В зависимости от того, в каких цепях находятся контакты, различают главные и вспомога
тельные контакты.
Главные контакты предназначены для коммутации силовых цепей. К силовым це-
пям относят цепи с токами в десятки и сотни ампер, например, цепи обмотки якоря двига-
телей постоянного тока, обмоток статора и ротора 3-фазных асинхронных двигателей и др.
Часто такие цепи называют цепями сильного или главного тока.
Вспомогательные контакты предназначены для коммутации цепей управления, сиг
нализации и контроля. К цепям управления относят цепи катушек контакторов и реле, сигнализации – сигнальных лампочек и звуковых приборов ( звонков, ревунов и т.п. ), контроля – тепловых и температурных реле, конечных выключателей и т.п.
Значение тока в таких цепях не превышает нескольких десятков ампер ( обычно
же - доли ампера или единицы ампер ). Поэтому такие цепи часто называют цепями слабо
го тока.
Устройство
Конструкции контактов чрезвычайно разнообразны. В контакторах судового испол
нения применяют, в основном, контакты двух типов:
1. пальцевые;
2. мостиковые.
Рис. 9.36: пальцевые ( а ) и мостиковые ( б ) контакты; А – провал контактов;
В – раствор контактов; 1 – подвижный мостиковый контакт; 2 – неподвижный контакт
Пальцевые контакты по форме напоминают согнутый палец, т.е. имеют изогнутую
форму ( рис. 9.36, а ). Такая форма обеспечивает перекат и проскальзывание одного кон
такта по другому при включении контактора. Это приводит к стиранию изолирующей оксидной пленки и грязи с поверхности контакта, т.е. к самоочистке контактов.
Кроме того, места прилегания контактов и их размыкания отдалены друг от друга
( на рис. 9.36, а, место прилегания расположено выше ). Это означает, что поверхность контактов в месте прилегания более ровная, чем в месте размыкания, в котором контакты обгорают и оплавляются вследствие действия дуги.
Оплавление приводит к тому, что площадь соприкосновения контактов резко умень
шается, поэтому переходное сопротивление ( между подвижным и неподвижными контак
тами ) и , соответственно, нагрев контактов увеличивается. В результате возможно прива-
ривание контактов друг к другу ( сваривание контактов ).
Чтобы уменьшить износ , на медные контакты наваривают серебряные накладки в виде плоских круглых пятачков. Серебро почти не окисляется и переходное сопротивле-
ние таких контактов изменяется незначительно. Однако серебро мягче меди, поэтому эти контакты изнашиваются быстрее и стоят дороже.
В последнее время во многих типах современных контакторов применяют более износостойкие металлокерамические контакты.
Мостиковые контакты ( рис. 9.36, б ) по форме напоминают мостик, соединяющий два берега ( в данном случае – два неподвижных контакта ). У таких контактов перекатыва
ние и проскальзывание минимально, поэтому для предотвращения образования оксидной пленки поверхность мостиковых контактов часто покрывается тонким слоем серебра.
Изображение контактов
При изображении контактов применяют следующие правила:
30º к горизонтали ( вертикали );
должение изображения провода, либо в виде двух отрезков прямых, расположенных под углом 90º;
ром схема обесточена;
Ниже изображены основные типы контактов контакторов:
1. замыкающий ( рис. 9.37, а );
2. размыкающий ( рис. 9.37, б );
3. переключающий ( рис.9.37, в ).
Каждый тип контакта может иметь два изображения, в зависимости от того, как
расположены на схеме провода, подходящие к неподвижным контактам. Например, на рис. 9.37, а изображен один и тот же тип контакта – «замыкающий», на левой части этого рисунка провода, подходящие к неподвижным контактам 2 и 3, расположены горизонталь
но, а на правой – вертикально.
Рис. 9.37. Контакты: замыкающий ( а ), размыкающий ( б ) и переключающий ( в );
1 – подвижный контакт; 2,3 – неподвижные контакты; F – сила, действующая на подвижный контакт при включении контактора
Название того или иного типа контакта зависит от того, какое положение займёт подвижный контакт после включения контактора.
Для этого применяют такое правило:
Дата: 2019-02-02, просмотров: 310.