Юридическая деонтология – это учение о нормах морали и нравственности в профессиональной деятельности юриста.
Термин «деонтология» происходит от греческих слов: «deontos» – должное, надлежащее, и «logos» – знание, учение, наука. Слово «деонтология» было впервые введено в качестве научного термина английским философом, социологом и правоведом Иеремией Бентамом в 1834 году, когда вышла его книга «Деонтология, или наука о морали». Первоначально под термином «деонтология» понималось учение о долге, являющееся одним из разделов этики, который часто называют «этикой должного» и противопоставляют «этике полезного». Деонтология фиксирует и обосновывает объективно-необходимые нравственно-этические требования к профессиональному поведению представителей той или иной профессии. Деонтология имеет столь важное значение, что в некоторых случаях профессиональная этика именуется профессиональной деонтологией и фактически отождествляется с учением о долге. Понятие «профессиональный долг» является исходным и в то же время центральным, ключевым понятием деонтологии.
Деонтология описывается одним из девизов средневекового рыцарского ордена тамплиеров: «Делай, что должен, и будь, что будет», в котором внимание акцентируется на том, что действия по выполнению гражданского, профессионального и любого другого долга важнее, чем последствия этих действий. Иными словами, в любой ситуации человек должен обязан верность своему долгу, независимо от возможных или прогнозируемых результатов своей деятельности.
Долг же, в свою очередь, основывается на определенных правилах и нормах поведения, которые задаются этическими принципами и ценностями, существующими и принятыми в определенных профессиональных группах.
Выполнение профессиональной деятельности всегда приводит к тому, что внутри профессионального сообщества объективно складываются нормы поведения и требования к их соблюдению для всех представителей данной профессии. Таким образом, возникает и развивается профессиональная мораль – совокупность нравственных ценностей и соответствующих им норм, регулирующих исполнение профессиональных обязанностей и профессиональную деятельность в целом.
Профессиональная мораль складывается исторически на основе обыденных представлений о добре и зле, причинах и следствиях, справедливости, истине и других общечеловеческих ценностях, которые неизбежно применяются при моральной и нравственной оценке любых событий и явлений, и профессиональной деятельности в том числе.
Различные ситуации, с которыми приходится сталкиваться представителям тех или иных профессий, оценка их объективных условий, поведения людей, результатов и последствий деятельности специалистов, включенных в эти ситуации, ведут к формированию правил и норм поведения в ситуациях подобного рода, которые могут возникнуть в будущем. Эти правила становятся привычными, а затем и обязательными к соблюдению для всех представителей данной профессии. На протяжении веков так формировались традиции и нормы врачебной, педагогической, адвокатской, судейской деятельности.
В настоящее время существуют этические кодексы этих и других профессий (вспомним, например, клятву Гиппократа, которую произносят медицинские работники перед началом самостоятельной профессиональной деятельности).
Как правило, профессиональный этический кодекс имеют такие специальности, представители которых ежедневно вступают в непосредственный контакт с другими людьми, имея дело с внутренним миром человека (юристы, педагоги, врачи, государственные служащие, журналисты). К такому профессиональному общению предъявляются повышенные нравственные требования, поскольку его внутренним компонентом являются нравственно-этические проблемы.
Профессиональный этический кодекс - это свод нравственных норм и принципов, предписывающих наиболее оптимальный тип отношения людей к своим профессиональным обязанностям.
В профессиональном этическом кодексе закрепляются нормы поведения по отношению к профессии в целом и своему месту внутри предметного поля профессии, к объекту труда (адвокат-доверитель, врач-больной, учитель-ученик), к коллегам и представителям смежных профессий, к руководителям и подчиненным, к информации личного и профессионального характера, к природе, обществу и культуре.
Важнейшими характеристиками профессиональной этики являются корпоративность и институциональность.
Под корпоративностью понимают профессиональную специализацию этических требований к деятельности специалистов, а также «дух профессиональной корпорации», который выражается в представлениях об общем деле, общественном призвании, взаимоуважении, солидарности, взаимопомощи и взаимоответственности. Как правило, представители одной и той же специальности имеют сходное понимание профессионального долга и чести, вкладывая в эти понятия особый для данной профессии смысл, а также особую форму ответственности, которая связана с предметом и характером профессиональной деятельности.
Институциональность профессиональной этики проявляется в различных мерах по организации профессионального сообщества в самостоятельную группу: создании профессиональных этических кодексов, обязательном изучении этических дисциплин в ходе профессиональной подготовки и повышения квалификации, обсуждении этой проблематики в профессиональных сообществах, проведении различных конференций и форумов по обмену опытом, издании специализированных журналов, посвященных обсуждению и изучению этических проблем. В итоге все эти меры ведут к формированию устойчивого профессионального самосознания у каждого специалиста данной профессии и возникновению внутренней мотивации к соблюдению профессиональных этических норм. Важным моментом институционализации является закрепление соответствующих требований в сфере правового и этического регулирования в виде законов или других правовых документов, а также этических кодексов поведения специалиста, принятых профессиональным сообществом. Тем не менее, этические стандарты не могут быть воплощены в жизнь в ходе однократной акции (например, приказом или распоряжением руководителя), их постоянное соблюдение можно обеспечить только с помощью непрекращающихся ежедневных усилий со стороны как руководителей, так и рядовых специалистов, а также всего профессионального сообщества.
Профессиональная этика и деонтология является важнейшей составляющей подготовки специалиста и выполняет при этом ряд функций: познавательную, воспитательную, мировоззренческую, регулятивную, защитную.
Познавательная функция юридической деонтологии заключается в том, что в результате изучения соответствующих разделов учебных дисциплин у будущего специалиста формируются знания и представления о профессиональном долге и других этических аспектах профессии юриста.
Воспитательная функция юридической деонтологии выражается в формировании адекватной системы отношений человека к собственной профессиональной деятельности, ее общественной значимости, объектам, процессам и инструментам, а также представителям родственных специальностей.
Мировоззренческая функция юридической деонтологии позволяет сформировать представления о собственном призвании, соотнести его с интересами окружающих людей и общества в целом, а также определить собственное место специалиста в системе социальных отношений.
Регулятивная функция юридической деонтологии проявляется в нормах и правилах, содержащих четкие требования к выполнению профессиональной деятельности, упорядочивающих исполнение специалистами своих профессиональных обязанностей и профессионального долга.
Защитная функция юридической деонтологии призвана оградить специалистов от давления и недостаточно компетентного вмешательства со стороны клиентов, коллег, представителей смежных профессий, государственных органов и социальных структур, средств массовой информации, общественного мнения. В рамках этой функции любой специалист-юрист должен уметь объяснить правильность своих профессиональных действий с точки зрения закона, профессионального долга, а также возможных последствий их нарушения.
Существуют основополагающие принципы профессионального долга, которые можно применить к любой профессии. Суть их состоит в качественном, честном и ответственном выполнении своих профессиональных обязанностей. Начинающие либо недостаточно ответственные специалисты могут в силу незнания, невнимательности или пренебрежения упускать из виду или не соблюдать некоторые требования профессиональной этики и деонтологии, и в этих случаях профессиональное сообщество может признать их недостаточное соответствие профессиональному статусу или полную непригодность к исполнению профессиональных обязанностей.
Благодаря принципам юридической деонтологии обеспечивается стабильность высокого качества профессиональной деятельности юриста, благоприятный психологический климат в коллективе служащих юридического учреждения, а также соблюдение моральных принципов при исполнении профессионального долга предохраняет юристов-специалистов от аморальных поступков, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
Наиболее применимы к профессиональной деятельности юриста принципы гуманизма, законности, истинности, честности, демократизма, справедливости, коллективизма. Разберем их подробнее.
Принцип гуманизма основан на признании человека как личности и его жизни высшей ценностью, что предполагает уважительное отношение к индивидуальным особенностям, взглядам, мировоззрению каждого конкретного человека. Гуманистическая направленность деятельности юриста проявляется в уважении, сопереживании, сочувствии и стремлении оказать квалифицированную юридическую помощь. Важным здесь является умение понять точку зрения другого человека, поставить себя на его место.
Принцип законности предполагает, что любой человек обязан действовать в соответствии с предписаниями действующего законодательства. Особенность профессиональной деятельности юриста состоит в том числе и в том, что для него законодательство является частью профессии. Необходимо помнить, что перед законом все равны, даже те, кто работает с его применением, поэтому юрист в силу своего служебно-профессионального долга обязан досконально знать нормы права и действовать в строжайшем соответствии с ними.
Принцип истинности выражается в том, что в любом юридическом деле необходимо установить полнейшую достоверность. Для этого нужно правильно подбирать факты и соответствующие им правовые нормы, устанавливать четкую последовательность событий, причинно-следственные и другие связи, продуманно и взвешенно осуществлять служебно-профессиональные действия.
Принцип честности связан с принципом истинности и предписывает юристу быть честным, не лгать и всегда строить полную фактографическую картину рассматриваемых событий, даже если новые факты противоречат уже сформированным представлениям. Принцип честности отличается от принципа истинности субъективной составляющей – специалист может совершенно искренне заблуждаться, веря в то, что его мнение является абсолютно достоверным, хотя это не так. Поэтому без соблюдения принципа истинности проявление честности непродуктивно и безрезультатно.
Принцип демократизма обозначает равноправие всех людей, терпимость к идеологическим позициям, идейно-политическим, религиозным или любым другим взглядам, социальному положению другого человека. Принцип демократизма основан на более общем принципе приоритетности общечеловеческих духовных ценностей перед иными соображениями социального, идейно-политического и религиозного характера.
Принцип справедливости выражается в соответствии практической профессиональной деятельности юриста его социальному статусу, служебному положению, а также устанавливает справедливость соотношения между целями и средствами, правами и обязанностями, трудом и вознаграждением за него, правонарушением и последующими санкциями. Юрист должен уметь установить адекватное соответствие между этими явлениями, а также аргументировано объяснить его справедливость другому человеку.
Принцип коллективизма отражает коллективный характер работы юриста, в ходе которой он осуществляет сотрудничество с другими специалистами родственных специализаций и смежных профессий. В соответствии с этикой деловых отношений в трудовом коллективе юрист должен проявлять уважение, культуру общения и отношений, добиваться взаимопонимания и ориентироваться на кооперацию при решении сложных проблем, не смешивать личные мнения и отношения с профессиональными. Обоснованная критика приветствуется в любом коллективе, если она аргументирована и не ущемляет личных интересов или прав других представителей коллектива, а взаимопомощь – если она не перерастает в «круговую поруку».
Основными требованиями к исполнению профессионального долга являются следующие нормы.
1. Профессиональные обязанности необходимо выполнять качественно, в строгом соответствии с должностными инструкциями и возложенными на специалиста полномочиями.
2. В работе необходимо соблюдать объективность и беспристрастность, не позволять своим эмоциям, личным симпатиям или антипатиям влиять на процесс исполнения служебных обязанностей.
3. Недопустимы внеслужебные отношения с клиентами, коллегами, руководителями или подчиненными, поскольку они ведут к нарушению объективности и беспристрастности.
4. Нельзя допускать также и дискриминации клиентов, партнеров, коллег, подчиненных по гендерному, возрастному, национальному или любому другому признаку. Необходимо проявлять уважение, как к клиентам, так и к коллегам, и вообще к любым людям, с которыми связана профессиональная деятельность, независимо от тех характеристик, которыми эти люди обладают. Именно умение уважительно относиться к природе, обществу, культуре и окружающим людям считается одним из важнейших свойств профессионала высокого класса.
5. Работа с личной информацией, полученной от клиентов или коллег, должна вестись в строжайшей конфиденциальности, поскольку ее разглашение может нанести существенный вред, как психическому состоянию и личности, так и репутации всех упоминаемых в данных сведениях людей и организаций.
6. Необходимо соблюдать принцип коллегиальности – не обсуждать своих коллег, руководителей или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц, поскольку это может нанести вред их авторитету и имиджу компании.
7. Взявшись за выполнение какого-либо заказа или проекта, нельзя допускать отказа от него в пользу другого, пусть даже более выгодного или интересного, поскольку это означает срыв первого по необъективным причинам. Универсальным аналогом этого принципа является общечеловеческое этическое требование всегда и при любых условиях выполнять свои обещания.
Эти основополагающие нормы этики и деонтологии применительно к профессии юриста играют особую роль, которая заключается в ориентировке в самых сложных ситуациях профессиональной деятельности. Профессия юриста связана в том числе с необходимостью ежедневно принимать трудные решения, касающиеся жизни, чести, репутации и личного достоинства других людей. За такими решениями должны стоять исчерпывающие знания правовых основ, глубокое понимание сути происходящих событий, осознание личной и профессиональной ответственности перед клиентом, коллективом, профессиональным сообществом и обществом в целом. Все это требует большого напряжения моральных сил, самоконтроля и умения справиться с эмоциями и различными посторонними факторами. Знания и опыт юриста-профессионала должны выходить за пределы юридической теории и практики, а охватывать сферу философии, политики, экономики, психологии, этики, эстетики.
Перечисленные базовые принципы и нормы профессиональной этики и деонтологии задают наиболее общие ориентиры для планирования и оценки своей профессиональной деятельности, основу для решений, поступков, высказываний и взаимодействий с другими людьми. Однако существуют и более конкретные требования к надлежащему выполнению профессиональных обязанностей.
Юридическая деонтология предъявляет нравственные требования к личности юриста-профессионала. Его профессиональный долг выражается в том числе и в обладании рядом качеств личности, которые будут обеспечивать этически и деонтологически верные представления о профессии, принятие решений и поведение в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях. Также в рамках деонтологии изучаются нравственное содержание этических норм и принципов, существующих в сфере правосудия, а также профессионального долга юриста-специалиста, который требует от него честного, справедливого, объективного, гуманного, сдержанного подхода к профессиональной деятельности, верности духу и букве закона, достоинства и неподкупности.
Одним из основных требований к профессиональному поведению юриста является так называемый «золотой стандарт», корни которого лежат в различных этических системах разного времени (от китайского конфуцианства до наших дней): «Не делай другому того, чего не желал бы по отношению к себе» или «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Нарушение данного требования ведет к формированию двойных стандартов, при которых одним людям без достаточных на то оснований разрешается то, что запрещается другим. Также в целях обеспечения справедливости и равенства необходимо соблюдать равноправие при распределении необходимых для работы ресурсов, как материальных (денежные средства, оборудование, сырье, материалы), так и нематериальных (время, информация, покровительство).
Говоря об уважении к клиентам, коллегам, подчиненным, необходимо также подчеркнуть, что такое уважение проявляется в том числе и в доверии к компетентности, знаниям, умениям, порядочности, ответственности и чувству долга других людей.
Значимое требование касается ответственности за ошибочные действия и решения – при обнаружении этического нарушения необходимо сразу же его исправить, независимо от того, кем и когда оно было допущено. Именно поэтому извинения за некорректные действия своих подчиненных иногда приносят руководители.
Терпимое (понимающее, неагрессивное, невраждебное) отношение к моральным ценностям, традициям, мнению других людей, даже если они отличны от собственной позиции, является также признаком этически верного поведения. При этом, если кто-то проявляет нетерпимость по отношению к позиции профессионала, это, тем не менее не дает повод для такой же «зеркальной» нетерпимости в ответ.
Любые конфликты представляют собой благоприятную почву для этических нарушений, поэтому необходимо по возможности разрешать конфликтные ситуации, не доводя их до открытого противостояния. Ответственность за нарушение этики лежит на личности того, кто допустил это нарушение в своем поведении. При этом если нарушение допускают другие люди – это их ответственность. Можно в меру своих сил и возможностей способствовать соблюдению другими людьми моральных норм путем убеждения, а также личным примером. Важно понимать, что поведение по типу «око за око, зуб за зуб» не имеет к этике и деонтологии никакого отношения.
Профессиональным признается принятие личной ответственности за собственные действия, собственное мнение, однако необходимо также учитывать и уважать мнение других людей, избегать поспешных выводов или выводов, основанных на неполной информации. Прежде чем сформировать собственную позицию и принять решение, необходимо разобраться во всех деталях ситуации, беспристрастно выслушать мнения всех людей, имеющих к ней отношение. Необходимо помнить, что самые простые и быстрые решения являются, как правило, не самыми верными.
Проявляя свободу в принятии решений и поведении, важно знать, что другие люди также вольны проявлять свою свободу, при этом не ограничивая свободу друг друга. Ограничения свободы мыслей, мнений, высказываний неизбежно ведут к дискриминации и нарушению универсального общечеловеческого принципа «Всеобщей декларации прав человека», согласно которому все люди рождены равными и свободными.
Юридическая деонтология, таким образом, содержит ряд предписаний по характеру и процедурам профессиональной деятельности юриста, связанных с наилучшими способами выполнения его служебно-профессионального долга. Руководствуясь нормами юридической деонтологии, можно достичь высокого уровня профессионального мастерства и общественного признания в качестве профессионала высокого уровня.
Контрольные вопросы:
1. Что понимают под юридической деонтологией?
2. Что является предметом юридической деонтологии?
3. Какими этическими нормами должен руководствоваться юрист в своей деятельности?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебное пособие по дисциплине «Психология социально-правовой деятельности» (часть 2) содержит теоретический материал , необходимый для формирования у студентов знаний, умений и навыков, связанных с психологическими аспектами их будущей профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с психологией людей разного возраста; психологией познавательных процессов; психологией личности; социализацией; факторами, влияющими на поведение человека; сущностью общения; особенностями личности пожилого человека; индивидуальными типами старения; особенностями личности больного человека; особенностями интеллекта и познавательных функций в пожилом возрасте; деловым общением; проведением, этикой и деонтологией деятельности юриста.
Н основе теоретического материала дисциплины у студентов формируются представления об основных понятиях общей психологии и психических процессах; психологии личности; возрастных изменениях личности; особенностях личности инвалидов и пожилых лиц, умения оказывать консультативную помощь гражданам, организовывать контакт с больными людьми, инвалидами и лицами пожилого возраста; грамотно применять приёмы делового общения.
Кроме того, благодаря данной учебной дисциплине студенты получают возможность формирования психологической культуры, профессионального мировоззрения и связных с ним установок в отношении психологических особенностей лиц, нуждающихся в юридической помощи, взаимодействия личности и общества в процессе усвоения социального опыта, а также служебного долга юриста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виговская М.Е. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Виговская М.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57115.— ЭБС «IPRbooks»
2. Григорьев Д.А. Профессиональная этика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Григорьев Д.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015.— 56 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43230.— ЭБС «IPRbooks»
3. Еремеев С.Г. Психология права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Еремеев С.Г.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омская академия МВД России, 2014.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36072.— ЭБС «IPRbooks»
4. Ермолаева М. Практическая психология старости. — М., 2002.
5. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Ерусланова Р.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 167 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4440.— ЭБС «IPRbooks»
6. Кивайко В.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные вопросы/ Кивайко В.Н.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28312.— ЭБС «IPRbooks»
7. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старости. — М.: Академия, 2002
8. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л.Колберга)/ Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.103-112.
9. Профессиональная этика и служебный этикет [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»/ В.Я. Кикоть [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 559 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52547.— ЭБС «IPRbooks»
10. Смирнов В.Н. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Смирнов В.Н., Петухов Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 207 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52548.— ЭБС «IPRbooks»
11. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сорокотягин И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017.— 224 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57241.— ЭБС «IPRbooks»
12. Старшенбаум Г.В. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебно-практическое руководство/ Старшенбаум Г.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 305 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31706.— ЭБС «IPRbooks»
Егорова Ирина Александровна
Психология
Социально-правовой
Деятельности
Учебное пособие
Для студентов направления подготовки
Дата: 2019-02-02, просмотров: 229.