Информационная система - организационно-техническая система, которая предназначена для выполнения информационно-вычислительных работ или предоставления информационно - вычислительных услуг, удовлетворяющих потребности системы управления и ее пользователей - управленческого персонала, внешних пользователей (инвесторов, поставщиков, покупателей) путем использования и/или создания информационных продуктов. Информационные системы существуют в рамках системы управления и полностью подчинены целям функционирования этих систем.
Информационно-вычислительная работа - деятельность, связанная с использованием информационных продуктов. Типичным примером информационной работы является поддержка информационных технологий управления.
Информационно-вычислительная услуга - это разовая информационно-вычислительная работа.
Под информационным продуктом понимается вещественный или нематериальный результат интеллектуального человеческого труда, обычно материализованный на определенном носителе, например разнообразных программных продуктов (приложений), выходной информации в виде документов управления, баз данных, хранилищ данных, баз знаний, проектов ИС и ИТ.
Различают несколько поколений ИС:
1) 50-70е гг. ХХ ст. характеризуются построением ИС на базе центральных ЭВМ. Основной принцип – один центр обработки данных. Для каждой задачи данные готовятся отдельно, создается экономико-математическая модель и разрабатывается программное обеспечение.
2) 70-80е гг – возникает децентрализация информационной системы , появляется возможность хранения данных (концепция баз данных)
3) 80-90е гг – массовый переход на ПЭВМ (ПК) (дешевле, практичней, компактней, более высокая надежность, простота в эксплуатации обслуживании). Появилась возможность создания автоматизированных рабочих мест и сетей вычислительных машин. Впервые появляются серверы (принт-сервер, диск-сервер, сервер баз данных, файл-сервер)
4) Возникновение технологии клиент-сервер.
Методологическую основу изучения ИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели.
Для целеустремленных систем характерно изменение состояния, которое происходит в результате взаимодействия ее элементов в различных процессах и с внешней средой. При таком поведении системы важно соблюдение следующих принципов:
• эмерджентность - целостность системы на основе общей структуры, когда поведение отдельных элементов рассматривается с позиции функционирования всей системы;
• гомеостазис - устойчивое функционирование системы при достижении общей цели;
• адаптивность - скорость приспосабливания к изменениям внешней среды;
• управляемость - глубина изменения поведения элементов системы;
• самоорганизация - возможность изменения структуры системы а соответствии с изменением целей системы.
Структуру любой экономической системы с позиций кибернетики можно представить субъектом и объектом управления (рис. 3.1), где основные информационные потоки между внешней средой, объектом и субъектом управления помечены стрелками i-1, i-2, i-3, i-4 и поддерживаются ИС.
Рис. 3.1. Структура экономической системы
Объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.).
Субъект управления представляет собой совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и другие отделы), осуществляющих следующие функции управления:
• планирование - определяет цель функционирования экономической системы на различные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);
• учет - отображает состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов;
• контроль - фиксирует отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;
• регулирование - осуществляет оперативное управление всеми хозяйственными процессами для исключения возникающих отклонений между плановыми и учетными данными;
• анализ - определяет тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период.
Информационная система представляет собой совокупность функциональной структуры, информационного, математического, технического, организационного и кадрового обеспечений, которые объединены в единую систему в целях сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации для выполнения функций управления. Она обеспечивает информацией систему управления, формируя следующие информационные потоки:
i-1 — информационный поток из внешней среды в систему управления, который, с одной стороны, представляет собой поток нормативной информации, создаваемый государственными учреждениями в части законодательства, а с другой стороны — поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый конкурентами, потребителями, поставщиками;
i-2 — информационный поток из системы управления во внешнюю среду (отчетная информация, прежде всего финансовая в государственные органы, инвесторам, кредиторам, потребителям; маркетинговая информация потенциальным потребителям);
i-3 — информационный поток из системы управления на объект, представляет собой совокупность плановой, нормативной и распорядительной информации для осуществления хозяйственных процессов;
i-4 — информационный поток от объекта в систему управления, который отражает учетную информацию о состоянии объекта управления экономической системой (сырья, материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции и выполненных услугах) в результате выполнения хозяйственных процессов.
Информационная система накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства.
К потокам информации, циркулирующей в ИС, предъявляются следующие требования:
• полнота и достаточность информации для реализации функций управления;
• своевременность предоставления информации;
• обеспечение необходимой степени достоверности информации в зависимости от уровня управления;
• экономичность обработки информация (затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект);
• адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 230.