Тема 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В предыдущей главе при обсуждении различных периодов социализации уже была приведена краткая характеристика пожилого возраста. Поскольку в данном возрасте человек имеет определенные личностные особенности и закономерности поведения, они требуют специального рассмотрения.

Итак, начало пожилого возраста датируется примерно 60 годами.

В это время у человека открывается новый жизненный период, связанный, как правило, с прекращением трудовой деятельности и выходом на пенсию. При этом в семье пожилого человека к этому возрасту также происходят изменения – дети выросли и создали собственные семьи, родились внуки. Часто взрослые дети предпочитают жить отдельно от родителей, что создает для пожилых людей определенный стресс.

Большинство научных исследований, посвященных проблемам психологии пожилых людей, установили, что в данном возрасте проявляются как положительные, так и отрицательные изменения психики, личности, социальных отношений. Как было отмечено в предыдущей главе, пожилой возраст характеризуется переоценкой своей жизни в целом, ее общего смысла, жизненного опыта, достижений и реализации возможностей, обретением жизненной мудрости. Пожилой человек проявляет положительное отношение к жизни, другим людям, самому себе.

В то же время часто отмечаются и негативные проявления пожилого возраста: люди испытывают одиночество, неуверенность в себе и в будущем, у них снижается самооценка, возникают трудности с самоконтролем, из-за которых они становятся раздражительными и ворчливыми. Снижается активность практически всех психических процессов, возникает сопротивление всему новому, интересы замыкаются на самом себе и собственном здоровье. Разумеется, так себя ведут не все пожилые люди, но такие изменения оказываются довольно типичными.

Если условно разделить все психологические изменения, которые происходят с человеком в пожилом возрасте, на изменения в интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах, то получим следующую классификацию.

Интеллектуальная сфера пожилого человека характеризуется, в первую очередь, появлением трудностей в приобретении новых знаний и умений, в адаптации к новым, нестандартным или непредвиденным ситуациям. Человеку становится сложно преодолевать внешние обстоятельства, которые даже незначительно затрудняют его деятельность, осуществление планов, привычный ход событий. Организму все труднее справляться с нагрузками, с переживанием событий, с точностью и безошибочностью действий, это осознается и вызывает еще большие трудности.

Эмоциональная сфера пожилого человека характеризуется прежде всего снижением уровня контроля за аффективными реакциями. Пожилому человеку трудно контролировать эмоции и чувства, он склонен излишне эмоционально реагировать на ситуации и события, которые ранее казались несущественными. Как правило, негативные эмоции встречаются чаще, чем позитивные. Так, грусть могут вызвать кинофильмы или песни прошлых лет, рассматривание фотографий, телефонные звонки старым друзьям или родственникам, с которыми давно не виделись. Испытываемый гнев может перерастать в агрессивные высказывания и поведение, печаль легко вызывает слезы, а неудовольствие – ворчание или отказ от любых действий. Однако присутствуют в жизни пожилого человека и положительные эмоции, которые он может выражать так же активно, как и отрицательные.

В поведенческой сфере психики пожилого человека также ощущается снижение волевого самоконтроля, все действия требуют больше внимания, концентрации, силы, точности, настойчивости. Снижаются общие энергетические запасы организма, поскольку количество ресурсов ограничивается общим физиологическим состоянием пожилого человека. На фоне таких изменений может развиваться эгоцентризм – стремление руководствоваться только собственными интересами и не принимать во внимание интересы других людей.

Психологические процессы старения условно делят на несколько этапов, которые выделил и описал российский ученый В.В. Болтенко [5]. Он отмечал, что эти этапы зависят не от хронологического возраста, а от той ситуации, в которой находится пожилой человек, от образа его жизни, особенностей деятельности, интересов.

Первый этап начинается сразу после прекращения трудовой деятельности, с выходом на пенсию. Ведущей характеристикой этого этапа является сохранение связи с профессией, местом работы, коллегами и сослуживцами. Человек продолжает интересоваться профессиональными вопросами, может даже принимать эпизодическое участие в решении производственных проблем, выступать в качестве экспертов, наставников, консультантов. Люди интеллектуального труда могут продолжать свою деятельность в написании статей, книг. Лица творческих профессий продолжают свою деятельность в домашних условиях.

Бывают ситуации, когда профессиональная деятельность окончательно обрывается сразу же после выхода на пенсию, поэтому первый этап психологического старения может быть пропущен.

Второй этап процесса психологического старения связан с тем, что круг интересов пожилого человека сужается, профессиональные темы уступают место бытовым, семейным. Ведущую роль начинают играть семейные события, воспитание внуков, пожилой человек активно интересуется деятельностью и успехами ближайших членов семьи. Также сохраняется открытость к окружающему миру, личность интересуется политическими событиями и экономическими изменениями, большую роль начинают играть средства массовой информации и обсуждение новостей и различных других передач с членами семьи, родственниками, знакомыми. На этом этапе стираются профессиональные интересы и особенности, и часто трудно бывает определить профессию пожилого человека.

Третий этап психологического старения характеризуется, прежде всего, заботой о личном здоровье. Пожилой человек стремится к поддержанию определенного уровня собственного здоровья и качества жизни. Интересы сосредоточиваются вокруг здорового образа жизни, болезней, лекарств, народных средств и способов лечения. Эти же темы активно обсуждаются с семьей, знакомыми, на них обращается особое внимание при чтении газет и журналов, просмотре телевизионных передач. Немаловажную роль играет также отношение к медицине вообще и конкретным врачам, с которыми приходится сталкиваться пожилому человеку.

Четвертый этап старения характеризуется дальнейшим сужением интересов и сворачиванием деятельности. Смыслом жизни становится ее поддержание, а главным в жизни пожилого человека – обеспечение личного комфорта. Сужается и круг общения, пенсионер все реже выходит куда-либо, все меньше друзей-ровесников у него остается.

На пятом этапе психологического старения происходит дальнейшее ослабление организма, вследствие чего снижаются и психологические функции, направленные теперь в основном на реализацию простейших биологических (витальных) потребностей. Пожилому человеку становится все труднее двигаться, разговаривать, проявлять эмоции и вообще любую активность. Жизненные силы постепенно угасают.

Несмотря на такую этапность психологического старения, внутри этапов этого процесса возможно очень большое разнообразие проявлений. Благодаря такому разнообразию становится возможным выделить типы старости, исходя из различных оснований классификации.

Ф.Гизе [5], основываясь на отношении пожилого человека к факту и процессу старения, выделяет три типа пожилых людей: «старик-негативист», «экстравертированный старик», «интровертированный старик».

1. «Старик-негативист» отрицает факт собственного старения, склонен не замечать признаков наступления пожилого возраста или не придавать им значения. Как правило, это активные, деятельные люди, которым просто «некогда стареть».

2. «Старик-экстраверт» признает наступление пожилого возраста, причем основывает свои выводы на внешних проявлениях старости – он отмечает изменения, которые происходят с течением времени в окружающем мире. Новшества в мировоззрении, социальной жизни, науке и технике, выросшие дети и внуки, смерть бывших коллег-ровесников, друзей и близких – все это является внешними сигналами наступающей старости.

3. «Старик-интроверт» наиболее остро переживает наступление пожилого возраста, поскольку ориентируется на его внутренние проявления – снижение активности и стремление к покою, изменения в самочувствии, деятельности. Интровертированный пожилой человек мало интересуется внешним миром и его новшествами, трудно усваивает новую информацию, плохо адаптируется к изменившимся условиям, погружен в воспоминания, неактивен, часто переживает негативные эмоции и печальное настроение.

Российский ученый И.С.Кон [4] строит свою классификацию на том виде деятельности, который становится основным в жизни пожилого человека. Он выделяет четыре типа благополучной старости и два неблагополучных типа.

Рассмотрим сначала типы позитивной старости.

1. Первый тип – активный творческий тип – рассматривается как наиболее позитивный, адаптированный к новым условиям социальной жизни и окружающего мира. Люди этого типа продолжают участвовать в общественной жизни, передавать свои знания и опыт новым поколениям, проявляют социальную и творческую активность в различных сферах практики.

2. Второй тип связывает свою деятельность с теми делами, которые всегда откладывались, пока центром жизни была трудовая деятельность. Пожилые люди этого типа занимаются самообразованием, хобби, активным отдыхом. Примерами такого типа могут стать участники хора ветеранов, различных объединений для занятия рукоделием, садоводством и т.д. Пожилые люди второго типа так же хорошо приспосабливаются к изменениям, как и представители первого типа, но различие между этими типами состоит в том, что первые направляют свою энергию на внешний социальный мир, а вторые – на самих себя.

3. Третий тип пожилых людей можно условно назвать семейным, их объединяет то, что основной сферой деятельности для них становится семья. Это типичные бабушки и дедушки, которые на пенсии занимаются домом, бытовыми и семейными делами, воспитанием внуков. Благодаря этим занятиям пожилые люди третьего типа всегда находятся в процессе деятельности, чувствуют собственную востребованность в семье, поэтому их удовлетворенность жизнью достаточно высока, хотя у представителей первого и второго типа она все-таки несколько выше.

4. Четвертый тип пожилых людей сосредоточен на своем здоровье, забота о котором превращается в смысл жизни. Пожилой человек старается вести здоровый образ жизни, использует различные практики оздоровления, средства народной медицины. При этом возможны различные варианты отношения к своему здоровью и к лечению – от полного отрицания любых болезней и нежелания обращаться за медицинской помощью до преувеличения своих реальных и мнимых болезней и активного стремления все их лечить.

Перечисленные типы старости И.С.Кон читает благополучными, ведущими к высокому уровню социальной адаптации и удовлетворенности своей жизнью. Наряду с ними существуют и неблагополучные типы старости, на которые необходимо обращать существенное внимание всем службам, которые отвечают за взаимодействие с пожилыми людьми. К негативным проявлениям типов старости относятся агрессивный (недовольный, критикующий, ворчащий, предъявляющий бесконечные претензии) и разочарованный (грустный, одинокий, неуверенный в себе, обвиняющий самого себя во всех неудачах и несчастьях) типы. Именно представители этих двух неблагополучных типов старости требуют особого отношения, сочувствия и сопереживания, дополнительных усилий по установлению и поддержанию контакта и нормальных взаимоотношений со специалистами, отвечающими за организацию социального обеспечения.

Еще одна классификация типов приспособления к пожилому возрасту основана на интересах, которые занимают главенствующие позиции в жизни пожилого человека. Благодаря такому основанию для классификации выделяются следующие типы [5].

Семейный тип ориентирован на семью, ее ценности и благополучие.

Одинокий тип живет наедине с самим собой, в своих воспоминаниях.

Творческий тип ориентирован на созидание – будь то художественное творчество, фотография, рукоделие или садоводство.

Социальный тип реализует себя в общественной жизни, включается в деятельность различных клубов, групп по интересам и других объединений, существующих на добровольных началах.

Политический тип интересуется политическими событиями, принимает в них активное или же пассивное, наблюдающее участие.

Религиозный тип направлен на участие в деятельности религиозных организаций, соблюдение обрядов и ритуалов, их обсуждение с единомышленниками.

Больной тип занят прежде всего наблюдением за состоянием своего здоровья, протеканием болезней, их лечением.

Угасающий тип связан со снижением общей активности, невозможностью или нежеланием компенсировать утраченную полноту жизни, трудностями в поиске такого вида деятельности, который бы ее наполнил.

Если рассматривать все перечисленные классификации пожилых людей исходя из их отношения к своему возрасту и сопровождающим его изменениям, основных ценностей жизни и жизненных смыслов, а также основных видов деятельности, то можно описать несколько наиболее общих вариантов приспособления человека к старости. Такую комплексную оценку этой проблемы дает Д.В.Бромлей [4].

Наиболее эффективным является конструктивное приспособление к старости, которое включает внутреннюю уверенность в себе и в окружающем мире, удовлетворенность социальными отношениями, эмоциональными контактами. Они имеют высокую адекватную самооценку, испытывают уверенный оптимизм, не переживают по поводу окончания профессиональной деятельности, находят силы и время для занятий саморазвитием, увлечениями, взаимодействия с окружающими. Они строят планы на будущее, проявляют живой интерес к внешнему миру, в меру критичны по отношению как к другим, так и к себе, не проявляют ни агрессии, ни враждебности, рассчитывают на помощь окружающих и сами стремятся оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. 

Другим вариантом приспособления к пожилому возрасту является состояние зависимости от окружающих – супруга, взрослых детей или других членов семьи. Такие пожилые люди не слишком многого хотят от жизни, довольствуясь минимумом, охотно прекращают профессиональную деятельность и уходят из профессии. В качестве основной ценности для таких людей выступает комфорт и безопасность, внутренняя гармония и душевное спокойствие, которые он получают в семейном окружении. Благодаря прочно укорененным семейным отношениям они не испытывают негативных эмоций, страха, враждебности, что также ведет к упрочению зависимых отношений.

Третий вариант приспособления к изменениям пожилого возраста – оборонительное отношение к старости, которое проявляется в стремлении к независимости и самообеспечению, отвержении помощи со стороны семьи, друзей, знакомых, государства. Такие пожилые люди стараются сохранять все свои привычные виды деятельности, даже если они требуют все больше сил и энергии, с трудом и неохотой оставляют профессиональную деятельность. Они стремятся жить обособленно, сужают круг общения, проявляют повышенную скрытность и преувеличенную сдержанность в выражении эмоций, избегают высказывать собственное мнение, жалобы на самочувствие или претензии к окружающим. Источником таких проявлений является то, что люди с оборонительным отношением к пожилому возрасту постоянно пытаются доказать себе и другим людям, что наступление этого возрастного периода никак не влияет на них самих, их здоровье, поведение и отношения с миром.

Четвертый вариант приспособления к пожилому возрасту – это отношение враждебности к окружающим. Пожилые люди этого типа часто проявляют агрессию, подозрительность, активно выражают отрицательные эмоции, чаще всего гнев, который может приобретать взрывной характер аффекта. Внешнему миру и другим людям они не доверяют, избегают контактов и замыкаются в себе, но при этом стремятся перекладывать на других людей ответственность за все, что с ними происходит. Часто такие пожилые люди испытывают острую неудовлетворенность прожитой жизнью, склонны замечать в ней лишь стрессы, неудачи и нереализованные возможности. Так же, как и представители предыдущего типа, стараются как можно дольше сохранять связь с профессиональной деятельностью, которая позволяет им заниматься привычными делами и справляться таким образом с внутренним напряжением. Мысли о возрасте и связанных с ним изменениях в организме и в социальном взаимодействии вызывают отрицание, страх или отчаяние, а иногда даже активный «бунт». Изменения во внешнем мире воспринимаются с недоверием и подозрительностью, вообще любые новшества вызывают дискомфорт. Враждебное отношение к людям более молодых поколений переносится на весь новый изменившийся «чужой» мир.

Пятым вариантом приспособления к старости является отношение враждебности к самому себе. Представители данного типа имеют очень низкую самооценку, ведут себя пассивно, избегают даже воспоминаний, поскольку считают, что их жизнь была полна трудностей и неудач. Такие люди не ведут борьбу со старостью, а принимают ее как закономерный этап жизни, окрашенный негативными эмоциями. Как правило, такой тип приспособления к старости сопровождается одиночеством, чувством собственной бесполезности, депрессивными состояниями и печальными мыслями, а смерть рассматривается как долгожданное избавление от страданий.

Конечно, последние два типа приспособления к старости являются неконструктивными, разрушительно действуют на личность пожилого человека и на его окружение.

Наиболее разрушительным в пожилом возрасте ученые считают чувство одиночества, которое старики переживают наиболее остро. Ограниченность контактов с окружающими людьми может наносить серьезный урон психическому состоянию личности, ее настроению и протеканию психических процессов. Есть даже данные о взаимосвязи между уровнем субъективного одиночества и общим физическим самочувствием пожилого человека.

Рассматривая возможные способы решения вопроса одиночества, зарубежные исследователи проблем психологии пожилого возраста приводят интересные данные. Есть информация, подтвержденная результатами исследований, о том, что уменьшить субъективное чувство одиночества могут домашние животные. Четвероногие любимцы способствуют эффективному проживанию душевных тягот и жизненных трудностей, помогают достичь внутренней гармонии, спокойствия и эмоционального равновесия.

Также преодолению чувства субъективного одиночества способствует открытость внешнему миру, постоянный информационный обмен, стимулирующий деятельность и мыслительные процессы по переработке информации. Поэтому очень важно не допускать информационной изоляции пожилого человека от окружающего мира, различными способами налаживать процесс информационного обмена.

Сохранить нормальное, полнокровное человеческое общение, не поддаться зову одиночества - значит отодвинуть старость.

Безусловно, все приведенные классификации и типы приспособления к старости являются условными, и в реальности можно встретить гораздо более широкое разнообразие психологических проявлений пожилого возраста. Реальность всегда многообразнее, чем любые теоретические представления о ней. Каждый человек уникален и обладает своими, только ему присущими индивидуальными свойствами, но специалист, работающий с пожилыми людьми, должен быть теоретически подготовлен и ориентироваться в наиболее типичных и возможных психологических проявлениях пожилого возраста.

Необходимо иметь в виду, что, несмотря на свои психологические особенности и тип приспособления к пожилому возрасту, все пенсионеры имеют равные права на социальное обеспечение, помощь со стороны государственных органов, ответственных за взаимодействие с пожилыми людьми, позитивное и дружелюбное отношение со стороны соответствующих специалистов. Клиент может вести себя так, как считает нужным, но поведение специалиста должно быть вежливым и этичным независимо от поведения клиента.

Контрольные вопросы:

1. Что такое старость и старение?

2. Какие нарушения мышления у пожилых людей Вы знаете?

3. Какие нарушения памяти у стариков Вы знаете?

4. Какие нарушения внимания и памяти у пожилых людей Вы можете назвать?

5. Дайте характеристику расстройства эмоций у пожилых людей.

6. Что такое кризисы, какие кризисы Вы знаете?

Дата: 2019-02-02, просмотров: 206.