Динамика расстройств личности и прогноз
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Динамика. Расстройства личности, в особенности конституциональные психопатии, отличаются стабильностью: патологические черты характера, выявившиеся в определенном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Однако эти черты то заостряются, то смягчаются. Это дало основание московскому психиатру П. Б. Ганнушкину развить учение о динамике психопатий. К динамическим сдвигам были отнесены этапы формирования психопатий, возрастные кризы, компенсации и декомпенсации, психопатические фазы, трансформации типов психопатий. В отдельных случаях оказалась возможной устойчивая депсихопатизация (Ю. В. Попов).

Возрастные кризы — пубертатный и климактерический — обусловлены в основном биологическими факторами. Период полового созревания сильнее выявляет и заостряет патологические черты характера у мальчиков, климактерический период в этом отношении сильнее действует на женщин.

Компенсация — временное смягчение психопатических особенностей за счет изменения «микросреды» (семейной, трудовой) на такую, где эти особенности не мешают наилучшим образом приспособиться (например, уединенный образ жизи с возможностью целиком отдаться излюбленному увлечению или интересам при шизоидном расстройстве личности). Реже компенсация осуществляется за счет активной выработки механизмов психологической защиты, образа жизни, манеры поведения, порой контрастных психопатическим чертам и затушевывающих эти черты. Однако в трудных ситуациях эти механизмы оказываются недостаточными и истинные психопатические особенности вновь выступают.

Декомпенсация — заострение психопатических черт, сопровождаемое обычно нарушениями поведения и социальной дезадаптацией. Наступает чаще под действием неблагоприятных факторов среды, однако обычно вполне переносимых здоровыми личностями. Иногда же декомпенсации возникают без видимых причин — в силу эндогенных механизмов, например после дисфорий при эпилептоидной психопатии. Случается так, что психопаты сами создают вокруг себя психотравмирующую обстановку, которая затем приводит к декомпенсации.

Психопатические фазы — периодические без каких-либо причин резкие ухудшения, также через некоторое время сами по себе проходящие — встречаются только при некоторых типах психопатий. Примером могут послужить дисфории при эпилептоидной психопатии.

Этапы формирования психопатий (по В. А. Гурьевой и В. Я. Гиндикину) обычно удается выявить ретроспективно, когда психопатия уже сформировалась. На протяжении детства, юношеских и молодых лет выделяются этапы начальных проявлений (отдельных эпизодических нарушений поведения), структурирования (нарушения поведения постоянны, но тип психопатии еще определить трудно) и завершения формирования.

Трансформация типов расстройств личности (по Н. И. Фелинской) происходит как в силу эндогенных механизмов, например с возрастом, так и под л влиянием неблагоприятных условий среды. Как указывалось, паранойяльное развитие обычно начинается в 30—40 лет, но ему может предшествовать шизоидное или гистри-оническое расстройство или эпилептоидная акцентуация характера. Постоянное пребывание в асоциальных компаниях может сменить гистрионическое расстройство на диссоциа-тивное, а жизнь в условиях жестоких взаимоотношений способствовать трансформации шизоидной психопатии в эпилептоидную.

Депсихопатизация (по Ю. В. Попову) — стойкое сглаживание психопатических черт характера с многолетней компенсацией. Обыденные жизненные трудности и повседневные стрессы переносятся удовлетворительно. Тип характера остается прежним, но не препятствует социальной адаптации. Наступает в благоприятных условиях, особенно при наличии гармоничной семьи, приблизительно в 15% случаев.

Прогноз. При расстройствах личности прогноз зависит от их тяжести и социального окружения. При длительных и почти непрекращающихся декомпенсациях, несмотря на улучшение условий жизни («глубокие психопатии» по Б. В. Шостаковичу), социальный прогноз неблагоприятен: паразитический образ жизни, пьянство, употребление наркотиков, преступления, нередко тяжкие, приводят к деградации личности. Если декомпенсации вызваны действительными психическими травмами и непродолжительны, то больше надежды на возможность депсихопатизации со временем. При расстройствах личности также высок риск суицидов.

Этиология и патогенез. Ведущей причиной конституциональных психопатий являются наследственные факторы. Однако закономерности наследования не установлены. Предполагается, что психопатические черты характера чаще передаются от матери к сыну и от отца к дочери.

Органические психопатии являются следствием нарушенного формирования мозга в раннем онтогенезе под влиянием мозговых травм и инфекций, а также интоксикаций. Психопатические развития возникают на неблагоприятной почве (выраженные акцентуации характера, резидуально-органическое поражение головного мозга) под действием хронической психической травматизации, особенно адресующейся к месту наименьшего сопротивления данного типа акцентуации.

После очень тяжелых и оказывающих продолжительное влияние психических травм (например, длительное тюремное заключение в особо тяжелых условиях) психопатическое развитие может начаться и у преморбидно здоровых и уравновешенных личностей (постреактивное развитие по Н. И. Фелинской, «вьетнамский синдром» у военнослужащих США, «афганский синдром» в советских войсках). При тяжелых расстройствах личности («глубоких психопатиях») иногда можно наблюдать эндокринные нарушения или морфологические признаки дизонтогенеза.

Распространенность. Сведения о частоте расстройств личности весьма различны: в популяции их от 0,2 до 5%. Многие психопатические личности не попадают в поле зрения психиатров. Среди мужчин психопатии встречаются в 2—3 раза чаще, чем среди женщин. Отчасти это связано с тем, что в странах со всеобщей повинностью расстройства личности диагностируются при призыве или во время прохождения военной службы. Наиболее частыми типами психопатий являются эмоционально-неустойчивые (эсплозивная, эпилептоидная психопатии), гистрионическое и диссоциативное расстройство личности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность является наиболее сложным психический конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности – различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.

В последние годы значительно возрос интерес к исследованиям личностных особенностей психических больных, так и соматических больных. Это объясняется рядом обстоятельств: во-первых, изменения личности обладают в известной мере нозологической специфичностью и могут быть использованы для решения вопросов дифференциальной диагностики; во-вторых, анализ преморбидных свойств личности может оказаться полезным в установлении возможных причин происхождения ряда заболеваний (и не только психических, но и соматических, например, язвенной болезни, заболеваний сердечно-сосудистой системы); в-третьих, характеристика личностных изменений в течении заболевания обогащает наши представления о его патогенетических механизмах; в-четвертых, учет особенностей личности очень важен для рационального построения комплекса реабилитационных мероприятий.

Учитывая сложность понятия личности, следует сразу же согласиться с тем, что нет какого-либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам ни представлялся, который может дать целостную характеристику личности. С помощью экспериментального исследования мы получаем лишь частичную характеристику личности, которая нас удовлетворяет постольку, поскольку она оценивает определенные личностные проявления, имеющие значение для решения конкретной задачи.

В настоящее время известно множество экспериментально-психологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности. Они, как уже указывалось, различаются особенностями подхода к самой проблеме (речь идет о различии принципиальном, методологическом), разнообразием интересов исследователей (личность изучается в педагогической психологии, в психологии труда, в социальной и патологической психологии и т. д.) и направленностью на различные проявления личности. Конечно, интересы исследователей и стоящие перед ними задачи нередко совпадают и этим объясняется то, что методики исследования личности в социальной психологии берутся на вооружение медицинскими психологами, методики медицинской психологии заимствуются специалистами, работающими в области психологии труда.

Не существует даже сколько-нибудь четкой и тем более общепринятой классификации методов, используемых для исследования личности. В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, (1978 )предложили в качестве условной следующую классификацию методов исследования личности:

1. наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза и т. д.);

2. специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т. д.);

3. личностные опросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке;

4. проективные методы.

 К. Leonhard (1968) считал наблюдение одним из важнейших методов диагностики личности, отдавая ему предпочтение в сравнении с методиками типа личностных опросников. При этом он придает особое значение возможности наблюдать человека непосредственно, изучать его поведение на работе и в домашней обстановке, в семье, среди друзей и знакомых, в узком кругу и при большом количестве собравшихся. Подчеркивается особенная важность наблюдения над мимикой, жестикуляцией и интонациями обследуемого, являющимися часто более объективными критериями личностных проявлений, чем слова. Наблюдение не должно быть пассивно-созерцательным. В процессе наблюдения медицинский психолог анализирует те явления, которые он видит, с точки зрения деятельности больного в определенной ситуации и с этой целью оказывает известное влияние на складывающуюся ситуацию с тем, чтобы стимулировать определенные поведенческие реакции обследуемого. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности (М. С. Роговин, 1979). В клинической беседе анализируются особенности биографии больного, присущие ему особенности личностных реакций, его отношение к собственному характеру, особенности поведения обследуемого в конкретных ситуациях. Последние К. Leonhard рассматривал как важнейший методический пункт в анализе личности. М. С. Лебединский (1971) особое внимание в исследовании личности больного уделял изучению дневников и автобиографий, составляемых им по просьбе психолога, либо ведущихся и раньше.

Для исследования личности в процессе деятельности применяются специальные методики, о которых речь будет идти ниже. Следует лишь отметить, что для опытного медицинского психолога такой материал дают и любые психологические методики, направленные на исследование познавательной деятельности. Например, по результатам пробы на заучивание 10 слов можно судить о наличии апатических изменений у больного шизофренией (кривая запоминания типа «плато»), о завышенном или заниженном уровне притязаний и т. п.

Значительные методические и методологические трудности возникают перед медицинским психологом в связи с использованием личностных опросников. Личностные характеристики, получаемые в плане самооценки, представляют значительный интерес для медицинского психолога, однако при этом нередко упускается из виду необходимость сопоставления данных самооценки с показателями, объективно представляющими личность. Из наиболее часто употребляемых личностных опросников только MMPI располагает удовлетворительными оценочными шкалами, позволяющими судить об адекватности самооценки обследуемого. Недостатком конструкции многих личностных опросников следует считать их явную для обследуемого целенаправленность. Это в первую очередь относится к монотематическим опросникам типа шкалы тревоги. Таким образом, информацию, получаемую с помощью личностных опросников, можно адекватно оценить лишь при сравнении ее с данными объективной оценки личности, а также при дополнении ее результатами исследования личности в процессе деятельности, проективными методами. Подбор методик, дополняющих тот или иной личностный опросник, определяется во многом задачей исследования. Например, при изучении «внутренней картины» болезни позиция больного по отношению к своему заболеванию существенно уточняется введением в эксперимент методик типа незаконченных предложений.

 Метод незаконченных предложений применяется в экспериментально-психологической практике давно. В экспериментально-психологической лаборатории клиники В. М. Бехтерева метод незаконченных предложений применялся для исследования воображения (В. В. Абрамов, 1911, С. Д. Владычко, 1931). Существует множество его вариантов.

В варианте A. F. Payne и A. Rohde обследуемому предлагается 66 незаконченных предложений, которые он должен дополнить. Инструкция содержит указание о необходимости делать это как можно быстрее, без обдумывания, не пропуская ни одного из предъявленных предложений. На основании анализа и интерпретаций полученных данных исследователь делает заключение об особенностях отношения обследуемого к окружающим, представителям того же или противоположного пола, друзьям, учителям, людям вообще, каково его отношение к самому себе, своему будущему, деньгам, законам, воспитанию и т. д. При этом могут быть выявлены наличие ипохондричности, мысли о самоубийстве, чрезмерная мнительность. По мнению Т. Bilikiewicz (I960), этот метод применим как для индивидуальных, так и для групповых исследований и помогает выявить скрываемые больным или даже не осознаваемые им переживания. Поэтому автор пишет о важном значении метода незаконченных предложений для построения психотерапевтической и психопрофилактической работы, а также для решения ряда социальных вопросов по устройству в обществе психически больных. Приводим примеры неоконченных предложений в варианте A. F. Раупе и A. Rohde:

Моя профессия...

Будущее...

Хотел бы знать...

Наша семья...

Если бы...

Известен также вариант метода незаконченных предложений J. M. Sacks и S. Levy. Он включает 60 незаконченных предложений, дополнения к ним несколько больше детерминированы руслом начала фразы, чем в варианте А. F. Рауnе и А. Rohde. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной мере систему отношений обследуемого к семье, к представителям того же или противоположного пола, к половой жизни, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым больным страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству сознания вины, свидетельствуют об его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, жизненные цели.

Следует отметить, что некоторые вопросы этого варианта оказываются неприятными для обследуемых, так как касаются интимной стороны их жизни. Поэтому Г. Г. Румянцев (1969) рекомендует в инструкции сообщать больному, что исследование производится с целью тренировки памяти или внимания.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Приводим примеры предложений и варианты ответов с оценкой:

Отношение к семье

По сравнению с большинством других семей моя семья

1. Плохая, недружная, распалась, несчастливая, мещанская – 2

2. Не очень хорошая, нервная, менее дружная ............... – 1

3. Не хуже и не лучше других .................................... – 0

Отношение к будущему

Будущее кажется мне

1. Очень мрачным, печальным, страшным, плохим ....... – 2

2. Не очень светлым, туманным, неприглядным ........... – 1

3. Светлым, розовым, неясным, неизвестным; таким же,

как настоящее .........................................................– О

Количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений, однако более перспективно качественное изучение дополненных предложений, проводимое с учетом анамнестических данных.

Многие больные, особенно рассматривающие исследование как нежелательную для них процедуру и стремящиеся скрыть мир своих глубоких переживаний, дают формально-условные ответы, не отражающие систему их личностных отношений. Исследованию методом незаконченных предложений должно предшествовать установление контакта между исследующим и сольным, основанного на доверии.

По данным Г. Г. Румянцева (1969), с помощью метода незаконченных предложений выявляются характерные для больных шизофренией изменения системы личностных отношений. (И. В. Крук, 1981) применяли этот метод для обследования больных эпилепсией и при неврозоподобных состояниях с целью формирования групп для коллективной психотерапии. Б. Д. Карвассарский (1982) отмечает, что метод дает положительные результаты в экспресс диагностике системы отношений личности, что представляет интерес для практического врача в его повседневной деятельности, позволяя значительно ярче и полнее осветить общую картину нарушения отношений личности, жизненных установок больного, его тенденций (осознанных и неосознанных). Поэтому метод незаконченных предложений, крайне простой и несложный в интерпретации, может оказаться особенно полезным при пограничных нервно-психических, в том числе и психосоматических, заболеваниях.

  Миннесотский многопрофильный опросник личности ( MMPI ).

 С его помощью возможно уточнение клинически выявляемых феноменов, личностных особенностей пациентов с психическими нарушениями. Он позволяет анализировать скрытые от исследователя-клинициста индивидуальные тенденции и психопатологические переживания. Опросник состоит из трех оценочных и десяти клинических шкал. Каждая шкала способна выявлять как психологические особенности, так и психопатологические симптомы и синдромы. Условной границей является уровень 70 Т.

Первая клиническая шкала (невротического сверхконтроля / ипо-хондричности) позволяет уточнять такие личностные свойства как склонность к контролю своих эмоций, ориентация в поведении на традиции, общепризнанные нормы, гиперсоциальность установок. При превышении уровня 70 Т шкала указывает на фиксирован-ность внимания человека на внутренних ощущениях, склонность к преувеличению тяжести своего состояния, ипохондричность.

Вторая шкала (депрессии) отражает уровень снижения настроения, пессимистическую настроенность, опечаленность, удрученность собственным положением, желание уйти от решения сложным жизненных ситуаций. Превышение уровня 70 Т может говорить о клинически выраженной депрессии с чувством тоски, бесперспективности, суицидальными мыслями и намерениями.

Третья шкала (эмоциональной лабильности/истерии) указывает на выраженность неустойчивости фона настроения, склонности к драматизации событий, чувствительности. При показателях этой шкалы выше 70 Т можно отметить истерические черты поведения: демонстративность, «жажду признания», эгоцентризм, экзальтированность, инфантильность.

По четвертой шкале (социальной дезадаптации/психопатии^ возможно обнаружение и подтверждение таких черт как склонность к импульсивности, конфликтности, недоучет объективных обстоятельств и ориентация на желания, а не на реальность. Показатель по 4 шкале выше 70 Т демонстрирует признаки социальной дезадаптации, конфликтность, агрессивность, выраженную импульсивность и потерю контроля за собственных поведением.

Пятая шкала (мужественности/женственности) указывает на выраженность свойств, характерных тому или иному полу.

Шестая шкала (аффективной ригидности/паранойи) регистрирует такие качества, как застреваемость на отрицательных переживаниях, обидчивость, склонность к прямоте в общении, практичность, догматизм. Зашкаливание за 70 Т может быть подозрительным в отношении формирования у человека сверхценных или бредовых идей с чувством собственной ущемленности, враждебности со стороны окружающих.

Седьмая шкала (тревоги/психастении) демонстрирует выраженность психастенических черт характера, тревожности, мнительности, склонности к образованию навязчивых идей, а при превышении 70 Т о дезорганизации поведения вследствие этих особенностей.

Восьмая шкала (индивидуалистичности/аутизма/шизофрении) отражает такие личностные качества, как: своеобразие иерархии ценностей, отгороженность от окружающих, индивидуалистичность, трудности в общении. Превышения уровня 70 Т может указывать на выраженную дезорганизацию поведения, снижение реалистичности, склонность к аутистическому типу мышления.

По девятой (оптимизма/гипомании) и десятой (интра-экстра-версии) возможла оценка данных качеств как в рамках психологи- i ческих особенностей, так и при психической патологии.

При неврозах отмечается невротический наклон профиля – преобладают показатели первых трех шкал. Нередко им сопутствует повышение по 7 шкале. При истерических симптомах профиль личности по MMPI приобретает вид «конверсионной пятерки» – при повышении трех шкал невротической триады лидируют первая и третья, а вторая несколько ниже, образуя вид латинской буквы V. При психопатиях, как правило, отмечается повышение по четвертой шкале. При психозах регистрируется повышение шкал психотической тетрады (4, 6, 8, 9). Кроме того, выделяют астенический и стенический тип профилей. В первом случае отмечается повышение по 2 и 7 шкалам, во втором – по 4, 6 и 9 шкалам. Депрессивный синдром психотического уровня отражается на MMPI пиками по 2, 7 и 8 со снижением (отрицательным пиком) по 9 шкале, маниакальный – пиками по 9 и 4 и снижением по 2 и 7 шкалам.

.

ОПРОСНИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕВРОТИЗАЦИИ И ПСИХОПАТИЗАЦИИ (УНП ).

Составлен в Ленинградском институте им. В. М. Бехтерева в 1974 г. предназначенный для определения уровня невротизации и психопатизации (УНП).

Краткая характеристика основных шкал

Содержательный анализ шкал УНП показал, что утверждения, входящие в шкалу невротизации, содержат такие характерные проявления невротических состояний, как быстрая утомляемость, нарушения сна, ипохондрическая фиксация на неприятных соматических ощущениях, снижение настроения, повышенная раздражительность, возбудимость, наличие страхов, тревоги, неуверенности в себе.

Утверждения шкалы психопатизации охватывают лишь некоторые из черт, характерных для психопатических личностей: равнодушие к принципам долга и морали, безразличие к мнению окружающих, повышенный нонконформизм, стремление выделиться среди окружающих, лицемерие, вспыльчивость, подозрительность, повышенное самолюбие и самоуверенность.

При высоком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине отрицательная оценка) может наблюдаться выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Безынициативность этих лиц формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний. Их эгоцентрическая личностная направленность проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на .неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость.

При низком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине положительная оценка) отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении.

Высокий уровень психопатизации свидетельствует о беспечности и легкомыслии, холодном отношении к людям, напористости, упрямстве в межличностных взаимодействиях. Этим лицам присуща тенденция к выходу за рамки общепринятых норм и морали, что может приводить к непредсказуемости их поступков и созданию конфликтных ситуаций.

Низкий уровень психопатизации может говорить об осмотрительности, уступчивости, ориентированности на мнение окружающих, о приверженности к строгому соблюдению общепринятых правил и норм поведения.

Разработанная методика является достаточно простым, валидным и чувствительным инструментом, который может быть использован как в целях первичной диагностики пограничных состояний, особенно в целях объективации динамики состояния в клинике неврозов, так и для выявления «группы риска» при профотборе и профосмотре лиц, работающих в особосложных условиях, то есть быть полезным для одного из направлений медицинской психологии – психопрофилактики.

Инструкция испытуемому: «В опроснике содержится несколько десятков утверждений, касающихся состояния вашего здоровья и вашего характера. К опроснику приложен бланк ответов. Номер на бланке ответа соответствует номеру утверждения.

Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно по отношению к вам или неверно.

Если вы решили, что данное утверждение верно, поставьте знак (U) в графу «согласен» на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения.

Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте знак (U) в графу «не согласен» на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения.

Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Всякое утверждение, которое вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.

Внимательно следите за тем, чтобы ваши ответы на бланке соответствовали номерам утверждений.

Учтите, что при расшифровке результатов исследования содержание утверждений не учитывается. Вся дальнейшая обработка проводится по номеру, который имеет каждое утверждение, поэтому вы можете быть совершенно откровенны».

1. В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ползание мурашек, онемение.

2. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

3. Я редко задыхаюсь и у меня не бывает сильных сердцебиений.

4. Мне часто хотелось бы быть женщиной (если вы женщина: я довольна тем, что я женщина, а не мужчина).

5. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

6. Страх перед мышами у меня отсутствует.

7. Голова у меня болит часто.

8. Бывали случаи, когда мне было трудно удержаться от того, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь, например, в магазине.

9. Временами мне таю и хочется выругаться.

10. Кое-кто рад бы мне навредить.

11. Два-три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары.

12. Бывало, что в школе меня вызывали к директору за озорство.

13. Сейчас я себя чувствую лучше, чем когда-либо.

14. Я стараюсь запомнить всякие интересные истории, чтобы потом рассказывать их другим.

15. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

16. О любви я читаю с удовольствием.

17. У меня бывали периоды, когда из-за волнений я терял сон.

18. Иногда я говорю неправду.

19. Обычно работа стоит мне большого напряжения.

20. Я придерживаюсь принципов нравственности и морали более строго, чем большинство других людей.

21. Иногда я бываю так возбужден, что это даже мешает мне заснуть.

22. Я хотел бы быть автогонщиком.

23. Большую часть времени я вполне доволен жизнью.

24. Я злоупотреблял спиртными напитками.

25. У меня гораздо меньше всяких опасений и страхов, чем у моих знакомых.

26. Я мало пугаюсь, когда вижу змей.

27. Бывает, что я отвечаю на письма с опозданием.

28. Я всегда был равнодушен к игре в куклы.

29. Мне бы хотелось встречаться часто вне работы со своими знакомыми и друзьями:

30. Мне часто кажется, что у меня комок в горле.

31. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

32. . 32. Я люблю читать научно-полулярные журналы по технике.

33. Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

34. Плохое настроение у меня быстро проходит, потому что всегда находится что-нибудь интересное, что меня отвлекает. ;

35. Я мало устают

36. Бывает, что я сержусь.

37. Я верю в будущее.

38. Нужно очень много доказательств, чтобы убедить людей в какой-нибудь истине.

39. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

40. В школе я часто прогуливал уроки.

41. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно.

42. Я считаю, что детей следовало бы ознакомить со всеми вопросами половой жизни.

43. Самая трудная борьба для меня – это борьба с самим собой.

44. Охота мне нравится.

45. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

46. Как правило, отметки за поведение в школе у меня были неважными.

47. Я почти всегда о чем-нибудь или о ком-нибудь тревожусь.

48. Временами я бываю полон энергии.

49. У меня мало уверенности в себе.

50. Временами я был вынужден обходиться резко с людьми, которые вели себя грубо или назойливо.

51. Я вполне уверен в себе.

52. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по каким-либо причинам остается без наказания.

53. Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).

54. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

55. Иногда у меня бывает такое чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.

56. Уверен, что за моей спиной обо мне говорят.

57. Раз в неделю или чаще я без видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

58. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

59. Временами я изматываю себя тем, что слишком много на себя беру.

60. Я опасаюсь пользоваться ножом или другими острыми, или колющими предметами.

61. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

62. Временами я ощущаю странные запахи.

63. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

64. Я люблю собирать цветы и выращивать комнатные растения.

65. Мое зрение осталось таким же, как и было в последнее время.

66. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.

67. Я верю в конечное торжество справедливости.

68. Меня ужасно задевает, когда меня ругают или критикуют.

69. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

70. У некоторых членов моей семьи есть привычки, которые меня раздражают.

71. Я люблю ходить на танцы.

72. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся,

73. По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.

74. Бывает, что я испытываю ненависть к членам моей семьи, которых я обычно люблю.

75. Мой желудок сильно беспокоит меня.

76. Думаю, что многие преувеличивают свои несчастья, чтобы им посочувствовали и помогли.

77. Должен признаться, что временами я волнуюсь из-за пустяков.

78. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

79. Часто я и сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый.

80. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается.

81. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

82. Почти все мои родственники относятся ко мне доброжелательно.

83. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно что-то случиться страшное.

84. Зачастую мои поступки неправильно истолковываются.

85. Если бы мне дали такую возможность, я мог бы успешно руководить людьми.

86. Я думаю, что мне понравилось бы охотиться на хищных, зверей.

87. Боли в сердце или груди у меня бывают редко (или не бывают совсем).

88. Иногда у меня бывает такое чувство, что я просто должен нанести повреждение самому себе или кому-нибудь другому.

89. В гостях я чаще сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.

90. Бывает, что неприличная пли даже непристойная шутка вызывает у меня смех.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 256.