Тема 6. Социализация личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждый человек в течение всей своей жизни усваивает социальный опыт и те влияния, которые оказывают на него окружающие люди, группы, трудовые коллективы, средства массовой информации, события и явления окружающей действительности. Человек с помощью различных видов деятельности и сам оказывает существенное влияние на природу, общество, культуру, не только производя их изменение, но и приобретая личный опыт. Опыт человека непрерывно видоизменяется, обогащается, осваиваются новые виды деятельности, реализуется общение с различными людьми, формируется и развивается представление о самом себе и своем месте в мире.

Все эти важнейшие для человека процессы происходят в ходе социализации, которая в самом широком смысле понимается как процесс усвоения социального опыта. Корни этого термина латинские (от лат. Socialis - общественный).

В современном психологическом словаре дано следующее определение понятия социально-психологической социализации.

Социально-психологическая социализация  - это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения человеком социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

Как видно из определения, социализация необходима для эффективного взаимодействия человека с миром, другими людьми и даже самим собой.

Важнейшей составляющей этого процесса является усвоение и последующее применение в своей деятельности социальных норм, правил, выполнение социальных функций, которые реализует человек, будучи общественной единицей, и групповых ролей, которые он играет в различных группах.

Часто отмечают активный и двусторонний характер процесса социализации – человек не просто усваивает влияния, исходящие от общества, но и сам является проводником, или агентом такого влияния. В самом деле, мы всегда спешим поделиться новостями с друзьями и близкими, обсуждаем собственные поступки и поведение других людей, уроки прошлого и планы на будущее, ищем единомышленников, вступаем в дискуссии с людьми, которые выражают иную точку зрения. Через каждого из нас проходит непрерывный поток социальных воздействий, исходящих из самых разных источников, превращая в один из таких источников и нас самих.

Процесс социализации имеет сложный и многоплановый характер, обусловлен огромным количеством факторов, причем набор этих факторов может существенно различаться у разных людей. Именно поэтому одно и то же событие может оказать совершенно различное воздействие: один человек будет глубоко и личностно переживать, другой отнесется к нему как к должному, для третьего оно может оказаться совершенно несущественным и не заслуживающим внимания.

В ходе социализации у каждой личности формируются взгляды, убеждения, ценности, мировоззрение, общая картина мира. События жизни, социальные ситуации, личные достижения, встречи с различными людьми, профессиональная деятельность, опыт решения проблем и преодоления трудностей – все это приводит к формированию и обогащению жизненного опыта, который, в свою очередь, является основой поведения человека в обществе.

В процессе социализации складываются и реализуются социальные качества личности, знания и умения, благодаря которым она приобретает способность и возможность участвовать в жизни общества и транслировать его влияние на других людей.

Широта и многоплановость процесса социализации проявляется и в том, что она включает в себя формирование и применение как простейших бытовых знаний, умений и навыков, так и базовых ценностей и идеалов личности, составляющих основу ее взаимодействия с окружающей действительностью, другими людьми и продуктами материальной и духовной культуры.

В современной науке принято различать социализацию в широком и узком смысле. В широком смысле социализация понимается исходя из происхождения и развития человечества в целом, которое осуществляется в историческом и культурном процессе. Это понимание опирается на эволюционные принципы развития человека как вида и на закономерности исторического и культурного развития цивилизации.

В узком смысле социализация рассматривается как процесс развития каждого конкретного человека, включенного в конкретные историко-культурные условия и в существующий социальный контекст. Процессы и закономерности социализации будут при таком понимании связаны с типичными социальными условиями, способами приобщения людей к социальной жизни, формирования, передачи и активного использования существующего социального опыта.

В науке есть понятие социально-исторического образа жизни как источника развития личности.

Социально-исторический образ жизни - это типичный вид жизнедеятельности социальных групп и общества в целом на определенном этапе их развития. Описать его можно исходя из трех важнейших составляющих: исторического времени, социального пространства и жизненного пути личности. И если историческое время и социальное пространство являются условиями социализации, заданными извне, то свой жизненный путь человек создает сам, совершая личностный выбор. Историческое время и социальное пространство задают возможности, среди которых этот выбор может осуществляться, но итог выбора всегда зависит о самой личности. При совершении выбора человек может руководствоваться несколькими факторами. Во-первых, это отношение к жизни в целом, к конкретному виду деятельности, к нормам, ценностям, связанным с данным видом деятельности. Во-вторых, немаловажным аспектом выбора является оценка личностью собственных возможностей, способностей, качеств характера, свойств нервной системы. В-третьих, выбор определяется мотивами и целями личности и зависит от того, какой результат она хочет получить. Например, при выборе профессии мы оцениваем, насколько нам подходят ее требования, базовые принципы и ценности, делаем вывод о том, позволят ли наши индивидуальные особенности быть в данной профессии успешными, сможем ли мы реализовать в ней свои планы и мечты.

На протяжении всей жизни человек периодически оказывается в ситуации, где он должен делать выбор, определяющий его дальнейший жизненный путь.

Именно в контексте жизненного пути личности говорят, что социализация – это процесс непрерывный, продолжающийся в течение всей жизни человека, и двусторонний, включающий не только усвоение социального и культурного опыта, но и активное применение его в конкретных жизненных ситуациях. Важно отметить также и процесс трансляции, передачи социального и культурного опыта, в ходе которого личность не только сама социализируется, но и принимает участие в социализации других людей.

От особенностей социализации во многом зависит то, в какой степени личность усвоила нормы и ценности, присущие той культуре, в которой она живет, правила повседневной жизни, поведения и взаимодействия с другими людьми и социальными группами, насколько ей удалось реализовать свои способности и возможности. В итоге от успеха социализации зависит успех социальной жизни личности. С другой стороны, для общества успех социализации важен так же, как и для каждой конкретной личности, поскольку общество заинтересовано в самовоспроизводстве, в преемственности поколений, в непрерывном эволюционном развитии. Потеря даже части социального и культурного опыта, накопленного в течении многих поколений, ведет к огромным проблемам в функционировании общества (от конфликта поколений или ведущих социальных групп до утраты социальной и культурной общности), поэтому самовоспроизводство, самовозобновляемость общественной жизни – важнейшая ее характеристика, которая, в свою очередь, полностью зависит от эффективности социализации.

Основное предназначение социализации – формирование личности, т.е. активного социального субъекта, действующего в обществе в соответствии с принятыми в нем нормами, правилами, ролями, ценностями, идеалами. С развитием общества меняются все его основные характеристики, а значит – меняется личность. Именно поэтому человеку, выросшему в одной культуре, трудно приспособиться к условиям и правилам другой, старшему поколению бывает трудно принять или хотя бы понять ценности молодежи, а уж о том, чтобы понять наших исторических предков, даже говорить не приходится. Со сменой поколений меняется общество, а следовательно, меняются особенности личности, формирующиеся в процессе социализации.

В науке известны примеры «нулевой социализации», когда ребенок по различным причинам не включается в социальную среду (например, дети, потерявшиеся в джунглях и воспитанные животными, утрачивают связь с обществом, а включены только в сообщество животных). В таких случаях у человека не формируются специфически человеческие особенности – такие дети не умеют и с большим трудом учатся ходить на двух ногах, пользоваться орудиями труда (для начала – ложкой, вилкой и т.п.), носить одежду. Время, предназначенное для формирования этих свойств, оказывается упущенным. Ребенок не попал в нужный период своей жизни в социальную среду, являющуюся необходимым условием формирования не только личности, но и базовых человеческих умений. Организм развивается только биологически, человек так и остается биологическим индивидом, не приобретает социальных качеств и не становится личностью. Примеры полного освоения речи у так называемых «детей-Маугли», которые были возвращены в человеческое общество после 6-7 лет, науке не известны. Максимум, чему их удавалось научить – это несколько десятков слов. Если же такие дети были найдены людьми в более раннем возрасте – до 6 лет, у них можно было сформировать личность, но для этого требовались значительные усилия и специально организованное обучение.

Вообще, роль активной деятельности в процессе социализации трудно переоценить. Опытные педагоги часто повторяют, что ребенка необходимо всему целенаправленно обучать. Только в процессе активной деятельности, получая информацию, знания, умения, преобразуя предметы окружающего мира, оказывая влияние на других людей, занимаясь саморазвитием, человек в полной мере становится личностью, активной единицей социальной структуры. В своей деятельности человек с самого рождения постоянно решает различные задачи, которые можно условно определить следующим образом.

Познавательные задачи предполагают усвоение информации, культурных образцов, формирование знаний, умений, навыков, приобретение опыта той или иной деятельности.

Коммуникативные задачи связаны с выстраиванием межличностных отношений с другими людьми, социальными группами, как на личном, так и на официальном, деловом, ролевом уровнях. Человек учится общению в процессе социализации точно так же, как он учится любой другой деятельности.

Морально-нравственные задачи социализации определяются освоением социальных и культурных норм морали, этики, этикета, выработкой в рамках общечеловеческой морали собственных нравственных норм и правил, которыми человек руководствуется на своем жизненном пути.

Ценностно-смысловые задачи решаются в процессе самопознания, когда человек формирует образ себя, самооценку, самоотношение, представление о собственном месте в окружающем мире, формирует смыслы собственной деятельности, и в конечном счете находит смысл жизни.

Мировоззренческие задачи социализации связаны с формированием базовых связей человека с миром – отношением к природе, к обществу, к труду, к другим людям и к жизни в целом.

Все перечисленные задачи социализации решаются на протяжении всей жизни благодаря включению в общество, в различные виды деятельности, в процессы самопознания, саморазвития и самосовершенствования.

Каждый вид задач социализации возникает в определенном возрастном периоде, и задачи следующих периодов как бы надстраиваются над задачами предыдущих.

Ученые, занимающиеся вопросами социализации, группируют ее задачи в три больших блока:

Естественно-культурный блок задач выражается в биологическом росте и развитии, в прохождении различных его периодов в соответствии с культурными нормами и традициями, эталонами биологической зрелости, мужественности-женственности, которые, как известно, могут сильно различаться в зависимости от культуры, национальной принадлежности, географического расположения региона.

Социально-культурный блок задач социализации связан с познанием окружающего мира и освоением различных видов деятельности в нем. Поскольку сквозным видом деятельности, пронизывающим все остальные виды, является общение, то ведущую роль в решении социально-культурных задач отводят именно ему. Кроме того, существуют различные уровни социально-культурных задач – индивидуально-личностный (собственные, личные задачи), групповой (задачи ближайшего окружения), общественный (задачи общества в целом), культурный (задачи той культуры, в рамках которой находится личность). Часть социально-культурных задач могут прямо и четко декларироваться обществом или группой, часть – существовать только на уровне интуиции. Человек может переформулировать для себя задачи общества и группы, понять их по-своему, иногда искаженно, может вообще не осознавать их или осознавать лишь частично.

Социально-психологический блок задач социализации определяется процессами становления личности, ее самосознания, самоопределения, формирования жизненной перспективы и жизненных планов, осуществлением личностного выбора в сложных или переломных ситуациях. У каждого человека есть определенной представление о себе, и с возрастом и накоплением жизненного опыта оно может расширяться, трансформироваться.

Любой личности свойственно стремление сохранить позитивную самооценку и самоотношение, несмотря на неблагоприятные внешние условия, отношение окружающих, неудачи в деятельности. Для этого люди используют различные способы самоподдержки, стратегии совладания с трудностями, психологические защиты. Все эти формы поведения служат для решения социально-психологических задач социализации.

Как и всякий протяженный во времени процесс, социализацию можно условно подразделить на несколько стадий, каждая из которых решает свои задачи.

Одна из таких периодизаций берет за основу отношение к трудовой деятельности. В процессе социализации выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия связана с дошкольным возрастом, далее с периодом школьного обучения и приобретения профессии. Ведущую роль на этой стадии играет семья, затем подключаются образовательные учреждения и различные группы, в которых личность реализует внеучебную деятельность.

Трудовая стадия характеризуется тем, что основным и главным видом деятельности человека становится трудовая деятельность. При этом сохраняются все другие сферы жизни – семья, досуг, образование и самообразование, хобби и т.д.

На послетрудовой стадии социализация, вопреки рассуждениям непрофессионалов, продолжается. Трудовая деятельность завершается, однако человек продолжает свою деятельность в других сферах, уделяя им все больше внимания. На первый план выходят семья, хобби, забота о здоровье, общение с друзьями и знакомыми. Все эти виды деятельности обеспечивают продолжение социалиации и на послетрудовой стадии, поскольку человек не прекращает усваивать и транслировать социальный опыт. Более того, пенсионер выполняет еще более важную функцию в социализации – он является носителем социального опыта, способным передавать его другим людям, находящимся на более ранних стадиях социализации.

Другой подход к рассмотрению этапов социализации – возрастной. Согласно возрастной периодизации, принятой Всемирной организацией здравоохранения, жизненный путь человека условно можно разделить на следующие периоды:

1. младенчество (до 1 года);

2. ранний возраст (1-3 года);

3. дошкольный возраст (3-6 лет);

4. младший школьный возраст (6-10 лет);

5. подростковый возраст (11-14 лет);

6. ранний юношеский возраст (15-17 лет);

7. юность (18-24 года);

8. молодость (25-44 года);

9. средний возраст – 45-59 лет,

10. пожилой возраст – 60-74 года,

11. старческий возраст – от 75-89 лет;

12. долгожители – от 90 лет.

Каждый из перечисленных возрастных периодов характеризуется определенными биологическими свойствами, психологическими качествами и особенностями психических процессов, состояний и свойств, решает определенные возрастные задачи. На каждом из этих периодов человек усваивает и передает социальный опыт, обеспечивая самовоспроизведение групп, общества, культуры и человечества в целом.

Согласно возрастной периодизации, предложенной Эриком Эриксоном, каждый из этапов жизни человека решает свои задачи, и от того, насколько успешно решены задачи предыдущих периодов, зависят особенности проживания текущего периода.

Развитие ребенка начинается с формирования базового доверия к миру. Новорожденный ребенок не выживет, если взрослые не будут заботиться о нем. И чем дружелюбнее к ребенку оказывается окружающий мир, чем более он предсказуем и безопасен, тем больше шансов, что первая возрастная задача социализации будет решена успешно, и ребенок будет рассматривать все, что его окружает, с радостью, любопытством и доверием.

От одного года до трех лет ребенок решает новые задачи – он учится управлять своим поведением: есть, передвигаться, одеваться, пользоваться предметами. Все эти виды деятельности для него новы, поэтому он часто терпит неудачи, и ему необходима помощь и поддержка близких взрослых. Научившись что-то делать, ребенок испытывает радость и уверенность в себе, что ведет к формированию определенной самостоятельности – ребенок понимает, к каким результатам ведут его движения и учится сам их регулировать. Частые неудачи при отсутствии поддержки взрослых ведут к формированию сомнений в собственных возможностях и чувству стыда, которые свидетельствуют о неудачах в решении основной задачи социализации в данном периоде.

В возрасте четырех-пяти лет перед ребенком возникает новая задача – он начинает исследовать устройство мира не только с точки зрения предметов, но и с точки рения людей, норм, правил поведения. Ребенок учится обращаться с другими людьми и обыденными предметами, исследует культуру, проявляя активность, самостоятельность и инициативу. Успех ведет к упрочению инициативы и развитию способностей и познавательной мотивации, неудача – к формированию чувства вины перед окружающими. Ребенок, которого критикуют и наказывают, начинает чувствовать себя виноватым за все, что он делает, и даже за то, в чем объективно его вины нет. Это значит, что он будет отказываться от познания мира, от проявлений активности и инициативы, а будет лишь пассивно реагировать на изменения окружающего мира.

В период школьного обучения ребенок решает задачу развития многочисленных умений и навыков: он осваивает чтение, письмо, счет и другие базовые культурные умения, являющиеся основой всей цивилизации. Поле деятельности школьника существенно расширяется – кроме учебы как основного вида деятельности возникают различные кружки, секции и другие учреждения дополнительного образования, общение с другими детьми и взрослыми. Важную роль играет и сравнение собственных умений и достижений с умениями и достижениями сверстников. Успешное решение задач данного периода ведет к развитию трудолюбия и компетентности, скачкообразному росту знаний и умений в совершенно различных областях человеческой практики. Неудачи, оставшиеся без внимания и положительной психологической поддержки со стороны значимых взрослых и сверстников, ведут к формированию чувства некомпетентности и даже неполноценности.

С началом подросткового периода идет как бурная биологическая перестройка организма, так и формирование представлений о своем месте в окружающем мире. Подросток осваивает все новые роли и социальные отношения – он является одновременно и учеником, и сыном/дочерью, и возможно, братом/сестрой, и другом, и спортсменом, музыкантом или художником. Задача данного периода – найти те базовые ценности, которые объединят все выполняемые роли, позволят их структурировать и обрести внутреннюю целостность - идентичность. Ответы на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «В чем мое предназначение?» - свидетельство формирования такой идентичности. Неудачи в проживании этого периода связаны с путаницей ролей, с формированием ролевых конфликтов, когда одна роль противоречит другой, или «потерей себя».

Период юности и молодости характеризуется, с одной стороны, профессиональным самоопределением (выбором профессии, соответствующим обучением, формированием определенных профессиональных умений и навыков), с другой стороны – личным самоопределением (выстраиванием собственных жизненных приоритетов и границ, формированием близких отношений, выбором спутника жизни). Человек учится устанавливать эмоциональные отношения, не утрачивая при этом личностную идентичность, с таким трудом приобретенную в результате проживания предыдущего периода. В результате формируется чувство близости, либо стремление к изоляции. В первом случае задача данного периода решена, во втором – не решена. Человек – социальное существо, и стремление к изоляции означает сознательный отказ личности от реализации своей социальной сущности.

Период зрелости решает новые задачи, связанные сразу с несколькими сферами жизни – с профессиональной деятельностью, с семейным окружением, с другими людьми (коллегами, друзьями, знакомыми). Все эти различные аспекты жизни требуют проявления активности, творчества, стремления решать проблемы и преодолевать трудности. Период зрелости связан с конструктивным распределением своей энергии на различные сферы деятельности. Успешное проживание этого периода характеризуется выраженным социальным интересом к окружающей действительности и стремлением к ее преобразованию, неудача – с отчуждением, самопоглощенностью и эгоизмом.

Последний этап жизни, связанный с пожилым возрастом, решает задачи оценки прожитой жизни. Пожилые люди задумываются о том, чего им удалось в жизни добиться, насколько полно они реализовали те возможности, которые передними открывались. Целостное видение жизни, ее уроков и результатов, жизненный смысл и жизненная мудрость – итог проживания этой стадии. Если же жизнь оценивается негативно, например, как череда упущенных возможностей или бесконечных конфликтов, то возникает чувство отчаяния и безнадежности. Именно поэтому старики часто говорят, что жизнь коротка, и те возможности, которые она предлагает, нельзя упускать.

Интересные идеи о периодизации процесса социализации высказал Л.Кольберг [8], занимавшийся проблемами морально-нравственного развития личности. Им была предложена концепция трех уровней морального сознания, в соответствии с тем, какие ценности и представления о добре и зле лежат в основе социального поведения личности, принятия решений в неоднозначных, трудных и конфликтных ситуациях.

Первый, преконвенциональный (или доконвенциональный) уровень морального сознания основывается на том, что человек поступает в соответствии с социальными нормами, руководствуясь боязнью наказания за «неправильное» поведение или ожиданием поощрения за «правильное» поведение. На этом уровне человек не понимает суть социальных норм, он действует в соответствии с последствиями, которые влечет за собой соблюдение или несоблюдение этих норм лично для него. Он может соблюдать правила во взаимодействии с людьми, которые ему нравятся, и не соблюдать во взаимодействии с теми, к кому он испытывает неприязнь. Также на этом уровне возможен своего рода «обмен» хорошими или плохими поступками – человек поступает в соответствии с социальными нормами с теми, кто проявляет такое же поведение по отношению к нему, и нарушает нормы в общении с другими «нарушителями».

Конвенциональный уровень связан с представлениями о социальных нормах как о результатах общественного договора.

Человек на этом уровне морального сознания старается быть или казаться «хорошим», чтобы избежать плохого отношения со стороны близких, либо чтобы не расстраивать их. Также возможна ориентация на значимых других, чье мнение важно для человека, ситуации, в которых он «сверяет» собственное поведение с прошлым или предполагаемым поведением людей, к которым испытывает уважение, считает образцом или которые пользуются авторитетом. Также показателем конвенционального уровня является поведение по правилам, инструкциям, выполнение своего долга, следование профессиональным, этическим, правовым или религиозным нормам, ритуалам, традициям. При этом возникает понимание относительности общественных норм – то, что в одной культуре считается благом и поощряется, в другой может осуждаться как зло, либо вообще не подвергаться моральной оценке.

Постконвенциональный уровень морального сознания (или уровень автономной морали) характеризуется тем, что человек поступает согласно внутренним нравственным принципам, соотносящимся с универсальными общечеловеческими ценностями чести, справедливости, истины, равенства, уважения, уникальности каждого человека. При этом личность, имея свои собственные нравственные ориентиры, проявляет уважение к принципам других людей. Ведущую роль при этом играет самоуважение, а поступки в соответствии с нравственными принципами регулируются собственной совестью, а не внешними обстоятельствами или социальными отношениями.

Становление морального сознания – один из важнейших процессов, составляющих суть социализации – человек не просто усваивает социальные нормы, роли, функции, но и формирует нравственную базу для их выполнения. Для специалистов в области права очень ценно оказывается умение выявить в ходе беседы уровень, на котором находится морально-нравственное сознание собеседника, и подобрать соответствующие аргументы для объяснения юридического смысла сложившейся ситуации.

На каждом этапе социализации человек усваивает социальные влияния благодаря деятельности определенных людей, групп, учреждений, которые осуществляют передачу социального опыта. Таких людей, группы и учреждения принято называть агентами социализации.

Агенты социализации – это конкретные люди, группы, организации, которые обеспечивают процесс усвоения социального опыта, культурных образцов поведения и познания, социальных норм и социальных ролей.

Принято выделять агентов первичной и вторичной социализации.

Агентами первичной социализации называют тех людей и группы, с которыми личность взаимодействует непосредственно (семья, родственники, друзья и др.).

Агенты вторичной социализации – те учреждения и организации, в которых проходит целенаправленный процесс обучения тем или иным видам деятельности, формирования базовых ценностей личности и ее мировоззрения, обеспечивается социальный контроль за поведением (школа, высшие учебные заведения, средства массовой информации, церковь, армия, полиция, государственные учреждения и др.).

Считается, что на ранних этапах социализации более важную роль играют агенты первичной, непосредственной социалиазции, а на поздних – агенты вторичной, опосредованной социализации, носящей скорее формальный характер.

Необходимо подчеркнуть, однако, что среди агентов социализации есть такие, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни (семья, родственники, друзья, СМИ), а есть такие, которые осуществляют свою деятельность только в определенные периоды (образовательные учреждения, армия, трудовые коллективы). Соответственно, в различные периоды социализации наиболее важная роль может принадлежать различным агентам.

Социализация осуществляется непрерывно в течение всей жизни человека, поскольку является двусторонним процессом: с одной стороны, личность усваивает социальный опыт, с другой – применяет и передает его другим людям. Большой ошибкой было бы считать, что социализация заканчивается с наступлением взрослости, ведь и взрослый человек продолжает усваивать социальные воздействия, и все чаще сам становится агентом социализации для других людей. Именно на этом основаны различия между социализацией детей и взрослых.

Дети в основном усваивают социальный опыт, изучают социальные нормы и учатся им следовать. Требования к соблюдению этих правил, исходящие от взрослых либо старших сверстников, часто бывают обязательны к исполнению: ребенок должен четко усвоить, что хорошо или плохо, правильно или неправильно, принято или непринято, какое поведение поощряется, а какое – осуждается обществом. Предлагаемые обществом правила, номы и ценности усваиваются детьми без критики, часто интуитивно и не подвергаются какому-либо обсуждению или нравственной оценке.

Что касается социализации взрослых, то ее задачи намного шире: в этот процесс включается и освоение новых видов деятельности, и выполнение социальных ролей, и выделение среди них главных и второстепенных, и умение расставить приоритеты, и ориентировка в повседневных жизненных ситуациях, как типичных, так и нестандартных. Взрослый человек не только усваивает нормы, но и осмысливает их, формирует на их основе свои собственные нравственные принципы и выстраивает поведение и поступки. Взрослый человек часто действует в ситуациях, которые регулируются несколькими, иногда совершенно противоположными социальными нормами, и ему необходимо делать выбор не между «хорошо» и «плохо», а между различными вариантами «хорошо с одной точки зрения, но плохо с другой». При этом он следует или не следует социальным нормам исходя из собственных принципов, именно этот процесс лежит в основе формирования новых социальных норм.

Важнейшей задачей социализации взрослого человека является передача социального опыта младшим поколениям, обеспечивая тем самым преемственность общества, культуры, сохраняя традиции и устоявшиеся универсальные общечеловеческие ценности. Кроме того, социальный опыт в условиях быстрых социальных изменений обогащается новыми представлениями о мире и новыми формами поведения, которые вырабатываются в процессе общественной практики. И эти изменения также становятся частью социального опыта, который необходимо передать следующим поколениям.

Одной из форм существования социального опыта является социальная установка личности.

Социальная установка – это готовность личности действовать определенным образом в определенной ситуации.

Как видно из определения, в установке зафиксирован конкретный способ действия в стандартных типовых ситуациях повседневной жизни (например, при встрече со знакомым человеком необходимо поздороваться). Установка, таким образом, дает готовый социально признанный образец поведения и избавляет личность от необходимости каждый раз «изобретать» его заново. Установки формируются в процессе социализации и, являясь элементом социального опыта, регулируют социальное поведение личности.

В англоязычной научной литературе для обозначения социальной установки закрепилось понятие «аттитюд». Не углубляясь в социально-психологические изыскания, мы будем рассматривать эти понятия как синонимы.

Итак, признаками социальной установки являются следующие:

- объект или ситуация, на которые она направлена, имеют социальный характер (то есть связаны с другими людьми, общением, отношениями, социальными ситуациями);

- объекты и ситуации установки представлены в сознании личности;

- объекты и ситуации установки связаны с потребностями личности и имеют определенную эмоциональную окраску;

- встреча потребности личности и социальной ситуации ее удовлетворения запускают и регулируют конкретное поведение.

Благодаря набору социальных установок, имеющихся у личности, ее поведение, с одной стороны, упрощается и становится более предсказуемым, с другой стороны, приобретает формы, типичные для данной культуры, данного общества и социальной группы, в которую входит личность.

Есть у социальной установки и другие функции:

1. Установка дает готовый способ поведения в стандартных ситуациях, который выбирается личностью почти автоматически.

2. Установка сигнализирует о тех объектах, которые могут способствовать достижению целей личности и реализации ее потребностей.

3. Установка защищает личность от внутренних конфликтов и освобождает от внутреннего напряжения – в сложных ситуациях или ситуациях выбора человек склонен поступать так, как он привык поступать, т.е. в соответствии со сформированными у него социальными установками.

4. Установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту.

5. Установка обеспечивает постоянство или типичность поведения личности, стабилизирует его, а социальные установки высоких уровней задают устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности в широком диапазоне ситуаций, а также в условиях быстрых социальных изменений. Поведение человека становится «узнаваемым».

Различными отечественными и зарубежными учеными исследовалась проблема структуры социальной установки, и в самом общем виде обозначены три компонента: когнитивный (знание об объекте установки, представление о ситуации), эмоциональный (отношение к объекту или ситуации, их эмоциональная оценка) и поведенческий (конкретный способ поведения с объектом или в ситуации, выраженный в готовности действовать в данной ситуации данным способом). Такая структура установки позволяет определить ее с позиции традиционной для психологии триады «познание-эмоции-поведение» и довольно точно описать различные ее аспекты.

Важно также понимать, что социальные установки различаются в зависимости от уровня объектов и ситуаций, на которые они направлены.

Первым, простейшим уровнем установки является установка на конкретный объект, здесь фиксируется способ обращения с объектом – как держать карандаш, в какую сторону крутить кран, какой кнопкой включать телевизор и т.п.

Вторым уровнем установок являются установки на социальную ситуацию, в которых определяется более сложная цепочка действий в типичных ситуациях жизнедеятельности – здороваться при встрече, вовремя приходить к назначенному времени и пр.

Третий уровень установок – это базовые социальные установки, определяющие отношение личности к целым сферам ее жизни – к семье, работе, учебе, проведению свободного времени. Здесь дело не ограничивается конкретными способами поведения, а подключается уже структурированное отношение к различным аспектам собственной жизни, выделение среди них главных и второстепенных сфер. На этом уровне установка выражается в том, что человек действует в соответствии с тем, что для него важнее – семья или работа, учеба или друзья и т.п.

Четвертый, высший уровень установок выражается в ценностных ориентациях личности и содержит представление и отношение к жизни в целом, к природе, обществу, культуре, к собственному месту в мире. На этом уровне определяются ведущие ценности личности и смысл ее жизни.

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: операциональном, целевом и смысловом.

На уровне операций установка опирается на прошлый опыт личности и способствует восприятию и интерпретации обстоятельств, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Целевой уровень установки связан с определением относительно устойчивого характера протекания деятельности, здесь развиваются конкретные действия и стремление человека довести начатое дело до конца.

Установки смыслового уровня носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим для нее существенное мировоззренческое значение.

С течением жизни человека, с усвоением социального опыта, с накоплением знаний и умений установки меняются. Целью изменения установок является изменение поведения на основе новых взглядов, мнений, отношений, опыта разрешения типичных и нестандартных ситуаций, с которыми личности приходилось сталкиваться в процессе жизни. Важную роль при изменении установок играет информация – ее новизна, достоверность, значимость для личности, противоречивость или соответствие сложившейся у человека картине мира. Важны также уже имеющиеся у человека установки и то, насколько новая информация согласуется с этими установками или социальными стереотипами. Эмоциональный компонент установки также включается при ее изменении – эмоциональная окраска новой информации оказывает существенное влияние на отношение к ней и в итоге – на формирование или изменение социальных установок. Эти механизмы с успехом используются в деятельности различных агентов социализации – учебных заведений, общественных институтов, рекламных и маркетинговых агентств, средств массовой информации.

Контрольные вопросы:

1. Что такое социализация личности?

2. Дайте краткую характеристику этапам социализации.

3. Какие задачи решает социализация?

4. Какие агенты социализации Вы знаете?

5. Что такое социальная установка личности?

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 181.