Расположение основных элементов электрооборудования на судне
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Расположение основных элементов электрооборудования на судне небольшого водоизмещения изображено на рис. 1.1.

 

 

Рис. 1.1. Схема размещения основных элементов электрооборудования на судне:

1 - главный электрораспределительный щит; 2 - главный двигатель; 3 – механизм изменения шага винта; 4 - кормовой шпиль; 5 - рулевая машина; 6 - распредели-

тель­ный щит; 7 - буксирная лебедка; 8 - аварийная электростанция; 9 - распредели­тельный щит сигнально-отличительных огней; 10 - радиорубка; 11 - грузовая ле-

бедка; 12 - носовой шпиль; 13 - подруливающее устройство; 14 - гиропост; 15 -гиро

компас; 16 - генераторная выгородка

 

Главный электрораспределительный щит 1 ( ГЭРЩ ) расположен в машинном отделении в генераторной выгородке 16. На современных судах ГЭРЩ расположен в ЦПУ ( центральный пост управления ). ЦПУ представляет собой звукоизолированный отсек, в котором размещены пульт управления главным двигателем, блоки систем сигнализации и контроля и др.

       Непосредственно от главного распределительного щита получают питание особо

ответственные приемники электроэнергии – распределительный щит 6 рулевой машины 5, носовой и кормовой шпили 12 и 4, буксирная лебедка 7, подруливающее устройство боль-

шой мощности 13 с механизмом изменением шага винта 3, гиропост 14, в котором уста

новлен гирокомпас 15, распределительный щит сигнально-отличительных огней 9.   На шлюпочной палубе в отдельном помещении находится аварийная электростан-

ции 9, состоящая из аварийного дизель-генератора ограниченной мощности со стартер-

ным ( от батарей ) пуском и аварийного распределительного щита, от которого получают питание радиостанция, находящаяся в помещении радиорубки 10, средства навигации и связи и другие ответственные приемники.

           В машинном отделении ( рис. В. 2 ) находятся механизмы, обеспечивающие движе-

ние судна, производство электроэнергии и работу основных судовых систем: пожарной, балластной, осушительной, топливной и др., а также бытовых систем – пресной и заборт-

ной воды и др.

           Основная часть этих механизмов электрифицирована и потребляет до 80-90% элек-

троэнергии.

 

           Рис. 1.2. Расположение механизмов в машинном отделении:

 

1. главный двигатель ( main propulsion engine );

2. валоповоротное устройство ( main engine shaft turning device );

3. на­сос забортной воды охлаждения глав­ного двигателя ( main-engine sea-water cooling pump );

4. насос пресной воды охлаждения главного двигателя ( main-engine fresh-water cooling pump );

5. ре­зервный насос охлаждения главного двигателя ( emergency main engine cool­ing pump );

6. насос циркуляционной смазки главного двигателя ( main-engine lubricating oil pump );

7. фильтр за­бортной воды главного двигателя ( main-engine sea-water filter );

8. фильтр масла для главного двигателя ( main-engine lubrication oil filter );

9. топливоподкачивающий насос ( fuel-oil supply pump);

10. испаритель паровой ( steam evapo­rator );

11 глушитель пускового воздуха главного двигателя ( main-engine start­ing air damper );

12. питательный на­сос ( feed water pump );

13. циркуляци­онный насос утилизационного котла ( hot well circulating pump);

14. ваку­умная опреснительная установка ( vac­uum evaporating installation );

15. насос перекачки котловой воды ( boiler water transfer pump );

17. подогрева­тель топлива ( fuel oil neater );

18. сепара­тор масла ( lubricating oil separator );

19. подогреватель масла перед сепарацией ( preseparation oil heater );

20. насос перекачки топлива ( fuel oil transfer pump );

21. насос перекачки масла ( lubricating oil transfer pump );

22. насос забортной воды охлаждения вспомогательных механизмов ( auxiliary machinery sea-water cooling pump );

23. насос пресной воды охлаждения вспомогательных механизмов ( auxiliary machinery fresh water cooling pump );

 24. резервный насос охлаждения вспомогатель­ных механизмов ( auxiliary machinery emergency cooling pump );

25. ручной топливный насос ( manually operated fuel-oil pump );

26. дизель генератор ( diesel-generator );

27. баллон пускового воздуха ( starting air tank );

28. ящик для ветоши ( waste collector );

29. сепаратор дизельного топлива ( diesel oil separator );

30. стол-верстак иа одно рабочее место ( work table for one person );

32. вентилятор осе­вой ( axial ventilator );

33. насос пожарный fire ( water pump );

35. осушительно-балластный насос ( bildge pump);

36. насос доочистного фильтра ( prefilter pump );

37. фильтр забортной воды ( sea-water filter );

38. насос санитарной мытьевой воды ( sanitary washing water-pump );

39. пневмоцистерна забортной воды ( pneumatic sea-water intake tank );

40. пневмоцистерна пресной воды pneumatic ( fresh­water tank );

41. санитарно-бытовой водонагреватель ( water-heater for domestic needs );

42. насос горячей мытьевой воды ( hot washing water pump );

43. отопительный агрегат ( heating system set );

44. трап подъемный ( ladder );

45. монорельс ( monorail );

46. валовая линия ( propeller shaft tunnel );

47. цистерна сбора шлама ( ash-collecting tank );

48. бачок продувания фильтра ( filter air tank );

49. бачок разбора масла ( service lubricating oil tank );

50. цистерна отстойная дизельного топлива ( diesel oil separating tank );

51. цистерна отстойная для тяжелого топлива ( heavy fuel oil separating tank );

53. бак мерный топливный ( fuel oil measuring tank );

55. цистерна грязного топлива и масла ( used-up fuel-oil and lubricating-oil tank );

56. сепаратор моторного топлива ( diesel oil separator );

57. кингстонный ящик ( sea-valve box );

58. главный трубопровод забортной воды ( main sea-water piping );

59. вентиляционный воздухо­провод ( ventilating air-pipe-line );

60. насос охлаждения рефрижераторных машин ( refrigerating engines cooling pump).

 

3. Основные термины и определения в СЭЭС

В судовой электротехнике, как и в других отраслях народного хозяйства, применя-

ются многочисленные государственные стандарты ( ГОСТ ).

       В частности, применение таких стандартов позволяет унифицировать ( сделать од-

нообразными ) основные термины и определения в СЭЭС, что дает возможность судовым специалистам разговаривать на одном, понятном всем таким специалистам, техническом языке.

Приведем основные стандартные термины и определения в СЭЭС.

Судовая электроэнергетиче­ская система - это совокупность судовых электротех

нических устройств, предназначенных для производства, преобразования, распределения электроэнергии и питания ею судовых приемников (потребителей).

Такая система состоит из трех основных частей: судо­вых электрических станций (основные и аварийные), силовой электри­ческой сети, сети приемников. Сами приемни-

ки в состав СЭЭС не входят.

Судовая электрическая станция - это энергетический комплекс, состоящий из источников электроэнергии и ГРЩ, к которо­му они подключены.

Источниками электроэнергии на судах являются ГА и АБ. В качестве ГА применя

ют дизель-генераторы, турбогенераторы, валогенераторы ( генераторы с приводом от гребного вала), утилизационные турбогенераторы ( генераторы с приводом от утилиза

ционной турбины).

По назначению источники электроэнергии подразделяют на основные, резервные и аварийные: основные предназначены для работы в любом режиме СЭЭС, резервные - для обеспечения резерва мощности систе­мы, аварийные - для работы в аварийном режиме СЭЭС. На большинст­ве транспортных судов деление источников электроэнергии на основ­ные и резервные условно, так как резервным генератором может быть любой из основных.

Аварийные источники используют при выходе из строя основных. Они обеспечива

ют электроэнергией наиболее ответст­венные приемники (средства навигации и связи, освещение, рулевое устройство и др.) и поэтому имеют ограниченную мощность. В качестве аварийных источников применяют ДГ и АБ.

Для передачи электроэнергии от источников к приемникам исполь­зуют линии электропередачи, состоящие из кабелей, проводов и шин. По способу передачи электроэнергии линии электропередачи подразделяются на фидерные и магистральные.

Фидерная линия электропередачи включается между источником электроэнергии и РЩ или между двумя РЩ, или между РЩ и приемником электроэнергии.

Магистральная линия - это такая линия электропередачи, параллель­но с которой по ее длине подключается ряд РЩ и отдельных приемни­ков электроэнергии.

Для распределения электроэнергии используют электрорас­пределительные щиты, которые подразделяют на главные, аварийные, групповые, электроснабжения с берега и др.

Судовые электрические сети

Совокупность распределительных щитов и линий электропередачи образует элект-

рические сети. Судовые электрические сети под­разделяют на силовые, сети приемников и аварийные.

Силовая электрическая сеть начинается от ГРЩ и заканчивается у приемников или преобразователей электроэнергии. Последние служат для преобразования рода тока, частоты или числа фаз; к ним относятся выпрямительные устройства для питания электроприводов и заряда аккумуляторов, вращающиеся или статические преобразователи частоты и др. Силовые электрические сети, в свою очередь, подразде­ляются на фидерные, магистральные и магистрально-фидерные. В перечисленных сетях для передачи электроэнергии используют соот­ветственно или фидеры, или магистрали, или фидеры и магистрали одновременно.

Сеть приемников - это электрическая сеть, предназначенная для распределения электроэнергии среди одинаковых приемников, а также электрическая сеть, отделенная от силовой сети преобразовате­лями электроэнергии (последние входят в данную сеть). Под одинако­выми понимают приемники, одинаковые по назначению и другим признакам.

Аварийная электрическая сеть предназначена для передачи элект­роэнергии от аварийного источника к приемникам при выходе из строя линий электропередачи силовой сети или исчезновении напряжения на гаммах ГРЩ.

Режим работы судна (ходовой, маневров, аварийный и др.) опреде­ляет количество и мощность включенных приемников электроэнергии, создающих нагрузку СЭЭС. Под последней понимают суммарную потребляемую активную мощность приемников, включенных в данном режиме работы СЭЭС. Нагрузку СЭЭС определяют расчетом или по приборам (выражают в киловаттах или мегаваттах).

Работу приемников в каждом режиме обеспечивают включенные источники электроэнергии, суммарную активную мощность которых называют включенной мощностью СЭЭС. Разность между значениями включенной мощности и нагрузкой называют в к л ю ч е н н ы м р е з е р в о м м о щ н о с т и СЭЭС. С увеличением значения включен­ного резерва работа СЭЭС становится более надежной, но менее эконо­мичной.

Наиболее напряженные режимы работы СЭЭС обеспечивают не­сколько источников электроэнергии, включенных на параллель­ную работу. Различают кратковременную и длительную параллель­ную работу: кратковременная имеет место при переводе нагрузки с одного источника электроэнергии на другой, длительная - во всех остальных случаях. Если схемой ГРЩ параллельная работа не предус­мотрена, то реализу

ется раздельная работа источников электро­энергии.

Каждая СЭЭС характеризуется конфигурацией, структурой, схе­мой, состоянием, режимами работы, параметрами и показателями.

К о н ф и г у р а ц и я С Э Э С - это топографическое изображение расположения входящих в нее электрических станций, кабельных трасс, шинопроводов, преобразователей, распределительных щитов и приемников электроэнергии (на плане судна или виде сбоку).

С т р у к т у р а С Э Э С - это краткая характеристика основных ее элементов с указанием их основных связей и параметров.

С х е м а С Э Э С - это условное графическое изображение элемен­тов СЭЭС и их связей (структурное, общее или расположения). Отдель­ные элементы СЭЭС могут изображаться на схемах (принципиальных, функциональных, подключений и соединений).

Состояние СЭЭС может быть нормальным или ненормальным. При нормальном состоянии СЭЭС обеспечивает производство и распре­деление электроэнергии требуемого качества от основных или резерв­ных источников между приемниками. Отклонение от такого состояния называется ненормальным состоянием СЭЭС (например, КЗ в любой точке системы, перегрузка отдельных элементов, отключение части источников или приемников электроэнергии, недопустимые измене­ния параметров электроэнергии). К ненормальному состоянию относят и аварийное состояние СЭЭС, при котором основная электростанция обесточена, а производ­ство и распределение электроэнергии между наиболее ответственными приемниками обеспечивает аварийный дизель-генератор.

Р е ж и м р а б о т ы С Э Э С может быть установившимся или пере­ходным. При установившемся режиме СЭЭС работает при постоянных параметрах или медленных их изменениях в заданных пределах. При переходном режиме происходит быстрое изменение параметров и переход от одного установившегося режима к другому.

К п а р а м е т р а м С Э Э С относят напряжение, ток, мощность, частоту, сопротив

ление изоляции, коэффициент мощности и т. д.

О с н о в н ы м и п о к а з а т е л я м и С Э Э С являются надежность и живучесть, качество электроэнергии, масса и габаритные размеры, строительная стоимость, эксплуатационные расходы, уровень автома­тизации, уровень унификации и др.

 

Классификация СЭЭС

Классифицируют СЭЭС по следующим признакам:

у с т а н о в л е н н о й м о щ н о с т и ГА - малой ( 0,5-5 МВт ), средней ( 5-10 МВт ) и большой ( свыше 10 МВт ) мощности;

с т е п е н и а в т о м а т и з а ц и и - автоматизированные с дистан­ционным и программным управлением. Автоматизированные СЭЭС с дистанционным управлением имеют простые средства автоматизации специализированного назначения (например, системы пуска РДГ, устройства синхронизации генераторов и распределения нагрузки). В состав СЭЭС с программным управлением входят общесудовые ЭВМ или, гораздо чаще, узкоспециализированные мини-ЭВМ, позволяющие реализовать сложные законы управления СЭЭС по различным програм­мам в зависимости от режима работы судна;

к о л и ч е с т в у э л е к т р о с т а н ц и й - системы с одной, двумя и большим количеством электростанций;

с в я з и С Э Э С с С Э У - на автономные, с отбором мощности от СЭУ и единые с СЭУ.

Последние 2 признака являются определяющими для структурных схем СЭЭС.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 527.