Нейропсихологическое исследование нарушений зрительного гнозиса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При данной патологии используется :

Оценка  зрительного представления.

Испытуемого просят представить и описать: очки, арбуз, велосипед, или другие 3 или 6 предметов.

Оценка предметного зрительного гнозиса.

 Узнавание реальных предметов. Используются реальные предметы, находящиеся под руками или в поле зрения экспериментатора и больного,

 Узнавание изображений предметов (проверяется при исследовании называния,

 Узнавание наложенных друг на друга изображений предметов

Узнавание изображений предметов с «недостающими» признаками.

Предъявляется 6 изображений набора, например: лампочка, очки, ножницы, якорь, кофейник, ключ.

 Узнавание изображений предметов на «затумленных» рисунках.

Если зрительно предметы не опознаются, задание можно облегчить, предложив обвести их контуры карандашом.

Идентификация цветов.

Испытуемому предлагается называемые экспериментатором цвета: красный, черный, желтый, зеленый, синий, коричневый.

 Для образцов можно использовать набор цветных карандашей или любой другой набор цветов и их оттенков, например из методики Люшера.

Дополнительно можно попросить испытуемого называть цвета вслед за экспериментатором или в виде самостоятельной пробы.

 Классификация цветов по их оттенкам (по тем же образцам).

Испытуемому предлагается подобрать оттенки к 3-м чистым тонам, например, желтому, зеленому или синему.

Оценка лицевого гнозиса.

 Узнавание знакомых лиц.

Предъявляются (в любой последовательности) 6 фотографий выдающихся отечественных писателей, например: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Чехова, Горького.

 Идентификация фотографий незнакомых лиц по заданному образцу.

Предъявляются одновременно 3 фотографии незнакомых лиц–эталоны; затем испытуемый, глядя на эти фотографии, должен отыскать идентичные в соответствующем наборе из 20 фотографий. Опыт проводится 3 раза с 3-мя фотографиями. Если испытуемый не справляется с заданием (все три пробы делает с ошибками), то опыт проделывают трижды с 2-мя или 1-й фотографией.

Если больной успешно справляется с этим заданием, переходят к следующему.

 Идентификация фотографий незнакомых лиц при кратковременном предъявлении заданных образцов.

Испытуемому предъявляются для запоминания одновременно 3 фотографии – эталоны. Экспозиция – примерно 10 сек. Затем требуется найти их среди 20 фотографий соответствующего набора. Опыт проводится 3 раза с 3-мя фотографиями. Если испытуемый не справляется с заданием (2–3 пробы делает с ошибками), то опыт проводится трижды с 2-мя или 1-й фотографией.

Эта проба и последующие четыре направлены на исследование кратковременной зрительной памяти.

 Идентификация предметных изображений при кратковременной их экспозиции

 Испытуемому предъявляются для запоминания 9 изображений предметов (как часто, так и относительно редко встречающихся в обыденной жизни). Экспозиция примерно 10 сек. Затем требуется их найти (а при возможности и назвать) среди 20 фотографий соответствующего набора. Опыт проводится 3 раза с разными матрицами из 9 изображений каждая.

Если испытуемый не справляется с заданием – не запоминает более 4–5 изображений (см. табл. 1), то опыт можно повторить, предъявляя матрицы с 6-ю и 4-мя предметами (изменяя длину «алфавита» предъявляемых стимулов).

 Идентификация предметных изображений в условиях интерференции

Испытуемому предлагается заполнить последовательно 2 серии из 4-х предметных изображений каждая (см. табл. 1) и после узнавания предметов первой, а затем и второй серии в наборе из 20 фотографий (рис. 1), через 5 сек. вновь отыскать в наборе предметы первой из предъявляемых серий. Опыт проводится 3 раза с сериями из 4-х предметов. Если испытуемый не справляется с заданием (в 3-х пробах делает 2–3 ошибки), то опыт проделывают трижды с 3-мя или 2-мя изображениями предметов.

 Узнавание «полувербализуемых» графических изображений при кратковременном предъявлении заданных образцов.

Испытуемому предъявляются для запоминания 9 графических «полувербализуемых» изображений экспозиция примерно 10 сек. Затем требуется найти их среди 20 изображений соответствующего набора Опыт проводится 3 раза с разными матрицами из 9 элементов.

Если испытуемый не запоминает в этом эксперименте более 2–3 изображений, можно изменить длину «алфавита», предъявляя одновременно б или 4 изображения.

 

 Узнавание «полувербализуемых» графических изображений в условиях интерференции.

Испытуемому предъявляется для запоминания последовательно 2 серии из 4-х «полувербализуемых» графических изображений каждая и после узнавания изображений первой, а затем и второй серии в наборе из 20 элементов (рис. 21), через 5 сек. вновь обнаружить в том же наборе изображения первой серии. Опыт проводится 3 раза с сериями из 4-х изображений. Если испытуемый не справляется с заданием (в 2– 3 пробах делает 2–3 ошибки), то опыт воспроизводят трижды с 3-мя или 2-мя рисунками.

Наиболее отчетливые расстройства идентификации слабовербализуемых графических изображений отмечаются у больных с поражением правой гемисферы (у правшей), в частности височно-теменных отделов.

Узнавание изображении невербализуемых геометрических фигур при кратковременном предъявлении заданных образцов .

Испытуемому предъявляется для запоминания одновременно 3 изображения–эталоны на 10 сек. Затем требуется их найти среди 20 изображений соответствующего набора. Опыт проводится 3 раза с 3-мя изображениями. Если испытуемый не справляется с заданием (2–3 пробы делает с ошибками), то опыт проделывают трижды с 2-мя или 1-м изображением.

 Идентификация невербализуемых геометрических фигур в условиях интерференции

Испытуемому предлагается запомнить последовательно 2 серии из 3-х невербализусмых геометрических фигур каждая и после нахождения фигур первой, а затем и второй серии в наборе из 20 изображений, через 5 сек. вновь отыскать в наборе фигуры первой из предъявлявшихся серий. Опыт проводится 3 раза с сериями из 3-х фигур. Если испытуемый не справляется с заданием (2–3 пробы делает с ошибками), то опыт проделывают трижды с 2-мя или с 1-й фигурой.

 

Сфера психической деятельности Методики
Внимание Корректурная проба, Методика «Шульте»,
Память  
Восприятие  
Эмоции  
Мышление  
Интеллект  
Личность  
   

 

 

Приложение №

 

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий.

4. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

5. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

6. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

7. Лист, почка, кора, дерево, сук.

8. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

9. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

10. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.

11. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.

12. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

13. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.

14. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

15. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

16. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

17. Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.

 

Приложение №

 

В каждой строке имеется одно слово перед скобками и 5 слов в скобках. Подчеркните в каждой строке те два слова в скобках, которые обозначают то, что данный предмет (перед скобками) всегда имеет, без чего он не бывает. Подчеркните только эти два слова.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берегу рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипедист).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

8. Чтение, (глаза, книга, картинка, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война ( аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 282.