Любую современную организацию можно представить как некоторую систему по преобразованию потоков ресурсов (материальных, энергетических и информационных) в конечные потоки продуктов и услуг. Рассматривая информационную составляющую этой модели, в конспекте лекций рассмотрим и дадим определения таким понятиям, как информационный ресурс, информация, экономическая информация, информационные технологии, процессы и процедуры, информатизация, и др.
Информация (от лат. «informatio») — это знания, сведения, сообщения, уведомления, т.е. нечто, присущее только человеческому сознанию и общению.
В широком смысле информация — это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектом хранения, преобразования, передачи и помогающие решать поставленные перед организацией задачи.
В философском понимании информация есть отражение реального мира, т.е. сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Признав, что наше знание есть отражение реального мира, материалистическая теория познания установила, что Отражение является всеобщим свойством материи. Существуют следующие формы отражения: сознание - высшая форма отражения — присуще только человеку; психическая - присуща не только человеку, но и животным; раздражимость - охватывает также растения и простейшие организмы; запечатление взаимодействия - присуща и неорганической природе, и элементарным частицам, т.е. всей материи вообще. Таким образом, знание есть отражение реального мира, следовательно, отражение — это всеобщее свойство материи.
Информация — это обозначение сведений, полученных из внешнего мира, и приспособление к ним наших чувств. Получение и использование информации является процессом приспособления к случайностям внешней среды и жизнедеятельности объекта в ней.
Информацией можно назвать алгоритм построения системы, обеспечивающей воспроизведение этой информации, функционально связанной со средой своего местоположения. Обеспечение воспроизведения информации — обязательный и необходимый атрибут любой информационной системы.
Информация — это совокупность закодированных сведений, необходимых для принятия решений и их реализации.
Сопоставляя различные определения информации, можно выделить две концепции: атрибутивную и функциональную. Обе концепции сходятся в том, что информация существует в объективной действительности, но расходятся по поводу наличия ее в неживой природе. Атрибутивная концепция рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи, а функциональная - как функциональное качество самоорганизующихся систем.
Более глубокое изучение определений информации позволяет выделить ее онтологическое и методологическое понимание. Онтологическое понимание состоит в том, что информация принадлежит объективной действительности в качестве особого явления материального мира или функции высокоорганизованных систем. Методологическое понимание представляет информацию как продукт познания, познавательный инструмент, абстрактную фикцию. Более продуктивным для решения проблем менеджмента является методологическое понимание информации.
Информационная экономика базируется на информации как на основном ресурсе и товаре одновременно. Под информационным ресурсом (ИР) понимают:
- данные, преобразованные в форму, которая является значимой для предприятия или организации;
- данные, значимые для управления предприятием или организацией;
- информацию, созданную и/или обнаруженную, зарегистрированную, оцененную, с определенными законами деградации и обновления.
Информационные ресурсы организации представлены в документах массивов информации ИС на машинных носителях, архивах, фондах, библиотеках.
Информационные ресурсы, частью которых является и информационные технологии, имеют в данном определении четкую структуру в соответствии с методикой их создания, оценки и инвентаризации. Более того, исходя из определения структуры ИР, возможен учет статических и динамических составляющих ИР.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 251.