Логический переход от психики к сознанию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Что такое сознание?

Психика развивается в процессе эволюции. Чем выше уровень развития живого организма, тем более у него развита психика, т.е. тем более полно и по существу он отражает окружающий мир и более эффективно регулирует свое поведение, решает возникающие задачи. Однако между психикой человека и самых развитых животных пропасть. Человеческая психика качественно отличается от психики животных, поскольку у человека есть сознание, а у животных нет. В чем же отличие психики человека от животных? Во-первых, человек может управлять собой и своей психикой. Он может затормозить любой свой рефлекс и инстинкт, т.е. психика человека произвольна. У человека есть воля, и он может идти против своих желаний. Он может даже своей волей убить себя. Таким образом, в отличие от животных человек свободен в выборе своего поведения. Во-вторых, человек знает о своей психике, он может посмотреть на себя со стороны. Он может различить мир, который сам по себе, и то, как человек его видит. Человек может обнаружить, что видит мир неправильно. Таким образом, у человека есть рефлексивная способность (рефлексия), т.е. способность посмотреть на себя со стороны и как бы командовать собой со стороны. В-третьих, образы, которые отражает человек, обладают устойчивостью. У животных одна и та же вещь в разном контексте и условиях может рассматриваться как разная вещь. Человек же независимо от контекста видит вещь как одну и ту же. В-четвертых, у человека есть абстрактное мышление. Он может отражать то, что отсутствует в поле действия его органов чувств. Например, отразить, что такое философия? Отразить то, что не видят глаза и не слышат уши. Человек может расчленять видимые им образы. Например, он может в ветке дерева увидеть палку. Для этого нужно проделать сложную абстрактную работу – отчленить ствол от веток и дерева. В-пятых, у человека есть воображение. Он может представить то, чего нет на свете. Человек как бы одновременно живет в двух мирах. Первый мир – мир, который он видит перед собой. Второй мир – мир, который он воображает. В отличие от животных человек руководствуется в своем поведении именно тем, что он воображает, а не тем, что видит. Человек своим воображением создает идеалы, которых нет на свете, а затем начинает подчинять свое поведение этим идеалам. И, руководствуясь этими идеалами, человек преобразует мир. В этом коренное отличие человека от животного. У животного нет воображения, поэтому оно приспосабливается к миру, принимает мир таким, каким он есть. Человек же преобразует мир в соответствии со своими идеалами. Он может это делать, поскольку у него есть сознание. Такое преобразование мира и есть деятельность. У животных нет деятельности, у человека есть.

Благодаря абстрактному мышлению и воображению человек способен раскрывать объективные мировые закономерности. В этом плане мы можем сказать, что сознание и Логос есть примерно одно и то же. Сознание стремится объять мир как целое, проникнуть в объективную сущность мира, в его законы и управлять миром. Верное отражение объективных закономерностей и есть знание. Со-знание. Совместное знание. Знание всегда связано с языком. Именно язык позволяет нам раскрывать сущность всего. Язык же свойственен многим его носителям. Поэтому знание всегда совместно, т.е. со (вместное) знание (сознание).

В результате чего у человека есть сознание? Сознание есть у человека благодаря языку. Человек создает искусственные средства, с помощью которых он воздействует на свою психику, управляет ею. Такие средства можно назвать психологическими орудиями. Например, человек с помощью узелка на память и зарубки на палке управляет своей памятью. А у животных таких орудий нет, поэтому они не могут управлять своей психикой. Человек использует эти орудия не только для воздействия на себя, но и для воздействия на других людей. Он управляет не только своей психикой, но психикой других людей. Универсальным психологическим орудием является язык и слова. Мы видим и осознаем лишь то, о чем говорим. Слова тормозят наши инстинкты и желания, направляют наше внимание туда, куда бы его не обратили, если бы у нас не было слов. Те психические процессы (восприятие, мышление, память и т.д), которыми мы управляем при помощи слов и образуют наше сознание. Мы осознаем лишь то, о чем говорим словами. А говорим мы постоянно (например внутри все время). Посредством слов нам передается опыт других людей, предыдущих поколений. Наше отражение мира (наше сознание) вмещает в себя опыт тысяч поколений, живших до нас и зафиксированный в языке. Таким образом, сознание отдельного человек несет в себе исторический опыт человечества.

Я осмелюсь утверждать, что знаем мы лишь то, что можем объяснить словами. Если человек говорит, что он что-то знает, поскольку чувствует, как правильно, но объяснить не может, значит, он на самом деле не знает, а просто использует некоторый сложившийся стереотип, подобно тому, как это делают животные. Таким образом, мы знаем и осознаем только то, о чем можем сказать. Произнесенные нами слова направляют наше внимание на те или иные стороны окружающей действительности, и именно эти стороны мы и начинаем осознавать. При этом наше отражение этих сторон во многом отстранено от наших стереотипов и желаний. Благодаря языку человек может видеть мир объективно, независимо от своих субъективных интересов, поскольку язык обладает интердиктивной функцией. Он тормозит все наши рефлексы и стереотипы по отношению к миру.

Благодаря языку мы начинаем видеть то, что никогда не смогли бы увидеть, исходя из наших природных стереотипов и желаний. К примеру, некоторые животные, исходя из возможностей их зрения, способны видеть звезды. Однако они никогда не видят звезды, поскольку звезды совершенно не нужны им с точки зрения их животных потребностей и интересов. Звезды остаются лишь неразличимым фоном для них. Но вот если бы животные обладали языком, то слово «звезда» могло затормозить все их привычные отношения со средой, обусловленные их природной конституцией, и заставило бы их направить свое внимание в небо, открыв для себя целую вселенную, совершенно не связанную с их насущными природными нуждами, т. е. их видение было бы совершенно бескорыстным, незаинтересованным, а потому стремящимся к объективности.

Таким образом, мы отражаем (видим) мир с помощью языка. То, о чём мы говорим, то мы и видим. Например, если человек не знает слова «экстраверт», он никогда в другом человеке не увидит, не осознает это свойство, даже если оно в этом другом человеке ярко представлено. Он будет видеть в этом другом лишь то, что предусмотрено его природной конституцией, его природными стереотипами. Язык формирует наше отражение мира, наше видение. Если мы что-то видим, осознаем, мы можем начать этим управлять. Если человек не осознает, что он дышит, он не может управлять своим дыханием. Но стоит лишь ему сказать, что он дышит, как в этот же момент он начинает сознавать это и управлять своим дыханием.

Психологические знания предполагают прежде всего владение психологическим языком, психологическими понятиями. Произнося эти понятия, можно осознать те механизмы и законы психики, которые мы постоянно используем в жизни, но делаем это автоматически, неосознанно. Осознав же их, мы можем уже осознанно управлять ими. Но без знания психологических понятий, это невозможно.

Благодаря языку человек формирует устойчивую модель окружающего мира.

Итак, что же такое сознание? Приведем несколько определений, раскрывающих, что такое сознание?

Дата: 2019-02-02, просмотров: 183.