Психология профессиональной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психология профессиональной деятельности

Образование предполагает выстраивание системы понятий. Будем пытаться выводить одно понятие из другого, связывать их.

1. Что такое психология? Что собой представляет предмет изучения психологии? Что такое психика?

Итак, что же такое психика? Изучением ψυχη (души) человека занимается психология. Психология, греческое слово, состоящее из двух корней: psyche – душа, и logos – мысль, учение – буквально – учение о душе и душевном. Что же такое psyche (душа)? На протяжении истории человечества накопилось достаточно большое количество представлений о человеческой душе.

Первое, на что обращали внимание люди, это на то, что душа является чем-то невидимым и неосязаемым в отличие от окружавших их предметов. Действительно, разве можно потрогать или увидеть мысли и чувства человека? В этом смысле душа существует в иной форме, чем физическое тело. Другой особенностью души является то, что она подчиняется несколько иным закономерностям, чем физическое тело человека. Например, произнесенные слова практически никак не воздействуют на тело: тело чувствует лишь небольшую вибрацию, которая никак не отражается на работе органов и функционировании тела. Душа же может испытать страшные страдания или возвышенные чувства под воздействием этих слов. Таким образом, получается, что то, что воздействует на душу, может при этом совсем не воздействовать на тело и его физиологию. Бывает и наоборот. Например, в теле человека может развиваться смертельная болезнь, а он может совсем не догадываться об этом. В этом отношении его душа может совершенно не чувствовать, что телу угрожает смертельная опасность. Часто можно наблюдать явление того, что при абсолютно здоровом теле душа человека пребывает в постоянных мучениях и расстройствах. Все это говорит о том, что душа отличается от тела и функционирует по другим законам, чем оно.

Согласно наиболее распространенной с глубокой древности точке зрения, душа представляет собой бестелесную (нематериальную) субстанцию, находящуюся в теле человека и управляющую этим телом. Душа привносит в тело жизнь, одушевляет его. Так как душа независима от тела, она может переселяться из тела в тело. Многие древнегреческие философы верили в метемпсихоз (переселение душ). Такие представления характерны, в частности, для древнегреческого философа Пифагора и его последователей. Пифагор любил рассказывать своим ученикам о своих прошлых жизнях, о том, как его душа пребывала в других телах. Над этими рассказами любил посмеяться другой древнегреческий философ – Ксенофан. В одном из своих стихотворений он так высмеивал учение Пифагора о переселении душ:

   Шел, говорят, он однажды, и видит – щенка избивают.

   Жалостью схваченный, он слово такое изрек:

   «Стой! Перестань его бить! В бедняге умершего друга

   Душу я опознал, визгу внимая ее».

Учение о душе Аристотеля.

Совместить представления Демокрита и Платона попытался в своем учении Аристотель. Он написал первый учебник по психологии – трактат «О душе». Аристотеля не устраивает точка зрения Демокрита о материальности души, но не устраивает его и мнение Платона о душе, как об отделенной от материального тела сущности, которая может вселяться в различные тела. По его мнению, душу и тело нельзя отделить друг от друга, подобно тому как в любой вещи нельзя отделить материю, из которой сделана вещь, и форму этой вещи. Таким образом, согласно Аристотелю, душа есть форма тела. Душа при этом есть не просто форма, а сущность тела. Например, сущностью глаза является зрение, значит зрение и есть душа глаза. Фактически, душа представляет собой основную функцию тела. В то время как, по мнению Платона, душа невидима, согласно Аристотелю, изучая внешнюю форму тела, его основные функции, мы, фактически, изучаем его душу.

Все функции живого тела Аристотель делит на три группы. Например, такие функции как рост, питание, размножение свойственны не только для тела человека, но и для животных и растений. Эти функции, являющиеся, по существу, физиологическими процессами, Аристотель называет растительной душой. Так как у древнегреческих философов жизнь и душа отождествлялись, то физиологические процессы также представлялись как душевные. Лишь в эпоху Нового времени французский философ Рене Декарт отделил физиологические процессы от психических. Такие психические явления как ощущение, восприятие, память, аффекты Аристотель называет животной душой, поскольку они свойственны и животным и человеку. Психические функции, свойственные только человеку (разум и воля), Аристотель называет разумной душой. По мнению Аристотеля, только разумная душа бессмертна, поскольку она есть проявление божественного разума и может быть отделена от тела. Таким образом, согласно Аристотелю, душа представляет собой функцию, организующую материю в некоторое тело.

В Средние века душа понималась как бессмертная разумная субстанция, независимая от материи и создаваемая Богом. Согласно христианскому пониманию, грех разрушает душу, затуманивает ее видение и разум. С помощью покаяния и правильной жизни человек может исцелить и усовершенствовать свою душу, развить ее положительные качества.

Структура психики.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. В современной психологии выделяется три основные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства.

Психические процессы рассматриваются как динамически изменяющиеся психические явления, имеющие начало, развитие и конец, и проявляющиеся в виде реакции. Выделяют две группы психических процессов: познавательные (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь и внимание) и эмоционально-волевые (чувства и воля). Благодаря познавательным психическим процессам у нас возникает субъективное отражение (субъективный образ) окружающего мира. Эмоционально-волевые процессы окрашивают этот образ теми или иными эмоциями, регулируют наше поведение. Все психические процессы связаны между собой и формируют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

 Под психическим состоянием понимается определившийся в данный момент относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. В зависимости от состояния человек может одну и ту же деятельность осуществлять легко, быстро и эффективно или с трудом, медленно и с ошибками. В психологии выделяются: 1) общее психическое состояние (устойчивый интерес или рассеянность); 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостность, восторженность, апатия, угнетенность).

Под психическими свойствами человека понимаются устойчивые проявления психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности [29, с. 284]. Психические свойства синтезируются в личности человека в более сложные структуры личности, например, такие как темперамент, характер, способности и т.д. К психическим свойствам относятся: константность, индивидуальность, одаренность, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство и т.д.

Таким образом, психология изучает психические процессы, состояния и свойства.

 

Что такое сознание?

Психика развивается в процессе эволюции. Чем выше уровень развития живого организма, тем более у него развита психика, т.е. тем более полно и по существу он отражает окружающий мир и более эффективно регулирует свое поведение, решает возникающие задачи. Однако между психикой человека и самых развитых животных пропасть. Человеческая психика качественно отличается от психики животных, поскольку у человека есть сознание, а у животных нет. В чем же отличие психики человека от животных? Во-первых, человек может управлять собой и своей психикой. Он может затормозить любой свой рефлекс и инстинкт, т.е. психика человека произвольна. У человека есть воля, и он может идти против своих желаний. Он может даже своей волей убить себя. Таким образом, в отличие от животных человек свободен в выборе своего поведения. Во-вторых, человек знает о своей психике, он может посмотреть на себя со стороны. Он может различить мир, который сам по себе, и то, как человек его видит. Человек может обнаружить, что видит мир неправильно. Таким образом, у человека есть рефлексивная способность (рефлексия), т.е. способность посмотреть на себя со стороны и как бы командовать собой со стороны. В-третьих, образы, которые отражает человек, обладают устойчивостью. У животных одна и та же вещь в разном контексте и условиях может рассматриваться как разная вещь. Человек же независимо от контекста видит вещь как одну и ту же. В-четвертых, у человека есть абстрактное мышление. Он может отражать то, что отсутствует в поле действия его органов чувств. Например, отразить, что такое философия? Отразить то, что не видят глаза и не слышат уши. Человек может расчленять видимые им образы. Например, он может в ветке дерева увидеть палку. Для этого нужно проделать сложную абстрактную работу – отчленить ствол от веток и дерева. В-пятых, у человека есть воображение. Он может представить то, чего нет на свете. Человек как бы одновременно живет в двух мирах. Первый мир – мир, который он видит перед собой. Второй мир – мир, который он воображает. В отличие от животных человек руководствуется в своем поведении именно тем, что он воображает, а не тем, что видит. Человек своим воображением создает идеалы, которых нет на свете, а затем начинает подчинять свое поведение этим идеалам. И, руководствуясь этими идеалами, человек преобразует мир. В этом коренное отличие человека от животного. У животного нет воображения, поэтому оно приспосабливается к миру, принимает мир таким, каким он есть. Человек же преобразует мир в соответствии со своими идеалами. Он может это делать, поскольку у него есть сознание. Такое преобразование мира и есть деятельность. У животных нет деятельности, у человека есть.

Благодаря абстрактному мышлению и воображению человек способен раскрывать объективные мировые закономерности. В этом плане мы можем сказать, что сознание и Логос есть примерно одно и то же. Сознание стремится объять мир как целое, проникнуть в объективную сущность мира, в его законы и управлять миром. Верное отражение объективных закономерностей и есть знание. Со-знание. Совместное знание. Знание всегда связано с языком. Именно язык позволяет нам раскрывать сущность всего. Язык же свойственен многим его носителям. Поэтому знание всегда совместно, т.е. со (вместное) знание (сознание).

В результате чего у человека есть сознание? Сознание есть у человека благодаря языку. Человек создает искусственные средства, с помощью которых он воздействует на свою психику, управляет ею. Такие средства можно назвать психологическими орудиями. Например, человек с помощью узелка на память и зарубки на палке управляет своей памятью. А у животных таких орудий нет, поэтому они не могут управлять своей психикой. Человек использует эти орудия не только для воздействия на себя, но и для воздействия на других людей. Он управляет не только своей психикой, но психикой других людей. Универсальным психологическим орудием является язык и слова. Мы видим и осознаем лишь то, о чем говорим. Слова тормозят наши инстинкты и желания, направляют наше внимание туда, куда бы его не обратили, если бы у нас не было слов. Те психические процессы (восприятие, мышление, память и т.д), которыми мы управляем при помощи слов и образуют наше сознание. Мы осознаем лишь то, о чем говорим словами. А говорим мы постоянно (например внутри все время). Посредством слов нам передается опыт других людей, предыдущих поколений. Наше отражение мира (наше сознание) вмещает в себя опыт тысяч поколений, живших до нас и зафиксированный в языке. Таким образом, сознание отдельного человек несет в себе исторический опыт человечества.

Я осмелюсь утверждать, что знаем мы лишь то, что можем объяснить словами. Если человек говорит, что он что-то знает, поскольку чувствует, как правильно, но объяснить не может, значит, он на самом деле не знает, а просто использует некоторый сложившийся стереотип, подобно тому, как это делают животные. Таким образом, мы знаем и осознаем только то, о чем можем сказать. Произнесенные нами слова направляют наше внимание на те или иные стороны окружающей действительности, и именно эти стороны мы и начинаем осознавать. При этом наше отражение этих сторон во многом отстранено от наших стереотипов и желаний. Благодаря языку человек может видеть мир объективно, независимо от своих субъективных интересов, поскольку язык обладает интердиктивной функцией. Он тормозит все наши рефлексы и стереотипы по отношению к миру.

Благодаря языку мы начинаем видеть то, что никогда не смогли бы увидеть, исходя из наших природных стереотипов и желаний. К примеру, некоторые животные, исходя из возможностей их зрения, способны видеть звезды. Однако они никогда не видят звезды, поскольку звезды совершенно не нужны им с точки зрения их животных потребностей и интересов. Звезды остаются лишь неразличимым фоном для них. Но вот если бы животные обладали языком, то слово «звезда» могло затормозить все их привычные отношения со средой, обусловленные их природной конституцией, и заставило бы их направить свое внимание в небо, открыв для себя целую вселенную, совершенно не связанную с их насущными природными нуждами, т. е. их видение было бы совершенно бескорыстным, незаинтересованным, а потому стремящимся к объективности.

Таким образом, мы отражаем (видим) мир с помощью языка. То, о чём мы говорим, то мы и видим. Например, если человек не знает слова «экстраверт», он никогда в другом человеке не увидит, не осознает это свойство, даже если оно в этом другом человеке ярко представлено. Он будет видеть в этом другом лишь то, что предусмотрено его природной конституцией, его природными стереотипами. Язык формирует наше отражение мира, наше видение. Если мы что-то видим, осознаем, мы можем начать этим управлять. Если человек не осознает, что он дышит, он не может управлять своим дыханием. Но стоит лишь ему сказать, что он дышит, как в этот же момент он начинает сознавать это и управлять своим дыханием.

Психологические знания предполагают прежде всего владение психологическим языком, психологическими понятиями. Произнося эти понятия, можно осознать те механизмы и законы психики, которые мы постоянно используем в жизни, но делаем это автоматически, неосознанно. Осознав же их, мы можем уже осознанно управлять ими. Но без знания психологических понятий, это невозможно.

Благодаря языку человек формирует устойчивую модель окружающего мира.

Итак, что же такое сознание? Приведем несколько определений, раскрывающих, что такое сознание?

Понятие «деятельность»

Поскольку у человека есть воображение, он может создавать образ будущего и создавать цели. Что такое воображение? Что такое цель?

Труд

Не всякая деятельность является трудом, а только деятельность общественно значимая.

Эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.

С потребностями и мотивами тесно связаны валентности предметов. Те предметы, которые, как нам кажется, удовлетворяют наши потребности, они заряжены для положительно. Они нас притягивают. Это – положительная валентность предмета. Например, мы – голодные. Вкусный торт нас притягивает сильно. Но вот мы наелись, удовлетворили свою потребность, и торт нас отталкивает. Отрицательной валентностью обладают те предметы, которые мешают нам удовлетворить потребность. Например, бомж, прислоняющийся к нам спиной, может быть для нас заряжен отрицательно, поскольку мешает нам удовлетворять потребность в чистоте. Амбивалентно заряжены для нас те предметы, которые удовлетворяют одну потребность и не дают удовлетворить другую (мотивационный конфликт). Например, вкусная булочка для сидящей на диете девушки. Она и притягивает и отталкивает. Мы все время находимся как бы магнитном поле, предметы со всех сторон действую на нас, вызывая в нас те или иные силы и чувства. Такое поле называется психологическим полем. Чаще всего м можем противостоять ему при помощи воли, но иногда мы ведем себя в соответствии с этим полем. Такое поведение называется полевым. Валентность бывает сильной и слабой. Она бывает инструментальной. Например, ручка как бы манит – попиши мной. Книжка манит почитать ее.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данном объекту.

Например, если мы будем мешать человеку достигать цель деятельности, мы наткнемся на его сопротивление. В этом сопротивлении и проявляется сила установки.

Структура деятельности.

Согласно А.Н. Леонтьеву, деятельность имеет определенную структуру. Она включает в себя мотив (ему соответствует деятельность в целом), цель (ей соответствует действие), задачу (ей соответствует операция), психофизиологические механизмы осуществления деятельности. Задача – это цель данная в определенных условиях. Также и операция – это способ действия применительно к определенным условиям. Например посчитать – это действие. Посчитать в уме, в столбик, на калькуляторе – это операции.

 

Психология профессиональной деятельности

Образование предполагает выстраивание системы понятий. Будем пытаться выводить одно понятие из другого, связывать их.

1. Что такое психология? Что собой представляет предмет изучения психологии? Что такое психика?

Итак, что же такое психика? Изучением ψυχη (души) человека занимается психология. Психология, греческое слово, состоящее из двух корней: psyche – душа, и logos – мысль, учение – буквально – учение о душе и душевном. Что же такое psyche (душа)? На протяжении истории человечества накопилось достаточно большое количество представлений о человеческой душе.

Первое, на что обращали внимание люди, это на то, что душа является чем-то невидимым и неосязаемым в отличие от окружавших их предметов. Действительно, разве можно потрогать или увидеть мысли и чувства человека? В этом смысле душа существует в иной форме, чем физическое тело. Другой особенностью души является то, что она подчиняется несколько иным закономерностям, чем физическое тело человека. Например, произнесенные слова практически никак не воздействуют на тело: тело чувствует лишь небольшую вибрацию, которая никак не отражается на работе органов и функционировании тела. Душа же может испытать страшные страдания или возвышенные чувства под воздействием этих слов. Таким образом, получается, что то, что воздействует на душу, может при этом совсем не воздействовать на тело и его физиологию. Бывает и наоборот. Например, в теле человека может развиваться смертельная болезнь, а он может совсем не догадываться об этом. В этом отношении его душа может совершенно не чувствовать, что телу угрожает смертельная опасность. Часто можно наблюдать явление того, что при абсолютно здоровом теле душа человека пребывает в постоянных мучениях и расстройствах. Все это говорит о том, что душа отличается от тела и функционирует по другим законам, чем оно.

Согласно наиболее распространенной с глубокой древности точке зрения, душа представляет собой бестелесную (нематериальную) субстанцию, находящуюся в теле человека и управляющую этим телом. Душа привносит в тело жизнь, одушевляет его. Так как душа независима от тела, она может переселяться из тела в тело. Многие древнегреческие философы верили в метемпсихоз (переселение душ). Такие представления характерны, в частности, для древнегреческого философа Пифагора и его последователей. Пифагор любил рассказывать своим ученикам о своих прошлых жизнях, о том, как его душа пребывала в других телах. Над этими рассказами любил посмеяться другой древнегреческий философ – Ксенофан. В одном из своих стихотворений он так высмеивал учение Пифагора о переселении душ:

   Шел, говорят, он однажды, и видит – щенка избивают.

   Жалостью схваченный, он слово такое изрек:

   «Стой! Перестань его бить! В бедняге умершего друга

   Душу я опознал, визгу внимая ее».

Дата: 2019-02-02, просмотров: 183.