И ТОРМОЖЕНИЯ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ. КОММУТАЦИОН-
НО-ЗАЩИТНАЯ АППАРАТУРА И И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САЭП
СПОСОБЫ ПУСКА, РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА
1. Способы пуска электродвигателей постоянного тока
1.1. Основные сведения
Для пуска электродвигателей постоянного тока применяют два способа:
1. прямой пуск;
2. реостатный пуск.
Прямой пуск
При прямом пуске двигатель включается непосредственно в сеть ( рис. 9.1 ), для
чего вручную ( при ручном управлении ) или при помощи аппаратуры ( при автоматизиро-
ванном пуске ) замыкают контакты К1 и К2..
Рис. 9.1. Прямой пуск двигателя: а – схема пуска; б – пусковая диаграмма
При этом ток I, потребляемый двигателем из сети, в точке «А» разделяется на 2 то-
ка: ток обмотки якоря I и ток обмотки возбуждения I . В точке «В» эти два тока сое-
диняются. Следовательно, через каждый из контактов, К1 и К2, протекает один и тот же ток I.
По Правилам Регистра, прямой пуск электродвигателей допускается при условии, что номинальная мощность двигателя не превышает 0,5 кВт, т.е. Р ≤ 0,5 кВт.
Такое ограничение мощности объясняется тем, что при прямом пуске пусковой ток
якоря двигателя превышает номинальный в десятки раз.
Объясним это на примере.
Пусть электродвигатель имеет такие данные: напряжение U = 220 В, номинальная противоЭДС обмотки якоря Е = 210 В, сопротивление обмотки якоря двигателя R =
= 1 Ом.
Тогда номинальный ток якоря
I = = = 10 А.
При пуске скорость якоря ω = 0, поэтому противоЭДС обмотки якоря
Е = сωФ = с0Ф = 0
( с – конструктивный коэффициент, величина постоянная, ω – угловая скорость якоря, Ф – магнитный поток, созданный параллельной обмоткой возбуждения L ).
Тогда пусковой ток якоря
I = = = = 220 А.
Таким образом, пусковой ток якоря I = 220 А превышает номинальный I =
= 10 А в 22 раза, что недопустимо.
Сказанное подтверждается графиком электромеханической характеристики двига-
теля ω ( I ) на рис. 9.1, б. При пуске двигатель переходит из точки «0» ( начало координат ) в точку «А», в которой пусковой ток I ( отрезок «ОА» ) гораздо больше номинального.
После пуска двигатель начнет разгоняться, в обмотке якоря появится и станет уве-
личиваться противоЭДС обмотки якоря ↑Е = с↑ωФ, а ток якоря – уменьшаться.
Процесс пуска прекратится в точке «В», в которой скорость якоря и ток якоря имеют номинальные значения: ω = ω , I = I .
Из сказанного следует, что причина больших пусковых токов – отсутствие противо
ЭДС обмотки якоря в момент пуска, когда якорь неподвижен. Такие токи вызывают ухуд-
шение коммутации вплоть до возникновения кругового огня на коллекторе, а также прова-
лы напряжения сети, нарушающие нормальную работу остальных приемников электро-
энергии
Допускаемые по условиям коммутации значения пусковых токов не должны превы
шать номинальный более чем в 2,5 раза, т.е. не должно нарушаться соотношение
I ≤ 2,5 I
Выясним, как можно уменьшить пусковые токи.
Как следует из формулы пускового тока якоря
I = ,
его можно уменьшить двумя способами:
1. увеличить знаменатель, т.е. увеличить при пуске сопротивления цепи обмотки якоря ( реостатный пуск );
2. уменьшить числитель, т.е. уменьшить при пуске напряжение на обмотке якоря.
Рассмотрим поочередно эти два способа.
Реостатный пуск
Схема реостатного пуска изображена на рис. 9.2.
Рис. 9.2. Реостатный пуск двигателя: а – схема пуска; б – пусковая диаграмма
При пуске замыкаются контакты К1 и К2, контакт К3 разомкнут. Через контакты К1 и К2 на обмотку якоря «А» и параллельную обмотку возбуждения «L» подается пита-
ние сети, а через разомкнутый контакт КМ3 в цепь обмотки якоря вводится пусковой рези
стор R , поэтому полное сопротивление обмотки якоря увеличивается до значения
( R + R ).
Двигатель развивает пусковой ток
I = I = ≤ 2,5 I
На электромеханической характеристике ω( I ) двигатель переходит из точки «0» в
точку «А», после чего начинает разгоняться по участку «АВ» характеристики.
В точке «В», при токе I ( обычно I = 1,1…1,2 I ) контакт К3 замыкается, вслед-
ствие чего двигатель с броском тока переходит из точки «В» в точку «С» и далее продол-
жает разгоняться до точки «D», в которой наступит установившийся номинальный режим.
Бросок тока при переходе точки «В» в тоску «С» объясняется тем, что при замыка-
нии контакта К3 сопротивление цепи обмотки якоря скачком уменьшается от значения ( R + R ) до значения R .
Рассмотренная схема пуска была упрощена ( для облегчения понимания процесса пуска ) тем, что для пуска использовалась одна ступень пускового резистора.
На практике для ручного пуска применяют пусковые реостаты ( отсюда название этого способа – реостатный ), имеющие несколько ступеней.
Перед пуском маховичок реостата должен быть повернут влево до упора, при пус-
ке его поворачивают по часовой стрелке, постепенно выводя ступени пускового резистора из цепи обмотки якоря двигателя ). Сам процесс пуска не должен превышать 6…8 с.
Нельзя оставлять маховичок реостата в промежуточном положении, при котором
в цепи обмотки якоря останутся ступени пускового реостата, т.к. они сгорят.
Эти ступени рассчитаны лишь на кратковременное протекание через них пускового тока.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 389.