Нарушения речи при различных заболеваниях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Речь больных шизофренией монотонна, крайне бедна интонациями, эмоционально оскуднена. Характерно изменение почерка у больных шизофренией. Он приобретает черты вычурности: непривычное распределение букв и слов, обоснованные подчеркивания, росчерки и т. д.

Больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или крайне медленно, с элементами скандирования.

Речь больных эпилепсией однообразно-монотонна и обстоятельна.

В повествовательной речи наиболее четко проявляется уровень речевого и интеллектуального развития.

У некоторых больных речь становится обедненной. Так, нередко бывает при поражениях лобных долей мозга, при атрофических заболеваниях мозга (болезнь Пика, Альцгеймера, прогрессивный паралич, органические заболевания мозга).

При истерии наблюдается временная функциональная потеря голоса -  афония.

Исследование речи.

(Л.И.Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон )

 Оценка экспрессивной речи.

Исследование экспрессивной речи начинается уже на этапе предварительной беседы, целью которой является установление продуктивного контакта с больным, знакомство его с задачами исследования. Речевую продукцию больных необходимо по возможности полно фиксировать в виде магнитофонных записей, протокола или в специальной схеме для последующего тщательного качественного анализа и оценки степени выраженности дефектов, а также для сравнительного анализа в динамике восстановительного лечения и реабилитации.

Оценка экспрессивной речи производится по особенностям выполнения субтестов-заданий: спонтанная и диалогическая речь, повествовательная (монологическая), автоматизированная и отраженная речь (повторение), называние. В этот же блок входят задания на слухоречевую память.

При анализе экспрессивной речи учитываются также и особенности чтения вслух.

СПОНТАННАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

 Больному предъявляется ряд вопросов на которые он должен ответить. Одни вопросы предусматривают короткий, односложный ответ типа «да», «нет», «хорошо», «плохо» и т. д., другие – более развернутый. Как вы себя чувствуете? ... У Вас болит голова?... Когда Вы заболели? .Расскажите немного о своей семье... Расскажите о своей работе и т. д.

При анализе полученных ответов учитывается способность больного понимать обращенные к нему вопросы, поддерживать диалог. Отмечаются характер мимики, жестов, ответов: их односложность или развернутость, особенности произносительной стороны речи, наличие эхолалий, быстрота, с которой даются ответы, различия в ответах на эмоционально значимые и индифферентные для больного вопросы и др.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ РЕЧЬ

 Испытуемого просят перечислить числовой ряд:

от 1 до 6; от 7 до 12; от 15 до 20

перечисление месяцев в году:

сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль

Кроме этих проб больному может быть предложено произнести короткие, но хорошо знакомые с детства стихотворения или пропеть куплет хорошо знакомой песни.

Учитываются: возможность плавного перечисления автоматизированных рядов, пропуски составляющих элементов или их замены, искажение порядка следования элементов, персеверации, парафазии.

Повествовательная (монологическая) речь

 Пересказ коротких рассказов, прочитанных экспериментатором вслух.

«У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко».

* * *

«Хотела галка пить. Во дворе стоял кувшин с водой, но воды в нем было мало, только на дне. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки, вода поднялась и галка смогла напиться».

 Составление предложений (короткого рассказа) по любой сюжетной картинке или рисункам, обозначающим действия.

 При анализе повествовательной речи обращается внимание на то, в какой мере в пересказе отражены ключевые элементы текста, сохранена ли нужная последовательность повествования, близость пересказа к тексту, понимание смысла рассказа. Отмечаются также возможность самостоятельного воспроизведения рассказа без наводящих вопросов, активность, развернутость, плавность или отрывистость речи, поиски слов, аграмматизм, преобладание в речи глаголов, вводных слов, или существительных, характер парафазии, их лабильность.

ОТРАЖЕННАЯ РЕЧЬ (ПОВТОРЕНИЕ)

-Повторение изолированных гласных звуков:

а, о, у, и, е, ю;

у, и, а, у, ю, я; и т. д.

-Повторение изолированных согласных звуков:

эм, эр, рэ, с, д, к;

Т, 3, X, ЭЛ, П, ЭН.

 -Повторение слогов-триграмм:

лив, кет, бун, том, тал, гис;

шом, бун, тал, гис, лив, кет.

-Повторение серий 3-х сложных гласных звуков:

аоу, уао, оау, уоа, оуа, ауо;

уао, оау, ауо, уоа, аоу, оуа.

 

- Повторение простых и сложных слов:

дом, работа, водопровод, полководец, стратостат, электроэнцефалография; мак, сорока, библиотека, трубопровод, приватизация, кораблекрушение.

- Повторение предложений:

Я иду в кино;

Наступила весна, но снег в лесу не растаял;

Дом, который стоял у дороги, был окружен высоким забором;

Я рисую дом;

Сегодня хорошая погода, хотя ночью шел дождь;

Поезд, который отправляется ночью, всегда прибывает вовремя.

- Повторение серий слов, не связанных по смыслу (интервал между словами 1-2 сек):

дом-лес ночь-план-лист луч-мак мост-ключ-груз сон-бег гром-ноль-клад кухня-ферма-кофта-пушка соска-дамба-лодка-цапля капля-тумба-лента-сушка

Пробы направлены преимущественно на исследование слухо-речевой кратковременной памяти.

-Повторение серий слогов-триграмм:

бун-лец рел-зук-тиз кет-лаш кет-бун-шом зук-тиз лив-цис-тал бун-цис-кет-лаш лец-зук-рел-тиз шом-лив-гис-тал

-Название реальных предметов:

стул, часы, карандаш, пуговица, люстра, циферблат.

-Называние частей тела:

глаз, колено, брови, локоть, подбородок, ресницы.

-Называние изображений предметов, например:

1-я серия очки ключ утюг ножницы пила топор

2-я серия кофейник самовар клещи циркуль якорь пистолет

На рис.(отсканировать) 1 (см. Приложение) изображены предметы, встречающиеся в обиходе как довольно часто, так и относительно редко. В предъявляемом испытуемому (последовательно) наборе из 6 изображений предметов следует предусмотреть как часто, так и редко встречающиеся предметы. Этот же набор можно использовать для исследования классификации – нахождения больным категориальных названий предметов, например: пила, топор, клещи – инструменты и т. д., а также для называния качества предметов или действий с их помощью.

 -Называние действий

Показывают больному изображение предмета (рис. 1 Прилож.) и просят сказать, для чего он служит, например:

топор – рубить; весы – взвешивать; ножницы – резать; пистолет – стрелять; утюг – гладить; циркуль – измерять.

При выполнении проб на называние главное внимание обращают на поиск больным нужного названия, помогает ли при этом подсказка первых 1–2 фонем и контекст, на характер парафазии, различия в назывании окружающих предметов и частей тела, с одной стороны, и изображений предметов и действий–с другой.

Подводя итог анализа особенностей выполнения задании всех проб на оценку экспрессивной речи необходимо учитывать: темп речи, ее мелодические и интонационные характеристики, тенденции к логорее, плавность речи–напряжение, запинание, затруднение приступа к слову, артикуляторные искажения и поиски артикуляций, способность плавного перехода от одной артикуле-мы на другую, особенности парафазии, лабильность литеральных парафазии и др. Для этой цели весьма целесообразно записывать образцы речи на магнитофоне, предваряя запись упоминанием Ф. И. О. больного и даты исследования.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 226.