Учение о душе в философии Платона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наиболее развернутое учение о душе в древнегреческой философии мы находим в текстах Платона и его ученика Аристотеля. У Платона душа – некая особая, не выводимая из материального сущность. Душа, по словам Платона, есть движение, которое движет сама себя (т.е. самодвижение). Таким образом, основным свойством души, отличающим ее от всего бездушевного, является самодвижение. Только то, что живое, то, что одушевлено, обладает самодвижением. Все же иное движется только извне. Таким образом, у древнегреческих мыслителей душа и жизнь отождествлялись. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы, порабощает душу, делая ее безумной, одержимой страстями.

Согласно Платону, основной функцией души является видение. Видит (отражает) окружающий мир именно не тело, а душа. Это отражение нематериально, а идеально. Его нельзя потрогать как любую материальную вещь. Попробуйте, например, потрогать свой субъективный образ книги, которую вы держите в руках. Видение (отражение) мира душой может быть правильным, а может быть неправильным. Платон сравнивает душу с восковой табличкой, на которой окружающие предметы и явления делают отпечатки (отсюда впечатления). Чем лучше качество воска, тем более хорошие отпечатки получаются, тем более ясно все видит душа. И наоборот, плохое качество воска приводит к неправильному видению (отражению) действительности, к ошибкам, проблемам, и как следствие к страданиям. Всякая же душа стремится к благу, к правильному видению мира, к истине. Все проблемы и страдания человека связаны, таким образом, с неправильным видением душой мира, с расстройством ее организации, с болезнью.

Рис. 2. Эрот и Психея
Одна из главных закономерностей психической жизни была сформулирована еще Платоном. От чего зависит здоровье и состояние души человека? Как здоровье тела зависит от того, какой пищей питается человек, так и здоровье души зависит от того, чем мы питаем ее. В отличие от тела душа питается образами, мыслями, ощущениями. Отсюда – слово «воспитание». Достоинство, или порочность, души определяется тем, как она воспитывалась, какими образами ее питали с детства. Если вы хотите понять, почему ваша душа в данный момент находится в том или ином состоянии, обратите внимание на то, какими образами она питалась незадолго до этого? Платон писал о том, что душа человека перната. Когда человек видит что-то прекрасное, то его душа покрывается перьями, у нее отрастают крылья, и она устремляется ввысь. Она становится подвижной, легкой, огненной, справедливой и мужественной. Все ей по плечу. Такой состояние души Платон называл энтузиазмом. Прекрасные образы увеличивают подъемную силу крыльев души. Крылья души, по Платону, связаны с древнегреческим богом любви Эротом, которого Платон называет Птеротом. Душа в состоянии любви, в состоянии Птерота, достигает бессмертия. Если же душа созерцает некрасивые образы, поступки, совершает несправедливость, то ее крылья чахнут, а сама она становится болезненной, слабой, тяжелой, противоречивой, трусливой и с трудом поднимает тело человека, настолько слабыми становятся ее крылья. Она опускается вниз. Поэтому каждый человек должен прежде всего заботиться о здоровье как своей души, так и душ других людей, избегая всего безобразного, несправедливого, злого.

Древние греки придумали сказку, в которой выразили свои представления о душе. В одном из греческих городов жила самая красивая на свете девушка, которую звали Психея. Она была настолько прекрасна, что все жители древней Греции ходили поклоняться ей как богине. И богиня любви Афродита возненавидела Психею за это и решила ее погубить. Она позвала своего сына Эрота и приказала ему сделать так, чтобы Психея полюбила самого ничтожного из людей. Однако Эрот сам влюбился в Психею. Повинуясь предсказанию оракула, родители отвели Психею на высокую гору, оставив ее там дожидаться своего мужа – страшного чудовища. Однако западный ветер – Зефир, подхватил Психею и принес ее на зеленую поляну, где стоял прекрасный дворец. Дворец оказался сказочным. Дворец был наполнен лучшими произведениями искусства, невидимые музыканты играли божественную музыку, а стол, который увидела во дворце Психея, ломился от всевозможных явств. Психее понравилось во дворце, и она решила в нем остаться. Однако ночью некто завладел Психеей в постели, объявив ей, что теперь он является ее мужем, но при этом она не должна его видеть. Психея осталась жить во дворце, соединяясь каждую ночь с невидимым мужем. Однако вскоре Психея соскучилась по своим сестрам и упросила мужа доставить их во дворец. Как не возражал ей муж, говоря о том, что сестры будут настраивать Психею против него, она осталась непреклонной. И действительно, позавидовали сестры Психее и настроили ее против мужа, сказав ей, что муж может ее убить. Как только в очередную ночь муж уснул, Психея взяла светильник и нож, задумав убить его. Однако когда она поднесла свечу к нему, она увидела пред собой спящего прекрасного бога Эрота. Случайно она уколола пальчик об его стрелу и безумно полюбила его. Начав целовать Эрота, она не заметила, как воск свечи капнул на его нежное крылышко. Проснулся Эрот и увидел, что Психея нарушила его запрет. Обжегшись и обидевшись, он полетел к своей матери – Афродите, а схватившуюся за него Психею, сбросил вниз. Психея жутко страдала, потеряв своего возлюбленного, и отправилась на его поиски. Трудна была дорога Психеи, много испытаний пришлось ей пройти прежде, чем она добралась до храма богини Афродиты. Афродита хотела погубить Психею и давала ей задания, выполняя которые нельзя было остаться в живых. Но Психея выполнила все эти задания. При выполнении последнего задания Психея чуть не погибла, но ее спас Эрот, который не мог позабыть свою любовь. Таким образом, Эрот и Психея воссоединились, и Зевс даровал Психее бессмертие. Так родившись смертной, Психея стала бессмертной. По мнению греков, только в любви, только в соединении с Эротом, душа человека обретает бессмертие.

Согласно Платону, до своего появления на земле (соединения с телом) душа пребывает в духовном мире, где она наблюдает вечные истинные образы (идеалы добра, справедливости, красоты, мир идей). После физического рождения душа забывает эти вечные истины. Однако, если она встречает что-то похожее на земле, она вспоминает их. Учитель Платона – Сократ говорил, что душа как бы беременна тем знанием, которое она видела до появления на земле, и необходимо помочь ей вспомнить это истинное знание, помочь разродиться им. В мифе о Психее мы также видим беременную Психею, ищущую Эрота. Когда душа видит что-либо прекрасное, ее охватывают возвышенные чувства, у нее отрастают крылья, и она вспоминает, свое духовное отечество (поскольку именно там обитает все возвышенное и прекрасное) и истину, которую она забыла.

По мнению Платона, душа обладает определенной организацией. В душе можно выделить три начала: разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (потребности, мотивы). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделения – в брюшной полости. Разумная душа (т.е. та, в которой преобладает разумное начало) является наилучшей. Она руководствуется в своих действиях истиной и разумом, который гармонично организует душу, делая ее здоровой. Душа, в которой преобладает яростное начало, является честолюбивой и агрессивной. В ней уже гораздо меньше порядка, чем в разумной душе. Наиболее дурной является душа, в которой преобладает вожделеющее начало. Такая душа полностью расстраивается и не может не делать зла. Разумная душа полна всевозможных положительных качеств, она стремиться соблюдать справедливость, поэтому она встречается в основном у философов и царей. Яростная душа в основном характерна для воинов, а вожделеющая часто встречается у крестьян и ремесленников. Наиболее несчастной и несправедливой, по мнению Платона, является душа тирана.

Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку душа – самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. «Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?» – спрашивают Сократ и Платон.

Здесь важно понять, что у Платона душа = самодвижение = жизнь = субстанция. Когда мы оцениваем поведение человека, то мы можем увидеть, насколько он активный и живой. Чем больше человек склонен думать, что источник его активности находится в нем самом, тем более он выглядит живым и активным (т.е. обладает душой). О таком человеке говорят, что он – душа компании, работает с душой. И, наоборот, стоит человеку подумать, что его заставили делать то, что он делает, он чахнет, становится ленивым, безразличным, раздражительным. Он как бы теряет душу, превращается в робота или зомби. Работник будет тем более живым и активным, чем более он уверен в том, что его дело есть результат его собственного выбора и самоопределения.

Душа человека, по Платону, движима идеалами, к которым стремится человек. Идеалы наполняют душу энергией, делают человека самодвижимым и живым (энтузиазм). Если человек предает свои идеалы и цели своей деятельности, он теряет самодвижение, свободу, жизнь, душу. Поэтому человеку так важно иметь идеалы и соответствовать им и своему достойному образу, т.е. иметь честь. Бесчестье в этом случае приводит к потере души и человеческой активности.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 278.