Право и организация социального обеспечения»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И.А. Егорова

 

Психология

Социально-правовой

Деятельности

Учебное пособие

 

Для студентов направления подготовки

Право и организация социального обеспечения»

 

 

Часть 2

 

Таганрог 2017



ББК 88.5

 

Е30 Егорова И.А. Психология социально-правовой деятельности: учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2017. Часть 2. 61 с.

 

Учебное пособие адресовано студентам факультета среднего профессио­наль­ного образования направления подготовки «Право и организация социаль­ного обеспечения». В пособии рассматриваются основные темы второй части курса «Психология социально-правовой деятельности».

 

Рецензенты:

Балина Татьяна Николаевна, канд.псх.н., доцент кафедры управления Таганрогского института управления и экономики

 

Рекомендовано к изданию кафедрой управления

ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики».

Протокол №5 от 24.01.2017.

© И.А. Егорова, 2017

© ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2017



ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Психология социально-правовой деятельности» является частью профессионального модуля «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» подготовки юристов на базе основного общего образования.

Учебное пособие содержит теоретические материалы, вопросы и ссылки на литературу по курсу «Психология социально-правовой деятельности», второй его части (темы 6-9) и является логическим продолжением первой части учебного пособия по данной дисциплине, где рассматривается материал тем 1-5.

Пособие нацелено на формирование у студентов представлений о развитии личности в процессе социализации, психологических особенностях и механизмах поведения пожилых людей, больных людей и инвалидов, а также о проблемах юридической деонтологии и профессионального долга специалиста по праву и организации социального обеспечения.

У студентов должны сформироваться умения по организации эффективного взаимодействия с пожилыми людьми и инвалидами, распознаванию их психологических и возрастных особенностей, применению этических норм профессиональной деятельности юриста в собственной практике.

Большое значение при освоении дисциплины играет формирование конкретных компетенций, связанных с пониманием сущности процессов взаимодействия и взаимовлияния личности и общества в процессе социализации, поведения и деятельности больных людей, инвалидов, пожилых людей, наиболее часто нуждающихся в профессиональной юридической помощи специалистов по организации социального обеспечения. При этом специалист должен обладать высоким уровнем психологической культуры и профессионально выполнять свой служебный долг. Для решения этой задачи в тематику курса «Психологии социально-правовой деятельности» включена тема, посвященная юридической деонтологии – этике профессионального долга юриста.

 



Тема 6. Социализация личности

Каждый человек в течение всей своей жизни усваивает социальный опыт и те влияния, которые оказывают на него окружающие люди, группы, трудовые коллективы, средства массовой информации, события и явления окружающей действительности. Человек с помощью различных видов деятельности и сам оказывает существенное влияние на природу, общество, культуру, не только производя их изменение, но и приобретая личный опыт. Опыт человека непрерывно видоизменяется, обогащается, осваиваются новые виды деятельности, реализуется общение с различными людьми, формируется и развивается представление о самом себе и своем месте в мире.

Все эти важнейшие для человека процессы происходят в ходе социализации, которая в самом широком смысле понимается как процесс усвоения социального опыта. Корни этого термина латинские (от лат. Socialis - общественный).

В современном психологическом словаре дано следующее определение понятия социально-психологической социализации.

Социально-психологическая социализация  - это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения человеком социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

Как видно из определения, социализация необходима для эффективного взаимодействия человека с миром, другими людьми и даже самим собой.

Важнейшей составляющей этого процесса является усвоение и последующее применение в своей деятельности социальных норм, правил, выполнение социальных функций, которые реализует человек, будучи общественной единицей, и групповых ролей, которые он играет в различных группах.

Часто отмечают активный и двусторонний характер процесса социализации – человек не просто усваивает влияния, исходящие от общества, но и сам является проводником, или агентом такого влияния. В самом деле, мы всегда спешим поделиться новостями с друзьями и близкими, обсуждаем собственные поступки и поведение других людей, уроки прошлого и планы на будущее, ищем единомышленников, вступаем в дискуссии с людьми, которые выражают иную точку зрения. Через каждого из нас проходит непрерывный поток социальных воздействий, исходящих из самых разных источников, превращая в один из таких источников и нас самих.

Процесс социализации имеет сложный и многоплановый характер, обусловлен огромным количеством факторов, причем набор этих факторов может существенно различаться у разных людей. Именно поэтому одно и то же событие может оказать совершенно различное воздействие: один человек будет глубоко и личностно переживать, другой отнесется к нему как к должному, для третьего оно может оказаться совершенно несущественным и не заслуживающим внимания.

В ходе социализации у каждой личности формируются взгляды, убеждения, ценности, мировоззрение, общая картина мира. События жизни, социальные ситуации, личные достижения, встречи с различными людьми, профессиональная деятельность, опыт решения проблем и преодоления трудностей – все это приводит к формированию и обогащению жизненного опыта, который, в свою очередь, является основой поведения человека в обществе.

В процессе социализации складываются и реализуются социальные качества личности, знания и умения, благодаря которым она приобретает способность и возможность участвовать в жизни общества и транслировать его влияние на других людей.

Широта и многоплановость процесса социализации проявляется и в том, что она включает в себя формирование и применение как простейших бытовых знаний, умений и навыков, так и базовых ценностей и идеалов личности, составляющих основу ее взаимодействия с окружающей действительностью, другими людьми и продуктами материальной и духовной культуры.

В современной науке принято различать социализацию в широком и узком смысле. В широком смысле социализация понимается исходя из происхождения и развития человечества в целом, которое осуществляется в историческом и культурном процессе. Это понимание опирается на эволюционные принципы развития человека как вида и на закономерности исторического и культурного развития цивилизации.

В узком смысле социализация рассматривается как процесс развития каждого конкретного человека, включенного в конкретные историко-культурные условия и в существующий социальный контекст. Процессы и закономерности социализации будут при таком понимании связаны с типичными социальными условиями, способами приобщения людей к социальной жизни, формирования, передачи и активного использования существующего социального опыта.

В науке есть понятие социально-исторического образа жизни как источника развития личности.

Социально-исторический образ жизни - это типичный вид жизнедеятельности социальных групп и общества в целом на определенном этапе их развития. Описать его можно исходя из трех важнейших составляющих: исторического времени, социального пространства и жизненного пути личности. И если историческое время и социальное пространство являются условиями социализации, заданными извне, то свой жизненный путь человек создает сам, совершая личностный выбор. Историческое время и социальное пространство задают возможности, среди которых этот выбор может осуществляться, но итог выбора всегда зависит о самой личности. При совершении выбора человек может руководствоваться несколькими факторами. Во-первых, это отношение к жизни в целом, к конкретному виду деятельности, к нормам, ценностям, связанным с данным видом деятельности. Во-вторых, немаловажным аспектом выбора является оценка личностью собственных возможностей, способностей, качеств характера, свойств нервной системы. В-третьих, выбор определяется мотивами и целями личности и зависит от того, какой результат она хочет получить. Например, при выборе профессии мы оцениваем, насколько нам подходят ее требования, базовые принципы и ценности, делаем вывод о том, позволят ли наши индивидуальные особенности быть в данной профессии успешными, сможем ли мы реализовать в ней свои планы и мечты.

На протяжении всей жизни человек периодически оказывается в ситуации, где он должен делать выбор, определяющий его дальнейший жизненный путь.

Именно в контексте жизненного пути личности говорят, что социализация – это процесс непрерывный, продолжающийся в течение всей жизни человека, и двусторонний, включающий не только усвоение социального и культурного опыта, но и активное применение его в конкретных жизненных ситуациях. Важно отметить также и процесс трансляции, передачи социального и культурного опыта, в ходе которого личность не только сама социализируется, но и принимает участие в социализации других людей.

От особенностей социализации во многом зависит то, в какой степени личность усвоила нормы и ценности, присущие той культуре, в которой она живет, правила повседневной жизни, поведения и взаимодействия с другими людьми и социальными группами, насколько ей удалось реализовать свои способности и возможности. В итоге от успеха социализации зависит успех социальной жизни личности. С другой стороны, для общества успех социализации важен так же, как и для каждой конкретной личности, поскольку общество заинтересовано в самовоспроизводстве, в преемственности поколений, в непрерывном эволюционном развитии. Потеря даже части социального и культурного опыта, накопленного в течении многих поколений, ведет к огромным проблемам в функционировании общества (от конфликта поколений или ведущих социальных групп до утраты социальной и культурной общности), поэтому самовоспроизводство, самовозобновляемость общественной жизни – важнейшая ее характеристика, которая, в свою очередь, полностью зависит от эффективности социализации.

Основное предназначение социализации – формирование личности, т.е. активного социального субъекта, действующего в обществе в соответствии с принятыми в нем нормами, правилами, ролями, ценностями, идеалами. С развитием общества меняются все его основные характеристики, а значит – меняется личность. Именно поэтому человеку, выросшему в одной культуре, трудно приспособиться к условиям и правилам другой, старшему поколению бывает трудно принять или хотя бы понять ценности молодежи, а уж о том, чтобы понять наших исторических предков, даже говорить не приходится. Со сменой поколений меняется общество, а следовательно, меняются особенности личности, формирующиеся в процессе социализации.

В науке известны примеры «нулевой социализации», когда ребенок по различным причинам не включается в социальную среду (например, дети, потерявшиеся в джунглях и воспитанные животными, утрачивают связь с обществом, а включены только в сообщество животных). В таких случаях у человека не формируются специфически человеческие особенности – такие дети не умеют и с большим трудом учатся ходить на двух ногах, пользоваться орудиями труда (для начала – ложкой, вилкой и т.п.), носить одежду. Время, предназначенное для формирования этих свойств, оказывается упущенным. Ребенок не попал в нужный период своей жизни в социальную среду, являющуюся необходимым условием формирования не только личности, но и базовых человеческих умений. Организм развивается только биологически, человек так и остается биологическим индивидом, не приобретает социальных качеств и не становится личностью. Примеры полного освоения речи у так называемых «детей-Маугли», которые были возвращены в человеческое общество после 6-7 лет, науке не известны. Максимум, чему их удавалось научить – это несколько десятков слов. Если же такие дети были найдены людьми в более раннем возрасте – до 6 лет, у них можно было сформировать личность, но для этого требовались значительные усилия и специально организованное обучение.

Вообще, роль активной деятельности в процессе социализации трудно переоценить. Опытные педагоги часто повторяют, что ребенка необходимо всему целенаправленно обучать. Только в процессе активной деятельности, получая информацию, знания, умения, преобразуя предметы окружающего мира, оказывая влияние на других людей, занимаясь саморазвитием, человек в полной мере становится личностью, активной единицей социальной структуры. В своей деятельности человек с самого рождения постоянно решает различные задачи, которые можно условно определить следующим образом.

Познавательные задачи предполагают усвоение информации, культурных образцов, формирование знаний, умений, навыков, приобретение опыта той или иной деятельности.

Коммуникативные задачи связаны с выстраиванием межличностных отношений с другими людьми, социальными группами, как на личном, так и на официальном, деловом, ролевом уровнях. Человек учится общению в процессе социализации точно так же, как он учится любой другой деятельности.

Морально-нравственные задачи социализации определяются освоением социальных и культурных норм морали, этики, этикета, выработкой в рамках общечеловеческой морали собственных нравственных норм и правил, которыми человек руководствуется на своем жизненном пути.

Ценностно-смысловые задачи решаются в процессе самопознания, когда человек формирует образ себя, самооценку, самоотношение, представление о собственном месте в окружающем мире, формирует смыслы собственной деятельности, и в конечном счете находит смысл жизни.

Мировоззренческие задачи социализации связаны с формированием базовых связей человека с миром – отношением к природе, к обществу, к труду, к другим людям и к жизни в целом.

Все перечисленные задачи социализации решаются на протяжении всей жизни благодаря включению в общество, в различные виды деятельности, в процессы самопознания, саморазвития и самосовершенствования.

Каждый вид задач социализации возникает в определенном возрастном периоде, и задачи следующих периодов как бы надстраиваются над задачами предыдущих.

Ученые, занимающиеся вопросами социализации, группируют ее задачи в три больших блока:

Естественно-культурный блок задач выражается в биологическом росте и развитии, в прохождении различных его периодов в соответствии с культурными нормами и традициями, эталонами биологической зрелости, мужественности-женственности, которые, как известно, могут сильно различаться в зависимости от культуры, национальной принадлежности, географического расположения региона.

Социально-культурный блок задач социализации связан с познанием окружающего мира и освоением различных видов деятельности в нем. Поскольку сквозным видом деятельности, пронизывающим все остальные виды, является общение, то ведущую роль в решении социально-культурных задач отводят именно ему. Кроме того, существуют различные уровни социально-культурных задач – индивидуально-личностный (собственные, личные задачи), групповой (задачи ближайшего окружения), общественный (задачи общества в целом), культурный (задачи той культуры, в рамках которой находится личность). Часть социально-культурных задач могут прямо и четко декларироваться обществом или группой, часть – существовать только на уровне интуиции. Человек может переформулировать для себя задачи общества и группы, понять их по-своему, иногда искаженно, может вообще не осознавать их или осознавать лишь частично.

Социально-психологический блок задач социализации определяется процессами становления личности, ее самосознания, самоопределения, формирования жизненной перспективы и жизненных планов, осуществлением личностного выбора в сложных или переломных ситуациях. У каждого человека есть определенной представление о себе, и с возрастом и накоплением жизненного опыта оно может расширяться, трансформироваться.

Любой личности свойственно стремление сохранить позитивную самооценку и самоотношение, несмотря на неблагоприятные внешние условия, отношение окружающих, неудачи в деятельности. Для этого люди используют различные способы самоподдержки, стратегии совладания с трудностями, психологические защиты. Все эти формы поведения служат для решения социально-психологических задач социализации.

Как и всякий протяженный во времени процесс, социализацию можно условно подразделить на несколько стадий, каждая из которых решает свои задачи.

Одна из таких периодизаций берет за основу отношение к трудовой деятельности. В процессе социализации выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия связана с дошкольным возрастом, далее с периодом школьного обучения и приобретения профессии. Ведущую роль на этой стадии играет семья, затем подключаются образовательные учреждения и различные группы, в которых личность реализует внеучебную деятельность.

Трудовая стадия характеризуется тем, что основным и главным видом деятельности человека становится трудовая деятельность. При этом сохраняются все другие сферы жизни – семья, досуг, образование и самообразование, хобби и т.д.

На послетрудовой стадии социализация, вопреки рассуждениям непрофессионалов, продолжается. Трудовая деятельность завершается, однако человек продолжает свою деятельность в других сферах, уделяя им все больше внимания. На первый план выходят семья, хобби, забота о здоровье, общение с друзьями и знакомыми. Все эти виды деятельности обеспечивают продолжение социалиации и на послетрудовой стадии, поскольку человек не прекращает усваивать и транслировать социальный опыт. Более того, пенсионер выполняет еще более важную функцию в социализации – он является носителем социального опыта, способным передавать его другим людям, находящимся на более ранних стадиях социализации.

Другой подход к рассмотрению этапов социализации – возрастной. Согласно возрастной периодизации, принятой Всемирной организацией здравоохранения, жизненный путь человека условно можно разделить на следующие периоды:

1. младенчество (до 1 года);

2. ранний возраст (1-3 года);

3. дошкольный возраст (3-6 лет);

4. младший школьный возраст (6-10 лет);

5. подростковый возраст (11-14 лет);

6. ранний юношеский возраст (15-17 лет);

7. юность (18-24 года);

8. молодость (25-44 года);

9. средний возраст – 45-59 лет,

10. пожилой возраст – 60-74 года,

11. старческий возраст – от 75-89 лет;

12. долгожители – от 90 лет.

Каждый из перечисленных возрастных периодов характеризуется определенными биологическими свойствами, психологическими качествами и особенностями психических процессов, состояний и свойств, решает определенные возрастные задачи. На каждом из этих периодов человек усваивает и передает социальный опыт, обеспечивая самовоспроизведение групп, общества, культуры и человечества в целом.

Согласно возрастной периодизации, предложенной Эриком Эриксоном, каждый из этапов жизни человека решает свои задачи, и от того, насколько успешно решены задачи предыдущих периодов, зависят особенности проживания текущего периода.

Развитие ребенка начинается с формирования базового доверия к миру. Новорожденный ребенок не выживет, если взрослые не будут заботиться о нем. И чем дружелюбнее к ребенку оказывается окружающий мир, чем более он предсказуем и безопасен, тем больше шансов, что первая возрастная задача социализации будет решена успешно, и ребенок будет рассматривать все, что его окружает, с радостью, любопытством и доверием.

От одного года до трех лет ребенок решает новые задачи – он учится управлять своим поведением: есть, передвигаться, одеваться, пользоваться предметами. Все эти виды деятельности для него новы, поэтому он часто терпит неудачи, и ему необходима помощь и поддержка близких взрослых. Научившись что-то делать, ребенок испытывает радость и уверенность в себе, что ведет к формированию определенной самостоятельности – ребенок понимает, к каким результатам ведут его движения и учится сам их регулировать. Частые неудачи при отсутствии поддержки взрослых ведут к формированию сомнений в собственных возможностях и чувству стыда, которые свидетельствуют о неудачах в решении основной задачи социализации в данном периоде.

В возрасте четырех-пяти лет перед ребенком возникает новая задача – он начинает исследовать устройство мира не только с точки зрения предметов, но и с точки рения людей, норм, правил поведения. Ребенок учится обращаться с другими людьми и обыденными предметами, исследует культуру, проявляя активность, самостоятельность и инициативу. Успех ведет к упрочению инициативы и развитию способностей и познавательной мотивации, неудача – к формированию чувства вины перед окружающими. Ребенок, которого критикуют и наказывают, начинает чувствовать себя виноватым за все, что он делает, и даже за то, в чем объективно его вины нет. Это значит, что он будет отказываться от познания мира, от проявлений активности и инициативы, а будет лишь пассивно реагировать на изменения окружающего мира.

В период школьного обучения ребенок решает задачу развития многочисленных умений и навыков: он осваивает чтение, письмо, счет и другие базовые культурные умения, являющиеся основой всей цивилизации. Поле деятельности школьника существенно расширяется – кроме учебы как основного вида деятельности возникают различные кружки, секции и другие учреждения дополнительного образования, общение с другими детьми и взрослыми. Важную роль играет и сравнение собственных умений и достижений с умениями и достижениями сверстников. Успешное решение задач данного периода ведет к развитию трудолюбия и компетентности, скачкообразному росту знаний и умений в совершенно различных областях человеческой практики. Неудачи, оставшиеся без внимания и положительной психологической поддержки со стороны значимых взрослых и сверстников, ведут к формированию чувства некомпетентности и даже неполноценности.

С началом подросткового периода идет как бурная биологическая перестройка организма, так и формирование представлений о своем месте в окружающем мире. Подросток осваивает все новые роли и социальные отношения – он является одновременно и учеником, и сыном/дочерью, и возможно, братом/сестрой, и другом, и спортсменом, музыкантом или художником. Задача данного периода – найти те базовые ценности, которые объединят все выполняемые роли, позволят их структурировать и обрести внутреннюю целостность - идентичность. Ответы на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «В чем мое предназначение?» - свидетельство формирования такой идентичности. Неудачи в проживании этого периода связаны с путаницей ролей, с формированием ролевых конфликтов, когда одна роль противоречит другой, или «потерей себя».

Период юности и молодости характеризуется, с одной стороны, профессиональным самоопределением (выбором профессии, соответствующим обучением, формированием определенных профессиональных умений и навыков), с другой стороны – личным самоопределением (выстраиванием собственных жизненных приоритетов и границ, формированием близких отношений, выбором спутника жизни). Человек учится устанавливать эмоциональные отношения, не утрачивая при этом личностную идентичность, с таким трудом приобретенную в результате проживания предыдущего периода. В результате формируется чувство близости, либо стремление к изоляции. В первом случае задача данного периода решена, во втором – не решена. Человек – социальное существо, и стремление к изоляции означает сознательный отказ личности от реализации своей социальной сущности.

Период зрелости решает новые задачи, связанные сразу с несколькими сферами жизни – с профессиональной деятельностью, с семейным окружением, с другими людьми (коллегами, друзьями, знакомыми). Все эти различные аспекты жизни требуют проявления активности, творчества, стремления решать проблемы и преодолевать трудности. Период зрелости связан с конструктивным распределением своей энергии на различные сферы деятельности. Успешное проживание этого периода характеризуется выраженным социальным интересом к окружающей действительности и стремлением к ее преобразованию, неудача – с отчуждением, самопоглощенностью и эгоизмом.

Последний этап жизни, связанный с пожилым возрастом, решает задачи оценки прожитой жизни. Пожилые люди задумываются о том, чего им удалось в жизни добиться, насколько полно они реализовали те возможности, которые передними открывались. Целостное видение жизни, ее уроков и результатов, жизненный смысл и жизненная мудрость – итог проживания этой стадии. Если же жизнь оценивается негативно, например, как череда упущенных возможностей или бесконечных конфликтов, то возникает чувство отчаяния и безнадежности. Именно поэтому старики часто говорят, что жизнь коротка, и те возможности, которые она предлагает, нельзя упускать.

Интересные идеи о периодизации процесса социализации высказал Л.Кольберг [8], занимавшийся проблемами морально-нравственного развития личности. Им была предложена концепция трех уровней морального сознания, в соответствии с тем, какие ценности и представления о добре и зле лежат в основе социального поведения личности, принятия решений в неоднозначных, трудных и конфликтных ситуациях.

Первый, преконвенциональный (или доконвенциональный) уровень морального сознания основывается на том, что человек поступает в соответствии с социальными нормами, руководствуясь боязнью наказания за «неправильное» поведение или ожиданием поощрения за «правильное» поведение. На этом уровне человек не понимает суть социальных норм, он действует в соответствии с последствиями, которые влечет за собой соблюдение или несоблюдение этих норм лично для него. Он может соблюдать правила во взаимодействии с людьми, которые ему нравятся, и не соблюдать во взаимодействии с теми, к кому он испытывает неприязнь. Также на этом уровне возможен своего рода «обмен» хорошими или плохими поступками – человек поступает в соответствии с социальными нормами с теми, кто проявляет такое же поведение по отношению к нему, и нарушает нормы в общении с другими «нарушителями».

Конвенциональный уровень связан с представлениями о социальных нормах как о результатах общественного договора.

Человек на этом уровне морального сознания старается быть или казаться «хорошим», чтобы избежать плохого отношения со стороны близких, либо чтобы не расстраивать их. Также возможна ориентация на значимых других, чье мнение важно для человека, ситуации, в которых он «сверяет» собственное поведение с прошлым или предполагаемым поведением людей, к которым испытывает уважение, считает образцом или которые пользуются авторитетом. Также показателем конвенционального уровня является поведение по правилам, инструкциям, выполнение своего долга, следование профессиональным, этическим, правовым или религиозным нормам, ритуалам, традициям. При этом возникает понимание относительности общественных норм – то, что в одной культуре считается благом и поощряется, в другой может осуждаться как зло, либо вообще не подвергаться моральной оценке.

Постконвенциональный уровень морального сознания (или уровень автономной морали) характеризуется тем, что человек поступает согласно внутренним нравственным принципам, соотносящимся с универсальными общечеловеческими ценностями чести, справедливости, истины, равенства, уважения, уникальности каждого человека. При этом личность, имея свои собственные нравственные ориентиры, проявляет уважение к принципам других людей. Ведущую роль при этом играет самоуважение, а поступки в соответствии с нравственными принципами регулируются собственной совестью, а не внешними обстоятельствами или социальными отношениями.

Становление морального сознания – один из важнейших процессов, составляющих суть социализации – человек не просто усваивает социальные нормы, роли, функции, но и формирует нравственную базу для их выполнения. Для специалистов в области права очень ценно оказывается умение выявить в ходе беседы уровень, на котором находится морально-нравственное сознание собеседника, и подобрать соответствующие аргументы для объяснения юридического смысла сложившейся ситуации.

На каждом этапе социализации человек усваивает социальные влияния благодаря деятельности определенных людей, групп, учреждений, которые осуществляют передачу социального опыта. Таких людей, группы и учреждения принято называть агентами социализации.

Агенты социализации – это конкретные люди, группы, организации, которые обеспечивают процесс усвоения социального опыта, культурных образцов поведения и познания, социальных норм и социальных ролей.

Принято выделять агентов первичной и вторичной социализации.

Агентами первичной социализации называют тех людей и группы, с которыми личность взаимодействует непосредственно (семья, родственники, друзья и др.).

Агенты вторичной социализации – те учреждения и организации, в которых проходит целенаправленный процесс обучения тем или иным видам деятельности, формирования базовых ценностей личности и ее мировоззрения, обеспечивается социальный контроль за поведением (школа, высшие учебные заведения, средства массовой информации, церковь, армия, полиция, государственные учреждения и др.).

Считается, что на ранних этапах социализации более важную роль играют агенты первичной, непосредственной социалиазции, а на поздних – агенты вторичной, опосредованной социализации, носящей скорее формальный характер.

Необходимо подчеркнуть, однако, что среди агентов социализации есть такие, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни (семья, родственники, друзья, СМИ), а есть такие, которые осуществляют свою деятельность только в определенные периоды (образовательные учреждения, армия, трудовые коллективы). Соответственно, в различные периоды социализации наиболее важная роль может принадлежать различным агентам.

Социализация осуществляется непрерывно в течение всей жизни человека, поскольку является двусторонним процессом: с одной стороны, личность усваивает социальный опыт, с другой – применяет и передает его другим людям. Большой ошибкой было бы считать, что социализация заканчивается с наступлением взрослости, ведь и взрослый человек продолжает усваивать социальные воздействия, и все чаще сам становится агентом социализации для других людей. Именно на этом основаны различия между социализацией детей и взрослых.

Дети в основном усваивают социальный опыт, изучают социальные нормы и учатся им следовать. Требования к соблюдению этих правил, исходящие от взрослых либо старших сверстников, часто бывают обязательны к исполнению: ребенок должен четко усвоить, что хорошо или плохо, правильно или неправильно, принято или непринято, какое поведение поощряется, а какое – осуждается обществом. Предлагаемые обществом правила, номы и ценности усваиваются детьми без критики, часто интуитивно и не подвергаются какому-либо обсуждению или нравственной оценке.

Что касается социализации взрослых, то ее задачи намного шире: в этот процесс включается и освоение новых видов деятельности, и выполнение социальных ролей, и выделение среди них главных и второстепенных, и умение расставить приоритеты, и ориентировка в повседневных жизненных ситуациях, как типичных, так и нестандартных. Взрослый человек не только усваивает нормы, но и осмысливает их, формирует на их основе свои собственные нравственные принципы и выстраивает поведение и поступки. Взрослый человек часто действует в ситуациях, которые регулируются несколькими, иногда совершенно противоположными социальными нормами, и ему необходимо делать выбор не между «хорошо» и «плохо», а между различными вариантами «хорошо с одной точки зрения, но плохо с другой». При этом он следует или не следует социальным нормам исходя из собственных принципов, именно этот процесс лежит в основе формирования новых социальных норм.

Важнейшей задачей социализации взрослого человека является передача социального опыта младшим поколениям, обеспечивая тем самым преемственность общества, культуры, сохраняя традиции и устоявшиеся универсальные общечеловеческие ценности. Кроме того, социальный опыт в условиях быстрых социальных изменений обогащается новыми представлениями о мире и новыми формами поведения, которые вырабатываются в процессе общественной практики. И эти изменения также становятся частью социального опыта, который необходимо передать следующим поколениям.

Одной из форм существования социального опыта является социальная установка личности.

Социальная установка – это готовность личности действовать определенным образом в определенной ситуации.

Как видно из определения, в установке зафиксирован конкретный способ действия в стандартных типовых ситуациях повседневной жизни (например, при встрече со знакомым человеком необходимо поздороваться). Установка, таким образом, дает готовый социально признанный образец поведения и избавляет личность от необходимости каждый раз «изобретать» его заново. Установки формируются в процессе социализации и, являясь элементом социального опыта, регулируют социальное поведение личности.

В англоязычной научной литературе для обозначения социальной установки закрепилось понятие «аттитюд». Не углубляясь в социально-психологические изыскания, мы будем рассматривать эти понятия как синонимы.

Итак, признаками социальной установки являются следующие:

- объект или ситуация, на которые она направлена, имеют социальный характер (то есть связаны с другими людьми, общением, отношениями, социальными ситуациями);

- объекты и ситуации установки представлены в сознании личности;

- объекты и ситуации установки связаны с потребностями личности и имеют определенную эмоциональную окраску;

- встреча потребности личности и социальной ситуации ее удовлетворения запускают и регулируют конкретное поведение.

Благодаря набору социальных установок, имеющихся у личности, ее поведение, с одной стороны, упрощается и становится более предсказуемым, с другой стороны, приобретает формы, типичные для данной культуры, данного общества и социальной группы, в которую входит личность.

Есть у социальной установки и другие функции:

1. Установка дает готовый способ поведения в стандартных ситуациях, который выбирается личностью почти автоматически.

2. Установка сигнализирует о тех объектах, которые могут способствовать достижению целей личности и реализации ее потребностей.

3. Установка защищает личность от внутренних конфликтов и освобождает от внутреннего напряжения – в сложных ситуациях или ситуациях выбора человек склонен поступать так, как он привык поступать, т.е. в соответствии со сформированными у него социальными установками.

4. Установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту.

5. Установка обеспечивает постоянство или типичность поведения личности, стабилизирует его, а социальные установки высоких уровней задают устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности в широком диапазоне ситуаций, а также в условиях быстрых социальных изменений. Поведение человека становится «узнаваемым».

Различными отечественными и зарубежными учеными исследовалась проблема структуры социальной установки, и в самом общем виде обозначены три компонента: когнитивный (знание об объекте установки, представление о ситуации), эмоциональный (отношение к объекту или ситуации, их эмоциональная оценка) и поведенческий (конкретный способ поведения с объектом или в ситуации, выраженный в готовности действовать в данной ситуации данным способом). Такая структура установки позволяет определить ее с позиции традиционной для психологии триады «познание-эмоции-поведение» и довольно точно описать различные ее аспекты.

Важно также понимать, что социальные установки различаются в зависимости от уровня объектов и ситуаций, на которые они направлены.

Первым, простейшим уровнем установки является установка на конкретный объект, здесь фиксируется способ обращения с объектом – как держать карандаш, в какую сторону крутить кран, какой кнопкой включать телевизор и т.п.

Вторым уровнем установок являются установки на социальную ситуацию, в которых определяется более сложная цепочка действий в типичных ситуациях жизнедеятельности – здороваться при встрече, вовремя приходить к назначенному времени и пр.

Третий уровень установок – это базовые социальные установки, определяющие отношение личности к целым сферам ее жизни – к семье, работе, учебе, проведению свободного времени. Здесь дело не ограничивается конкретными способами поведения, а подключается уже структурированное отношение к различным аспектам собственной жизни, выделение среди них главных и второстепенных сфер. На этом уровне установка выражается в том, что человек действует в соответствии с тем, что для него важнее – семья или работа, учеба или друзья и т.п.

Четвертый, высший уровень установок выражается в ценностных ориентациях личности и содержит представление и отношение к жизни в целом, к природе, обществу, культуре, к собственному месту в мире. На этом уровне определяются ведущие ценности личности и смысл ее жизни.

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: операциональном, целевом и смысловом.

На уровне операций установка опирается на прошлый опыт личности и способствует восприятию и интерпретации обстоятельств, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Целевой уровень установки связан с определением относительно устойчивого характера протекания деятельности, здесь развиваются конкретные действия и стремление человека довести начатое дело до конца.

Установки смыслового уровня носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим для нее существенное мировоззренческое значение.

С течением жизни человека, с усвоением социального опыта, с накоплением знаний и умений установки меняются. Целью изменения установок является изменение поведения на основе новых взглядов, мнений, отношений, опыта разрешения типичных и нестандартных ситуаций, с которыми личности приходилось сталкиваться в процессе жизни. Важную роль при изменении установок играет информация – ее новизна, достоверность, значимость для личности, противоречивость или соответствие сложившейся у человека картине мира. Важны также уже имеющиеся у человека установки и то, насколько новая информация согласуется с этими установками или социальными стереотипами. Эмоциональный компонент установки также включается при ее изменении – эмоциональная окраска новой информации оказывает существенное влияние на отношение к ней и в итоге – на формирование или изменение социальных установок. Эти механизмы с успехом используются в деятельности различных агентов социализации – учебных заведений, общественных институтов, рекламных и маркетинговых агентств, средств массовой информации.

Контрольные вопросы:

1. Что такое социализация личности?

2. Дайте краткую характеристику этапам социализации.

3. Какие задачи решает социализация?

4. Какие агенты социализации Вы знаете?

5. Что такое социальная установка личности?

 

Нарушение восприятия

Нарушения восприятия могут встречаться при локальных поражениях и дисфункциях головного мозга, но также и при переутомлении, высокой температуре и других состояниях. Все они имеют различные причины и формы проявления.

1. Гиперстезия – это усиление силы восприятия, когда человек в силу понижения порогов чувствительности начинает воспринимать едва заметные стимулы, а стимулы средней силы, ранее воспринимавшиеся вполне адекватно, начинают приносить дискомфорт или даже болевые ощущения.

2. Гипостезия – это обратное явления, выражающееся в ослаблении восприятия по силе, повышении порогов и уменьшении чувствительности. Человек становится невосприимчив к достаточно слабым раздражителям – он их попросту не замечает.

3. Агнозия – нарушение познавательной функции восприятия.

Принято выделять элементарные сенсорные и сложные гностические (т.е. познавательные) расстройства.

Элементарные сенсорные расстройства – это нарушения каких-либо отдельных свойств или каналов восприятия. К ним можно отнести нарушения цветового зрения, восприятия пространства и времени, ощущения высоты, света, громкости, высоты звука, тактильных или вкусовых ощущений.

Также к этой группе нарушений относятся изменения в болевой чувствительности (как понижение, так и повышение болевого порога), ведущие, например, к психогенным болям (когда объективных предпосылок боли нет, но человек ее ощущает) или к фантомным болям у людей, пережившим ампутацию конечностей (когда человек чувствует боль в ампутированной конечности).

Сложные гностические расстройства (агнозии) – это нарушения в восприятии предметов и отношений между ними, событий и явлений окружающего мира, частей собственного тела и т.п.

Зрительные агнозии представлены предметными агнозиями (человек не может узнать и назвать предмет или его изображение), агнозиями на цвета и шрифты, оптико-пространственными агнозиями (больной затрудняется в определении пространственных отношений между предметами – «выше-ниже», «ближе-дальше», «слева-справа», «больше-меньше» и т.д.)

Слуховые агнозии связаны с расстройством различения звуков, положения их источников в пространстве, могут возникать трудности с восприятием интонационной стороны речи, ритма, с запоминанием и узнаванием звуков. Как правило, сложные слуховые гностические расстройства сопровождаются интонационной невыразительностью речи больного, ее монотонностью.

Тактильные агнозии выражаются, как правило, в том, что больной не может узнать предмет, который он ощупывает с закрытыми глазами, хотя тактильная чувствительность у него не утрачена, т.е. полученные им ощущения не складываются в целостный образ предмета.

Как мы видим, психический процесс восприятия служит для обобщения отдельных разноплановых ощущений, полученных от различных органов чувств, в целостный образ, и, следовательно, сложные гностические нарушения восприятия затрагивают именно эту его важнейшую функцию.

Также сложные агнозии могут быть связаны с нарушением предметности и осмысленности восприятия, с проблемами в восприятии времени.

Часто к нарушениям восприятия подключается личностный фактор – больные неврозом действительно не замечают, не видят предметов, связанных с психотравмирующей ситуацией, и подобным образом они неосознанно «спасают» себя от новых негативных переживаний.

4. Тотальная анестезия – полная потеря чувствительности, когда человек вообще не реагирует на внешние стимулы (встречается при истерии, эпилепсии и других психических заболеваниях).

5. Деперсонализация –  это такое нарушение восприятия, когда возникает расстройство восприятия собственной личности. Человек может считать источником собственных действий, эмоций и мыслей кого-то другого, жаловаться на автоматизм деятельности, чувствовать частичную или полную утрату своеобразных черт своей личности, своего «Я». Самовосприятие может разрушаться настолько, что человек становится неспособен воспринимать свое тело или отдельные его части.

6. Бедность участия – этим термином немецкий врач-психиатр К.Леонгард обозначит субъективно тягостное состояние притупления или полного отсутствия эмоций, а также утрату способности осознавать собственные эмоции и чувства.

7. Дереализация – это искажения в восприятии окружающего мира, при котором он кажется тусклым, отдаленным, утратившим реальность, безжизненным, застывшим. Сюда же можно отнести симптомы «уже виденного» (déjà vu), при котором новые события, люди, предметы воспринимаются как знакомые, и «никогда не виденного» (jamais vu), при котором знакомые вещи и явления субъективно воспринимаются как новые. При этом человек продолжает адекватно осознавать себя самого и свои действия, не утрачивает связь с окружающим миром.

8. Обманы восприятия (иллюзии и галлюцинации). Иллюзии представляют собой искажения в восприятии реальных объектов: неверную оценку длины, размера, цвета, формы предметов. Галлюцинации возникают при отсутствии в реальности каких-либо раздражителей и могут быть зрительными, слуховыми, тактильными и сложными. Их делят на истинные галлюцинации, когда воспринимаемый (но несуществующий в реальности) предмет субъективно относят к внешнему миру (например, привидения в старинном замке, которых иногда видят наиболее впечатлительные туристы), и псевдогаллюцинации, когда объект воспринимается внутри организма (например, «голоса, звучащие внутри головы»).

Нарушения памяти

Нарушения памяти связывают с полной или частичной утратой функций одного или нескольких процессов памяти – запечатления, сохранения, воспроизведения, узнавания, забывания.

Выделяют несколько видов нарушений памяти:

1. Амнезия – снижение или полное прекращение функций памяти.

2. Гипомнезия – ослабление памяти на определенные свойства предметов или явлений – имена, лица, цифры, термины.

3. Гипермнезия – патологическое обострение памяти, при котором человек не может забыть какую-то ненужную или психотравмирующую информацию.

4. Парамнезии – это целый ряд сложных нарушений памяти, при которых могут возникать фантазии, которые превращаются в ложные воспоминания (человек «вспоминает» что-то, чего никогда не было в его опыте), они смешиваются с реальными воспоминаниями, как бы встраиваются в реальный индивидуальный опыт. К подобным нарушениям также может относиться иллюзии узнавания, конфабуляции – заполнение пробелов в памяти ложными воспоминаниями, наложение событий прошлого на настоящее и наоборот (интерференция) и дезориентация во времени и пространстве.

Рассмотрим некоторые виды амнезий подробнее.

Ретроградная амнезия проявляется в том, что больной не помнит события, которые происходили в его жизни до начала амнезии.

Антероградная амнезия – противоположное нарушение, при котором больной помнит прошлое, но теряет способность запоминать текущие события.

Фиксационная амнезия – расстройство кратковременной памяти, при котором больной не запоминает события, происходившие в течение последних нескольких минут.

Травматическая амнезия – нарушение памяти, вызванное травмой головы, как правило, временное и быстро восстанавливающееся.

Синдром Корсакова (названный так по фамилии открывшего его психиатра С.С.Корсакова) может объединять все предыдущие виды амнезий, причиной чего оказывается нехватка в головном мозге витамина В1 вследствие нарушений питания, поражений головного мозга, алкоголизма или наркомании. При этом ученые, исследовавшие данный феномен, указывают на частичную сохранность следов, но наличие трудностей или полной невозможности их воспроизведения.

Диссоциативная амнезия – нарушение памяти, при котором человек хорошо помнит универсальные знания (например, таблицу умножения), но не может вспомнить свой личный опыт и факты личной жизни, что является, как правило, следствием психотравмирующей ситуации или невроза.

Более тяжелое состояние – диссоциативная фуга, при которой из памяти внезапно стирается вся личная информация, вплоть до имени, а затем по прошествии нескольких месяцев или лет так же внезапно память полностью восстанавливается. При этом то, что происходило во время фуги, может забыться, но может и оставаться в памяти.

Детская амнезия – это неспособность воспроизвести события младенчества и раннего детства, в которой нет ничего болезненного, т.к. такое нарушение памяти характерно для всех людей и обусловлено недостаточной сформированностью в раннем возрасте соответствующих мозговых структур.

Постгипнотическая амнезия – это состояние, вызванное гипнотическим внушением, при котором человек не может вспомнить свои слова, мысли и действия в состоянии гипнотического транса.

Любые нарушения памяти с большими трудностями переживаются как самим больным, так и его близкими, поскольку именно память позволяет сохранить преемственность опыта личности, а при ее нарушениях личность разрушается.

Нарушение внимания

Среди нарушений внимания чаще всего выделяют нарушения отдельных его свойств: снижение устойчивости, уменьшение объема, нарушение переключения внимания.

1. Снижение устойчивости внимания вызвано, как правило, ослаблением или колебаниями концентрации, которое проявляется в том, что человек становится неспособен фиксировать сознание на определенном объекте. Это, в свою очередь, затрудняет всю целенаправленную познавательную деятельность, поскольку именно концентрация и устойчивость внимания являются ее основными предпосылками.

Конкретно этот тип нарушений внимания выражается в общем замедлении или неравномерности деятельности, частых ошибках, повторах, потерях информации, быстром утомлении или невозможности приступить к деятельности. Часто люди с нарушениями концентрации внимания не могут выполнять устные или письменные словесные инструкции, с трудом формируют образы предметов или явлений.

2. Снижение объема внимания выражается в том, что у больного происходит количественное уменьшение числа объектов, которые он в состоянии одновременно удерживать в поле своего внимания. В норме объем внимания составляет от 5 до 9 предметов, соответственно снижение этого количества до 4 и менее свидетельствует о нарушении объема внимания. Так, больной может не видеть некоторых явных характеристик предъявляемого объекта, называет меньше признаков. Это является причиной, например, слабой ориентировки на местности, в малознакомых помещениях и других местах. Возможен также вариант, когда в силу снижения объема внимания больной замечает детали и не может объединить их в целостное представление об объекте, событии или явлении. Таким образом, снижение объема внимания может вести к нарушению мыслительной операции синтеза, когда человек замечает много мелких деталей, но оказывается не способным организовать их в целостную структуру.

3. Нарушения переключения внимания затрудняют переход от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, при котором «старые» процессы необходимо затормозить, а «новые» - активировать (например, перестать говорить и начать физическую активность). Нарушения переключения внимания могут проявляться по-разному. Например, внимание может быть слишком подвижно, тогда человек переключается быстрее, чем это необходимо, часто возникает своего рода «разорванность» деятельности, когда он постоянно и хаотично переключается с одного вида деятельности на другой, потом на третий, потом опять на первый или второй, затем на четвертый и т.д. В этом случае деятельность теряет осмысленность и становится непродуктивной. Другой вариант нарушений переключения – «застревание» на одном и том же объекте и неспособность переключиться в силу общей инертности внимания, или «соскальзывание» с нового способа выполнения какого-то действия на уже привычный, но неадекватный данной ситуации. Также возможны трудности с распределением внимания на разные виды деятельности, неспособность удерживать во внимании два и более вида деятельности (например, рассказывать стихотворение и перекладывать карточки).

Чаще всего описанные выше нарушения отдельных свойств внимания складываются в более сложные синдромы: рассеянность, инертность, повышенная отвлекаемость.

Рассеянность выражается в нарушении сосредоточения, частых переходах и переключениях от одного объекта или явления к другому и обратно, повышенной истощаемости внимания и быстром наступлении утомления.

Повышенная отвлекаемость связана с чрезмерной подвижностью внимания, также с постоянными переключениями и отсутствием концентрации. Особенностью повышенной отвлекаемости является то, что человек занимается сразу несколькими делами, и ни одно из них не доводит до конца.

Инертность внимания – это обратное явление, связанное с малой подвижностью, нарушением переключения внимания, патологическими фиксациями («застреваниями») в течение длительного времени на одном и том же объекте или явлении.

Полное отсутствие внимания – апрозексия – встречается довольно редко и является симптомом тяжелых психических заболеваний, обширных поражений долей головного мозга, ответственных за работу внимания, или тяжелой умственной неполноценности.

Нарушения мышления

Различают несколько видов нарушений мышления: нарушение операциональной стороны мышления (трудности или невозможность нормального функционирования мыслительных операций), нарушение динамики мышления, нарушение личностного компонента мышления, нарушение стройности мышления, патологии суждений.

1. Нарушение операциональной стороны мышления.

Как известно, существует несколько мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование. Чаще всего нарушения связаны с операцией обобщения, причем они могут быть двух видов – снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения проявляется, когда больной мыслит предельно конкретно, ситуативно. При таких нарушениях человек не в состоянии выделить главные свойства объекта, классифицировать несколько объектов по их существенным признакам. Отмечается недостаточное развитие абстрактного и понятийного мышления, человек конкретизируется на большом количестве деталей и не может построить понятие. Такое нарушения описывается пословицей «За деревьями не видит леса». Эти нарушения встречаются при олигофрении, тяжелых формах энцефалита, травмах головного мозга, органических поражениях центральной нервной системы, эпилепсии.

При искажении процесса обобщения наблюдается другая картина: больные оперируют несущественными признаками предметов, случайными ассоциациями. При решении задач он ориентируются на формальные, а не содержательные признаки, созвучие слов, а не сходство или различие в их значениях. Суждения и умозаключения оказываются неадекватны реальности, а, следовательно, затрудняют или делают невозможной ориентировку в ситуациях повседневной жизни. Такие особенности характерны для больных шизофренией.

2. Нарушение динамики мышления.

Среди нарушений динамики мышления чаще всего описывают два противоположных варианта – это лабильность мышления и инертность мышления.

Лабильность мышления проявляется в том, что при сохранном уровне обобщения и других мыслительных операций процесс мышления очень подвижен и может включать во вполне адекватные рассуждения случайные абстрактные или конкретно-ситуативные ассоциации, классификации объектов на неадекватных реальности основаниях, переносы смысла. В итоге можно наблюдать разрушение целенаправленности мышления и деятельности, поскольку в мыслительном процессе появляются случайные элементы, вызванные воздействием ситуации, других людей, внезапных событий и явлений.

Инертность мышления выражается в стереотипности действий и рассуждений, существенных трудностях при переключении с одного вида деятельности на другой, инертности связей, закрепленных в прошлом опыте и даже низкой обучаемости. Первоначально сохранные мыслительные операции могут давать сбои, может снижаться уровень обобщения и абстрагирования.

3. Нарушения личностного компонента мышления.

Как правило, нарушения личностного компонента мышления связаны с нарушениями мотивационной сферы – нецеленаправленностью, разноплановостью суждений, снижением критичности и саморегуляции, склонностью к бесконечному многословному, но бессмысленному мудрствованию (резонерству). Больным сложно осмыслить инструкцию и содержание предложенных заданий, они переформулируют задачу для себя, «как поняли», не проверяют свои рассуждения на предмет соответствия реальности.

Нарушения целенаправленности мышления проявляются в том, что человек оказывается не в состоянии организовать свою мыслительную деятельность – поставить цель, выбрать средства для ее достижения, сверить полученные результаты с поставленной целью, оценить эффективность деятельности. Мышление становится расплывчатым либо чрезмерно детализированным и обстоятельным, хотя большинство мыслительных операций остаются на уровне нормы.

Встречается среди нарушений целенаправленности мышления и символизм – больной повсюду находит знаки и символы каких-либо событий или явлений, в то время как в реальности нет и не может быть никакой связи между символом и тем явлением, на которое указывает больной. Еще более оторванным от действительности является аутистическое мышление, при котором больной живет в собственном мире фантазий и воображения без какой-либо связи с действительностью

4. Нарушения стройности мышления.

К данному типу патологических изменений мышления относится разрушение смысловых связей – разорванность мышления, при которой высказывания больного соответствуют грамматике языка, однако полностью лишены смысла, бессвязность мышления, при которой нарушается и смысловая, и грамматическая сторона речи, бессмысленные повторения похожих по звучанию слов, логические нарушения, внезапные нелогичные умозаключения и т.п.

5. Патологии суждений.

К патологии суждений относятся бредовые и бредоподобные расстройства (в их основе лежат ложные умозаключения различного происхождения), сверхценные идеи (эмоционально насыщенные стойкие убеждения), навязчивые идеи (мысли, которые при критичном к ним отношении расцениваются больным как неправильные, мешающие, однако он не в состоянии от них избавиться).

Все описанные выше нарушения мышления связаны с трудностями адаптации человека к миру, неадекватными и нелогичными представлениями, убеждениями и умозаключениями.

Расстройства эмоций

Нарушения эмоциональной сферы встречаются при различных заболеваниях и характеризуются, как правило, негативной окраской.

Для больных неврозами характерны эмоциональные реакции, раздражения, негативизма, эмоциональные состояния пониженного настроения, утомления, тревоги и страха. Такие больные чрезвычайно восприимчивы к внешним воздействиям, могут проявлять импульсивность, эмоциональную неуравновешенность, а также отмечается чрезмерно выраженные негативные эмоции в ответ на непредвиденные затруднения, препятствия на пути к достижению цели. Мельчайшие трудности очень остро переживаются и могут вести к прекращению всякой деятельности.

Противоположной тенденцией является негативизм, гнев, агрессивность, враждебность по отношению к окружающим людям, предметам и явлениям действительности.

Органические поражения центральной нервной системы и травмы головного мозга могут сопровождаться эмоциональной нестабильностью, неуравновешенностью, эмоциональными реакциями разного знака (как отрицательного, так и положительного), протекающими с различной интенсивностью. Это может быть и раздражительность, и эйфория, и излишняя сентиментальность, и черствость, и вялость, и излишняя активность и др.

Для больных шизофренией характерна неадекватность и искаженность эмоциональных реакций, притупленность чувств, эмоции становятся стереотипными и «плоскими», ненасыщенными.

Больные сердечно-сосудистыми заболеваниями склонны к тревоге и пессимизму, а заболевания желудочно-кишечного тракта часто сопровождаются возбудимостью и частыми перепадами настроения.

В психологии описаны определенные психические состояния и ситуации, в которых проявляются нарушения эмоциональной сферы – это стресс, фрустрация, кризис.

Стресс – это психическая напряженность эмоционального или операционального характера, которая может быть вызвана различными по модальности и интенсивности силами.

Термин «стресс» принадлежит канадскому физиологу Гансу Селье, который описал его как общий адаптационный синдром, возникающий в ответ на любые чрезмерно выраженные воздействия внешней среды. При этом он рассматривал стресс как неспецифическую реакцию, а это значит, что характер стрессовых реакций не зависит от конкретного раздражителя – организм и психика реагируют состоянием стресса на любое сильное воздействие со стороны окружающего мира. Сильные раздражители, вызывающие стресс, принято называть стрессорами. Физиологическими стрессорами могут быть экстремально высокие или низкие температуры, любые другие неблагоприятные изменения в окружающей среде, а также голод, жажда, боль, изоляция, физическое напряжение. К психологическим стрессорам относят усталость, страх или другие сильные эмоции, вызывающие эмоциональную перегрузку, дефицит времени, информационную перегрузку, ситуацию соревнования, угрозу социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению.

При всех этих внутренних и внешних условиях организм вынужден приспосабливаться, а для этого он запускает напряженную работу всех систем и функций, мобилизует резервные возможности и ресурсы, что, в свою очередь, позволяет сохранить или вернуть равновесие организма с внешней средой и адаптироваться к новым условиям.

Традиционно считается, что стресс протекает в виде процесса, состоящего из трех фаз:

1. Реакция тревоги, при которой организм мобилизует свои защитные силы, стараясь справиться с ситуацией.

2. Реакция сопротивления, для которой характерна активная борьба организма и личности со стрессором, повышение уровня сопротивляемости значительно выше обычного.

3. Реакция истощения, где защитные силы истощаются, и организм все хуже справляется со стрессовой ситуацией, уходя в болезнь или а негативные и болезненные психические состояния.

Несмотря на возможность развития различных негативных последствий стресса, практически все ученые сходятся во мнении, что стресс не всегда вреден, он неизбежен, поскольку человек живет в изменяющемся мире и сам является причиной его изменений. О положительной функции стресса говорил и автор этого термина Г.Селье, усматривая в нем тренировку организма и психики для более эффективного приспособления к среде и успешного взаимодействия с ней в процессе деятельности. Более того, он отмечал, что отсутствие изменений среды, внутренних и внешних раздражителей, бездеятельность изнуряют организм и психику гораздо сильнее.

Фрустрация (англ. frustration – "расстройство, срыв планов, крушение") – это специфическое эмоциональное состояние, которое возникает при появлении на пути к достижению цели препятствий, которые либо реально являются непреодолимыми, любо воспринимаются личностью в качестве непреодолимых. Как правило, фрустрация сопровождается негативными переживаниями гнева, страха, подавленности, апатии.

Существует два условия, в результате которых возникает фрустрация: во-первых, у человека должны быть потребность, цель, первоначальный план действий по их реализации; во-вторых, должны быть препятствия или источники сопротивления, затрудняющие или делающие невозможным достижение цели и удовлетворение потребности. 

Американский психотерапевт С.Розенцвейг определил три типа ситуаций, вызывающих фрустрацию: лишения (отсутствие средств для достижения цели), потери (средства для достижения цели были, но исчерпались или по каким-то причинам исчезли), конфликты (для достижения цели необходимо вступить в противостояние с другими людьми, группами или самим собой).

Описаны также различные виды реакций на фрустрацию.

Наиболее типичной реакцией является агрессия с острым переживанием гнева, озлобленности, враждебности по отношению к препятствию (прямая агрессия), самому себе (аутоагрессия) или случайно попавшимся «под горячую руку» близким, знакомым или коллегам.

Человек может проявлять устойчивость, или толерантность к фрустрации, «видеть цель и не замечать препятствий». Такая реакция может быть спокойной, с планированием дальнейших действий, возможно включение самоконтроля, сдерживание импульсивных действий, а также бравирование с демонстрацией подчеркнутого пренебрежения к препятствиям, может подключаться чувство юмора как защитная реакция на возникающие трудности.

Реакция фиксации в состоянии фрустрации выражается в том, что человек не может отвести внимание от психотравмирующей ситуации, постоянно о ней думает, стереотипно повторяя одни и те же или похожие слова и действия. Фиксация может продолжаться «по инерции» даже в том случае, когда фрустрирующая ситуация разрешилась.

Отказ от решения проблемы и уход в другую, отвлекающую деятельность также рассматривается как один из вариантов фрустрационных реакций.

Могут возникать в ответ на фрустрацию и апатия, оцепенение и другие депрессивные реакции. При этом человек испытывает скованность, подавленность, печаль, отчаяние и бессилие.

Иногда встречаются реакции регрессии – перехода на более примитивные формы поведения, сопровождающиеся слезами, поиском заботы, стремлением отказаться от ответственности за собственное поведение в сложившей ситуации.

Часто человек неосознанно стремится избавиться от всех переживаний психотравмирующих факторов, отрицая их, подавляя или вытесняя из сознания. Однако эти факторы продолжают действовать, и ситуация, вызвавшая фрустрацию, остается нерешенной. Человек может находиться в плену самообмана, находя какие-либо рациональные объяснения сложившейся ситуации, неприемлемых мыслей или действий. Возможна также изоляция психотравмирующей ситуации – отделение ее от личности, при котором человек начинает воспринимать, обсуждать и решать свои проблемы так, как будто они являются чужими, дистанцируясь от них.

Таким образом, в ситуации фрустрации одни реакции присущи личностно зрелым людям, а другие – инфантильным. Необходимо отметить, что «взрослый» подход к фрустрации (толерантность, дистанцирование) позволяет преодолеть ситуацию и достичь все-таки поставленной цели, хотя и с большими потерями, а «инфантильный» подход (агрессия, уход, регрессия) только усугубляет ее, не решая проблему и не достигая цели.

Кризис – это такое состояние, которое возникает в случае, когда человек встречает непреодолимое препятствие к достижению жизненно важных целей, причем справиться с ним с помощью привычных методов разрешения проблем невозможно. В первое время человек испытывает полную дезорганизацию поведения, а затем предпринимает для преодоления кризиса много разнообразных действий, благодаря которым в той или иной мере приспосабливается к кризисной ситуации.

Идея кризисов и кризисных ситуаций, возникшая и развивавшаяся в США, обращает внимание на то, что именно кризисные ситуации запускают риски возникновения психологических нарушений, поэтому по всему миру появляются кризисные центры и центры психического здоровья, помогающие людям, которые оказались в кризисных ситуациях и состояниях.

Представления о кризисах продолжает идеи Г.Селье о стрессе, включая их в контекст социальных изменений и социальных групп.

Отечественные ученые также разрабатывают понятие кризиса, приравнивая его к состоянию предболезни. В основном ведется поиск признаков, факторов и групп риска, предлагаются и планируются меры профилактики, которые позволят предупредить психические отклонения, девиантное или суицидальное поведение.

Разработана классификация кризисов. К основным их видам относят:

- кризисы развития (как правило, возрастные или связанные с приобретением новых социальных ролей – школьника, супруга, родителя, пенсионера);

- случайные кризисы (возникающие в силу непредвиденных обстоятельств – стихийных бедствий, войн и других внезапных социальных катаклизмов);

- типовые кризисы (как правило, они связаны с важнейшими семейными событиями – рождением, тяжелой болезнью или смертью ближайших родственников).

Необходимо отметить, что все кризисы имеют индивидуально-специфические особенности возникновения и протекания.

Так же, как и стрессы, кризисы могут принести и вред, и пользу. Затянувшийся кризис ведет к психическим нарушениям, болезням, негативным психическим состояниям (в этом заключается патогенный эффект кризиса). В то же время преодоление кризиса предоставляет человеку новые способы адаптации к сложным ситуациям, новые формы поведения и решения жизненных проблем (это составляет суть саногенного эффекта кризиса).

Нарушения развития личности

Современные специалисты-психологи при описании нарушений личности выделяют несколько видов:

- нарушения опосредованности и иерархии мотивов, 

- формирование патологических потребностей и мотивов,

- нарушение смыслообразования,

- нарушение контроля над поведением.

Нарушение опосредованности и иерархии мотивов выражается, как правило, в том, что мотивы теряют осознанность, человек не в состоянии поставить цель, соответствующую его мотиву. Мотивационная сфера перестраивается, человеку трудно выделить главные мотивы и сосредоточить на них свою деятельность, в эту деятельность постоянно вмешиваются второстепенные мотивы или сиюминутные импульсивные желания и стремления. Нарушаются интересы, ценности, они становятся неустойчивыми и неуравновешенными, могут меняться уровень притязаний, самооценка. Деятельность теряет специфически человеческую характеристику опосредованности мотивами и целями, она становится импульсивной и малоуправляемой.

Формирование патологических потребностей и мотивов связывают с нарушениями физического образа Я, с появлением так называемых антивитальных действий, вызванных, например, нервной анорексией (когда человек сознательно отказывается от питания), или самоповреждением (нанесением физического вреда собственному телу), или злоупотреблением психоактивными веществами, или неоправданным риском. Нарушения личности выражаются прежде всего в том, что патологический мотив занимает ведущее место в мотивационной сфере человека, подавляя все остальные мотивы и виды деятельности.

Нарушение смыслообразования проявляются в том, что мотивы утрачивают свою побудительную функцию, не запускают и не регулируют деятельность, а становятся «только знаемыми». Деятельность перестает быть осмысленной, конкретные действия перестают что-либо значить для личности. Это ведет к противоречивым действиям, к пренебрежению социальными и семейными нормами, традициями, к нарушению деятельности и деградации поведения человека.

Нарушение контроля над поведением связано с утратой критичности, с невозможностью не только оценить собственные действия, но и регулировать их. Отсутствует критичное отношение к процессам и результатам деятельности. Личность не в состоянии корректировать свою деятельность в случае, когда цель оказывается не достигнутой. Целенаправленность действий и суждений, осознанность мотивации, произвольность нарушаются или утрачиваются вовсе, не формируются устойчивые навыки и умения. Развивается ситуационное поведение, человек становится внушаемым и легко подчиняется группе или более сильной личности.

Таким образом, нарушения в развитии личности выражаются в отклонениях в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность.

Часто именно особенности личности в нормальных условиях могут быть предпосылками к ее патологическим изменениям и нарушениям в условиях болезни, стресса, фрустрации или кризиса. Для того, чтобы предотвратить возможные психологические нарушения личности, необходимо вовремя диагностировать их предпосылки, а для этого обращать внимание на особенности личности собеседника, его картины мира, его деятельности и взаимодействия с окружающими людьми.

Контрольные вопросы:

1. Какие виды нарушения мышления Вы знаете?

2. Какие нарушения процессов памяти могут быть у больных людей?

3. Как изменяется восприятие у больных людей?

4. Как в связи с заболеваниями изменяются эмоции?

5. Какие изменения в психике возможны во время возрастных кризисов?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учебное пособие по дисциплине «Психология социально-правовой деятельности» (часть 2) содержит  теоретический материал , необходимый для формирования у студентов знаний, умений и навыков, связанных с психологическими аспектами их будущей профессиональной деятельности.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с психологией людей разного возраста; психологией познавательных процессов; психологией личности; социализацией; факторами, влияющими на поведение человека; сущностью общения; особенностями личности пожилого человека; индивидуальными типами старения; особенностями личности больного человека; особенностями интеллекта и познавательных функций в пожилом возрасте; деловым общением; проведением, этикой и деонтологией деятельности юриста.

Н основе теоретического материала дисциплины у  студентов формируются представления об основных понятиях общей психологии и психических процессах; психологии личности; возрастных изменениях личности; особенностях личности инвалидов и пожилых лиц, умения оказывать консультативную помощь гражданам, организовывать контакт с больными людьми, инвалидами и лицами пожилого возраста; грамотно применять приёмы делового общения.

Кроме того, благодаря данной учебной дисциплине студенты получают возможность формирования психологической культуры, профессионального мировоззрения и связных с ним установок в отношении психологических особенностей лиц, нуждающихся в юридической помощи, взаимодействия личности и общества в процессе усвоения социального опыта, а также служебного долга юриста.

 



ЛИТЕРАТУРА

1. Виговская М.Е. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Виговская М.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57115.— ЭБС «IPRbooks»

2. Григорьев Д.А. Профессиональная этика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Григорьев Д.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015.— 56 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43230.— ЭБС «IPRbooks»

3. Еремеев С.Г. Психология права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Еремеев С.Г.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омская академия МВД России, 2014.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36072.— ЭБС «IPRbooks»

4. Ермолаева М. Практическая психология старости. — М., 2002.

5. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Ерусланова Р.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 167 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4440.— ЭБС «IPRbooks»

6. Кивайко В.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные вопросы/ Кивайко В.Н.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28312.— ЭБС «IPRbooks»

7. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старости. — М.: Академия, 2002

8. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л.Колберга)/ Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.103-112.

9. Профессиональная этика и служебный этикет [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»/ В.Я. Кикоть [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 559 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52547.— ЭБС «IPRbooks»

10. Смирнов В.Н. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Смирнов В.Н., Петухов Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 207 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52548.— ЭБС «IPRbooks»

11. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сорокотягин И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017.— 224 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57241.— ЭБС «IPRbooks»

12. Старшенбаум Г.В. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебно-практическое руководство/ Старшенбаум Г.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 305 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31706.— ЭБС «IPRbooks»

 

 



Егорова Ирина Александровна

Психология

Социально-правовой

Деятельности

Учебное пособие

 

Для студентов направления подготовки

Часть 2

 

Редактор Г.П. Пазюкова

Компьютерная верстка М.Н. Селиверстов

 

Формат 60 x 84 1/16. Печать трафаретная. Подписано в печать 27.12.2016.

Усл. п.л. – 4,0. Заказ № 114. Тираж 50 экз.

____________________________________________________________________

И.А. Егорова

 

Психология

Социально-правовой

Деятельности

Учебное пособие

 

Для студентов направления подготовки

Право и организация социального обеспечения»

 

 

Часть 2

 

Таганрог 2017



ББК 88.5

 

Е30 Егорова И.А. Психология социально-правовой деятельности: учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2017. Часть 2. 61 с.

 

Учебное пособие адресовано студентам факультета среднего профессио­наль­ного образования направления подготовки «Право и организация социаль­ного обеспечения». В пособии рассматриваются основные темы второй части курса «Психология социально-правовой деятельности».

 

Рецензенты:

Балина Татьяна Николаевна, канд.псх.н., доцент кафедры управления Таганрогского института управления и экономики

 

Рекомендовано к изданию кафедрой управления

ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики».

Протокол №5 от 24.01.2017.

© И.А. Егорова, 2017

© ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2017



ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Психология социально-правовой деятельности» является частью профессионального модуля «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» подготовки юристов на базе основного общего образования.

Учебное пособие содержит теоретические материалы, вопросы и ссылки на литературу по курсу «Психология социально-правовой деятельности», второй его части (темы 6-9) и является логическим продолжением первой части учебного пособия по данной дисциплине, где рассматривается материал тем 1-5.

Пособие нацелено на формирование у студентов представлений о развитии личности в процессе социализации, психологических особенностях и механизмах поведения пожилых людей, больных людей и инвалидов, а также о проблемах юридической деонтологии и профессионального долга специалиста по праву и организации социального обеспечения.

У студентов должны сформироваться умения по организации эффективного взаимодействия с пожилыми людьми и инвалидами, распознаванию их психологических и возрастных особенностей, применению этических норм профессиональной деятельности юриста в собственной практике.

Большое значение при освоении дисциплины играет формирование конкретных компетенций, связанных с пониманием сущности процессов взаимодействия и взаимовлияния личности и общества в процессе социализации, поведения и деятельности больных людей, инвалидов, пожилых людей, наиболее часто нуждающихся в профессиональной юридической помощи специалистов по организации социального обеспечения. При этом специалист должен обладать высоким уровнем психологической культуры и профессионально выполнять свой служебный долг. Для решения этой задачи в тематику курса «Психологии социально-правовой деятельности» включена тема, посвященная юридической деонтологии – этике профессионального долга юриста.

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.