Виды информационных систем и принципы их создания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

        3.2.1. Классификация информационных систем

В качестве классификационных признаков ИС выделены:

• параметры объекта управления (сфера деятельности, масштаб, состав функции управления);

• организационная структура ИС;

• степень интеграции ИС;

• информационно-технологическая архитектура ИС;

• технологические процессы обработки данных;

• методология разработки ИС; и др.

Данная классификация достаточно условна, так как признаки ИС взаимозависимы. Ниже рассмотрены наиболее характерные из них.

1. Сфера деятельности объекта управления:

• промышленное предприятие;

• сфера обращения (торговля, банки и кредитные организации);

• образование;

• социальная сфера; и др.

2. Функциональная структура ИС:

• автоматизация технической подготовки производства;

• маркетинг и стратегия развития предприятий;

• технико-экономическое планирование;

• финансы (бухгалтерский учет, финансовый анализ);

• материально-техническое обеспечение;

• оперативно-календарное управление производством;

• управление сбытом готовой продукции;

• управление персоналом; и др.

З. Организационная структура ИС:

• автоматизированное рабочее место (АРМ) управленческого персонала;

• комплекс взаимосвязанных АРМ.

4. Границы ИС:

• ИС предприятия (организации);

• ИС отрасли;

• государственная ИС;

• международная ИС.

5. Степень интеграции ИС:

• локальная ИС (изолированное информационное пространство);

• частично интегрированная ИС (общее информационное пространство);

• полностью интегрированная корпоративная ИС.

6. Информационно - технологическая архитектура ИС:

• ИС централизованной архитектуры построения (один центр хранения и обработки данных);

• ИС распределенной архитектуры (компьютерные сети, наличие множества центров обработки и хранения информации).

7. Специализация ИС:

• ИС менеджмента (или организационно-экономического управления, Information Management System - IMS);

• информационно-поисковые системы (Information Retrieval System - IRS);

• системы автоматизированного обучения (Education Information System — EIS); и др.

Наибольшее распространение получили ИС менеджмента, среди которых выделяют:

• АСУП - автоматизированные системы управления ресурсами предприятий и организаций;

• АСУ ТП - автоматизированные системы управления технологическими процессами производства продукции;

• САПР - системы автоматизированного проектирования конструкций и технологий производства продукции; и др.

Информационная система менеджмента в качестве компонентов включает в себя другие специализированные ИС, предназначенные для следующих целей:

• автоматизация делопроизводства (Office Automation System — OAS);

• поддержка принятия решений (Design Support System — DSS);

• формирование знаний системы управления (Knowledge Base System — KBS) и др.

Для выработки стратегии развития предприятия (перспективные направления, планирование, инвестиционное проектирование и пр.) создаются специализированные системы поддержки принятия решений, использующие методы статистического анализа и прогнозирования, моделирования данных и бизнес-процессов, имитационного моделирования, так называемые корпоративные стратегические системы (Enterprise Strategic System — ESS). В ИС поддержки принятия решений нашли применение технологии оперативного анализа и обработки данных, полученных из хранилищ данных (Data Warehouse), технологии извлечения информации из данных (Data Mining), моделирования бизнес-процессов.

В современных ИС менеджмента значительна роль и ИС искусственного интеллекта (Artificial Intelligence System - AIS). Эти ИС поддерживают естественно-языковый интерфейс для пользователей (специалистов по формализации знаний), предоставляют методы искусственного интеллекта для решения слабоструктурированных и плохо формализованных задач. Ядром AIS является база знаний (Knowledge Bаsе - KB), которая используется для формирования новой информации путем логического вывода для представления экономического объекта и его окружения, исследования его поведения и реакций на внешние события применяется математическое моделирование, средства дедуктивных и правдоподобных выводов, полученных на основе неполной или неточной информации. Среди АIS наибольшее распространение получили экспертные системы, с помощью которых на основе реальных данных выдвигается и дается оценка некоторой гипотезы. Другие примеры АIS:

• ИС полнотекстового поиска (объединяются с реляционными СУБД, образуют новый класс постреляционных СУБД);

• нейронные сети;

• ИС аналитических вычислений на основе методов исследования операций, математического моделирования, статистического анализа и прогнозирования; и др.

       Кроме того, классификация ИС может быть выполнена и по другим критериям:

       1) по степени детализации: ручные, автоматизированные, автоматические;

       2) по степени применения: в научных исследованиях (неавтоматические), в автоматизированном проектировании (более автоматичны), системы организационного управления (автоматизация определенного уровня), используемые в управлении технологическими процессами (наиболее автоматизированы);

       3) по масштабам: одиночные (1 компьютер без сети и Интернета), групповые (несколько компьютеров с сетью), корпоративные (системы, разделенные территориально);

       4) по типу поддержки, которые обеспечивают организации:

       - системы обеспечения операций (обрабатывает ту информацию, которая возникает постоянно): обработки операций, сотрудничества (объединяет все системы для контроля), автоматизированные системы управления технологическими процессами (правильность процессов)

       - системы обеспечения менеджмента: информационные менеджерские системы (помогают создать заранее обговоренные отчеты), поддержки принятия решений (позволяют менеджеру проводить анализ и принимать решения), управляющие информационные системы;

       5) по сферам применения: обработки транзакций, поддержки принятия решений, информационно-справочные системы, офисные ИС.

       Системы обработки транзакций, в свою очередь, можно разделить по:

       1)    оперативности обработки данных: пакетные, оперативные

       2) способу организации (групповые и корпоративные) системы на основе архитектуры: файл-сервер, клиент-сервер, многоуровневая, Интернет.

       1. системы на основе архитектуры файл – сервер не имеет сетевого распределения клиентов и использует компьютер для функций отображения. Файл – сервер только извлекает данные из файла, так что другие пользователи добавляют только незначительную нагрузку на центральный процессор. Недостаток данной структуры: при исполнении определенных запросов в базе данных клиенту могут передаваться большие объемы данных, это загружает сеть и приводит к замедлению реакции. Одним из вариантов устранения данного недостатка является удаленное управление файл – серверным приложением в сети. При этом в локальной сети размещается сервер – приложение соединяющийся с сервером – доступа в среде которой выполняются обычные файл – серверные приложения. Одним из традиционных средств, на основе которого создается файл – серверная система являются локальные системы управления базой данных(СУБД). Однако такие системы не отвечают сохранению целостности данных.

       2. системы на основе архитектуры клиент – сервер – предназначены для решения проблем серверных приложений путем распределения компонентов приложений и размещения их там где они будут функционировать эффективно. Особенностью данной архитектуры является использование выделенных серверов базы данных, которые понимают запросы и исполняют поиск, сортировку, редактирование и агрегирование информации. Создание архитектуры клиент – сервер возможно и на основе многотерминальной системы. В настоящее время данная архитектура получила широкое распространение, как средство организации для рабочих групп и информационных систем корпоративного уровня. Эта система позволяет повысить эффективность работы приложений за счет использования возможностей серверов базы данных, разгрузки сети и обеспечения контроля целостности данных.

       3. системы на основе многоуровневой архитектуры – объединяет 1 и 2 архитектуру и представляет собой развитие АКС и в классическом виде представляет собой 3 уровня:

· нижний, который состоит из приложений клиентов, которые исполняют определенные функции, а также имеет программный интерфейс для вызова приложений среднего уровня.

· Средний, состоит из серверов приложений на которых происходят операции по работе с базой данных.

· Верхний состоит из выделенного сервера базы данных.

       4. системы на основе Интернета и интранета. В развитии Интернета и интранета основное внимание уделяется разработке инструментальных программных средств. Наблюдается отсутствие развитых средств в разработке приложений , которые работают с базой данных. Компромиссным решением становится объединение Интернета и интранета технологией с многоуровневой архитектурой.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 213.