Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.
В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.
Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу, стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Процесс разработки стратегии включает:
1) определение корпоративной миссии;
2) конкретизацию видения корпорации и постановку целей;
3) формулировку и реализацию стратегии, направленной на достижение целей.
Стратегическое управление – это процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии и включающий: постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленной цели.
Это область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и векторов развития организации, постановке основополагающих целей, оптимальном распределении ресурсов, использовании всего того, что дают организации конкурентные преимущества.
Содержанием стратегического менеджмента являются:
· определение назначения и главных целей бизнеса фирмы,
· анализ внешней среды фирмы,
· анализ ее внутренней обстановки,
· выбор и разработка стратегии фирмы,
· анализ портфеля диверсифицированной фирмы,
· проектирование ее организационной структуры,
· выбор степени интеграции и систем управления,
· управление комплексом " стратегия - структура - контроль",
· определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности,
· обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании,
· совершенствование стратегии, структуры, управления.
Все это отражено на рис.1.
Рисунок 1 – Содержание стратегического менеджмента
Выделяют следующие функции стратегического менеджмента:
· планирование стратегии;
· организация выполнения стратегических планов;
· координация при решении стратегических задач;
· мотивация к достижению стратегических результатов;
· контроль процесса выполнения стратегии.
Планирование стратегий включает в себя:
· прогнозирование - в него входят анализ внутренних и внешних факторов, обоснование стратегии, оценка риска и т.д.
· разработка стратегии - формирование миссии, определение перспектив, формулировка стратегии, увязка стратегий по подразделениям и тд.;
· бюджетирование - стоимостная оценка стратегии, распределение ресурсов, составление бюджета и т.д.
Организация выполнения стратегических планов включает:
· формирование потенциала фирмы;
· согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией;
· создание корпоративной культуры поддерживающей стратегию
Координация действий по формированию и реализаций стратегий заключается в следующем:
· согласование управленческих решений отдельных уровней;
· последовательная консолидация целей;
· консолидация стратегий структурных подразделений.4
Мотивация, как функция стратегического менеджмента представляет собой систему стимулов побуждающих персонал к выполнению стратегии, достижению нужных результатов. Непрерывное наблюдение за процессом реализации стратегического плана;
Контроль состоит из следующих действий:
· непрерывное наблюдение за реализацией стратегии;
· заблаговременное выявление опасностей;
минимизация последствий ошибок, отклонений. непрерывное наблюдение за процессом реализации стратегического плана;
Данные функции стратегического менеджмента выражают его сущность, способствуют реализации стратегии в нестабильной внешней среде.
Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
1.2 Объект и предмет стратегического управления
Объект стратегического менеджмента — это участник экономических отношений, на которого направлен данный вид управленческой деятельности. Выделяют три группы объектов стратегического менеджмента:
· организации;
· структурные подразделения (стратегические хозяйственные подразделения);
· функциональные зоны организации.
Организация рассматривается как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая собой совокупность структурных подразделений.
Структурное подразделение — это направление или ряд смежных направлений деятельности организации, самостоятельное рыночно ориентированное хозяйственное подразделение, которое руководителем, который несет полную ответственность за стратегическое развитие и текущую деятельность структурного подразделения.
Функциональная зона организации — это сфера деятельности, представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных стратегических хозяйственных подразделений, так и организации в целом.
Стратегическое управление затрагивает широкий круг ведущих организационных решений по поводу проблем, ориентированных на будущее, связанных с генеральными целями организации и находящихся под воздействием неконтролируемых внешних факторов.
К предмету стратегического управления можно отнести следующие группы проблем:
1. Проблемы, прямо связанные с генеральными целями организации. Генеральные цели ориентированы в будущее и, как правило, направлены на повышение эффективности деятельности организации путем обеспечения взаимосвязи целей, ресурсов и результатов. Поэтому решения о создании новых или ликвидации старых производств, освоении новой продукции, технологии или новых рынков носят стратегический характер. Решения, относящиеся к экономии материальных, энергетических или трудовых ресурсов, имеют частный характер и не относятся к стратегическим.
2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящий момент отсутствует или имеется в недостаточном объеме. В практике стратегического управления решение относится к стратегическим проблемам, если планируется разработка и выпуск новой продукции, приобретение нового для организации технологического оборудования, приглашение нового персонала (новых специалистов) и т. п.
3. Проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами. Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате воздействия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии и направлении развития, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации. Организация постоянного мониторинга внешней среды — важное условие эффективности и конкурентоспособности организации.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.