Структура СЭС должна обеспечивать параллельную и раздельную работу генерато-
ров, прием питания с берега, защиту генераторов и линий электропередачи от токов КЗ, возможность снятия напряжения на отдельных секциях ГРЩ при ТО и ремонте, а также экономичную работу электростанции. Современные суда имеют разнообразные структурные схемы СЭС, которые можно свести к двум типам:
1. с одной системой сборных шин;
2. с двумя системами сборных шин.
На большинстве транспортных судов с мощностью электростанции до 3 МВт и напряжением 400 В применяют СЭС с о д н о й с и с т е м о й сборных шин (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Структурная схема СЭС с одной системой сборных шин
Система состоит из секций I - V. Секции I , II служат для подключения генераторов G 1- G 4 и наиболее ответственных приемников. При помощи секционного автоматического выключателя QS 1 можно осуществлять раздельную или параллельную работу генераторов в разных сочетаниях. Переключатель QS 2 обеспечивает поочередное подключение к секции I или II распределительной секции III , от которой питаются приемники, работающие в основном на стоянке. Через автоматический выключатель QF 6 возможно снабжение судна электроэнергией с берега. Приемники напряжением 220 В (электрона-
гревательные приборы, освещение и др.) получают электроэнергию от секций IV и V .
Если секционный выключатель QS 3 включен, возможна параллельная или поочередная работа трансформаторов Т1 и Т2 на объединенные шины секций IV и V .
Наличие секционных аппаратов QS 1- QS 3 позволяет снимать напряжение с любой секции при ТО.
На большинстве транспортных судов СЭС имеют 3…4 основных ГА, для каждого из которых выделяется отдельная секция шин в средней части ГРЩ, а крайние секции используются для приемников электроэнергии. Для коммутации секций применяют как АВ, так и разъединители. Последние представляют собой рубильники без дугогашения и не допускают размыкания шин под нагрузкой.
При мощности СЭС свыше 3 МВт и невозможности размещения на судне несколь
ких электростанций применяют СЭС с двумя системами сборных шин, электрически не-
связанных между собой (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Структурная схема СЭС с двумя системами сборных шин
Приемники электроэнергии равномерно распределены между обеими системами. Группа приемников П1 (например, научное оборудование) питается от верхней системы шин, а общесудовые приемники П2 - от нижней. Подобная система высоконадежна, маневренна в работе и удобна при ремонте. Однако двойной комплект АВ для каждого генератора увеличивает размеры ГРЩ и удорожает стоимость судовой электростанции.
Кроме приведенных выше схем, возможны иные варианты построения структур-
ных схем cудовых электростанций ( рис. 1.8 ).
Рис. 1.8 . Структурные схемы судовых электростанций транспортных судов
На рис. 1.8 изображены:
а ) СЭЭС с тремя ДГ и одним АДГ ( рис. 1.8, а );
б ) СЭЭС с тремя ДГ, одним ТГ и одним АДГ ( рис. 1.8, б );
в ) СЭЭС с четырьмя ДГ и одним АДГ( рис. 1.8, в ).
Там же:
1, 2 – соответственно основные и резервные приемники электроэнергии ходового
режима;
3 – фидер электроснабжения с берега;
4 – приемники стояночного режима;
5 – приемники освещения;
6 – бытовые приемники электроэнергии.
Параметры СЭЭС
К основным параметрам СЭЭС относят род тока, частоту и напряжение.
Род тока
Р о д т о к а оказывает значительное влияние на особенности и свойства СЭЭС. На современных судах применяют 3-фазный переменный ток и только в отдельных случаях для питания специальных приемников используют постоянный ток. Это объясняется тем, что электрооборудование переменного тока лучше обеспечивает выполнение основных требований, предъявляемых к судовым электроустановкам.
Основными приемниками электроэнергии на судах являются электродвигатели, по-
требляющие до 80 % вырабатываемой электроэнергии.
Асинхронные 3-фазные электродвигатели по сравнению с двигателями постоянно
го тока имеют меньшие массу (на 30-40 %), габаритные размеры (на 20-30 %) и стоимость (в 2-4 раза), более надежны, требуют меньших эксплуатационных расходов.
Двигатели постоянного тока имеют хорошие регулировочные свойства, однако на большинстве судов 70-80 % механизмов не требуют плавного регулирования частоты вращения.
В ЭП, где необходимо регулирование частоты вращения (грузовые лебедки, краны, якорно-швартовные устройства), применяют 2- и 3-скоростные АД с короткозамкнутым, реже - с фазным роторами. Внедрение на судах тиристорных преобразователей частоты позволит обеспечить плавное и экономичное регулирование частоты вращения ЭП пере-
менного тока.
Распределительные устройства постоянного и переменного тока по массе, разме-
рам и стоимости примерно одинаковы.
Линии электропередачи переменного тока несколько больше по суммарной массе, объему и стоимости, чем постоянного тока, так как на переменном они выполняются в основном 3-жильными кабелями, а на постоянном -2-й 1-жильными.
Внедряемая на судах аппаратура автоматического управления электроприводами с бестоковой и бесконтактной коммутацией на базе полупроводниковых приборов проще, надежней по сравнению с аппаратурой на постоянном токе и требует минимальных затрат на уход и обслуживание.
Частота переменного тока
Ч а с т о т а п е р е м е н н о го тока на большинстве судов составляет 50 Гц, а на некоторых судах иностранной постройки - 60 Гц. Переход на повышенную частоту позво
ляет снизить массу и размеры СЭО. Так, при частоте 400 Гц суммарная масса и размеры всех элементов СЭЭС вместе с приемниками электроэнергии в 2-3 раза меньше, чем при частоте 50 Гц. Поэтому СЭЭС повышенной частоты (400 Гц) используют на судах, где массогабаритные показатели являются решающими - это суда на подводных крыльях и воздушной подушке.
Повышение частоты СЭЭС транспортных судов проблематично по ряду причин. Электрические машины, трансформаторы и электромагнитные аппараты при частоте 400 Гц по сравнению с частотой 50 Гц создают более высокий уровень шума и радиопомех, имеют большую стоимость и меньшую надежность.
Опыт эксплуатации АД при частоте 400 Гц и с частотами вращения 6000 и 8000 об/мин показал, что упомянутые АД не могут быть использованы для большой группы судовых электроприводов с частыми пусками (грузовых лебедок, кранов и др.). Это объяс
няется увеличением времени разгона до номинальной частоты вращения и высокими тем
пературными напряжениями в АД при разгоне.
Напряжение
Н а п р я ж е н и е С Э Э С большинства транспортных судов составляет 380 В.
Увеличение напряжения существенно уменьшает массу кабелей и кабельных трасс вследствие уменьшения площади поперечного сечения, так как с ростом напряжения уменьшается ток, передаваемый по кабелю.
Вместе с тем с увеличением напряжения увеличиваются токи КЗ, растут масса и размеры РУ, повышается опасность поражения обслуживающего персонала электриче-
ским током.
Поэтому окончательному выбору значения напряжения должно предшествовать сравнение технико-экономических показателей нескольких вариантов СЭЭС с разными напряжениями.
В настоящее время разрабатывается коммутационно-защитная аппаратура с повы
шенной коммутационной способностью и устойчивостью к токам КЗ. Это в сочетании с токоограничивающими фидерными и секционными реакторами позволит увеличить напряжение до 6,3 кВ и мощность СЭЭС до 36 МВт.
Уровни напряжений на судах
Правила Регистра устанавливают следующие значения напряжений переменного и постоянного тока:
для источников электроэнергии ( генераторов, преобразователей ) - 400 и 230 В при частоте 50 Гц, 460 и 270 В при частоте 60 Гц, 230 В на постоянном токе;
для приемников электроэнергии - 380, 220, 42, 24 и 12 В при частоте 50 Гц, 250 В при частоте 60 Гц, 220, 24 и 12 В на постоянном токе.
Уровень применяемого напряжения зависит от назначения приемника электроэнер-
гии. Для силовых приемников, цепей управления, нагревательных и отопительных прибо-
ров служебных помещений используют напряжение 380 В.
Напряжение 220 В переменного и постоянного тока применяют для отопительных приборов в каютах, освещения, сигнализации, розеток в сухих помещениях.
Переносные инструменты и ручные пульты управления выполняют на напряжение 42 В переменного и 24 В постоянного тока.
В помещениях с повышенной влажностью применяют переносные светильники напряжением 24 В, а в особо сырых - напряжением 12 В переменного и постоянного тока.
В специальных электрических установках (гребные и др.) Правила Регистра допу-
скают применение напряжения до 11 кВ переменного и до 1,2 кВ постоянного тока.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 656.