Те хническое обслуживание судовых генераторов
Целью ТО является обеспечение исправного технического состояния ГА и длитель-
ное поддержание их эксплуатационных характеристик на заданном уровне.
Объем, характера и сроков проведения работ устанавливают Правила технической эксплуатации морских и речных судов Украины, часть 6 «Электрооборудование».
В соответствии с упомянутыми ПТЭ, различают три вида технического обслужива-
ния электрических машин, в том числе и генераторов:
1. ТО: без разборки (ТО № 1);
2. ТО с частичной разборкой (ТО № 2);
3. ТО с полной разборкой (ТО № 3).
При ТО № 1 необходимо: вскрыть смотровые и вентиляционные отверстия; осмот-
реть контактные кольца (коллекторы), щеточный аппарат и обмотки статора и ротора (якоря); затянуть доступные контактные и крепежные соединения; очистить доступные места и фильтры от загрязнений, продуть генератор сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа.
При ТО № 2 необходимо выполнить работы в объеме, предусмотренном ТО № 1, и дополнительно: вскрыть и очистить коробку выводов; протереть доступные места ветошью, смоченной в рекомендованном моющем средстве; при необходимости изменить полярность колец СГ; при необходимости просушить обмотки и покрыть изношенные места изоляции эмалью; осмотреть подшипники и их смазку, при необходимости добавить смазку того же сорта.
При ТО № 3 необходимо выполнить работы в объеме ТО № 1 и ТО № 2, а также дополнительно: промыть обмотки статора и ротора (якоря); отремонтировать поврежден
ные места изоляции обмоток, пропитать их лаком и покрыть эмалью, после чего просу-
шить; при необходимости проточить и отшлифовать контактные кольца (коллекторы); про
верить динамометром значение нажатия на щетки, при необходимости отремонтировать щеточный аппарат; заменить смазку в подшипниках; при необходимости окрасить внут-
ренние и наружные поверхности статора и ротора; проверить сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу и между собой.
После выполнения каждого вида ТО необходимо проверить генератор в режиме холостого хода в течение 1 ч. При этом следует контролировать: напряжение генератора, биение колец и работу щеточного аппарата, температуру нагрева корпуса и подшипников, отсутствие постороннего шума и недопустимой вибрации.
После выполнения ТО № 3 дополнительно испытывают генератор при номиналь-
ной нагрузке в течение 6 ч.
Периодичность ТО синхронных генераторов должна составлять:
1. при ТО № 1 - 2-3 мес;
2. при ТО № 2 - 6-12 мес;
3. при ТО № 3 - 48-96 мес.
Периодичность ТО генераторов постоянного тока в среднем в 2 раза меньше, что объясняется более тяжелыми условиями работы, вызванными наличием щеточного аппарата.
Работы по ТО выполняют члены судового экипажа, ремонтные бригады и берего-
вые подразделения в соответствии с планом-графиком технического обслуживания (ПГТО), утверждаемым службой судового хозяйства пароходства. В ПГТО указывают состав работ, их периодичность, трудоемкость и исполнителей работ.
Р емонт судовых генераторов
Цель ремонта состоит в восстановлении до необходимого уровня частично или пол
ностью утраченных технико-эксплуатационных характеристик генераторов.
Различают 2 вида планово-предупредительного ремонта:
1. текущий;
2. капитальный.
При текущем ремонте выполняют работы по восстановлению и замене преимуще-
ственно быстроизнашивающихся деталей и узлов, а при капитальном - работы по восстано
влению и замене частей и узлов, связанные с большими объемами сопутствующих работ.
Текущий ремонт проводят во время стоянки судна на заводе и без вывода судна из эксплуатации, а капитальный ремонт - как правило, с выводом судна из эксплуатации.
Ремонтные работы проводят члены экипажа, а также работники баз технического обслуживания (БТО) и электроремонтных цехов судоремонтных предприятий.
Организация ТО и ремонта должна соответствовать требованиям комплексной си-
стемы ТО и ремонта судов (РД 31.20.50- 87).
Внедрение на судах автоматизированных систем технической диагностики и про-
гнозирования позволит перейти от регламентированного ТО и ремонта, предполагающего строгую периодичность ТО и ремонтов, к обслуживанию по фактическому состоянию СТС. Это позволит значительно уменьшить трудозатраты и сократить численность экипа-
жей.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные режимы работы судна, укажите их характерные особенности
2. Чем отличаются друг от друга непрерывно, периодически и эпизодически работа
ющие приемники электроэнергии?
3. Назовите особенности основных методов расчета мощности СЭЭС
4. В чем состоит суть расчета мощности СЭС табличным методом? Чем заканчива-
ется расчет?
5. Перечислите основные требования Правил Регистра к выбору количества и мощ
ности судовых генераторов
6. В чем заключаются достоинства и недостатки дизелей, паровых и газовых тур-
бин?
7. Каким образом и почему характер нагрузки СЭС влияет на напряжение СГ?
8. Каковы характерные признаки и свойства разных систем возбуждения СГ?
9. Какие значения токов перегрузки и в течение какого времени должны выдерживать СГ и ГПТ?
10. Перечислите основные особенности судовых СГ
11. Чем отличаются друг от друга ТО1, ТО2 и ТО3?
12. Какова цель ремонта СЭО? Каковы виды ремонтов СЭО и в чем их особенно-
сти?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 324.