II. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ И СЛОВЕСНЫХ ЗНАЧЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 -Понимание ситуативной речи.

Проверяется в процессе беседы с больным и выполнения ряда проб из 1-го раздела методики.

- Понимание значения отдельных слов.

 Покажите, пожалуйста (делается пауза): окно, дверь, часы, карандаш, подоконник, люстру.

- Понимание простых команд:

закройте глаза; посмотрите в окно; покажите язык; положите руку в карман; поднимите руку; зажгите и погасите свет.

 

ПОНИМАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР

 -Понимание флективных отношений.

 Покажите, пожалуйста: ключ – ручкой; ключом –ручку; ручку – ключом ручкой – ключ; ключ – ручкой

- Понимание отношений между предметами, выраженных одним предлогом и наречием места:

 положите ручку под книгу

положите книгу на ручку

положите ручку над книгой

положите ручку справа от книги

положите книгу перед ручкой

положите ручку между книгой и тетрадью

-Понимание отношений между предметами, выраженных двумя предлогами:

положите тетрадь в книгу, но под ручку

 положите ручку на тетрадь, но под книгу

 положите ручку в тетрадь, но над книгой

- Понимание конструкций родительного падежа

 Одно ли это и то же?

Отец брата и брат отца

Сестра матери и мать сестры

Сын сестры и сестра сына

 Понимание инвертированных конструкций:

Я позавтракал после того, как прочитал газеты.

Что я сделал раньше?

 Прежде чем сдать экзамены, я хорошо подготовился.

Что я сделал раньше?

Я стал купаться после того, как установилась жаркая погода?

Что я сделал позже?

 Понимание проб Хеда

 Покажите, пожалуйста:

указательным пальцем правой руки – нос;

указательным пальцем левой руки–правый глаз;

указательным пальцем правой руки–левое ухо;

указательным пальцем левой руки – нос и ухо;

указательным пальцем правой руки–левый глаз и нос;

указательным пальцем левой руки – левое ухо

и правый глаз.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 Определение количества букв в словах

Из какого числа букв состоят слова:

окно, якорь, коньки, люстра, ножницы, полководец Здесь и далее могут быть и другие 6 слов при сохранении общего принципа эксперимента.

 Определение первой и последней букв в словах:

дом, спорт, успех, медаль, ромашка, астрономия

 Анализ слов по одной фонеме

Опыт выполняется по условпо-рефлекторпой методике: если произносится слово, в котором есть звук «с», больной должен поднять руку. Первые 2–3 слова обычно произносятся с усилением нужной фонемы:

сстол, ззабор, лошадь, весна, мороз, пуговица, ресница, автобус, циферблат, турист, вокзал, электростан ция

 Анализ слов по двум фонемам

Больной поднимает руку, когда в слове есть звук «ш» и не поднимает на звук «р»:

шапка, чашка, ручка, вешалка, кран, мотор, шмель, гуляш, ремонт, портной, мышеловка, эскалатор

Можно также предъявить больному ряд изображений предметов (рис. 1) и предложить выбрать те из них, в словесном обозначении которых встречаются заданные фонемы. Для исключения влияния артикуляции в фонематическом анализе и синтезе больного просят при выполнении заданий зажать язык между зубами или что-либо прикусить (карандаш, палец и т. п.).

При оценке особенностей импрессивной речи обращается внимание, главным образом, на понимание значений слов и коротких фраз, стойкость значения слова в зависимости от объема удержания ряда, «отчуждение смысла слова», когда больной, правильно повторяя отдельные слова, не может их соотнести со значением слова, как бы «отчуждая» название предмета от его смысла, способность попять сложные грамматические конструкции.

III. ПИСЬМО

36. Списывание коротких фраз, например:

«золотая голова» «сегодня хорошая погода» «куй железо, пока горячо»

(или другие, написанные экспериментатором крупными печатными буквами). Рис. 3 и 4.

37. Письмо букв под диктовку:

А, И, У, К, П, Щ

38. Письмо слогов под диктовку:

ра, эр, дил, маш, чест, стра

 39. Запись автоматизированных энграмм (речевых стереотипов):

имя и собственная фамилия, родной город, название улицы, где живет больной и т. д.

*40. Письмо слов под диктовку, например:

мак ястреб

стена мужество

ремонт кораблекрушение 41. Составление тех же слов из отдельных букв разрезной (магнитной) азбуки или кубиков; при этом сравнивается, одинаковы ли трудности в выполнении заданий – написать или сложить слова из отдельных букв.

*42. Письмо фраз под диктовку:

Я еду на дачу

Завтра будет хорошая погода

Войсками командовал выдающийся полководец

*43. Самостоятельное письмо. Написать 2–3 фразы на заданную тему (квартира, семья, работа и т. п.).

IV. ЧТЕНИЕ

44. Чтение идеограмм, например:

имя, фамилия больного, родной город, имена членов семьи, профессия, месяц рождения.

45. Чтение (узнавание) букв в наборе, выполненном разными шрифтами (рис. 3).

Покажите, пожалуйста: А, Е, К, Т, Ш, Ю (или др. 6 букв). Учитывается выбор любого образца заданных букв, написанных разными шрифтами.

В другом варианте опыта испытуемому предлагается подложить к буквам В, Г, Д, Т, А, Н буквы, написанные различными шрифтами, в том числе и стилизованные.

46. Чтение букв вслух:

А, Д, К, Р, Ц, Я (или других 6 букв)

*47. Узнавание «зашумленных» букв.

Предъявляется набор из 2-х вариантов букв па фоне «шума»– 0,35 (более интенсивный, содержащий 35% черных элементов) и 0,25 (менее интенсивный, содержащий 25% черных элементов). Если больной не справляется с заданием при уровне шума 0,35, переходят к менее зашумленным рисункам (рис. 5а и 56).

 48. Чтение вслух слогов и псевдослов:

му, ана, лет, цир, позд, стра и т. п.

*48а.

ном, килбут, лосоп, радогруд, асюкр, цазаб.

49. Чтение слов (простых и сложных):

лес, зерно, автобус, индустрия, реставрация, энциклопедия.

Слоги и слова пишет экспериментатор крупными печатными буквами. Если больной не читает вслух слоги, псевдослова и слова, его просят подложить названия предметов под их изображения (глобальное чтение) (рис. 1), при этом письменные обозначения предметов должны быть заготовлены крупными печатными буквами (входит в набор, изготовленный для экспериментатора).

*50. Чтение вслух простых предложений (можно воспользоваться рис. 3 и 4):

«золотая голова», «сегодня хорошая погода», «не красна изба углами, а красна пирогами» или другие 3 предложения, используя заготовленные для набора образцы текстов.

51. Чтение про себя или «молчаливое чтение»: выполнение письменных заданий без проговаривания (по 3 пробы в каждом задании)

а) подкладывание подписей под предметные картинки;

б) подкладывание подписей под сюжетные картинки (заранее изготовленные);

в) чтение и понимание простых инструкций, например:

улыбнитесь, закройте глаза, встаньте и посмотрите в окно.

*52. Чтение вслух короткого рассказа (см. тексты пробы «повествовательная речь» или др. тексты, близкие по величине и сложности слов).

При оценке проб «письмо» и «чтение» кроме специфических ошибок, обозначенных в шкале, учитывается, в какой мере нарушение письма и чтения отражает особенности устной речи больного и каково соотношение тяжести нарушений письма и чтения, а также в какой мере сохраняется способность понимания прочитанного

 

 

Лекция № 11

Дата: 2019-02-02, просмотров: 204.