В схемах коммутаторов типа КСКП (рис. 17.10) переменного тока использован ме-
тод параллельного подключения цепей контроля исправности фонаря.
Рис. 17.10. Схема подключения фонаря через бесконтактный коммутатор типа КСКП-Б2-3
На рисунке представлена схема подключения лампы Н L одного из фонарей с помо
щью датчика тока ДТ-127. Дополнительное устройство ДУ-127 является общим для датчи
ков тока всех фонарей, коммутируемых в рассматриваемом устройстве.
На коммутатор подается напряжение 127 (220) В по одному из фидеров, проложенных по разным бортам судна. Надежность работы фонарей достигается путем установки в них ламп с двумя нитями накала или двух ламп, а также использования двух фонарей.
Для включения первой нити накала лампы Н L переключатель S А переводится в положение 1.
При этом образуется цепь тока через верхнюю нить лампы HL:
предохранитель FU 1-- сглаживающий дроссель L 1- параллельно включенные резисторы R 1- R 4 - резисторы R 17, R 18 – предохранитель FU5 – верхняя нить лампы HL –
предохранитель FU 3 - контакты переключателя SА -выключатель контроля S АЗ - дроссель L 2 - предохранитель FU 2.
Лампа HL загорается.
В полупериод напряжения питания, при котором на верхнем левом выводе схемы
положительный потенциал ( т.е. плюс ), а на верхнем правом – отрицательный ( т.е. ми-
нус ), ток в указанной цепи создает на резисторах R 1- R 4 падение напряжения с мгновен-
ной полярностью, соответствующей подаче на эмиттер транзистора V Т1 положительного потенциала. Транзистор VT 1 открывается, и через него и светодиод HL 1 протекает ток, светодиод загорается..
В другой полупериод напряжения питания полярность напряжения на резисторах R 1- R 4 изменяется на обратную, поэтому транзистор VT 1 закрывается, ток через светодиод не протекает. Но при частоте 50 Гц глаз человека не замечает миганий светодиода HL 1 .
Открытый VT 1 шунтирует резистор R 7, на нем не возникает падения напряжения, поэтому V Т2 закрыт, реле К V и звонок НА не включены.
При перегорании нити на R 1- R 4 падение напряжения исчезает, VT 1 закрывается, светодиод гаснет. Теперь на R 7 возникает падение напряжения. Пробивается стабилитрон VD 4, открывается V Т2, включаются реле К V и звонок НА.
Услышав звонок и по погасшему светодиоду определив фонарь, в котором погасла лампа, вахтенный помощник переводит переключатель S А переводят в положение 2, т. е. включает вторую нить накала ( вторую лампу), свечение светодиода будет сигнализиро-
вать о включении фонаря.
На реле К V через диод VD 7 подается 1-полупериодное напряжение, во второй полу
период через реле разряжается конденсатор С2.
Стабилитроны VD 1, VD 5 стабилизируют напряжения управления транзисторов, стабилитрон VD 6 - коллекторное напряжение транзистора V Т2 и напряжение реле К V .
Переключателем SA 1можно регулировать яркость свечения фонаря: в положении
0 – наибольшая яркость, в положении 1 последовательно с нитью HL вводится резистор
R 17, а в положении 2 введены R 17, R 18, поэтому яркость понижается.
Для проверки исправности коммутатора выключатель S АЗ ("Контроль") выключа-
ют, имитируя обрыв нити. По потуханию светодиода и работе звонка убеждаются в исправной работе коммутатора.
При снятых перемычках Х1, Х2, Х3 коммутатор можно включать в сеть 220 В.
В коммутаторах имеются выводы для подключения мегаомметра при контроле со-
противления изоляции. Фонари находятся снаружи корпуса судна и постоянно подверга-
ются воздействию влаги, что снижает сопротивление изоляции самих фонарей и линий подвода питания к ним.
Техническое обслуживание фонарей и коммутатора рекомендуется проводить без их разборки не реже 1 раза в 3 мес. При этом все детали проверяют, очищают, поджимают контактные и крепежные соединения, измеряют сопротивление изоляции. Затем проверя-
ют работу коммутатора и всех фонарей.
Включает сигнально-отличительные фонари вахтенный помощник капитана перед
наступлением темноты ( загодя ).. На каждой вахте и перед каждым выходом в море необ
ходимо проверять их работу. Для обеспечения необходимой дальности видимости огней и надежной работы коммутатора в фонари следует устанавливать лампы только проектной мощности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 527.