Процесс взаимодействия взаимозависимы и взаимно влияющих рыночных субъектов называется коммуникацией.
Существует достаточное число определений понятия «коммуникация», но в основном они сводятся к следующему. Во-первых, коммуникация — это процесс передачи информации», а во-вторых, — процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю для изменения поведения этого получателя. Таким образом, основная цель коммуникации заключается в убеждении, контроле и общении.
Коммуникация (от лат. «communicatio» - сообщение, передача) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.
Коммуникация, как и любое социальное явление, — сложен процесс, объясняемый с разных точек зрения. В литературе приводится множество определений коммуникации, авторы которых рассматривают коммуникацию как:
• процесс (в определениях этих авторов коммуникация рассматривается в качестве совокупности действий во времени, направленных на реализацию процесса передачи информации между людьми, и выступает как социальная категория);
• канал связи (в этих определениях коммуникация ~ инженерно-техническая категория);
• услугу (в данном определении коммуникация представляет собой экономическую категорию, зависящую от конкретных условии производства и потребления);
• функцию (здесь коммуникация выступает как совокупность действий для достижения поставленной цели);
• систему (в этих определениях коммуникации основной упор делается на реализацию обмена информацией между группами людей).
Коммуникацию рассматривают также как сферу деятельности, аспект технологии, культуру субъектных отношении и т.д.
Рис. 1.3. Типы коммуникаций
С другой стороны, коммуникация может быть рассмотрена как процесс, который развивается во времени под воздействием стихийных сил или целенаправленных, исходящих от субъекта. Различают следующие формы коммуникационной деятельности, которые определяются их целями: субъект-субъектные (общение), т.е. равноправные взаимоотношения; субъект-объектные (управление), характеризуется такими формами, как приказ, обучение, внушение; объект-субъектные (подражание), представляется как самоуправление.
Наличие коммуникационного канала (канала связи) — обязательное условие любой коммуникационной деятельности. Коммуникационный канал (КК) обеспечивает движение материальной формы сообщений (а не смыслов) в физическом пространстве и астрономическом времени и является материально-техническим средством. Информационная деятельность обеспечивает движение смыслов в социальном пространстве и является духовной деятельностью.
Различают естественные и искусственные коммуникационные каналы и средства. Естественные КК присущи человеку и обеспечивают передачу информации на вербальном (речевом) и невербальном (эмоциональном) уровнях. Искусственные КК используются тогда, когда два агента лишены информационного взаимодействия через непосредственный контакт, и делятся на устную, документальную, электронную и их комбинации.
Рассмотрение сущности управления коммуникацией предполагает представлять объект и субъект управления как целостную единую систему. Такой методологический подход предусматривает два вида управления: средствами коммуникации и людьми, участвующими в их реализации. Управление коммуникациями — это прежде всего взаимоотношения между людьми, которые управляют средствами коммуникаций. Как и во всякой системе, управление коммуникацией предполагает осуществление комплекса функций: планирования, организации, учета, мотивации и контроля.
Под управлением процессом коммуникаций следует понимать комплекс воздействий на средства и работников, осуществляющих данный процесс с помощью этих средств. При этом человек выступает как субъект управления, а объект - как коммуникация (средства коммуникации). Такой комплекс включает в себя проведение всех функций управления как на каждом из уровней на самом предприятии, так и в рыночной сети.
Постоянный рост объемов информации о взаимодействиях предприятии в условиях рыночной среды требует совершенствования ИТ, а дальнейшее развитие рынка породило маркетинг взаимодействия, в основе которого лежат процессы коммуникации. Конвергенция информационных технологий и коммуникационных процессов привела к возникновению нового понятия «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ).
Информационные технологии. Основные понятия
Информационные технологии различным образом влияют на повышение производительности. Во-первых, сама по себе технология позволяет быстрее и эффективнее выполнить необходимую работу. Во - вторых, она преобразует сам процесс производства продукции. Многие компании, вкладывающие деньги в крупные инвестиционные ИТ проекты, значительно улучшают свои позиции на рынке. Центром изучения проблем электронного бизнеса (Сеter for e-Business), который возглавляет профессор Бринджолфссон, было разработано семь основных критериев, позволяющих оценить результат сделанных в ИТ проект инвестиций (Бринджолфссон называет этот результат «цифровой организацией компании).
1. Преобразование бумажного документооборота в электронный.
2. Использование распределенной системы принятия решений в организации. Система принятия решений должна быть регламентирована и централизована посредством электронного документооборота. Отдельно должны рассматриваться ситуации, требующие вмешательства человека, касающиеся различных мнений, исключительных процессов и творчества.
3. Разработка системы поощрений за различные достижения в области повышения производительности работы компании.
4. Создание более открытого доступа к информации и средствам связи. В организации должны быть четко налажены как горизонтальные, так и вертикальные связи в системе управления. Для этого необходимо широкое использование электронной почты, внутренней сети предприятия и т.д. Подобная техническая поддержка должна являться частью системы принятия решений на предприятии и способствовать организации поощрительных мероприятий.
5. Сосредоточение на более доходных сферах деятельности предприятия. Руководству необходимо сократить финансирование малорентабельных отраслей, при этом должным образом инвестировать средства в построение корпоративной культуры, должны быть четко сформулированы цели предприятия.
б. Инвестирование средств в кадровую политику. Предприятие должно уделять достаточно средств и времени менеджеров высшего и среднего звена процессу подбора персонала.
7. Активное инвестирование денежных средств в систему обучения сотрудников для повышения их квалификации.
Основные понятия, терминология и классификация
Дата: 2019-02-02, просмотров: 261.