3.2.1. Классификация информационных систем
В качестве классификационных признаков ИС выделены:
• параметры объекта управления (сфера деятельности, масштаб, состав функции управления);
• организационная структура ИС;
• степень интеграции ИС;
• информационно-технологическая архитектура ИС;
• технологические процессы обработки данных;
• методология разработки ИС; и др.
Данная классификация достаточно условна, так как признаки ИС взаимозависимы. Ниже рассмотрены наиболее характерные из них.
1. Сфера деятельности объекта управления:
• промышленное предприятие;
• сфера обращения (торговля, банки и кредитные организации);
• образование;
• социальная сфера; и др.
2. Функциональная структура ИС:
• автоматизация технической подготовки производства;
• маркетинг и стратегия развития предприятий;
• технико-экономическое планирование;
• финансы (бухгалтерский учет, финансовый анализ);
• материально-техническое обеспечение;
• оперативно-календарное управление производством;
• управление сбытом готовой продукции;
• управление персоналом; и др.
З. Организационная структура ИС:
• автоматизированное рабочее место (АРМ) управленческого персонала;
• комплекс взаимосвязанных АРМ.
4. Границы ИС:
• ИС предприятия (организации);
• ИС отрасли;
• государственная ИС;
• международная ИС.
5. Степень интеграции ИС:
• локальная ИС (изолированное информационное пространство);
• частично интегрированная ИС (общее информационное пространство);
• полностью интегрированная корпоративная ИС.
6. Информационно - технологическая архитектура ИС:
• ИС централизованной архитектуры построения (один центр хранения и обработки данных);
• ИС распределенной архитектуры (компьютерные сети, наличие множества центров обработки и хранения информации).
7. Специализация ИС:
• ИС менеджмента (или организационно-экономического управления, Information Management System - IMS);
• информационно-поисковые системы (Information Retrieval System - IRS);
• системы автоматизированного обучения (Education Information System — EIS); и др.
Наибольшее распространение получили ИС менеджмента, среди которых выделяют:
• АСУП - автоматизированные системы управления ресурсами предприятий и организаций;
• АСУ ТП - автоматизированные системы управления технологическими процессами производства продукции;
• САПР - системы автоматизированного проектирования конструкций и технологий производства продукции; и др.
Информационная система менеджмента в качестве компонентов включает в себя другие специализированные ИС, предназначенные для следующих целей:
• автоматизация делопроизводства (Office Automation System — OAS);
• поддержка принятия решений (Design Support System — DSS);
• формирование знаний системы управления (Knowledge Base System — KBS) и др.
Для выработки стратегии развития предприятия (перспективные направления, планирование, инвестиционное проектирование и пр.) создаются специализированные системы поддержки принятия решений, использующие методы статистического анализа и прогнозирования, моделирования данных и бизнес-процессов, имитационного моделирования, так называемые корпоративные стратегические системы (Enterprise Strategic System — ESS). В ИС поддержки принятия решений нашли применение технологии оперативного анализа и обработки данных, полученных из хранилищ данных (Data Warehouse), технологии извлечения информации из данных (Data Mining), моделирования бизнес-процессов.
В современных ИС менеджмента значительна роль и ИС искусственного интеллекта (Artificial Intelligence System - AIS). Эти ИС поддерживают естественно-языковый интерфейс для пользователей (специалистов по формализации знаний), предоставляют методы искусственного интеллекта для решения слабоструктурированных и плохо формализованных задач. Ядром AIS является база знаний (Knowledge Bаsе - KB), которая используется для формирования новой информации путем логического вывода для представления экономического объекта и его окружения, исследования его поведения и реакций на внешние события применяется математическое моделирование, средства дедуктивных и правдоподобных выводов, полученных на основе неполной или неточной информации. Среди АIS наибольшее распространение получили экспертные системы, с помощью которых на основе реальных данных выдвигается и дается оценка некоторой гипотезы. Другие примеры АIS:
• ИС полнотекстового поиска (объединяются с реляционными СУБД, образуют новый класс постреляционных СУБД);
• нейронные сети;
• ИС аналитических вычислений на основе методов исследования операций, математического моделирования, статистического анализа и прогнозирования; и др.
Кроме того, классификация ИС может быть выполнена и по другим критериям:
1) по степени детализации: ручные, автоматизированные, автоматические;
2) по степени применения: в научных исследованиях (неавтоматические), в автоматизированном проектировании (более автоматичны), системы организационного управления (автоматизация определенного уровня), используемые в управлении технологическими процессами (наиболее автоматизированы);
3) по масштабам: одиночные (1 компьютер без сети и Интернета), групповые (несколько компьютеров с сетью), корпоративные (системы, разделенные территориально);
4) по типу поддержки, которые обеспечивают организации:
- системы обеспечения операций (обрабатывает ту информацию, которая возникает постоянно): обработки операций, сотрудничества (объединяет все системы для контроля), автоматизированные системы управления технологическими процессами (правильность процессов)
- системы обеспечения менеджмента: информационные менеджерские системы (помогают создать заранее обговоренные отчеты), поддержки принятия решений (позволяют менеджеру проводить анализ и принимать решения), управляющие информационные системы;
5) по сферам применения: обработки транзакций, поддержки принятия решений, информационно-справочные системы, офисные ИС.
Системы обработки транзакций, в свою очередь, можно разделить по:
1) оперативности обработки данных: пакетные, оперативные
2) способу организации (групповые и корпоративные) системы на основе архитектуры: файл-сервер, клиент-сервер, многоуровневая, Интернет.
1. системы на основе архитектуры файл – сервер не имеет сетевого распределения клиентов и использует компьютер для функций отображения. Файл – сервер только извлекает данные из файла, так что другие пользователи добавляют только незначительную нагрузку на центральный процессор. Недостаток данной структуры: при исполнении определенных запросов в базе данных клиенту могут передаваться большие объемы данных, это загружает сеть и приводит к замедлению реакции. Одним из вариантов устранения данного недостатка является удаленное управление файл – серверным приложением в сети. При этом в локальной сети размещается сервер – приложение соединяющийся с сервером – доступа в среде которой выполняются обычные файл – серверные приложения. Одним из традиционных средств, на основе которого создается файл – серверная система являются локальные системы управления базой данных(СУБД). Однако такие системы не отвечают сохранению целостности данных.
2. системы на основе архитектуры клиент – сервер – предназначены для решения проблем серверных приложений путем распределения компонентов приложений и размещения их там где они будут функционировать эффективно. Особенностью данной архитектуры является использование выделенных серверов базы данных, которые понимают запросы и исполняют поиск, сортировку, редактирование и агрегирование информации. Создание архитектуры клиент – сервер возможно и на основе многотерминальной системы. В настоящее время данная архитектура получила широкое распространение, как средство организации для рабочих групп и информационных систем корпоративного уровня. Эта система позволяет повысить эффективность работы приложений за счет использования возможностей серверов базы данных, разгрузки сети и обеспечения контроля целостности данных.
3. системы на основе многоуровневой архитектуры – объединяет 1 и 2 архитектуру и представляет собой развитие АКС и в классическом виде представляет собой 3 уровня:
· нижний, который состоит из приложений клиентов, которые исполняют определенные функции, а также имеет программный интерфейс для вызова приложений среднего уровня.
· Средний, состоит из серверов приложений на которых происходят операции по работе с базой данных.
· Верхний состоит из выделенного сервера базы данных.
4. системы на основе Интернета и интранета. В развитии Интернета и интранета основное внимание уделяется разработке инструментальных программных средств. Наблюдается отсутствие развитых средств в разработке приложений , которые работают с базой данных. Компромиссным решением становится объединение Интернета и интранета технологией с многоуровневой архитектурой.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 213.