Режимы работы приемников электроэнергии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В каждом эксплуата­ционном режиме приемники могут работать непрерывно, перио

диче­ски и эпизодически.

Н е п р е р ы в н о работающими приемниками считаются многократ­но или одно

кратно включаемые приемники, время работы которых составляет 70-100 % продолжи-

тельности режима (17-24 ч в сутки). К ним относятся ЭП масляных, топливных, охлаждающих, конденсатных насосов, вентиляторов МО и грузовых трюмов и т. д.

К п е р и о д и ч е с к и работающим приемникам относятся много­кратно включае-

мые приемники, суммарное время работы которых находится в пределах 15- 70 % продол-

жительности режима (3,5-17 ч в сутки). К ним относятся ЭП питательных насосов вспомо-

гательного котла, санитарных насосов, компрессоров и т. д., периодически вклю­чаемые для поддержания и регулирования уровня, давления, темпера­туры.

Э п и з о д и ч е с к и работающие приемники - это однократно или многократно включаемые приемники, суммарное время работы кото­рых менее 15 % продолжительно

сти режима (не более 3,5 ч в сутки). Как правило, момент включения этих приемников можно заранее устанавливать. К ним относятся ЭП балластных, осушительных, пожар­ных насосов (при использовании последних для скатывания палубы) и др.

Нагрузка СЭС в любой момент времени определяется количеством и мощностью включенных приемников электроэнергии, что в свою очередь зависит не только от режима работы судна, но и от района плавания, времени года, состояния моря, характера выполняемых технологических процессов и т. д.

Таким образом, характер изменения нагрузки СЭС относится к категории случайных процессов, описание которых проводится с использованием математического аппарата теории вероятностей.

3. Методы определения мощности СЭС

Основные сведения

К основным методам опреде­ления мощности СЭС относятся вероятностные, статического модели­рования, аналитический и табличный.

В е р о я т н о с т н ы е методы в свою очередь подразделяют на сле­дующие: статистических испытаний, массового обслуживания и число­вых характеристик.

Метод статистических испытаний позволяет получить наибольшее и вероятные промежуточные значения мощности СЭС непосредственно в виде чисел. Для этого состав

ляют вероятностную модель задачи, решение которой с изменяемыми по случайному закону исходными данными многократно повторяют на ЭВМ. При этом заранее ограничи­ваются небольшим числом и диапазоном изменения параметров, которые оказывают наибольшее влияние на мощность СЭС.

Метод массового обслуживания применяют при расчете относи­тельно несложных по построению СЭС с ограниченным числом прием­ников, нагрузка которых в основном изменяется ступенчато.

Метод числовых характеристик более универсален, его используют для расчета СЭС с большим числом приемников и произвольным характером изменения нагрузки.

Метод с т а т и ч е с к о г о моделирования основан на примене­нии вычислитель

ных машин для построения стати­ческой модели, воспроизводящей схему замещения СЭС. Каждый элемент такой модели соответствует элементу реальной СЭС: источни­ку ЭДС, трансформаторам, активным, индуктивным и емкостным сопротивлениям и др. Элементы модели могут соединяться по разным схемам, а их параметры - регулироваться в широких пределах. Соот­ветствующие электроизмерительные приборы позволяют определять значе

ния токов, напряжений, мощностей в различных точках схемы замещения. Статические модели применяют, в основном, для расчета установившихся режимов работы СЭС.

Аналитический метод расчета нагрузки разработан на основе обобщения статисти-

ческих материалов по эксплуатации электростан­ций ряда серий построенных судов.

В инженерной практике до настоящего времени широко применяют табличный (детерминированный) метод расчета нагрузки, при котором нагрузка СЭС определяется отдельно в каждом характерном режиме работы судна.

3.2. Табличный метод определения мощности СЭС

       Этот метод так назван потому, что для определения мощности СЭС используется таблица нагрузок СЭС ( таблица 2.1 ).

       Таблица нагрузок предназначена для расчета нагрузки судовой электростанции в каждом из режимов работы судна ( электростанции ), предусмотренных Правилами Реги-

стра для данного типа судна.

       Примерный вид таблицы приведен ниже ( таблица 2.1 ).

 

Таблица 2.1. ( левая часть )

       Таблица нагрузок судовой электростанции

 

 

 

 

Наименование приемников электроэнергии

Исходные данные

 

    n, шт.   Р , кВт   Р , квт     cos φ     η , %
1 2 3 4 5 6 7  
1 Рулевое устройство 2 35 38 0,86 88  
2 Брашпиль 1 50 52 0,89 90  
3 Шпиль 1 38 41 0,88 89  
4 Краны грузовые 4 40 43 0,88 90  
5 Лебедки грузовые 8 34 37 0,85 88  
6 Вентиляторы трюмов 16 6 7 0,78 86  
7 Насосы пресной воды главного двигателя 2 26 28 0,82 88  
8 Насосы забортной воды главного двигателя 2 30 31 0,85 86  
9 Топливные насосы главного двигателя 2 18 19 0,8 76  
10 Масляные насосы главного двигателя 2 20 22 0,82 78  
11 Насосы пресной воды вспом. двигателей 2 20 22 0,82 78  
12 Насосы забортной воды вспом. двигателей 2 6 7 0,78 80  
13 Топливные насосы вспом. двигателей 2 8 9 0,79 82  
14 Масляные насосы вспом. двигателей 2 4 5 0,69 68  
15 Главный компрессор 1 45 47 0,89 90  
16 Подкачивающий компрессор 1 26 28 0,82 88  
17 Компрессор хозяйственных нужд 1 6 7 0,78 80  
18 Насосы топливоперекачивающие 2 7 9 0,79 82  
19 Сепараторы топлива 2 8 9 0,79 82  
20 Сепараторы масла 2 6 7 0,78 80  
21 Валоповоротное устройство 1 12 14 0,79 74  
22 Насосы санитарной воды 2 5 6 0,75 78  
23 Насосы бытовые пресной воды 2 6 8 0,78 80  
24 Питательные насосы котлов 2 4 5 0,69 68  
25 Циркуляционные насосы котлов 2 5 7 0,78 80  
26 Вентиляторы машинного отделения 6 15 17 0,79 75  
27 Вентиляторы котельного отделения 2 12 14 0,79 75  
28 Пожарные насосы главные 2 50 52 0,89 90  
28 Пожарный насос вспомогательный 1 25 27 0,82 88  
29 Насосы балластные 2 40 42 0,88 90  
30 Насосы осушительные 2 36 38 0,86 88  
31 Компрессор системы кондиционирования 2 28 30 0,84 87  
32 Насосы системы кондиционирования 2 14 16 0,8 74  
33 Вентиляторы системы кондиционирования 2 6 8 0,79 81  
34 Камбузные плиты 1 4 3 1,0 100  
35 Электродвигатели камбуза 3 3 4 0,65 65  
36 Электропечь хлебопекарная 1 6 6 1,0 100  
37 Рефрижераторная установка 5 4 5 0,65 68  
38 Радиооборудование 1 10 12 0,74 72  
39 Электронавигационные приборы 3 4 5 0,69 68  
40 Электродвигатели мастерской 3 4 5 0,69 68  
41 Освещение ( лампы накаливания )   50 50 1 100  
42 Освещение ( люминисцентные лампы )   38 38 0,9 100  
43 Другое моторное оборудование   200 220 0,8 88  
             
             
             
A Cуммарная активная Р = и реактивная Q = мощности периодически и непрерывно работающих приемников            
B То же, с учетом коэффициента одновременности режима Р = k Р и Q = k  Q            

C

То же, с учетом потерь в линии: активная Р = k  Р , реактивная Q = Q  и полная S  =

мощности

 

 

 

 

 

D Средневзвешенный коэффициент мощности режима cos = Р / S            

 


Таблица 2.1. ( правая часть )

 

Таблица нагрузок судовой электростанции

                 

 

 

 

 

Ходовой режим

Режим маневров и др.

Режим работы

 

m

 

 

k

 

k

 

 

η

 

cosφ

Общая потребляемая мощность

 

 

Режим работы

 

m

 

 

k

 

 

k

    Р, кВт     Q, кВАр
  8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20...
1                          
2                          
3                          
4                          
5                          
6                          
7                          
8                          
9                          
10                          
11                          
12                          
13                          
14                          
15                          
16                          
17                          
18                          
19                          
20                          
21                          
22                          
23                          
24                          
25                          
26                          
27                          
28                          
29                          
30                          
31                          
32                          
33                          
34                          
35                          
36                          
37                          
38                          
39                          
40                          
41                          
42                          
43                          
                         
                         
                         
A               Р Q        
B               P Q        

C

 

 

 

 

 

 

 

Р Q

 

 

 

 

 

        S

D              

cosφ

 

Колонки таблиц заполняются так:

1. номера приёмников электроэнергии по порядку;

2. наименование приёмников электроэнергии;

3. общее количество однотипных приёмников электроэнергии n, шт.;

4. установленная мощность одного механизма Р , кВт;

5. номинальная мощность одного электродвигателя Р , кВт;

6. номинальный коэффициент мощности электродвигателя cos φ ;

7. номинальный коэффициент полезного действия электродвигателя η , %.

В колонку 8 вносят суммарную мощность, потребляемую всеми электродвигателя-

ми данного приемника из сети, которую рассчитывают по формуле

                                          = ( Р / η ) n                                          ( 2.1 ),

       где: Р - номинальная мощность двигателя, кВт ( колонка 5 );

                   η - номинальный КПД двигателя ( колонка 7 ), выраженный в относитель-

ных единицах ( для чего значение КПД двигателя делят на число 100 );

n - общее количество однотипных приёмников электроэнергии, шт ( колонка

3 ).

Далее таблица нагрузок развёртывается по эксплуатационным режимам работы

судна: ходовой, манёвров ( съёмка с якоря ), аварийный, стоянка с грузовыми операциями.

В каждом режиме приёмники электроэнергии работают в одном из 3-х режимов:

  1. эпизодический,
  2.  периодический;
  3. непрерывный.

В эпизодическом режиме ( ЭР ) приёмники включаются одно- или многократно,

общее время работы - менее 3,5 часов в сутки ( 15% времени суток ). К таким приемникам относятся: брашпиль, шпиль, подкачивающий компрессор, компрессор хозяйственных нужд, валоповоротное устройство, пожарные насосы главные и вспомогательные в режи-

ме маневров, электродвигатели камбуза, электропечь хлебопекарная и др.

В периодическом режиме ( ПР ) приёмники включаются многократно, общее время

работы – от 3,5 до 17 часов в сутки ( 15 - 70% ). К таким приемникам относятся: главный компрессор в режиме маневров и аварийном, топливоперекачивающие насосы, сепарато-

ры топлива и масла, пожарные насосы главные и вспомогательные в ходовом и аварийном режимах, насосы санитарной и пресной воды, питательные насосы котлов, балластные и осушительные насосы, компрессор системы кондиционирования, рефрижераторная установка, камбузные плиты, радиооборудование, электродвигатели мастерской и др.

В непрерывном ( НР ) режиме приёмники включаются одно- или многократно, об-

щее время работы – от 17 до 24 часов в сутки ( 70 - 100% ). К таким приемникам относят-

ся: рулевое устройство, грузовые лебедки и краны, вентиляторы трюмов, топливные и мас

ляные главного и вспомогательных двигателей, циркуляционные насосы котлов, вентиля-

торы машинного и котельного отделений, насосы и вентиляторы системы кондициониро-

вания, освещение ( лампы накаливания и люминисцентные ), другое моторное оборудова-

ние.

 

В колонки 9, 17, 25, 33 и 41 вносят условное обозначение режима работы приёмни

ка – «ЭР» - эпизодический, «ПР» - периодический, «НР» - непрерывный.

           

       В колонки 10, 18, 26, 34 и 42 вносят число m однотипных приемников, работающих в данном режиме. Это число зависит от степени ответственности приемника и режима работы судна.

На судах особо ответственные и ответственные судовые механизмы и устройства резервируются.

Например, на каждом судне установлено 2 рулевых электропривода, в ходовом ре-

жиме работает один из них ( m = 1 ), в то же время в режиме маневров, особенно когда судно проходит узкости, работают оба электропривода ( m = 2 ).

       Резервируются насосы главного двигателя – по два топливных, масляных, пресной и забортной воды, поэтому в режимах ходовом, маневров, аварийном работает по одному из них ( m = 1 ).

       Сказанное выше справедливо и для насосов вспомогательных двигателей ( дизель-генераторов ).

При стоянке с грузовыми операциями следует считать, что все грузовые устройст-

ва ( лебедки и краны ) работают одновременно, и т.п.

В режимах ходовом, маневров и аварийном, когда работает главный двигатель,

включена большая часть вентиляторов МО, в то же время на стоянке часть из них может быть отключена и т.д.

 

В колонки 11, 19, 27,35 и 43 вносят значение коэффициента одновременности рабо

ты однотипных приемников

                                          k = m / n                                                             ( 2.2 ),

       где: m - число однотипных приемников, работающих в данном режиме ( колонка

10 ),

       n - общее количество однотипных приёмников электроэнергии ( колонка 3 ).

 

       Значение коэффициент одновременности, в основном, зависит степени ответствен-

ности приемника и режима работы судна

       Для единичного потребителя всегда k = 1 / 1 = 1.

В то же время особо ответственные и ответственные судовые механизмы и устрой-

ства резервируются.

Например, на каждом судне установлено 2 рулевых электропривода, в ходовом ре-

жиме работает один из них, поэтому коэффициент одновременности k = m / n = 1 / 2 = 0,5. В то же время в режиме маневров, особенно когда судно проходит узкости, работают

оба электропривода, поэтому коэффициент одновременности k = m / n = 2 / 2 = 1.

       Резервируются насосы главного двигателя – по два топливных, масляных, пресной и забортной воды, поэтому в режимах ходовом, маневров, аварийном работает по одному из них, для этих насосов k = 1 / 2 = 0,5.

       Сказанное выше справедливо и для насосов вспомогательных двигателей ( дизель-генераторов ).

В режимах ходовом, маневров и аварийном включена большая часть вентиляторов

МО, в то же время на стоянке часть из них может быть отключена и т.д.

 

В колонки 12, 20, 28, 36 и 44 вносят значение коэффициента загрузки к  электро

двигателя в данном режиме, который в общем виде находят по формуле

к = k k                                                            ( 2.3 ),

где: k = Р / Р - коэффициент использования двигателя ( колонки 4 и 5 таблицы нагрузок индивидуального задания ),

       k = Р / Р - коэффициент загрузки механизма в данном режиме,

где: Р  - фактически потребляемая мощность механизма;

       Р - установленная мощность механизма ( колонка 4 ).

Значение коэффициента загрузки механизма k зависит от режима работы судна.

Поскольку на стадии проектирования СЭЭС фактическую загрузку механизма

определить невозможно, значение k выбирают из таблицы 2.2 . В ней приведены обоб-

щенные значения коэффициентов загрузки разных механизмов. Эти значения получены в результате эксплуатации большого числа серий судов разных типов ( сухогрузные, для перевозки наливных грузов, универсальные и др. ).

                                                                                                     Таблица 2.2.

Коэффициенты загрузки механизмов ( k ) в разных режимах

 

Приемники электроенергии

                                      Режимы

ходовой маневров стоянка стоянка с грузовыми операциями аварийный с работой основной электро- станции
1 2 3 4 5 6
Рулевое устройство 0,3...0,4 0,4...0,6 - - 0,4...0,6
Брашпиль - 0,7...0,9 - - -
Краны, лебедки - - - 0,5...0,8 -
Насосы главного двигателя 0,8...0,9 0,7...0,8 - - 0,7...0,8
Сепараторы 0,6…0,8 - 0,4…0,6 0,4…0,6 -
Насосы котельной установки:          
конденсатный 0,8...0,9 0,8...0,9 0,8...0,9 0,8...0,9 0,8...0,9
циркуляционный 0,8...0,9 0,8...0,9 0,8...0,9 0,8...0,9 0,8...0,9
питательной воды 0,5...0,7 0,5...0,7 0,5...0,7 0,5...0,7 0,5...0,7
Насос пожарный 0,8...0,9 0,8...0,9 - - 1,0
Насос балластно-осушительный   0,7...0,9   0,7...0,9   0,7...0,9   0,7...0,9   0,8...0,9
Компрессор главный - 0,8...0,9 - - -
Компрессор подкачивающий   0,7...0,9   -   0,7...0,9   0,7...0,9   0,7...0,9
Вентиляторы 0,8…1,0 0,8…1,0 0,8…1,0 0,8…1,0 0,6...0,8
Кондиционеры 0,7…0,8 0,7…0,8 0,7…0,8 0,7…0,8-  
Плиты камбуза 0,5...0,9 0,5...0,9 0,5...0,9 0,5...0,9 -
Мастерская 0,3…0,4 0,3…0,4 0,3…0,4 0,3…0,4 0,3…0,4
Навигационное оборудование   0,4...0,6   0,5...0,7   -   -   0,5...0,7
Зарядный агрегат 0,7...0,9 - 0,7...0,9 0,7...0,9 -
Сеть освещения 0,6...0,7 0,6...0,7 0,6...0,8 0,6...0,8 0,7...0,8
Радиооборудование 0,5…0,6 0,5…0,6 0,2...0,3 0,2...0,3 0,7...0,8

 

           

В колонки 13, 21, 29, 37 и 45 вносят значение коэффициента полезного действия

электродвигателя в данном режиме η , которое находят ( рис.2.1, а ) в зависимости от коэффициента загрузки к  ( колонки 12 и др. ).

На рис. 2.1, а следует принять, что значения этого коэффициента отложены по оси абсцисс, т.е. к = Р ( о.е. – относительные единицы ).

       Если коэффициент загрузки электродвигателя к ≥ 0,75, то можно принять cosφ =

= cosφ  ( т.е. не пользоваться рис. 2.1, а ).

       В колонки 14, 22, 30, 38 и 46 вносят значение коэффициента мощности электродви-

гателя в данном режиме cosφ , которое находят ( рис. 2.1, б ) в зависимости от коэффи-

циента загрузки к  ( колонки 12 и др. ).

На рис. 2.1,б следует принять, что значения этого коэффициента отложены по оси абсцисс, т.е. к = Р ( о.е. – относительные единицы ).

       Если коэффициент загрузки электродвигателя к ≥ 0,6, то можно принять sinφ =

= sinφ  ( т.е. не пользоваться рис. 2.1, б ).

 

 

Рис. 2.1. Зависимость коэффициента полезного действия η ( кривые 1 ) и коэффициента мощности cosφ ( кривые 2 ) асинхронных двигателей от коэффици-

ента его загрузки к ( мощности Р , выраженной в относительных единицах о.е ):

а ) для двигателей мощностью до 10 кВт; б ) для двигателей мощностью 10…75 кВт

 

       В колонки 15, 23, 31, 39 и 47 вносят значение суммарной потребляемой однотипны

ми приёмниками активной мощности в данном режиме

                                     Р = k * к *                                   ( 2.4 ),

где: k , к  и - значения, указанные в колонках соответственно 11, 12 и 8.

 

В колонки 16, 24, 32, 40 и 48 вносят суммарную потребляемую однотипными при

ёмниками реактивную мощность

                                Q = Р*tg φ = Р* tg ( arc cosφ ),

при этом значение tg φ находят по значению коэффициента мощности cos φ при

помощи калькулятора или тригонометрических таблиц.

 

После заполнения всех колонок и строчек находят итоговые значения ( нижняя

часть таблицы нагрузок ( строчки «А», «В», «С» и «D»):

строчка «А»

суммарные значения активной Р = (  Рп.р  + Р ) и реактивной

Q = ( Q п.р + Q ) мощностей для периодически и непрерывно работающих приёмников;

строчка «В»

те же значения мощностей Р  и S , с учётом коэффициента одновременности рабо-

ты приёмников в каждом режиме

Р = к0.р (  Рп.р + Р ) и Q  = к0.р ( Q п.р + Q ).

где коэффициент одновременности режима к0.р характеризует вероятность одновре-

менной работы всех приемников в данном режиме ( таблица 2.3 )

:

                                                                                                                            Таблица 2.3

       Значения коэффициента одновременности работы приемников электроэнергии

       в зависимости от режима работы судна ( электростанции )

 

 

       Режимы работы судна ( электростанции )

ходовой маневров стоянка без грузовых операций стоянка с грузовыми операциями аварийный с работой основной электро- станции
коэффициент одновременности режима к0.р 0,8...0,9 0,75...0,8 0,7…0,75 0,75...0,8 0,9...1,0

        

Строчка «С»

те же значения мощностей Р и S  с учётом коэффициента потерь мощности в линии к

Р = к * Р , S = S                              ( 2.5 ),

значение которого зависит от водоизмещения судна, а именно: для малых судов

( водоизмещением до D = 2000 р.т ) к = 1,02, для средних ( D = 2000…10000 р.т) к = 1,03, для крупных ( D>10000 р.т) к = 1,04.

полная ( кажущаяся ) мощность ( кВ*А )

S =                               ( 2.6 ).

Строчка « D»

средневзвешенный коэффициент мощности каждого режима

                                                     cos φ  = Р / S                                    ( 2.7 ).

           

Значение cos φ влияет на порядок выбора генераторов по мощности, а именно:

1. если cos φ ≥ cos φ выбираемого генератора, то генератор выбирают по актив-

ной мощности;

2. если cos φ < cos φ выбираемого генератора, то генератор выбирают по реак-

тивной мощности.

       Технические характеристики судовых синхронных генераторов приведены в Прило

жении 2.

При этом следует учесть, что у генераторов серий МСК, МСС, ГСС, ГМС, 2СН

cos φ = 0,8, а у генераторов серии ТК2-2 cos φ = 0,7.

Результаты расчета мощности СЭС в каждом режиме работы судна используются для выбор количества и мощности генераторов в этих режимах.

 

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 295.