Схема нулевой защиты с аварийным выключателем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

У электроприводов, управляемых при помощи командоконтроллера, заедание руко

ятки в промежуточном положении может привести к аварии, т.к. электродвигатель не оста

навливается.

       Чтобы избежать аварии, в цепь катушки реле напряжения KV включают пакетный выключатель S1 ( рис. 110 ). Этот выключатель называют аварийным или выключателем управления. Выключатели устанавливают на тумбе командоконтроллера сбоку или сверху.

 

       Рис. 108. Схема нулевой защиты с аварийным выключателем S1

 

При работе этот выключатель постоянно включен, поэтому включено реле напряже

ния KV. Через контакт KV:2 этого реле питание подается на основную часть схемы управ

ления.

       В случае возникновения аварийной ситуации оператор ( лебедчик ) выключает S1.

Реле KV теряет питание и размыкает контакты KV:2 и KV:1.

       При размыкании контакта KV:2 снимается питание с основной части схемы управ-

ления, двигатель отключается от сети и затормаживается.

       Размыкание контакта KV:1 делает невозможным включение реле KV до тех пор, пока не замкнется контакт SM1 командоконтроллера, т.е. пока не рукоятка командокон-

троллера не будет возвращена в нулевое положение.

       После этого реле KV получит питание и можно продолжить работу.

       Выключатели управления могут быть одно- или двухполюсными.

Управление 3-фазным асинхронным двигателем с одного и двух постов

 Схема управления 3-фазного асинхронного двигателя с одного и двух постов управ

ления приведена на рис. 103.

Рис. 103. Схема управления 3-фазного асинхронного двигателя с одного ( а ) и двух ( б ) постов управления

 

Схема управления 3-фазным асинхронным двигателем с одного поста управления

Схема ( рис. 103, а ) предусматривает пуск и остановку двигателя при помощи кно-

Почного поста, состоящего из кнопок «Пуск» и «Стоп». Эта схема применяется для управ-

Ления наиболее простых судовых электроприводов – насосов, вентиляторов, шлюпочных и траповых лебедок и т.п.

           

Элементы схемы

       Силовая часть:

1. А, В, С – линейные провода;

2. КМ1…КМ3 – главные контакты линейного контактора КМ;

3. М – обмотка статора 3-фазного асинхронного двигателя

       Схема управления:

1. SB1 – контакты кнопки «Пуск»;

2. SB2 – контакты кнопки «Стоп»;

3. КМ4 – вспомогательный контакт контактора КМ.

Подготовка схемы к работе

       Для подготовки схемы к работе подают питание на линейные провода А, В, С. При

этом не образуются какие-либо электрические цепи, например, цепь тока через катушку контактора КМ ( т.к. разомкнуты контакты кнопки SB1 «Пуск») или цепь тока через трех-

фазную обмотку статора ( т.к. разомкнуты контакты КМ1…КМ3 ).

 

       Пуск

Для пуска нажимают кнопку SB1 «Пуск», её контакты замыкаются и через них

образуется цепь тока катушки контактора КМ:

линейный провод С – замкнувшиеся от нажатия на кнопку контакты кнопки SB1 –

контакты кнопки SB2 – катушка контактора КМ - линейный провод В.

       Контактор включается и замыкает три главных контакта КМ1…КМ3 и один вспомо

гательный КМ4.

При замыкании главных контактов напряжение сети поступает на обмотку статора,

двигатель начинает вращаться.

       При замыкании вспомогательного контакта шунтируется кнопка SB1 «Пуск». Пока

эта кнопка остается нажатой, ток катушки контактора протекает как через ее контакты, так и, параллельно, через контакт КМ4.

Как только контакт КМ4 замкнется, кнопку SB1 можно отпустить, ее контакты

размыкаются, но останется цепь тока катушки КМ через контакт КМ4:

       линейный провод С – вспомогательный контакт КМ4 – контакты кнопки SB2 – ка-

тушка контактора КМ - линейный провод В.

       Если бы вспомогательный контакт КМ4 отсутствовал, то после отпускания кнопки SB1 «Пуск» ток в катушке КМ исчез, контактор КМ отключился и двигатель остановился.

Иначе говоря, в отсутствие контакта КМ4 двигатель вращался бы только при нажа-

той кнопке SB1 «Пуск» и останавливался при отпускании этой кнопки .

Теперь понятно назначение контакта КМ4 : он оставляет двигатель включенным, если отпустить кнопку SB1 «Пуск».

 

Остановка

Для остановки двигателя нажимают кнопку SB2 «Стоп», ее контакты размыкают-

ся, поэтому катушка КМ теряет питание.

       Контактор КМ отключается, при этом размыкаются его главные КМ1…КМ3 и вспо

могательный КМ4 контакты.

       При размыкании главных контактов обмотка статора двигателя отключается от се-

ти, двигатель останавливается.

При размыкании вспомогательного контакта КМ4 цепь катушки КМ4 обрывается

во втором месте ( первый обрыв – разомкнулись контакты кнопки SB2 ).

       Если кнопку SB2 «Стоп» отпустить, ее контакты замкнутся, но останутся разомкну

тыми контакты КМ4, поэтому катушка КМ останется обесточенной.

       Таким образом, размыкание контакта КМ4 не позволило восстановить цепь катуш-

ки КМ после отпускания кнопки SB2 «Стоп».

 

       Роль вспомогательного контакта КМ4

Из сказанного выше следует, что контакт КМ4 придал схеме управления свойство

 памяти. Теперь схема «запоминает» команды: при нажатии кнопки «Пуск» двигатель

включается, при нажатии кнопки «Стоп» двигатель отключается. Поэтому после нажатия кнопки «Пуск» и включения электродвигателя эту кнопку можно отпустить.

      

Дата: 2019-02-02, просмотров: 329.