональные состояния.
9. Функции эмоций. Функциональная схема
организации эмоций
Отражательно-оценочная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий и явлений. П.В. Симонов приводит правило возникновения эмоций в виде структурной формулы (схема 10). Из формулы следует, что низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности достижения цели по сравнению с прогнозом порождает положительные эмоции.
Схема 10. Функции эмоций.
Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; ИН – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; ИС – информация о существующих средствах, которыми реально обладает субъект в данный момент; ИН – ИС – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного или приобретенного опыта.
Регулирующая функция эмоций состоит в том, чтобы побудить человека изменить свое поведение. В ходе деятельности у человека возникают потребности разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов. Оценка мотивов через эмоциональное переживание побуждает к выбору поведения, переключению от одних действий к другим. Наиболее ярко эта функция эмоций проявляется в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба мотивов. Способность управлять своими эмоциями предстает в качестве физиологического механизма воли.
Подкрепляющая функция эмоций состоит в способности эмоции выступать в качестве безусловного подкрепления поведенческой реакции. Любой рефлекс формируется легче и быстрее, если он сопровождается эмоциональным переживанием. Интеграция мотивационного возбуждения с возбуждением от фактора, способного удовлетворить потребность, генерирует положительную эмоцию и обеспечивает выработку условного рефлекса. Подкрепляющим фактором может выступать и эмоциональное состояние другой особи, что является биологической основой способности человека к сопереживанию.
Компенсаторная функция эмоций состоит в их замещающей роли. При эмоциональном напряжении имеется избыточная мобилизация ресурсов организма, превышающая реальные нужды, что в ситуации неопределенности обеспечивает организм необходимой энергией. В ситуации с низкой вероятностью успеха даже небольшой успех порождает положительную эмоцию, что компенсирует недостаток неудовлетворенных потребностей. Эмоциональное напряжение вызывает переход к иным формам поведения, оценкам стимулов и реакций.
Коммуникативная функция эмоций состоит в передаче своих переживаний другим людям посредством мимики, жестов, изменения интонаций. Мимика человеческого лица тонко отражает различные оттенки эмоционального состояния и является существенным инструментом невербального общения людей. По активности мышц улыбки может прогнозировать появление положительных эмоций, а по активности мышц носогубного комплекса – отрицательных эмоций.
Исследования структур мозга, связанных с механизмами организации эмоций, показали, что эмоции нельзя строго приурочить к определенным мозговым структурам – они базируются на врожденных и приобретенных формах поведения. В связи с этим необходимо разделять системы, связанные с изменением эмоционального состояния, и системы, осуществляющие запуск эмоциональных реакций. Под эмоциональным состоянием понимают субъективное переживание, отражающее отношение индивидуума к окружающему миру и самому себе. Эмоциональная реакция – это возникающее параллельно эмоциональному состоянию изменение в висцеральной и соматической сферах (схема 11).
Раздельный анализ эмоционального состояния и реакций приводит к заключению о том, что эмоции как формы психического состояния необязательно должны быть сопряжены с действием. Длительность проявления эмоционального состояния – одно из характерных свойств эмоций. Человек может внутренне переживать сильные эмоции, но при этом внешне казаться достаточно спокойным, сознательно (с помощью воли) подавляя проявление двигательных компонентов эмоционального состояния.
Схема 11. Функциональная схема организации эмоций.
При этом вегетативные компоненты не подавляются, так как мало подвержены произвольной регуляции. Эмоции включены во все звенья условно-рефлекторного процесса и могут выступать в качестве условного сигнала, компонентов центрального механизма замыкания временной связи, подкрепления и ассоциативного процесса.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 347.