Тема 7. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ БОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для успешного взаимодействия специалистов, занимающихся социальным обеспечением, им необходимо иметь представления о психологических изменениях, вызванных не только пожилым возрастом, но и различными заболеваниями.

У человека больного, в отличие от здорового, изменяется не только функционирование внутренних органов и общее физическое состояние организма, но и самочувствие, настроение, активность, могут развиваться различные негативные психические состояния. Центральную роль в этих психологических изменениях играет восприятие собственной болезни и отношение к ней, что в психологии обозначается термином «внутренняя картина болезни».

Любая неопределенность вызывает тревогу, поэтому такие тревожные и даже депрессивные состояния часто сопровождают течение практически любых заболеваний – от острых и быстро проходящих до хронических, длящихся годами. Тревога может быть связана с опасениями развития трудно излечимых осложнений, снижения или потери трудоспособности, появления инвалидности. Могут развиваться состояния невроза канцерофобии (боязни раковых новообразований) или кардиофобии (боязни сердечно-сосудистых заболеваний, инфарктов, инсультов).

Иногда люди скрывают свои заболевания, не признавая их влияние на собственную психику, личность и деятельность. Некоторые заболевания не обсуждаются, поскольку такое обсуждение считается «неприличным», «неэтичным», вследствие чего теряется драгоценное время, за которое можно было бы вылечиться, начав лечение на ранних стадиях болезни.

Специалисты Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В.М.Бехтерева, посвятив изучению проблемы отношения больных в своему заболеванию, выделили 12 его типов и разработали опросник для их диагностики [12].

Гармоничный тип отношения к болезни наиболее реалистично воспринимает заболевание и принимает решение активно содействовать успеху лечения.

Эргопатический («активно-эмоциональный») тип проявляет сверхответственное отношение к сохранению того образа жизни, который он вел до заболевания, вся активность подчинена стремлению продолжать профессиональную деятельность, сохранить профессиональный статус и достижения.

Анозогнозический («отрицающий болезнь») тип отрицает заболевание, отказывается от врачебной помощи и любых вмешательств, а если получает рекомендации врача, то с легкостью их нарушает, считая симптомы заболевания случайными или несерьезными колебаниями самочувствия.

Тревожный тип проявляет беспокойство, мнительность относительно симптомов болезни и возможных осложнений, находит симптомы заболевания даже там, где их нет. При этом проявляет активный интерес к результатам обследований, анализов, обращается к различным врачам, ищет новую информацию о заболевании, способах лечения.

Ипохондрический тип обращает внимание прежде всего на субъективные ощущения и проявления болезни, склонен преувеличивать опасность и неприятные ощущения от заболевания, побочные действия препаратов. С одной стороны, настроен на проведение тщательных обследований, с другой – может отказываться от них из-за побочных действий или преувеличенной болезненности медицинских процедур.

Неврастенический тип часто проявляет раздражительность, нетерпеливость, настроен на немедленный эффект лечения, с трудом соблюдает рекомендации врача, если они рассчитаны на длительный срок.

Меланхолический тип проявляет пессимизм, тоску, неверие в эффективность лечения, допускает депрессивные мысли и высказывания даже при улучшениях в самочувствии и благоприятных прогнозах на лечение.

Апатический тип проявляет безразличие к заболеванию и возможным исходам болезни, испытывает вялость и равнодушие, безучастно относится к лечению, утрачивает интерес к жизни в связи с заболеванием.

Сенситивный тип характеризуется впечатлительностью, чувствительностью по отношению к проявлениям болезни, опасается стать обузой для семьи, поэтому может скрывать реальное состояние и не говорить о болезни.

Эгоцентричный тип стремится получить из факта собственного заболевания какую-либо выгоду, поэтому преувеличивает симптомы болезни, требует повышенного внимания и сочувствия со стороны окружающих, замыкает интересы на себя и собственную болезнь.

Паранойяльный («подозрительный») тип усматривает в своей болезни чей-то злой умысел, проявляет подозрительность к данным диагностики, врачам и процессу лечения. Склонен преувеличивать возможность халатности или врачебных ошибок и требует за них наказания.

Агрессивный тип испытывает гнев, озлобленность, недовольство болезнью, врачами, лечением, близкими. Может испытывать зависть и агрессию по отношению к здоровым людям, винить всех окружающих в своей болезни или в ненадлежащем лечении.

С развитием заболевания у человека может накапливаться психологическое напряжение, и тип отношения к болезни может меняться.

Все эти типы отношения к собственной болезни могут встречаться в реальной жизни, важно понимать, что их проявления в поведении собеседника – это не часть его личности, а такая своеобразная психологическая реакция на заболевание. В любом случае, больному человеку необходима психологическая поддержка, независимо от того, к какому типу относится его отношение к болезни.

Внутренняя картина болезни и отношение к ней формируются на основе различных факторов, их можно разделить на две группы – социально-конституциональные факторы (пол, возраст, профессиональная принадлежность) и индивидуально-психологические факторы (индивидуальные особенности темперамента, свойства характера и качества личности, традиции семейного воспитания, ценности и мировоззрение).

1. Социально-конституциональный факторы.

Отношение к болезни может зависеть от пола, причем как от анатомо-физиологических и психофизиологических особенностей мужчин и женщин (например, известно, что женщины чаще всего имеют более высокий болевой порог, чем мужчины, вследствие чего лучше переносят болевые ощущения), так и от социальных представлений о традиционных ролях мужчин и женщин в обществе (например, мужчины чаще стремятся к скорейшему выздоровлению и активнее ведут борьбу с болезнью, чтобы быстрее вернуться к обычному образу жизни).

Различается и отношение к болезни людей различного возраста. Так, чем старше человек, тем больше значения он придает своему заболеванию, а также меняется спектр заболеваний, которые человек считает самыми тяжелыми. Для людей молодого возраста самыми худшими являются заболевания, связанные с увечьями и изменениями во внешности, для людей зрелого возраста наибольшую проблему составляют хронические болезни, ведущие к длительной потере трудоспособности и к инвалидности, для людей пожилого возраста самыми трудными являются болезни, от которых может наступить смерть.

Профессия также влияет на отношение к болезни – оно зависит от того, насколько поврежденный орган участвует в процессе профессиональной деятельности – для преподавателя заболевания горла оцениваются как более проблемные, чем, например, гастрит. А для человека, занятого физическим трудом наиболее психологически травмирующими окажутся заболевания, связанные с ограничением двигательной активности.

2. Индивидуально-психологические факторы

Особенности темперамента, такие как активность, уравновешенность, эмоциональность, могут влиять на формирование отношения к болезни. Также имеет значение, является ли человек экстравертом (направленным на внешний мир) или интровертом (направленным на внутренний мир): первые больше доверяют объективным внешним изменениям, а вторые – внутренним ощущениям и собственным эмоциональным реакциям. Есть данные о том, что уровень болевого порога холериков и меланхоликов несколько ниже, чем у флегматиков и сангвиников, а это значит, что холерики и меланхолики труднее справляются с болью.

Если болезнь связана с длительным ограничением двигательной активности, то она будет представлять гораздо большую психологическую проблему для людей, чей темперамент характеризуется активностью, подвижностью, быстротой двигательных реакций, склонностью к физическим нагрузкам.

На отношение к болезни существенное влияние оказывают свойства характера.

Наиболее общая классификация свойств характера представлена в концепции «Большой пятерки»: экстраверсия-интроверсия, доброжелательность (дружелюбие, способность прийти к согласию), добросовестность (сознательность, самоконтроль), эмоциональная стабильность, экспрессивность-практичность. Все эти свойства могут оказывать влияние на формирование отношения к болезни.

Важную роль в том, как человек будет относиться к собственной болезни, играют традиции семейного воспитания. Одной из таких традиций является поощрение поведения, направленного на терпение и борьбу с болезнью, другой – формирование сверхценного отношения к собственному здоровью, внимательного отношения к болезненным симптомам и первым признакам ухудшения самочувствия. В семейных традициях фиксируются и заболевания, которые встречались у представителей более старшего поколения, и особенно – те болезни, от которых умирали старшие родственники. От этого зависит субъективная оценка тяжести тех или иных заболеваний.

Особенности мировоззрения также могут обусловить отношение к болезни. Так, люди, обладающие религиозным взглядом на мир, могут спокойно относиться даже к тяжелым заболеваниям, считая их Божьим испытанием, или же наоборот, искать корень заболевания в своем прошлом опыте, рассматривая его как «расплату за грехи». Атеисты могут считать болезни результатом действия наследственности, влияния экологических факторов или факторов образа жизни, неизбежностью или случайность.

Могут встречаться мифологизированные представления о болезни, ведущие начало от языческого мировоззрения и проявляющиеся в суевериях, ритуалах «защиты» от сглаза, порчи, зависти, действия темных магических сил. При таких установках болезнь рассматривается как действие «черной» мании, энергии и т.п.

Интересно, что религиозные представления о болезни могут способствовать выздоровлению так же, как и атеистические, а вот мифологизированные, мистические уводят больного от лечения болезни в мир магии и колдовства, что, конечно же, вредит лечению.

Клинические психологи изучали процессы приспособления к заболеванию и выделили несколько стадий этого процесса.

Первой фазой является премедицинская фаза, когда человек только начинает замечать первые проявления болезни – ухудшение самочувствия, боли, ограничения подвижности, какие-то другие изменения. Между тем, как человек заметил первые признаки заболевания, и его походом к врачу проходит определенное время – это и есть премедицинская фаза заболевания.

Вторая фаза связана с резкой переменой стиля жизни, связанной с установлением диагноза и началом лечебных мероприятий. Часто такой переход происходит внезапно и быстро. Даже если речь идет о лечении в домашних условиях, человек по меньшей мере на время прекращает трудовую деятельность

Третью фазу называют фазой активной адаптации, поскольку человек постепенно привыкает к своему заболеванию, к режиму лечения, приему лекарств и процедурам. В то же время на фоне лечения ослабляются болезненные симптомы, появляется и крепнет надежда на выздоровление, которое со временем и наступает, если назначенное и проводимое лечение адекватно болезни.

Четвертая фаза – психическая декомпенсация – начинается, если организм не отвечает на лечение, и состояние здоровья больного человека не улучшается или даже ухудшается. Усиливаются отрицательные проявления, как в физическом, так и в психологическом плане, возвращаются тревога и неуверенность, человек утрачивает веру в лечение, может реагировать на это отрицательными эмоциями, вплоть до открытого конфликта в лечащим врачом и другим медицинским персоналом. Именно четвертая фаза психологического приспособления к болезни требует повышенного внимания к психическому состоянию больного со стороны врачей, понимания, сочувствия, сопереживания, знаний, опыта и наблюдательности.

Пятая фаза приспособления к болезни – пассивная адаптация и капитуляция. На этой фазе больной смиряется с болезнью и прекращает всякие попытки лечения, полностью теряя надежду на выздоровление и заканчивая борьбу с болезнью. Очень большой трудностью для лечащего персонала и для родственников становятся попытки убедить его продолжать борьбу с болезнью.

Рассмотрим конкретные нарушения нормального протекания психических процессов, связанные с проявлением болезней.

Нарушение восприятия

Нарушения восприятия могут встречаться при локальных поражениях и дисфункциях головного мозга, но также и при переутомлении, высокой температуре и других состояниях. Все они имеют различные причины и формы проявления.

1. Гиперстезия – это усиление силы восприятия, когда человек в силу понижения порогов чувствительности начинает воспринимать едва заметные стимулы, а стимулы средней силы, ранее воспринимавшиеся вполне адекватно, начинают приносить дискомфорт или даже болевые ощущения.

2. Гипостезия – это обратное явления, выражающееся в ослаблении восприятия по силе, повышении порогов и уменьшении чувствительности. Человек становится невосприимчив к достаточно слабым раздражителям – он их попросту не замечает.

3. Агнозия – нарушение познавательной функции восприятия.

Принято выделять элементарные сенсорные и сложные гностические (т.е. познавательные) расстройства.

Элементарные сенсорные расстройства – это нарушения каких-либо отдельных свойств или каналов восприятия. К ним можно отнести нарушения цветового зрения, восприятия пространства и времени, ощущения высоты, света, громкости, высоты звука, тактильных или вкусовых ощущений.

Также к этой группе нарушений относятся изменения в болевой чувствительности (как понижение, так и повышение болевого порога), ведущие, например, к психогенным болям (когда объективных предпосылок боли нет, но человек ее ощущает) или к фантомным болям у людей, пережившим ампутацию конечностей (когда человек чувствует боль в ампутированной конечности).

Сложные гностические расстройства (агнозии) – это нарушения в восприятии предметов и отношений между ними, событий и явлений окружающего мира, частей собственного тела и т.п.

Зрительные агнозии представлены предметными агнозиями (человек не может узнать и назвать предмет или его изображение), агнозиями на цвета и шрифты, оптико-пространственными агнозиями (больной затрудняется в определении пространственных отношений между предметами – «выше-ниже», «ближе-дальше», «слева-справа», «больше-меньше» и т.д.)

Слуховые агнозии связаны с расстройством различения звуков, положения их источников в пространстве, могут возникать трудности с восприятием интонационной стороны речи, ритма, с запоминанием и узнаванием звуков. Как правило, сложные слуховые гностические расстройства сопровождаются интонационной невыразительностью речи больного, ее монотонностью.

Тактильные агнозии выражаются, как правило, в том, что больной не может узнать предмет, который он ощупывает с закрытыми глазами, хотя тактильная чувствительность у него не утрачена, т.е. полученные им ощущения не складываются в целостный образ предмета.

Как мы видим, психический процесс восприятия служит для обобщения отдельных разноплановых ощущений, полученных от различных органов чувств, в целостный образ, и, следовательно, сложные гностические нарушения восприятия затрагивают именно эту его важнейшую функцию.

Также сложные агнозии могут быть связаны с нарушением предметности и осмысленности восприятия, с проблемами в восприятии времени.

Часто к нарушениям восприятия подключается личностный фактор – больные неврозом действительно не замечают, не видят предметов, связанных с психотравмирующей ситуацией, и подобным образом они неосознанно «спасают» себя от новых негативных переживаний.

4. Тотальная анестезия – полная потеря чувствительности, когда человек вообще не реагирует на внешние стимулы (встречается при истерии, эпилепсии и других психических заболеваниях).

5. Деперсонализация –  это такое нарушение восприятия, когда возникает расстройство восприятия собственной личности. Человек может считать источником собственных действий, эмоций и мыслей кого-то другого, жаловаться на автоматизм деятельности, чувствовать частичную или полную утрату своеобразных черт своей личности, своего «Я». Самовосприятие может разрушаться настолько, что человек становится неспособен воспринимать свое тело или отдельные его части.

6. Бедность участия – этим термином немецкий врач-психиатр К.Леонгард обозначит субъективно тягостное состояние притупления или полного отсутствия эмоций, а также утрату способности осознавать собственные эмоции и чувства.

7. Дереализация – это искажения в восприятии окружающего мира, при котором он кажется тусклым, отдаленным, утратившим реальность, безжизненным, застывшим. Сюда же можно отнести симптомы «уже виденного» (déjà vu), при котором новые события, люди, предметы воспринимаются как знакомые, и «никогда не виденного» (jamais vu), при котором знакомые вещи и явления субъективно воспринимаются как новые. При этом человек продолжает адекватно осознавать себя самого и свои действия, не утрачивает связь с окружающим миром.

8. Обманы восприятия (иллюзии и галлюцинации). Иллюзии представляют собой искажения в восприятии реальных объектов: неверную оценку длины, размера, цвета, формы предметов. Галлюцинации возникают при отсутствии в реальности каких-либо раздражителей и могут быть зрительными, слуховыми, тактильными и сложными. Их делят на истинные галлюцинации, когда воспринимаемый (но несуществующий в реальности) предмет субъективно относят к внешнему миру (например, привидения в старинном замке, которых иногда видят наиболее впечатлительные туристы), и псевдогаллюцинации, когда объект воспринимается внутри организма (например, «голоса, звучащие внутри головы»).

Нарушения памяти

Нарушения памяти связывают с полной или частичной утратой функций одного или нескольких процессов памяти – запечатления, сохранения, воспроизведения, узнавания, забывания.

Выделяют несколько видов нарушений памяти:

1. Амнезия – снижение или полное прекращение функций памяти.

2. Гипомнезия – ослабление памяти на определенные свойства предметов или явлений – имена, лица, цифры, термины.

3. Гипермнезия – патологическое обострение памяти, при котором человек не может забыть какую-то ненужную или психотравмирующую информацию.

4. Парамнезии – это целый ряд сложных нарушений памяти, при которых могут возникать фантазии, которые превращаются в ложные воспоминания (человек «вспоминает» что-то, чего никогда не было в его опыте), они смешиваются с реальными воспоминаниями, как бы встраиваются в реальный индивидуальный опыт. К подобным нарушениям также может относиться иллюзии узнавания, конфабуляции – заполнение пробелов в памяти ложными воспоминаниями, наложение событий прошлого на настоящее и наоборот (интерференция) и дезориентация во времени и пространстве.

Рассмотрим некоторые виды амнезий подробнее.

Ретроградная амнезия проявляется в том, что больной не помнит события, которые происходили в его жизни до начала амнезии.

Антероградная амнезия – противоположное нарушение, при котором больной помнит прошлое, но теряет способность запоминать текущие события.

Фиксационная амнезия – расстройство кратковременной памяти, при котором больной не запоминает события, происходившие в течение последних нескольких минут.

Травматическая амнезия – нарушение памяти, вызванное травмой головы, как правило, временное и быстро восстанавливающееся.

Синдром Корсакова (названный так по фамилии открывшего его психиатра С.С.Корсакова) может объединять все предыдущие виды амнезий, причиной чего оказывается нехватка в головном мозге витамина В1 вследствие нарушений питания, поражений головного мозга, алкоголизма или наркомании. При этом ученые, исследовавшие данный феномен, указывают на частичную сохранность следов, но наличие трудностей или полной невозможности их воспроизведения.

Диссоциативная амнезия – нарушение памяти, при котором человек хорошо помнит универсальные знания (например, таблицу умножения), но не может вспомнить свой личный опыт и факты личной жизни, что является, как правило, следствием психотравмирующей ситуации или невроза.

Более тяжелое состояние – диссоциативная фуга, при которой из памяти внезапно стирается вся личная информация, вплоть до имени, а затем по прошествии нескольких месяцев или лет так же внезапно память полностью восстанавливается. При этом то, что происходило во время фуги, может забыться, но может и оставаться в памяти.

Детская амнезия – это неспособность воспроизвести события младенчества и раннего детства, в которой нет ничего болезненного, т.к. такое нарушение памяти характерно для всех людей и обусловлено недостаточной сформированностью в раннем возрасте соответствующих мозговых структур.

Постгипнотическая амнезия – это состояние, вызванное гипнотическим внушением, при котором человек не может вспомнить свои слова, мысли и действия в состоянии гипнотического транса.

Любые нарушения памяти с большими трудностями переживаются как самим больным, так и его близкими, поскольку именно память позволяет сохранить преемственность опыта личности, а при ее нарушениях личность разрушается.

Нарушение внимания

Среди нарушений внимания чаще всего выделяют нарушения отдельных его свойств: снижение устойчивости, уменьшение объема, нарушение переключения внимания.

1. Снижение устойчивости внимания вызвано, как правило, ослаблением или колебаниями концентрации, которое проявляется в том, что человек становится неспособен фиксировать сознание на определенном объекте. Это, в свою очередь, затрудняет всю целенаправленную познавательную деятельность, поскольку именно концентрация и устойчивость внимания являются ее основными предпосылками.

Конкретно этот тип нарушений внимания выражается в общем замедлении или неравномерности деятельности, частых ошибках, повторах, потерях информации, быстром утомлении или невозможности приступить к деятельности. Часто люди с нарушениями концентрации внимания не могут выполнять устные или письменные словесные инструкции, с трудом формируют образы предметов или явлений.

2. Снижение объема внимания выражается в том, что у больного происходит количественное уменьшение числа объектов, которые он в состоянии одновременно удерживать в поле своего внимания. В норме объем внимания составляет от 5 до 9 предметов, соответственно снижение этого количества до 4 и менее свидетельствует о нарушении объема внимания. Так, больной может не видеть некоторых явных характеристик предъявляемого объекта, называет меньше признаков. Это является причиной, например, слабой ориентировки на местности, в малознакомых помещениях и других местах. Возможен также вариант, когда в силу снижения объема внимания больной замечает детали и не может объединить их в целостное представление об объекте, событии или явлении. Таким образом, снижение объема внимания может вести к нарушению мыслительной операции синтеза, когда человек замечает много мелких деталей, но оказывается не способным организовать их в целостную структуру.

3. Нарушения переключения внимания затрудняют переход от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, при котором «старые» процессы необходимо затормозить, а «новые» - активировать (например, перестать говорить и начать физическую активность). Нарушения переключения внимания могут проявляться по-разному. Например, внимание может быть слишком подвижно, тогда человек переключается быстрее, чем это необходимо, часто возникает своего рода «разорванность» деятельности, когда он постоянно и хаотично переключается с одного вида деятельности на другой, потом на третий, потом опять на первый или второй, затем на четвертый и т.д. В этом случае деятельность теряет осмысленность и становится непродуктивной. Другой вариант нарушений переключения – «застревание» на одном и том же объекте и неспособность переключиться в силу общей инертности внимания, или «соскальзывание» с нового способа выполнения какого-то действия на уже привычный, но неадекватный данной ситуации. Также возможны трудности с распределением внимания на разные виды деятельности, неспособность удерживать во внимании два и более вида деятельности (например, рассказывать стихотворение и перекладывать карточки).

Чаще всего описанные выше нарушения отдельных свойств внимания складываются в более сложные синдромы: рассеянность, инертность, повышенная отвлекаемость.

Рассеянность выражается в нарушении сосредоточения, частых переходах и переключениях от одного объекта или явления к другому и обратно, повышенной истощаемости внимания и быстром наступлении утомления.

Повышенная отвлекаемость связана с чрезмерной подвижностью внимания, также с постоянными переключениями и отсутствием концентрации. Особенностью повышенной отвлекаемости является то, что человек занимается сразу несколькими делами, и ни одно из них не доводит до конца.

Инертность внимания – это обратное явление, связанное с малой подвижностью, нарушением переключения внимания, патологическими фиксациями («застреваниями») в течение длительного времени на одном и том же объекте или явлении.

Полное отсутствие внимания – апрозексия – встречается довольно редко и является симптомом тяжелых психических заболеваний, обширных поражений долей головного мозга, ответственных за работу внимания, или тяжелой умственной неполноценности.

Нарушения мышления

Различают несколько видов нарушений мышления: нарушение операциональной стороны мышления (трудности или невозможность нормального функционирования мыслительных операций), нарушение динамики мышления, нарушение личностного компонента мышления, нарушение стройности мышления, патологии суждений.

1. Нарушение операциональной стороны мышления.

Как известно, существует несколько мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование. Чаще всего нарушения связаны с операцией обобщения, причем они могут быть двух видов – снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения проявляется, когда больной мыслит предельно конкретно, ситуативно. При таких нарушениях человек не в состоянии выделить главные свойства объекта, классифицировать несколько объектов по их существенным признакам. Отмечается недостаточное развитие абстрактного и понятийного мышления, человек конкретизируется на большом количестве деталей и не может построить понятие. Такое нарушения описывается пословицей «За деревьями не видит леса». Эти нарушения встречаются при олигофрении, тяжелых формах энцефалита, травмах головного мозга, органических поражениях центральной нервной системы, эпилепсии.

При искажении процесса обобщения наблюдается другая картина: больные оперируют несущественными признаками предметов, случайными ассоциациями. При решении задач он ориентируются на формальные, а не содержательные признаки, созвучие слов, а не сходство или различие в их значениях. Суждения и умозаключения оказываются неадекватны реальности, а, следовательно, затрудняют или делают невозможной ориентировку в ситуациях повседневной жизни. Такие особенности характерны для больных шизофренией.

2. Нарушение динамики мышления.

Среди нарушений динамики мышления чаще всего описывают два противоположных варианта – это лабильность мышления и инертность мышления.

Лабильность мышления проявляется в том, что при сохранном уровне обобщения и других мыслительных операций процесс мышления очень подвижен и может включать во вполне адекватные рассуждения случайные абстрактные или конкретно-ситуативные ассоциации, классификации объектов на неадекватных реальности основаниях, переносы смысла. В итоге можно наблюдать разрушение целенаправленности мышления и деятельности, поскольку в мыслительном процессе появляются случайные элементы, вызванные воздействием ситуации, других людей, внезапных событий и явлений.

Инертность мышления выражается в стереотипности действий и рассуждений, существенных трудностях при переключении с одного вида деятельности на другой, инертности связей, закрепленных в прошлом опыте и даже низкой обучаемости. Первоначально сохранные мыслительные операции могут давать сбои, может снижаться уровень обобщения и абстрагирования.

3. Нарушения личностного компонента мышления.

Как правило, нарушения личностного компонента мышления связаны с нарушениями мотивационной сферы – нецеленаправленностью, разноплановостью суждений, снижением критичности и саморегуляции, склонностью к бесконечному многословному, но бессмысленному мудрствованию (резонерству). Больным сложно осмыслить инструкцию и содержание предложенных заданий, они переформулируют задачу для себя, «как поняли», не проверяют свои рассуждения на предмет соответствия реальности.

Нарушения целенаправленности мышления проявляются в том, что человек оказывается не в состоянии организовать свою мыслительную деятельность – поставить цель, выбрать средства для ее достижения, сверить полученные результаты с поставленной целью, оценить эффективность деятельности. Мышление становится расплывчатым либо чрезмерно детализированным и обстоятельным, хотя большинство мыслительных операций остаются на уровне нормы.

Встречается среди нарушений целенаправленности мышления и символизм – больной повсюду находит знаки и символы каких-либо событий или явлений, в то время как в реальности нет и не может быть никакой связи между символом и тем явлением, на которое указывает больной. Еще более оторванным от действительности является аутистическое мышление, при котором больной живет в собственном мире фантазий и воображения без какой-либо связи с действительностью

4. Нарушения стройности мышления.

К данному типу патологических изменений мышления относится разрушение смысловых связей – разорванность мышления, при которой высказывания больного соответствуют грамматике языка, однако полностью лишены смысла, бессвязность мышления, при которой нарушается и смысловая, и грамматическая сторона речи, бессмысленные повторения похожих по звучанию слов, логические нарушения, внезапные нелогичные умозаключения и т.п.

5. Патологии суждений.

К патологии суждений относятся бредовые и бредоподобные расстройства (в их основе лежат ложные умозаключения различного происхождения), сверхценные идеи (эмоционально насыщенные стойкие убеждения), навязчивые идеи (мысли, которые при критичном к ним отношении расцениваются больным как неправильные, мешающие, однако он не в состоянии от них избавиться).

Все описанные выше нарушения мышления связаны с трудностями адаптации человека к миру, неадекватными и нелогичными представлениями, убеждениями и умозаключениями.

Расстройства эмоций

Нарушения эмоциональной сферы встречаются при различных заболеваниях и характеризуются, как правило, негативной окраской.

Для больных неврозами характерны эмоциональные реакции, раздражения, негативизма, эмоциональные состояния пониженного настроения, утомления, тревоги и страха. Такие больные чрезвычайно восприимчивы к внешним воздействиям, могут проявлять импульсивность, эмоциональную неуравновешенность, а также отмечается чрезмерно выраженные негативные эмоции в ответ на непредвиденные затруднения, препятствия на пути к достижению цели. Мельчайшие трудности очень остро переживаются и могут вести к прекращению всякой деятельности.

Противоположной тенденцией является негативизм, гнев, агрессивность, враждебность по отношению к окружающим людям, предметам и явлениям действительности.

Органические поражения центральной нервной системы и травмы головного мозга могут сопровождаться эмоциональной нестабильностью, неуравновешенностью, эмоциональными реакциями разного знака (как отрицательного, так и положительного), протекающими с различной интенсивностью. Это может быть и раздражительность, и эйфория, и излишняя сентиментальность, и черствость, и вялость, и излишняя активность и др.

Для больных шизофренией характерна неадекватность и искаженность эмоциональных реакций, притупленность чувств, эмоции становятся стереотипными и «плоскими», ненасыщенными.

Больные сердечно-сосудистыми заболеваниями склонны к тревоге и пессимизму, а заболевания желудочно-кишечного тракта часто сопровождаются возбудимостью и частыми перепадами настроения.

В психологии описаны определенные психические состояния и ситуации, в которых проявляются нарушения эмоциональной сферы – это стресс, фрустрация, кризис.

Стресс – это психическая напряженность эмоционального или операционального характера, которая может быть вызвана различными по модальности и интенсивности силами.

Термин «стресс» принадлежит канадскому физиологу Гансу Селье, который описал его как общий адаптационный синдром, возникающий в ответ на любые чрезмерно выраженные воздействия внешней среды. При этом он рассматривал стресс как неспецифическую реакцию, а это значит, что характер стрессовых реакций не зависит от конкретного раздражителя – организм и психика реагируют состоянием стресса на любое сильное воздействие со стороны окружающего мира. Сильные раздражители, вызывающие стресс, принято называть стрессорами. Физиологическими стрессорами могут быть экстремально высокие или низкие температуры, любые другие неблагоприятные изменения в окружающей среде, а также голод, жажда, боль, изоляция, физическое напряжение. К психологическим стрессорам относят усталость, страх или другие сильные эмоции, вызывающие эмоциональную перегрузку, дефицит времени, информационную перегрузку, ситуацию соревнования, угрозу социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению.

При всех этих внутренних и внешних условиях организм вынужден приспосабливаться, а для этого он запускает напряженную работу всех систем и функций, мобилизует резервные возможности и ресурсы, что, в свою очередь, позволяет сохранить или вернуть равновесие организма с внешней средой и адаптироваться к новым условиям.

Традиционно считается, что стресс протекает в виде процесса, состоящего из трех фаз:

1. Реакция тревоги, при которой организм мобилизует свои защитные силы, стараясь справиться с ситуацией.

2. Реакция сопротивления, для которой характерна активная борьба организма и личности со стрессором, повышение уровня сопротивляемости значительно выше обычного.

3. Реакция истощения, где защитные силы истощаются, и организм все хуже справляется со стрессовой ситуацией, уходя в болезнь или а негативные и болезненные психические состояния.

Несмотря на возможность развития различных негативных последствий стресса, практически все ученые сходятся во мнении, что стресс не всегда вреден, он неизбежен, поскольку человек живет в изменяющемся мире и сам является причиной его изменений. О положительной функции стресса говорил и автор этого термина Г.Селье, усматривая в нем тренировку организма и психики для более эффективного приспособления к среде и успешного взаимодействия с ней в процессе деятельности. Более того, он отмечал, что отсутствие изменений среды, внутренних и внешних раздражителей, бездеятельность изнуряют организм и психику гораздо сильнее.

Фрустрация (англ. frustration – "расстройство, срыв планов, крушение") – это специфическое эмоциональное состояние, которое возникает при появлении на пути к достижению цели препятствий, которые либо реально являются непреодолимыми, любо воспринимаются личностью в качестве непреодолимых. Как правило, фрустрация сопровождается негативными переживаниями гнева, страха, подавленности, апатии.

Существует два условия, в результате которых возникает фрустрация: во-первых, у человека должны быть потребность, цель, первоначальный план действий по их реализации; во-вторых, должны быть препятствия или источники сопротивления, затрудняющие или делающие невозможным достижение цели и удовлетворение потребности. 

Американский психотерапевт С.Розенцвейг определил три типа ситуаций, вызывающих фрустрацию: лишения (отсутствие средств для достижения цели), потери (средства для достижения цели были, но исчерпались или по каким-то причинам исчезли), конфликты (для достижения цели необходимо вступить в противостояние с другими людьми, группами или самим собой).

Описаны также различные виды реакций на фрустрацию.

Наиболее типичной реакцией является агрессия с острым переживанием гнева, озлобленности, враждебности по отношению к препятствию (прямая агрессия), самому себе (аутоагрессия) или случайно попавшимся «под горячую руку» близким, знакомым или коллегам.

Человек может проявлять устойчивость, или толерантность к фрустрации, «видеть цель и не замечать препятствий». Такая реакция может быть спокойной, с планированием дальнейших действий, возможно включение самоконтроля, сдерживание импульсивных действий, а также бравирование с демонстрацией подчеркнутого пренебрежения к препятствиям, может подключаться чувство юмора как защитная реакция на возникающие трудности.

Реакция фиксации в состоянии фрустрации выражается в том, что человек не может отвести внимание от психотравмирующей ситуации, постоянно о ней думает, стереотипно повторяя одни и те же или похожие слова и действия. Фиксация может продолжаться «по инерции» даже в том случае, когда фрустрирующая ситуация разрешилась.

Отказ от решения проблемы и уход в другую, отвлекающую деятельность также рассматривается как один из вариантов фрустрационных реакций.

Могут возникать в ответ на фрустрацию и апатия, оцепенение и другие депрессивные реакции. При этом человек испытывает скованность, подавленность, печаль, отчаяние и бессилие.

Иногда встречаются реакции регрессии – перехода на более примитивные формы поведения, сопровождающиеся слезами, поиском заботы, стремлением отказаться от ответственности за собственное поведение в сложившей ситуации.

Часто человек неосознанно стремится избавиться от всех переживаний психотравмирующих факторов, отрицая их, подавляя или вытесняя из сознания. Однако эти факторы продолжают действовать, и ситуация, вызвавшая фрустрацию, остается нерешенной. Человек может находиться в плену самообмана, находя какие-либо рациональные объяснения сложившейся ситуации, неприемлемых мыслей или действий. Возможна также изоляция психотравмирующей ситуации – отделение ее от личности, при котором человек начинает воспринимать, обсуждать и решать свои проблемы так, как будто они являются чужими, дистанцируясь от них.

Таким образом, в ситуации фрустрации одни реакции присущи личностно зрелым людям, а другие – инфантильным. Необходимо отметить, что «взрослый» подход к фрустрации (толерантность, дистанцирование) позволяет преодолеть ситуацию и достичь все-таки поставленной цели, хотя и с большими потерями, а «инфантильный» подход (агрессия, уход, регрессия) только усугубляет ее, не решая проблему и не достигая цели.

Кризис – это такое состояние, которое возникает в случае, когда человек встречает непреодолимое препятствие к достижению жизненно важных целей, причем справиться с ним с помощью привычных методов разрешения проблем невозможно. В первое время человек испытывает полную дезорганизацию поведения, а затем предпринимает для преодоления кризиса много разнообразных действий, благодаря которым в той или иной мере приспосабливается к кризисной ситуации.

Идея кризисов и кризисных ситуаций, возникшая и развивавшаяся в США, обращает внимание на то, что именно кризисные ситуации запускают риски возникновения психологических нарушений, поэтому по всему миру появляются кризисные центры и центры психического здоровья, помогающие людям, которые оказались в кризисных ситуациях и состояниях.

Представления о кризисах продолжает идеи Г.Селье о стрессе, включая их в контекст социальных изменений и социальных групп.

Отечественные ученые также разрабатывают понятие кризиса, приравнивая его к состоянию предболезни. В основном ведется поиск признаков, факторов и групп риска, предлагаются и планируются меры профилактики, которые позволят предупредить психические отклонения, девиантное или суицидальное поведение.

Разработана классификация кризисов. К основным их видам относят:

- кризисы развития (как правило, возрастные или связанные с приобретением новых социальных ролей – школьника, супруга, родителя, пенсионера);

- случайные кризисы (возникающие в силу непредвиденных обстоятельств – стихийных бедствий, войн и других внезапных социальных катаклизмов);

- типовые кризисы (как правило, они связаны с важнейшими семейными событиями – рождением, тяжелой болезнью или смертью ближайших родственников).

Необходимо отметить, что все кризисы имеют индивидуально-специфические особенности возникновения и протекания.

Так же, как и стрессы, кризисы могут принести и вред, и пользу. Затянувшийся кризис ведет к психическим нарушениям, болезням, негативным психическим состояниям (в этом заключается патогенный эффект кризиса). В то же время преодоление кризиса предоставляет человеку новые способы адаптации к сложным ситуациям, новые формы поведения и решения жизненных проблем (это составляет суть саногенного эффекта кризиса).

Нарушения развития личности

Современные специалисты-психологи при описании нарушений личности выделяют несколько видов:

- нарушения опосредованности и иерархии мотивов, 

- формирование патологических потребностей и мотивов,

- нарушение смыслообразования,

- нарушение контроля над поведением.

Нарушение опосредованности и иерархии мотивов выражается, как правило, в том, что мотивы теряют осознанность, человек не в состоянии поставить цель, соответствующую его мотиву. Мотивационная сфера перестраивается, человеку трудно выделить главные мотивы и сосредоточить на них свою деятельность, в эту деятельность постоянно вмешиваются второстепенные мотивы или сиюминутные импульсивные желания и стремления. Нарушаются интересы, ценности, они становятся неустойчивыми и неуравновешенными, могут меняться уровень притязаний, самооценка. Деятельность теряет специфически человеческую характеристику опосредованности мотивами и целями, она становится импульсивной и малоуправляемой.

Формирование патологических потребностей и мотивов связывают с нарушениями физического образа Я, с появлением так называемых антивитальных действий, вызванных, например, нервной анорексией (когда человек сознательно отказывается от питания), или самоповреждением (нанесением физического вреда собственному телу), или злоупотреблением психоактивными веществами, или неоправданным риском. Нарушения личности выражаются прежде всего в том, что патологический мотив занимает ведущее место в мотивационной сфере человека, подавляя все остальные мотивы и виды деятельности.

Нарушение смыслообразования проявляются в том, что мотивы утрачивают свою побудительную функцию, не запускают и не регулируют деятельность, а становятся «только знаемыми». Деятельность перестает быть осмысленной, конкретные действия перестают что-либо значить для личности. Это ведет к противоречивым действиям, к пренебрежению социальными и семейными нормами, традициями, к нарушению деятельности и деградации поведения человека.

Нарушение контроля над поведением связано с утратой критичности, с невозможностью не только оценить собственные действия, но и регулировать их. Отсутствует критичное отношение к процессам и результатам деятельности. Личность не в состоянии корректировать свою деятельность в случае, когда цель оказывается не достигнутой. Целенаправленность действий и суждений, осознанность мотивации, произвольность нарушаются или утрачиваются вовсе, не формируются устойчивые навыки и умения. Развивается ситуационное поведение, человек становится внушаемым и легко подчиняется группе или более сильной личности.

Таким образом, нарушения в развитии личности выражаются в отклонениях в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность.

Часто именно особенности личности в нормальных условиях могут быть предпосылками к ее патологическим изменениям и нарушениям в условиях болезни, стресса, фрустрации или кризиса. Для того, чтобы предотвратить возможные психологические нарушения личности, необходимо вовремя диагностировать их предпосылки, а для этого обращать внимание на особенности личности собеседника, его картины мира, его деятельности и взаимодействия с окружающими людьми.

Контрольные вопросы:

1. Какие виды нарушения мышления Вы знаете?

2. Какие нарушения процессов памяти могут быть у больных людей?

3. Как изменяется восприятие у больных людей?

4. Как в связи с заболеваниями изменяются эмоции?

5. Какие изменения в психике возможны во время возрастных кризисов?

Дата: 2019-02-02, просмотров: 229.