В каждом эксплуатационном режиме приемники могут работать непрерывно, перио
дически и эпизодически.
Н е п р е р ы в н о работающими приемниками считаются многократно или одно
кратно включаемые приемники, время работы которых составляет 70-100 % продолжи-
тельности режима (17-24 ч в сутки). К ним относятся ЭП масляных, топливных, охлаждающих, конденсатных насосов, вентиляторов МО и грузовых трюмов и т. д.
К п е р и о д и ч е с к и работающим приемникам относятся многократно включае-
мые приемники, суммарное время работы которых находится в пределах 15- 70 % продол-
жительности режима (3,5-17 ч в сутки). К ним относятся ЭП питательных насосов вспомо-
гательного котла, санитарных насосов, компрессоров и т. д., периодически включаемые для поддержания и регулирования уровня, давления, температуры.
Э п и з о д и ч е с к и работающие приемники - это однократно или многократно включаемые приемники, суммарное время работы которых менее 15 % продолжительно
сти режима (не более 3,5 ч в сутки). Как правило, момент включения этих приемников можно заранее устанавливать. К ним относятся ЭП балластных, осушительных, пожарных насосов (при использовании последних для скатывания палубы) и др.
Нагрузка СЭС в любой момент времени определяется количеством и мощностью включенных приемников электроэнергии, что в свою очередь зависит не только от режима работы судна, но и от района плавания, времени года, состояния моря, характера выполняемых технологических процессов и т. д.
Таким образом, характер изменения нагрузки СЭС относится к категории случайных процессов, описание которых проводится с использованием математического аппарата теории вероятностей.
3. Методы определения мощности СЭС
Основные сведения
К основным методам определения мощности СЭС относятся вероятностные, статического моделирования, аналитический и табличный.
В е р о я т н о с т н ы е методы в свою очередь подразделяют на следующие: статистических испытаний, массового обслуживания и числовых характеристик.
Метод статистических испытаний позволяет получить наибольшее и вероятные промежуточные значения мощности СЭС непосредственно в виде чисел. Для этого состав
ляют вероятностную модель задачи, решение которой с изменяемыми по случайному закону исходными данными многократно повторяют на ЭВМ. При этом заранее ограничиваются небольшим числом и диапазоном изменения параметров, которые оказывают наибольшее влияние на мощность СЭС.
Метод массового обслуживания применяют при расчете относительно несложных по построению СЭС с ограниченным числом приемников, нагрузка которых в основном изменяется ступенчато.
Метод числовых характеристик более универсален, его используют для расчета СЭС с большим числом приемников и произвольным характером изменения нагрузки.
Метод с т а т и ч е с к о г о моделирования основан на применении вычислитель
ных машин для построения статической модели, воспроизводящей схему замещения СЭС. Каждый элемент такой модели соответствует элементу реальной СЭС: источнику ЭДС, трансформаторам, активным, индуктивным и емкостным сопротивлениям и др. Элементы модели могут соединяться по разным схемам, а их параметры - регулироваться в широких пределах. Соответствующие электроизмерительные приборы позволяют определять значе
ния токов, напряжений, мощностей в различных точках схемы замещения. Статические модели применяют, в основном, для расчета установившихся режимов работы СЭС.
Аналитический метод расчета нагрузки разработан на основе обобщения статисти-
ческих материалов по эксплуатации электростанций ряда серий построенных судов.
В инженерной практике до настоящего времени широко применяют табличный (детерминированный) метод расчета нагрузки, при котором нагрузка СЭС определяется отдельно в каждом характерном режиме работы судна.
3.2. Табличный метод определения мощности СЭС
Этот метод так назван потому, что для определения мощности СЭС используется таблица нагрузок СЭС ( таблица 2.1 ).
Таблица нагрузок предназначена для расчета нагрузки судовой электростанции в каждом из режимов работы судна ( электростанции ), предусмотренных Правилами Реги-
стра для данного типа судна.
Примерный вид таблицы приведен ниже ( таблица 2.1 ).
Таблица 2.1. ( левая часть )
Таблица нагрузок судовой электростанции
|
Наименование приемников электроэнергии | Исходные данные
| |||||
n, шт. | Р , кВт | Р , квт | cos φ | η , % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Рулевое устройство | 2 | 35 | 38 | 0,86 | 88 | |
2 | Брашпиль | 1 | 50 | 52 | 0,89 | 90 | |
3 | Шпиль | 1 | 38 | 41 | 0,88 | 89 | |
4 | Краны грузовые | 4 | 40 | 43 | 0,88 | 90 | |
5 | Лебедки грузовые | 8 | 34 | 37 | 0,85 | 88 | |
6 | Вентиляторы трюмов | 16 | 6 | 7 | 0,78 | 86 | |
7 | Насосы пресной воды главного двигателя | 2 | 26 | 28 | 0,82 | 88 | |
8 | Насосы забортной воды главного двигателя | 2 | 30 | 31 | 0,85 | 86 | |
9 | Топливные насосы главного двигателя | 2 | 18 | 19 | 0,8 | 76 | |
10 | Масляные насосы главного двигателя | 2 | 20 | 22 | 0,82 | 78 | |
11 | Насосы пресной воды вспом. двигателей | 2 | 20 | 22 | 0,82 | 78 | |
12 | Насосы забортной воды вспом. двигателей | 2 | 6 | 7 | 0,78 | 80 | |
13 | Топливные насосы вспом. двигателей | 2 | 8 | 9 | 0,79 | 82 | |
14 | Масляные насосы вспом. двигателей | 2 | 4 | 5 | 0,69 | 68 | |
15 | Главный компрессор | 1 | 45 | 47 | 0,89 | 90 | |
16 | Подкачивающий компрессор | 1 | 26 | 28 | 0,82 | 88 | |
17 | Компрессор хозяйственных нужд | 1 | 6 | 7 | 0,78 | 80 | |
18 | Насосы топливоперекачивающие | 2 | 7 | 9 | 0,79 | 82 | |
19 | Сепараторы топлива | 2 | 8 | 9 | 0,79 | 82 | |
20 | Сепараторы масла | 2 | 6 | 7 | 0,78 | 80 | |
21 | Валоповоротное устройство | 1 | 12 | 14 | 0,79 | 74 | |
22 | Насосы санитарной воды | 2 | 5 | 6 | 0,75 | 78 | |
23 | Насосы бытовые пресной воды | 2 | 6 | 8 | 0,78 | 80 | |
24 | Питательные насосы котлов | 2 | 4 | 5 | 0,69 | 68 | |
25 | Циркуляционные насосы котлов | 2 | 5 | 7 | 0,78 | 80 | |
26 | Вентиляторы машинного отделения | 6 | 15 | 17 | 0,79 | 75 | |
27 | Вентиляторы котельного отделения | 2 | 12 | 14 | 0,79 | 75 | |
28 | Пожарные насосы главные | 2 | 50 | 52 | 0,89 | 90 | |
28 | Пожарный насос вспомогательный | 1 | 25 | 27 | 0,82 | 88 | |
29 | Насосы балластные | 2 | 40 | 42 | 0,88 | 90 | |
30 | Насосы осушительные | 2 | 36 | 38 | 0,86 | 88 | |
31 | Компрессор системы кондиционирования | 2 | 28 | 30 | 0,84 | 87 | |
32 | Насосы системы кондиционирования | 2 | 14 | 16 | 0,8 | 74 | |
33 | Вентиляторы системы кондиционирования | 2 | 6 | 8 | 0,79 | 81 | |
34 | Камбузные плиты | 1 | 4 | 3 | 1,0 | 100 | |
35 | Электродвигатели камбуза | 3 | 3 | 4 | 0,65 | 65 | |
36 | Электропечь хлебопекарная | 1 | 6 | 6 | 1,0 | 100 | |
37 | Рефрижераторная установка | 5 | 4 | 5 | 0,65 | 68 | |
38 | Радиооборудование | 1 | 10 | 12 | 0,74 | 72 | |
39 | Электронавигационные приборы | 3 | 4 | 5 | 0,69 | 68 | |
40 | Электродвигатели мастерской | 3 | 4 | 5 | 0,69 | 68 | |
41 | Освещение ( лампы накаливания ) | 50 | 50 | 1 | 100 | ||
42 | Освещение ( люминисцентные лампы ) | 38 | 38 | 0,9 | 100 | ||
43 | Другое моторное оборудование | 200 | 220 | 0,8 | 88 | ||
… | |||||||
… | |||||||
… | |||||||
A | Cуммарная активная Р = и реактивная Q = мощности периодически и непрерывно работающих приемников | ||||||
B | То же, с учетом коэффициента одновременности режима Р = k Р и Q = k Q | ||||||
C | То же, с учетом потерь в линии: активная Р = k Р , реактивная Q = Q и полная S = мощности |
|
|
|
|
| |
D | Средневзвешенный коэффициент мощности режима cos = Р / S |
Таблица 2.1. ( правая часть )
Таблица нагрузок судовой электростанции
|
| Ходовой режим | Режим маневров и др. | ||||||||||
Режим работы |
m |
k |
k |
η |
cosφ | Общая потребляемая мощность
| Режим работы |
m |
k |
k | |||
Р, кВт | Q, кВАр | ||||||||||||
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20... | |
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 | |||||||||||||
18 | |||||||||||||
19 | |||||||||||||
20 | |||||||||||||
21 | |||||||||||||
22 | |||||||||||||
23 | |||||||||||||
24 | |||||||||||||
25 | |||||||||||||
26 | |||||||||||||
27 | |||||||||||||
28 | |||||||||||||
29 | |||||||||||||
30 | |||||||||||||
31 | |||||||||||||
32 | |||||||||||||
33 | |||||||||||||
34 | |||||||||||||
35 | |||||||||||||
36 | |||||||||||||
37 | |||||||||||||
38 | |||||||||||||
39 | |||||||||||||
40 | |||||||||||||
41 | |||||||||||||
42 | |||||||||||||
43 | |||||||||||||
… | |||||||||||||
… | |||||||||||||
… | |||||||||||||
A | Р | Q | |||||||||||
B | P | Q | |||||||||||
C |
|
|
|
|
|
|
| Р | Q |
|
|
|
|
S | |||||||||||||
D | cosφ |
Колонки таблиц заполняются так:
1. номера приёмников электроэнергии по порядку;
2. наименование приёмников электроэнергии;
3. общее количество однотипных приёмников электроэнергии n, шт.;
4. установленная мощность одного механизма Р , кВт;
5. номинальная мощность одного электродвигателя Р , кВт;
6. номинальный коэффициент мощности электродвигателя cos φ ;
7. номинальный коэффициент полезного действия электродвигателя η , %.
В колонку 8 вносят суммарную мощность, потребляемую всеми электродвигателя-
ми данного приемника из сети, которую рассчитывают по формуле
= ( Р / η ) n ( 2.1 ),
где: Р - номинальная мощность двигателя, кВт ( колонка 5 );
η - номинальный КПД двигателя ( колонка 7 ), выраженный в относитель-
ных единицах ( для чего значение КПД двигателя делят на число 100 );
n - общее количество однотипных приёмников электроэнергии, шт ( колонка
3 ).
Далее таблица нагрузок развёртывается по эксплуатационным режимам работы
судна: ходовой, манёвров ( съёмка с якоря ), аварийный, стоянка с грузовыми операциями.
В каждом режиме приёмники электроэнергии работают в одном из 3-х режимов:
В эпизодическом режиме ( ЭР ) приёмники включаются одно- или многократно,
общее время работы - менее 3,5 часов в сутки ( 15% времени суток ). К таким приемникам относятся: брашпиль, шпиль, подкачивающий компрессор, компрессор хозяйственных нужд, валоповоротное устройство, пожарные насосы главные и вспомогательные в режи-
ме маневров, электродвигатели камбуза, электропечь хлебопекарная и др.
В периодическом режиме ( ПР ) приёмники включаются многократно, общее время
работы – от 3,5 до 17 часов в сутки ( 15 - 70% ). К таким приемникам относятся: главный компрессор в режиме маневров и аварийном, топливоперекачивающие насосы, сепарато-
ры топлива и масла, пожарные насосы главные и вспомогательные в ходовом и аварийном режимах, насосы санитарной и пресной воды, питательные насосы котлов, балластные и осушительные насосы, компрессор системы кондиционирования, рефрижераторная установка, камбузные плиты, радиооборудование, электродвигатели мастерской и др.
В непрерывном ( НР ) режиме приёмники включаются одно- или многократно, об-
щее время работы – от 17 до 24 часов в сутки ( 70 - 100% ). К таким приемникам относят-
ся: рулевое устройство, грузовые лебедки и краны, вентиляторы трюмов, топливные и мас
ляные главного и вспомогательных двигателей, циркуляционные насосы котлов, вентиля-
торы машинного и котельного отделений, насосы и вентиляторы системы кондициониро-
вания, освещение ( лампы накаливания и люминисцентные ), другое моторное оборудова-
ние.
В колонки 9, 17, 25, 33 и 41 вносят условное обозначение режима работы приёмни
ка – «ЭР» - эпизодический, «ПР» - периодический, «НР» - непрерывный.
В колонки 10, 18, 26, 34 и 42 вносят число m однотипных приемников, работающих в данном режиме. Это число зависит от степени ответственности приемника и режима работы судна.
На судах особо ответственные и ответственные судовые механизмы и устройства резервируются.
Например, на каждом судне установлено 2 рулевых электропривода, в ходовом ре-
жиме работает один из них ( m = 1 ), в то же время в режиме маневров, особенно когда судно проходит узкости, работают оба электропривода ( m = 2 ).
Резервируются насосы главного двигателя – по два топливных, масляных, пресной и забортной воды, поэтому в режимах ходовом, маневров, аварийном работает по одному из них ( m = 1 ).
Сказанное выше справедливо и для насосов вспомогательных двигателей ( дизель-генераторов ).
При стоянке с грузовыми операциями следует считать, что все грузовые устройст-
ва ( лебедки и краны ) работают одновременно, и т.п.
В режимах ходовом, маневров и аварийном, когда работает главный двигатель,
включена большая часть вентиляторов МО, в то же время на стоянке часть из них может быть отключена и т.д.
В колонки 11, 19, 27,35 и 43 вносят значение коэффициента одновременности рабо
ты однотипных приемников
k = m / n ( 2.2 ),
где: m - число однотипных приемников, работающих в данном режиме ( колонка
10 ),
n - общее количество однотипных приёмников электроэнергии ( колонка 3 ).
Значение коэффициент одновременности, в основном, зависит степени ответствен-
ности приемника и режима работы судна
Для единичного потребителя всегда k = 1 / 1 = 1.
В то же время особо ответственные и ответственные судовые механизмы и устрой-
ства резервируются.
Например, на каждом судне установлено 2 рулевых электропривода, в ходовом ре-
жиме работает один из них, поэтому коэффициент одновременности k = m / n = 1 / 2 = 0,5. В то же время в режиме маневров, особенно когда судно проходит узкости, работают
оба электропривода, поэтому коэффициент одновременности k = m / n = 2 / 2 = 1.
Резервируются насосы главного двигателя – по два топливных, масляных, пресной и забортной воды, поэтому в режимах ходовом, маневров, аварийном работает по одному из них, для этих насосов k = 1 / 2 = 0,5.
Сказанное выше справедливо и для насосов вспомогательных двигателей ( дизель-генераторов ).
В режимах ходовом, маневров и аварийном включена большая часть вентиляторов
МО, в то же время на стоянке часть из них может быть отключена и т.д.
В колонки 12, 20, 28, 36 и 44 вносят значение коэффициента загрузки к электро
двигателя в данном режиме, который в общем виде находят по формуле
к = k k ( 2.3 ),
где: k = Р / Р - коэффициент использования двигателя ( колонки 4 и 5 таблицы нагрузок индивидуального задания ),
k = Р / Р - коэффициент загрузки механизма в данном режиме,
где: Р - фактически потребляемая мощность механизма;
Р - установленная мощность механизма ( колонка 4 ).
Значение коэффициента загрузки механизма k зависит от режима работы судна.
Поскольку на стадии проектирования СЭЭС фактическую загрузку механизма
определить невозможно, значение k выбирают из таблицы 2.2 . В ней приведены обоб-
щенные значения коэффициентов загрузки разных механизмов. Эти значения получены в результате эксплуатации большого числа серий судов разных типов ( сухогрузные, для перевозки наливных грузов, универсальные и др. ).
Таблица 2.2.
Коэффициенты загрузки механизмов ( k ) в разных режимах
Приемники электроенергии | Режимы | ||||
ходовой | маневров | стоянка | стоянка с грузовыми операциями | аварийный с работой основной электро- станции | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Рулевое устройство | 0,3...0,4 | 0,4...0,6 | - | - | 0,4...0,6 |
Брашпиль | - | 0,7...0,9 | - | - | - |
Краны, лебедки | - | - | - | 0,5...0,8 | - |
Насосы главного двигателя | 0,8...0,9 | 0,7...0,8 | - | - | 0,7...0,8 |
Сепараторы | 0,6…0,8 | - | 0,4…0,6 | 0,4…0,6 | - |
Насосы котельной установки: | |||||
конденсатный | 0,8...0,9 | 0,8...0,9 | 0,8...0,9 | 0,8...0,9 | 0,8...0,9 |
циркуляционный | 0,8...0,9 | 0,8...0,9 | 0,8...0,9 | 0,8...0,9 | 0,8...0,9 |
питательной воды | 0,5...0,7 | 0,5...0,7 | 0,5...0,7 | 0,5...0,7 | 0,5...0,7 |
Насос пожарный | 0,8...0,9 | 0,8...0,9 | - | - | 1,0 |
Насос балластно-осушительный | 0,7...0,9 | 0,7...0,9 | 0,7...0,9 | 0,7...0,9 | 0,8...0,9 |
Компрессор главный | - | 0,8...0,9 | - | - | - |
Компрессор подкачивающий | 0,7...0,9 | - | 0,7...0,9 | 0,7...0,9 | 0,7...0,9 |
Вентиляторы | 0,8…1,0 | 0,8…1,0 | 0,8…1,0 | 0,8…1,0 | 0,6...0,8 |
Кондиционеры | 0,7…0,8 | 0,7…0,8 | 0,7…0,8 | 0,7…0,8- | |
Плиты камбуза | 0,5...0,9 | 0,5...0,9 | 0,5...0,9 | 0,5...0,9 | - |
Мастерская | 0,3…0,4 | 0,3…0,4 | 0,3…0,4 | 0,3…0,4 | 0,3…0,4 |
Навигационное оборудование | 0,4...0,6 | 0,5...0,7 | - | - | 0,5...0,7 |
Зарядный агрегат | 0,7...0,9 | - | 0,7...0,9 | 0,7...0,9 | - |
Сеть освещения | 0,6...0,7 | 0,6...0,7 | 0,6...0,8 | 0,6...0,8 | 0,7...0,8 |
Радиооборудование | 0,5…0,6 | 0,5…0,6 | 0,2...0,3 | 0,2...0,3 | 0,7...0,8 |
В колонки 13, 21, 29, 37 и 45 вносят значение коэффициента полезного действия
электродвигателя в данном режиме η , которое находят ( рис.2.1, а ) в зависимости от коэффициента загрузки к ( колонки 12 и др. ).
На рис. 2.1, а следует принять, что значения этого коэффициента отложены по оси абсцисс, т.е. к = Р ( о.е. – относительные единицы ).
Если коэффициент загрузки электродвигателя к ≥ 0,75, то можно принять cosφ =
= cosφ ( т.е. не пользоваться рис. 2.1, а ).
В колонки 14, 22, 30, 38 и 46 вносят значение коэффициента мощности электродви-
гателя в данном режиме cosφ , которое находят ( рис. 2.1, б ) в зависимости от коэффи-
циента загрузки к ( колонки 12 и др. ).
На рис. 2.1,б следует принять, что значения этого коэффициента отложены по оси абсцисс, т.е. к = Р ( о.е. – относительные единицы ).
Если коэффициент загрузки электродвигателя к ≥ 0,6, то можно принять sinφ =
= sinφ ( т.е. не пользоваться рис. 2.1, б ).
Рис. 2.1. Зависимость коэффициента полезного действия η ( кривые 1 ) и коэффициента мощности cosφ ( кривые 2 ) асинхронных двигателей от коэффици-
ента его загрузки к ( мощности Р , выраженной в относительных единицах о.е ):
а ) для двигателей мощностью до 10 кВт; б ) для двигателей мощностью 10…75 кВт
В колонки 15, 23, 31, 39 и 47 вносят значение суммарной потребляемой однотипны
ми приёмниками активной мощности в данном режиме
Р = k * к * ( 2.4 ),
где: k , к и - значения, указанные в колонках соответственно 11, 12 и 8.
В колонки 16, 24, 32, 40 и 48 вносят суммарную потребляемую однотипными при
ёмниками реактивную мощность
Q = Р*tg φ = Р* tg ( arc cosφ ),
при этом значение tg φ находят по значению коэффициента мощности cos φ при
помощи калькулятора или тригонометрических таблиц.
После заполнения всех колонок и строчек находят итоговые значения ( нижняя
часть таблицы нагрузок ( строчки «А», «В», «С» и «D»):
строчка «А»
суммарные значения активной Р = ( Рп.р + Р ) и реактивной
Q = ( Q п.р + Q ) мощностей для периодически и непрерывно работающих приёмников;
строчка «В»
те же значения мощностей Р и S , с учётом коэффициента одновременности рабо-
ты приёмников в каждом режиме
Р = к0.р ( Рп.р + Р ) и Q = к0.р ( Q п.р + Q ).
где коэффициент одновременности режима к0.р характеризует вероятность одновре-
менной работы всех приемников в данном режиме ( таблица 2.3 )
:
Таблица 2.3
Значения коэффициента одновременности работы приемников электроэнергии
в зависимости от режима работы судна ( электростанции )
| Режимы работы судна ( электростанции ) | ||||
ходовой | маневров | стоянка без грузовых операций | стоянка с грузовыми операциями | аварийный с работой основной электро- станции | |
коэффициент одновременности режима к0.р | 0,8...0,9 | 0,75...0,8 | 0,7…0,75 | 0,75...0,8 | 0,9...1,0 |
Строчка «С»
те же значения мощностей Р и S с учётом коэффициента потерь мощности в линии к
Р = к * Р , S = S ( 2.5 ),
значение которого зависит от водоизмещения судна, а именно: для малых судов
( водоизмещением до D = 2000 р.т ) к = 1,02, для средних ( D = 2000…10000 р.т) к = 1,03, для крупных ( D>10000 р.т) к = 1,04.
полная ( кажущаяся ) мощность ( кВ*А )
S = ( 2.6 ).
Строчка « D»
средневзвешенный коэффициент мощности каждого режима
cos φ = Р / S ( 2.7 ).
Значение cos φ влияет на порядок выбора генераторов по мощности, а именно:
1. если cos φ ≥ cos φ выбираемого генератора, то генератор выбирают по актив-
ной мощности;
2. если cos φ < cos φ выбираемого генератора, то генератор выбирают по реак-
тивной мощности.
Технические характеристики судовых синхронных генераторов приведены в Прило
жении 2.
При этом следует учесть, что у генераторов серий МСК, МСС, ГСС, ГМС, 2СН
cos φ = 0,8, а у генераторов серии ТК2-2 cos φ = 0,7.
Результаты расчета мощности СЭС в каждом режиме работы судна используются для выбор количества и мощности генераторов в этих режимах.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 354.