Алексия- расстройство, при котором нарушается способность читать, обусловленное нарушением понимания текста. Выделяют: вербальную алексию, связанную с нарушением понимания смысла фраз и отдельных слов; литеральную алексию, обусловленную нарушением узнавания отдельных букв, цифр, и других знаков.
Нарушение чтения исследуется с помощью методик:
Чтение идеограмм, например:
имя, фамилия больного, родной город, имена членов семьи, профессия, месяц рождения.
Чтение (узнавание) букв в наборе, выполненном разными шрифтами
Покажите, пожалуйста: А, Е, К, Т, Ш, Ю (или др. 6 букв). Учитывается выбор любого образца заданных букв, написанных разными шрифтами.
В другом варианте опыта испытуемому предлагается подложить к буквам В, Г, Д, Т, А, Н буквы, написанные различными шрифтами, в том числе и стилизованные.
Чтение букв вслух:
А, Д, К, Р, Ц, Я (или других 6 букв)
Чтение вслух слогов и псевдослов:
му, ана, лет, цир, позд, стра и т. п.
Чтение слов (простых и сложных):
лес, зерно, автобус, индустрия, реставрация, энциклопедия.
Слоги и слова пишет экспериментатор крупными печатными буквами. Если больной не читает вслух слоги, псевдослова и слова, его просят подложить названия предметов под их изображения (глобальное чтение) (рис. 1), при этом письменные обозначения предметов должны быть заготовлены крупными печатными буквами (входит в набор, изготовленный для экспериментатора).
Чтение вслух простых предложений
«золотая голова», «сегодня хорошая погода», «не красна изба углами, а красна пирогами» или другие 3 предложения, используя заготовленные для набора образцы текстов.
Чтение про себя или «молчаливое чтение»: выполнение письменных заданий без проговаривания (по 3 пробы в каждом задании)
а) подкладывание подписей под предметные картинки;
б) подкладывание подписей под сюжетные картинки (заранее изготовленные);
в) чтение и понимание простых инструкций, например:
улыбнитесь, закройте глаза, встаньте и посмотрите в окно.
Чтение вслух короткого рассказа (см. тексты пробы «повествовательная речь» или др. тексты, близкие по величине и сложности слов).
При оценке проб «письмо» и «чтение» кроме специфических ошибок, обозначенных в шкале, учитывается, в какой мере нарушение письма и чтения отражает особенности устной речи больного и каково соотношение тяжести нарушений письма и чтения, а также в какой мере сохраняется способность понимания прочитанного.
Нейропсихологическое исследование нарушений счета.
Акалькулия- это нарушение способности производить арифметические действия, встречается при поражении теменной и затылочной долей доминантного полушария головного мозга.
Для оценки нарушений счета испытуемому предлагается:
Чтение (называние) чисел:
8, 14, 41, 1010, 1155, 71017
Написание чисел:
9, 21, 117, 711, 1515, 41024
Произвести автоматизированные счетные операции, (таблица умножения)
Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел:
9-6 | 7+8 | 32-15 |
57+28 | 83-47 | 27+64 |
Письменный счет
49+36 | 669-185 | 131х14 |
227+369 | 931-486 | 576:24 |
Решение простых задач:
В одной корзине 9 яблок, в другой в 4 раза больше.
Сколько яблок во второй корзине?
* * *
На одной полке 6 книг, на другой на 5 книг больше.
Сколько всего книг на полках?
* * *
На 2-х полках 32 книги. На одной на 8 книг больше.
Сколько книг на каждой полке?1
При оценке результатов исследования следует по возможности оценить избирательность нарушений счета–выяснить, обусловлены ли нарушения в счетных операциях собственно акалькулией или речевыми расстройствами, в частности неудержанием речевого ряда или отчуждением смысла слов.
Нейропсихологическое исследование нарушений праксиса.
Праксис- способность испытуемого манипулировать с предметами, совершать движения.
Оценка идеаторного и идеомоторного праксиса.
Действия с реальными предметами
Предлагается испытуемому: причесаться; расстегнуть и застегнуть пуговицу;
снять и одеть куртку (халат) и др.
Действия с воображаемыми предметами:
показать как чистят зубы, пилят дрова, размешивают сахар в чашке и т. п.
Выполнение символических действий:
попрощаться, молча позвать кого-либо, отдать воинское приветствие и т.п.
Оценка конструктивного праксиса.
Складывание из палочек по образцу 3-х фигур (используется обычно школьный набор счетных палочек):
квадрата, ромба, сложной ломаной линии из 10 линейных отрезков
Рисование по вербальному заданию:
звезды, домика, кубика, ромашки, лица, стола.
Срисовывание 3-х объемных геометрических фигур:
куба, пирамиды, усеченной пирамиды
Рисование 3-х фигур с переворачиванием их на J800 в горизонтальной и вертикальной плоскости (2 – в горизонтальной плоскости справа налево и наоборот и 1 – в вертикальной).
Оценка динамического праксиса.
Проба «кулак – ладонь – ребро» по зрительному показу (выполняется, если позволяет неврологический статус, попеременно каждой рукой):
кулак – ладонь – ребро; ребро – кулак – ладонь.
Каждый из вариантов выполняется 3 раза, всего 6 проб.
Усвоение заданной последовательности движений пальцев по проприоцептивному показу (глаза испытуемого закрыты, каждое задание выполняется 3 раза – всего 6 проб), например:
1–3–2 пальцы; 2–1–4 пальцы; 5–3–1 пальцы.
Усвоение заданной последовательности движений пальцев (постукивание по столу) по зрительному эталону, например:
2–3–4 пальцы; 1–5–2 пальцы; 3–5–1 пальцы.
Воспроизведение заданного графического стереотипа.
Заполнить строчку сериями:
006660066600 ...
СеееСеееСеесС ...
ххоооххоооохх ...
При повторных исследованиях серии можно менять, так же как и задания в предыдущих пробах.
Оценка орального праксиса.
Простые движения губ и языка, например:
высунуть язык; надуть щеки;
поместить язык между зубами и нижней губой и т. д.
Символический оральный праксис (действия без предметов и объектов), например:
показать, как задувают горящую спичку, изобразить поцелуй, сплевывание.
При оценке результатов выполнения проб по разделу «праксис» уточняют, не связаны ли нарушения праксиса с речевыми расстройствами. Так, например, при невозможности выполнить пробы по вербальной инструкции, избирательность нарушений праксиса проверяют в пробах на подражание. Следует также учитывать и особенности двигательных операций (координации движений, персеверации, эхопраксии и т. д.). Обращают внимание на способности испытуемого правильно самостоятельно раздеться и одеться (апраксия одевания), на ошибки в левом или правом поле зрения в пробах на зрительно-конструктивные действия, а также на элементы наложения одного рисунка на другой при рисовании по инструкции двух или более рисунков на одном листе бумаги.
Нейропсихологическое исследование нарушений восприятия шумов, ритмов и мелодий.
Агнозия- нарушение восприятия.
Для исследования нарушения восприятия используются методики:
Узнавание знакомых шумов:
шелеста бумаги; хлопания в ладоши; звона ключей (монет) и др.
Узнавание (идентификация) различных ритмов. Экспериментатор задает ритм по схеме постукиванием по столу – испытуемый должен найти идентичный «ритм» на той же схеме (6 вариантов).
Воспроизведение предъявляемых на слух ритмических последовательностей (по той же схеме–6 вариантов).
Узнавание мелодий 3-х общепопулярных песен, напетых экспериментатором или воспроизведенных на магнитофоне, который обычно используется для записей образцов экспрессивной речи испытуемых с речевыми дефектами.
Нейропсихологическое исследование нарушений схемы тела.
Соматогнозия (нарушение схемы тела)- расстройство узнавания собственного тела, оценки их состояния и расположения друг к другу.
Аутотопагнозия- игнорирование половины тела или неузнавание его частей. Исследование проводят с помощью методик:
Право-левая ориентировка.
Испытуемого просят показать: свою левую руку; правую руку экспериментатора (сидит рядом с испытуемым); левую руку экспериментатора (сидящего напротив испытуемого со скрещенными на груди руками).
Оценка пальцевого гнозиса.
Показ пальцев по подражанию.
Покажите, пожалуйста: показывают 3-й палец; 5-й палец; 2-й палец; 3-й палец; 4-й палец; 1-й палец.
Показ пальцев по вербальной инструкции.
Покажите, пожалуйста: указательный палец; мизинец; средний; большой; мизинец; безымянный.
Называние пальцев.
Показывают для называния: указательный палец, большой, мизинец, средний, безымянный, средний.
Экспериментатор показывает пальцы попеременно то левой, то правой руки, изменяя каждый раз положение кисти в пространстве.
Воспроизведение позы пальцев по зрительному образцу. Показывают 6 вариантов позы пальцев, сидя напротив испытуемого (или демонстрируя рисунки–образцы).
При анализе успешности выполнения блока «схема тела» следует помнить об элементах анозогпозий, например, неосознания пареза в левых конечностях, болезни в целом и др.
Нейропсихологическое исследование нарушений ориентировки в простанстве.
Данный вид нарушений оценивается на основании:
Ориентировки в реальном пространстве.
Узнавание своей палаты, ординаторской, туалета и т. и.
Оценивается по данным клинического наблюдения и анамнеза
со слов персонала или родственников
Схемы пространственных отношений.
Испытуемому предлагается нарисовать план своей палаты с указанием расположения: двери, окон, кроватей.
Частей света.
Экспериментатор ставит на бумаге точку и, обозначив ее «севером», просит испытуемого схематически показать соотношение частей света: юг, запад, восток, юго-запад, северо-восток, юго-восток.
Поставив в центре листа чистой бумаги точку и, обозначив ее Москвой, испытуемому предлагается показать примерное расположение: Петербурга, Мурманска, Владивостока, Крыма, Германии, Японии.
Узнавание времени на «слепом» циферблате.
Установки «стрелок» часов по вербальной инструкции (схематический рис. «слепого» циферблата выполняет экспериментатор).
При анализе успешности выполнения проб раздела «ориентировка в пространстве» рекомендуется учитывать данные анамнеза о способности больного ориентироваться в своей квартире, улицах родного города, самостоятельно находить свой дом и т. д. Для представления о нарушении топографической памяти следует также выяснить, как больные описывают хорошо знакомые места (дом, улицу и т. д.).
Нейропсихологическое исследование нарушений стереогнозиса.
Тактильная агнозия (астереогнозис)- нарушение способности узнавать предъявляемые прдметы на ощупь при отсутствии отчетливых дефектов элементарных видов чувствительности.
Узнавание реальных предметов с помощью осязания (глаза испытуемого при этом закрыты). Предлагается, например, узнать: ручку, монету, пуговицу, ключ, расческу, ремешок от часов.
Если больной ошибается, ему предлагается узнать те же предметы, открыв глаза.
Сенсибилизированным вариантом этой пробы является узнавание материалов, из которых сделаны предметы: дерево, пластмасса, металл и т. п.
Задание выполняется правой и левой рукой (если позволяет неврологический статус), при оценке результатов следует учитывать особенности номинативной функции речи.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 272.