Нейропсихологическое исследование нарушений чтения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Алексия- расстройство, при котором нарушается способность читать, обусловленное нарушением понимания текста. Выделяют: вербальную алексию, связанную с нарушением понимания смысла фраз и отдельных слов; литеральную алексию, обусловленную нарушением узнавания отдельных букв, цифр, и других знаков.

 Нарушение чтения исследуется с помощью методик:

 Чтение идеограмм, например:

имя, фамилия больного, родной город, имена членов семьи, профессия, месяц рождения.

 Чтение (узнавание) букв в наборе, выполненном разными шрифтами

Покажите, пожалуйста: А, Е, К, Т, Ш, Ю (или др. 6 букв). Учитывается выбор любого образца заданных букв, написанных разными шрифтами.

В другом варианте опыта испытуемому предлагается подложить к буквам В, Г, Д, Т, А, Н буквы, написанные различными шрифтами, в том числе и стилизованные.

 Чтение букв вслух:

А, Д, К, Р, Ц, Я (или других 6 букв)

 

 Чтение вслух слогов и псевдослов:

му, ана, лет, цир, позд, стра и т. п.

 

 Чтение слов (простых и сложных):

лес, зерно, автобус, индустрия, реставрация, энциклопедия.

Слоги и слова пишет экспериментатор крупными печатными буквами. Если больной не читает вслух слоги, псевдослова и слова, его просят подложить названия предметов под их изображения (глобальное чтение) (рис. 1), при этом письменные обозначения предметов должны быть заготовлены крупными печатными буквами (входит в набор, изготовленный для экспериментатора).

 Чтение вслух простых предложений

«золотая голова», «сегодня хорошая погода», «не красна изба углами, а красна пирогами» или другие 3 предложения, используя заготовленные для набора образцы текстов.

 Чтение про себя или «молчаливое чтение»: выполнение письменных заданий без проговаривания (по 3 пробы в каждом задании)

а) подкладывание подписей под предметные картинки;

б) подкладывание подписей под сюжетные картинки (заранее изготовленные);

в) чтение и понимание простых инструкций, например:

улыбнитесь, закройте глаза, встаньте и посмотрите в окно.

 Чтение вслух короткого рассказа (см. тексты пробы «повествовательная речь» или др. тексты, близкие по величине и сложности слов).

При оценке проб «письмо» и «чтение» кроме специфических ошибок, обозначенных в шкале, учитывается, в какой мере нарушение письма и чтения отражает особенности устной речи больного и каково соотношение тяжести нарушений письма и чтения, а также в какой мере сохраняется способность понимания прочитанного.

 Нейропсихологическое исследование нарушений счета.

Акалькулия- это нарушение способности производить арифметические действия, встречается при поражении теменной и затылочной долей доминантного полушария головного мозга.

Для оценки нарушений счета испытуемому предлагается:

Чтение (называние) чисел:

8, 14, 41, 1010, 1155, 71017

 Написание чисел:

9, 21, 117, 711, 1515, 41024

Произвести автоматизированные счетные операции, (таблица умножения)

Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел:

9-6   7+8   32-15  
57+28   83-47   27+64  

 

 Письменный счет

49+36   669-185   131х14  
227+369   931-486   576:24  

 

 Решение простых задач:

В одной корзине 9 яблок, в другой в 4 раза больше.

 Сколько яблок во второй корзине?

* * *

На одной полке 6 книг, на другой на 5 книг больше.

Сколько всего книг на полках?

* * *

На 2-х полках 32 книги. На одной на 8 книг больше.

Сколько книг на каждой полке?1

При оценке результатов исследования следует по возможности оценить избирательность нарушений счета–выяснить, обусловлены ли нарушения в счетных операциях собственно акалькулией или речевыми расстройствами, в частности неудержанием речевого ряда или отчуждением смысла слов.

 

Нейропсихологическое исследование нарушений праксиса.

Праксис- способность испытуемого манипулировать с предметами, совершать движения.

Оценка идеаторного и идеомоторного праксиса.

 Действия с реальными предметами

Предлагается испытуемому: причесаться; расстегнуть и застегнуть пуговицу;

снять и одеть куртку (халат) и др.

Действия с воображаемыми предметами:

показать как чистят зубы, пилят дрова, размешивают сахар в чашке и т. п.

 Выполнение символических действий:

попрощаться, молча позвать кого-либо, отдать воинское приветствие и т.п.

Оценка конструктивного праксиса.

  Складывание из палочек по образцу 3-х фигур (используется обычно школьный набор счетных палочек):

квадрата, ромба, сложной ломаной линии из 10 линейных отрезков

Рисование по вербальному заданию:

звезды, домика, кубика, ромашки, лица, стола.

 Срисовывание 3-х объемных геометрических фигур:

куба, пирамиды, усеченной пирамиды

Рисование 3-х фигур с переворачиванием их на J800 в горизонтальной и вертикальной плоскости (2 – в горизонтальной плоскости справа налево и наоборот и 1 – в вертикальной).

 

Оценка динамического праксиса.

 Проба «кулак – ладонь – ребро» по зрительному показу (выполняется, если позволяет неврологический статус, попеременно каждой рукой):

кулак – ладонь – ребро; ребро – кулак – ладонь.

Каждый из вариантов выполняется 3 раза, всего 6 проб.

Усвоение заданной последовательности движений пальцев по проприоцептивному показу (глаза испытуемого закрыты, каждое задание выполняется 3 раза – всего 6 проб), например:

1–3–2 пальцы; 2–1–4 пальцы; 5–3–1 пальцы.

 Усвоение заданной последовательности движений пальцев (постукивание по столу) по зрительному эталону, например:

2–3–4 пальцы; 1–5–2 пальцы; 3–5–1 пальцы.

 Воспроизведение заданного графического стереотипа.

 Заполнить строчку сериями:

006660066600 ...

СеееСеееСеесС ...

ххоооххоооохх ...

 При повторных исследованиях серии можно менять, так же как и задания в предыдущих пробах.

Оценка орального праксиса.

Простые движения губ и языка, например:

высунуть язык; надуть щеки;

поместить язык между зубами и нижней губой и т. д.

Символический оральный праксис (действия без предметов и объектов), например:

показать, как задувают горящую спичку, изобразить поцелуй, сплевывание.

При оценке результатов выполнения проб по разделу «праксис» уточняют, не связаны ли нарушения праксиса с речевыми расстройствами. Так, например, при невозможности выполнить пробы по вербальной инструкции, избирательность нарушений праксиса проверяют в пробах на подражание. Следует также учитывать и особенности двигательных операций (координации движений, персеверации, эхопраксии и т. д.). Обращают внимание на способности испытуемого правильно самостоятельно раздеться и одеться (апраксия одевания), на ошибки в левом или правом поле зрения в пробах на зрительно-конструктивные действия, а также на элементы наложения одного рисунка на другой при рисовании по инструкции двух или более рисунков на одном листе бумаги.

Нейропсихологическое исследование нарушений восприятия шумов, ритмов и мелодий.

Агнозия- нарушение восприятия.

Для исследования нарушения восприятия используются методики:

 Узнавание знакомых шумов:

шелеста бумаги; хлопания в ладоши; звона ключей (монет) и др.

Узнавание (идентификация) различных ритмов. Экспериментатор задает ритм по схеме постукиванием по столу – испытуемый должен найти идентичный «ритм» на той же схеме (6 вариантов).

 Воспроизведение предъявляемых на слух ритмических последовательностей (по той же схеме–6 вариантов).

 Узнавание мелодий 3-х общепопулярных песен, напетых экспериментатором или воспроизведенных на магнитофоне, который обычно используется для записей образцов экспрессивной речи испытуемых с речевыми дефектами.

 

  Нейропсихологическое исследование нарушений схемы тела.

Соматогнозия (нарушение схемы тела)- расстройство узнавания собственного тела, оценки их состояния и расположения друг к другу.

Аутотопагнозия- игнорирование половины тела или неузнавание его частей. Исследование проводят с помощью методик:

 

 Право-левая ориентировка.

Испытуемого просят показать: свою левую руку; правую руку экспериментатора (сидит рядом с испытуемым); левую руку экспериментатора (сидящего напротив испытуемого со скрещенными на груди руками).

Оценка пальцевого гнозиса.

 Показ пальцев по подражанию.

Покажите, пожалуйста: показывают 3-й палец; 5-й палец; 2-й палец; 3-й палец; 4-й палец; 1-й палец.

Показ пальцев по вербальной инструкции.

 Покажите, пожалуйста: указательный палец; мизинец; средний; большой; мизинец; безымянный.

  Называние пальцев.

Показывают для называния: указательный палец, большой, мизинец, средний, безымянный, средний.

Экспериментатор показывает пальцы попеременно то левой, то правой руки, изменяя каждый раз положение кисти в пространстве.

 Воспроизведение позы пальцев по зрительному образцу. Показывают 6 вариантов позы пальцев, сидя напротив испытуемого (или демонстрируя рисунки–образцы).

При анализе успешности выполнения блока «схема тела» следует помнить об элементах анозогпозий, например, неосознания пареза в левых конечностях, болезни в целом и др.

 

 Нейропсихологическое исследование нарушений ориентировки в простанстве.

Данный вид нарушений оценивается на основании:

Ориентировки в реальном пространстве.

 Узнавание своей палаты, ординаторской, туалета и т. и.

Оценивается по данным клинического наблюдения и анамнеза

со слов персонала или родственников

 Схемы пространственных отношений.

 Испытуемому предлагается нарисовать план своей палаты с указанием расположения: двери, окон, кроватей.

 Частей света.

Экспериментатор ставит на бумаге точку и, обозначив ее «севером», просит испытуемого схематически показать соотношение частей света: юг, запад, восток, юго-запад, северо-восток, юго-восток.

 Поставив в центре листа чистой бумаги точку и, обозначив ее Москвой, испытуемому предлагается показать примерное расположение: Петербурга, Мурманска, Владивостока, Крыма, Германии, Японии.

Узнавание времени на «слепом» циферблате.

 Установки «стрелок» часов по вербальной инструкции (схематический рис. «слепого» циферблата выполняет экспериментатор).

При анализе успешности выполнения проб раздела «ориентировка в пространстве» рекомендуется учитывать данные анамнеза о способности больного ориентироваться в своей квартире, улицах родного города, самостоятельно находить свой дом и т. д. Для представления о нарушении топографической памяти следует также выяснить, как больные описывают хорошо знакомые места (дом, улицу и т. д.).

 

 Нейропсихологическое исследование нарушений стереогнозиса.

Тактильная агнозия (астереогнозис)- нарушение способности узнавать предъявляемые прдметы на ощупь при отсутствии отчетливых дефектов элементарных видов чувствительности.

 Узнавание реальных предметов с помощью осязания (глаза испытуемого при этом закрыты). Предлагается, например, узнать: ручку, монету, пуговицу, ключ, расческу, ремешок от часов.

Если больной ошибается, ему предлагается узнать те же предметы, открыв глаза.

 Сенсибилизированным вариантом этой пробы является узнавание материалов, из которых сделаны предметы: дерево, пластмасса, металл и т. п.

Задание выполняется правой и левой рукой (если позволяет неврологический статус), при оценке результатов следует учитывать особенности номинативной функции речи.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.