Обеспечивающие подсистемы информационных систем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет (рис. 3.5): функциональную структуру, информационное, математическое (алгоритмическое и программное), техническое, организационное, кадровое, а на стадии разработки ИС дополнительно правовое, лингвистическое, технологическое и методологическое обеспечения, а также интерфейсы с внешними ИС.

 

Рис. 3.5. Обеспечивающие подсистемы ИС

 

В целом работу ИС в контуре управления определяют ее функциональная структура и информационное обеспечение; поведение человека — организационное и кадровое; функции автомата - математическое и техническое обеспечения.

Функциональная структура (рис. 3.6) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность. Под функцией ИС понимается круг действия ИС, направленных на достижение частной цели управления. Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется ГОСТом и подразделяется на информационные и управляющие функции.

 

Рис. 3.6. Функциональная структура ИС

 

Информационные функции - это централизованный контроль (1 - измерение значений параметров, 2 - измерение их отклонений от заданных значений) и вычислительные и логические операции (З - тестирование работоспособности ИС и 4 - подготовка и обмен информацией с другими системами). Управляющие функции должны осуществлять: 5 - поиск и расчет рациональных режимов управления, б — реализацию заданных режимов управления.

Информационное обеспечение - это совокупность средств и методов построения информационной базы (рис. 3.7). Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС.

 Информационное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее.

 

Рис. 3.7. Информационное обеспечение ИС

 

Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного (рис. 3.8). Алгоритмическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации. Программное обеспечение состоит из общего (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т.е. все то, что обеспечивает работу «железа») и специального (прикладное программное обеспечение, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).

Техническое обеспечение состоит (рис. 3.8) из устройств: измерения, преобразования, передачи, хранения, обработки, отображения, регистрации, ввода/вывода информации и исполнительных устройств.

Кадровое обеспечение — это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т.д.

 

Рис. 3.8. Математическое и техническое обеспечение ИС

 

Организационное обеспечение - это совокупность средств и методов организации производства и управления им в условиях внедрения ИС. Целью организационного обеспечения является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т.д.

Это обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависят успешная реализация целей и функций системы.

Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) представляет собой совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих в себя методы сжатия и раскрытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации. Средства, входящие в подсистему ЛО, делятся (рис. 3.9) на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования) и предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые, языки СУБД, операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).

 

Рис. 3.9. Состав лингвистического обеспечения ИС

 

Технологическое обеспечение (Electronic Data Processing - EDP) ИС соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации:

• первичной информации (этапы технологического процесса сбора, передачи, накопления, хранения, обработки первичной информации, получения и выдачи результатной информации);

• организационно-распорядительной документации (этапы получения входящей документации, передачи на исполнение, этапы формирования и хранения дел, составления и размножения внутренних дои отчетов);

• технологической документации и чертежей (этапы ввода в систему и актуализации шаблонов изделий, ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий, выдачи на плоттер чертежей, актуализации банка ГОСТов, ОСТов, технических условий, нормативных данных, подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий);

• баз данных и знаний (этапы формирования баз данных и знаний, ввода и обработки запросов на поиск решения, выдачи варианта решения и объяснения к нему);

• научно-технической информации, ГОСТов и технических условий, правовых документов и дел (этапы формирования поисковых образов документов, формирования информационного фонда, ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов, кодирования запроса на поиск, выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа).

Интерфейсы с внешними ИС ( Interface) обеспечивают обмен данными, расширение функциональности приложений за счет программного интерфейса Application Program Interface, API и доступа:

• объектам Microsoft Jet (БД, электронные таблицы, запросы, наборы записей и др.) в программах на языках Microsoft Access Basic, Microsoft Visual Basic - DAO (Data Access Object);

• реляционным БД под управлением WOSA (Microsoft Windows Open Standards Architecture) - ODBC (Орen Database Connectivity);

• компонентной модели объектов - СОМ (Component Object Model), поддерживающей стандартный интерфейс доступа к объектам и методам обработки объектов независимо от их природы, местонахождения, структуры, языков программирования;

• локальным и удаленным объектам других приложений на основе технологии манипулирования Automation (OLE Automation), обеспечивающей взаимодействие сервера и клиента;

• объектам ActiveX (элементам управления OLE и ОСX) для их включения в веб-приложения при сохранении сложного форматирования и анимации; и др.

Информационная система поддерживает работу следующих категорий пользователей (User):

• конечные пользователи (End User, Internal User) - управленческий персонал, специалисты, технический персонал, которые по роду своей деятельности используют информационные технологии управления;

• администрация ИС, в том числе:

ü конструктор или системный аналитик (Analyst) - обеспечивает управление эффективностью ИС, определяет перспективы развития ИС;

ü администратор приложений (Application Administrator) - отвечает за формализацию информационных потребностей бизнес-приложений, управление эффективностью и развитием бизнес-приложений;

ü администратор данных (Data Base Administrator) - осуществляет эксплуатацию и поддержание качественных характеристик ИБ (БД);

ü администратор компьютерной сети (Network Administrator) - обеспечивает надежную работу сети, управляет санкционированным лоступом пользователей, устанавливает защиту сетевых ресурсов;

• системные и прикладные программисты (System Programmers, Application Programmers) — осуществляют создание, сопровождение и модернизацию программного обеспечения ИС;

• технический персонал (Technicians) — обеспечивает обслуживание технических средств обработки данных;

• внешние пользователи (External Users) — потребители выходной информации ИС, контрагенты.

Техническое обеспечение (комплекс технических средств). Техническое обеспечение можно также классифицировать согласно его роли в технологическом процессе обработки информации:

• вычислительные машины или компьютеры (рабочие станции, персональные компьютеры, серверы), являющиеся центральным звеном системы обработки данных;

• периферийные технические средства, обеспечивающие ввод и вывод информации;

• сетевые коммуникации (компьютерные сети и телекоммуникационное оборудование) для передачи данных;

• средства оргтехники и связи.

Технические средства обработки данных, программное обеспечение и организация БД в совокупности определяют информационно-технологическую архитектуру ИС (ИТА). Различают следующие типы ИТА:

- централизованная хранение и обработка данных на центральном компьютере, удобство администрирования ИС. Недостатки: ограничение на рост объемов хранимых данных, увеличение производительности ИС, высокий уровень риска неработоспособности ИС;

- система телеобработки данных - наиболее дешевый способ организации одновременной работы большого числа пользователей при использовании мощного центрального компьютера. Высокопроизводительные каналы телекоммуникации позволяют не зависеть от места обработки или хранения данных;

- многомашинный комплекс - интеграция вычислительных ресурсов (внешней памяти, процессоров) нескольких компьютеров, расположенных в непосредственной близости друг от друга, в один «объединенный» компьютер; возможность эффективного выполнения сложных вычислений, повышение надежности ИС, рост объемов хранимых данных, но сохранения централизованного характера хранения и обработки данных и программ, зависимости пользователей от места обработки данных;

- телекоммуникационная ИТА - наиболее распространенный вариант построения системы обработки данных для крупномасштабных ИС на базе компьютерных сетей (КС) и их ассоциации. Поддержка программных и технических интерфейсов осуществляется в соответствии со стандартами OSI (Open System Interconnection).

Все обеспечивающие подсистемы связаны между собой и с функциональными подсистемами. Так, например, подсистема «Организационное обеспечение» определяет порядок разработки и внедрения ИС, ее организационную структуру и состав работников, правовые инструкции для которых содержатся в подсистеме «Правовое обеспечение».

Функциональные подсистемы определяют состав и постановку задач, их математические модели и алгоритмы. Решения этих задач разрабатываются в подсистеме «Математическое обеспечение» и служат базой для создания прикладных программ, входящих в подсистему «Программное обеспечение».

Функциональные подсистемы, компоненты математического и программного обеспечения определяют принципы организации, состав классификаторов документов и информационной базы. Разработка структуры и состава информационной базы позволяет интегрировать все задачи функциональных подсистем в единую экономическую информационную систему, функционирующую по принципам, сформулированным в документах организационного и правового обеспечения.

Объемные данные потоков информации вместе с расчетными данными относительно степени сложности разрабатываемых алгоритмов и программ позволяют выбрать и рассчитать компоненты технического обеспечения. Выбранный комплекс технических средств дает возможность определить тип операционной системы, разработанное программное, информационное обеспечение позволяет организовать технологию обработки информации для решения задач, входящих в соответствующие функциональные подсистемы.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 336.