Всю информацию, циркулирующую во внешнем и внутреннем контуре, можно разбить на три информационных потока:
1) по виду овеществленных знаний в наукоемкой продукции;
2) человеческим профессиональным знаниям (патентам, лицензиям, изобретениям, навыкам и приемам);
3) искусству, методам и технологии практического решения задач управления современным предприятием.
В зарубежной литературе третий информационный поток представляется совокупностью следующих составляющих:
• менеджмент (управление предприятием, персоналом и производством);
• маркетинг (управление разработкой продукции и рынком сбыта);
• таргетинг (долгосрочные программы нацеливания на завоевание рынков сбыта в другой стране).
Таким образом, информационные ресурсы, в основе которых лежит сущность и закономерности развития понятия информации, являются стратегическим ресурсом и позволяют:
• разрабатывать стратегические и тактические цели;
• реализовывать программы (планы) для достижения поставленных целей и задач;
• принимать управленческие решения по координации действий подразделений на основе информационного мониторинга;
• совершенствовать систему управления на основе ее диагностики;
• развивать процессы информатизации на основе совершенствования ее инфраструктуры (рис. 1.2)
Рис. 1.2. Инфраструктура информатизации
Информационные ресурсы предприятия включают в себя собственные ИР, приобретаемые (покупаемые) и самостоятельно собираемые собственной ИС и обладают следующими особенностями.
1. Объем имеющейся и приобретаемой предприятием информации относится к объему самостоятельно собираемой информации как 80:20, а усилия (затраты) на приобретение этой информации — как 20:80.
2. Появление собственных ИР высокого уровня приводит к их усложнению, индивидуализации и закрытости, а, следовательно, к неспособности в определенный момент времени повторить себя на каком-то этапе жизненного цикла. Причиной этому будет являться в том числе и невозможность учета собственных ИР. Кроме того, это может привести к созданию замкнутых информационных сообществ и проблем управления этими сообществами и внутри них.
3. Одновременно ИР являются особым товаром, обладающим интеллектуальными свойствами:
• при продаже данный вид товара остается у его создателя (передается только носитель информации);
• обеспечивает большую прибыль на информационном рынке;
• не имеет физического износа в процессе использования;
• морально устаревает (деградирует) в процессе ускорения научно-технического прогресса.
Все эти отличия ИР от их традиционных видов привели к возникновению самостоятельного сектора экономики — информационного, быстрый рост удельного веса которого позволяет уже говорить о полностью информационных экономиках.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Информационная экономика сопровождается бурным развитием информационных систем и информационных технологий.
2. Появление глобальных информационных сетей Интернет меняет традиционные модели экономики и бизнеса, основные преобразования предприятий выражаются в выравнивании их деятельности, децентрализации и гибкости организации и управления.
3. Информационная экономика становится все более капиталоемкой, с большой долей использования наукоемкой продукции, во все большей степени определяет состояние экономики и общества в целом.
4. Информационная экономика сопровождается информационным кризисом, негативными последствиями которого является «информационный голод», который отрицательно сказывается на развитии предприятия.
5. Основные проблемы в области формирования информационных ресурсов предприятия являются следствием названных выше особенностей развития информационной экономики, к ним относятся:
• проблема формирования адекватных информационных ресурсов
для системы управления;
• проблемы ликвидации разрыва между внутренними информационными технологиями и техникой и состоянием ИР, их формированием и использованием.
6. Формирование и развитие информационных ресурсов предприятия осуществляется по следующим направлениям: выявление проблем и определение информации, необходимой для их решения; анализ необходимых источников информации; сбор, обработка, анализ и предоставление информации, необходимой для решения выявленных проблем; выработка и оценка альтернатив для лица, принимающего решение.
7. Безопасность предприятия является ключевым вопросом для внедрения современных форм ведения бизнеса и неотделима от решения вопроса об информационной безопасности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.