Психологические методики, позволяющие оценивать аффективные нарушения, как правило представляют собой опросники шкалы самооценки. Среди них самые известные направлены на определение выраженности тревоги (шкала Спилбергера, Шихана, интегративный тест тревожности) и депрессии (Бека, Гамильтона, Зунга). В связи с тем, что испытуемый самостоятельно оценивает уровень собственной эмоциональности результаты перечисленных шкал следует сравнивать с клиническими показателями. Их использование обоснованно в большей степени при оценке эффективности терапевтических мероприятий.
Одним из наиболее значимых в оценке эмоциональных нарушений является проективный тест цветовых выборов Люшера. С его помощью удается определить уровень стресса (тревоги). Тест Люшера представляет собой набор карточек разного цвета (обычно используется восьмицветный тест). Испытуемому предлагается расположить их по мере снижения симпатии к цвету – на первое место поставить «самый приятный» на момент обследования цвет, на последнее – «самый неприятный». Исследование повторяется дважды. За каждым цветом закреплены соответствующие параметры, характеризующие индивидуально-психологические особенности человека. Символика цвета, по мнению Л.Н.Собчик, уходит корнями в истоки существования человека на земле и связана с эмоциональной оценкой явлений природы (солнца, плодов, ночи, крови и пр.). Люшер выделил четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре дополнительных (фиолетовый, коричневый, черный, серый), а также отметил, что постановка цвета на первое место указывает на цветовые ассоциации с основным способом действия, на второе – с целью, к которой человек стремится, на третье и четвертое – с эмоциональной оценкой истинного положения вещей, на пятое и шестое – с невостребованными в данный момент резервами, на последние места – с подавленными потреб-
ностями. В аффективной сфере синий цвет ассоциируется с крайней чувствительностью человека, повышенной тревожностью и вследствие этого с потребностью в эмоциональном комфорте, покое. Зеленый цвет указывает на повышенную чувствительность человека к оценке его со стороны окружающих, к критике. Красный демонст-рирует жизнерадостность, оптимистичность и раскованность чувств. Желтый – эмотивность и экзальтированность, нетерпеливость, неустойчивость и отсутствие глубины переживаний, а также эмоциональную незрелость. Выбор фиолетового цвета как наиболее приятного может трактоваться как эмоциональная неустойчивость, напряженность. Коричневый цвет отражает тревожность с соматическими эквивалентами; черный – агрессивность, озлобленность, дисфорию; серый – усталость, безразличие.
На основании метода цветовых выборов Люшера (МЦВ) возможна оценка уровня тревожности и стресса. Этот показатель высчитывается на основании перераспределения основных и дополнительных цветов в ряду предпочтительных выборов. Считается, что, если перемещение основного цвета на 6, 7 или 8 позиции, также как перемещение дополнительного цвета на 1, 2 или 3 позиции указывает на имеющийся стресс. Баллы начисляются так: для основных за 8 позицию 3 балла, за 7-ю – 2, за 6-ю – 1; для дополнительных за 1-ую – 3, за 2-ую – 2, за 3-ю – 1. Максимальное количество баллов, указывающих на уровень стресса – 12. Кроме того, возможно оценивать динамику стресса: нарастание в случае большего количества баллов во втором выборе цветов, убывание или отсутствие нарастания при обратных соотношениях.
Патопсихологическая оценка нарушений сознания и воли, как правило, не является определяющей в диагностическом процессе.
Шкала сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС),
Данная шкала основана на опроснике В. Зунга и адаптированная Т.Н. Балашовой (см. прил.) Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения – субдепрессии.
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в настоящее время».
Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6,11,12,14,16,17,18 и 20).
Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. «Обратные» ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями (см. прил. 12.4.4), накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая» оценка переводится в шкальную при помощи формулы
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны:
ниже50 баллов – лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения;
от 51 до 59 баллов – незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения;
от 60 до 69 баллов – значительное снижение настроения ;
выше 70 баллов – глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения.
Лекция № 10
НАРУШЕНИЕ РЕЧИ
Речь—специфически человеческая норма деятельности, использующая средства языка.
Язык—это система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли. Язык складывается на основе речевого и трудового опыта людей, принадлежащих к определенной народности, а также отчасти под влиянием языков и речи других народов.
В процессе общения речь приобретает важнейшее значение для развития мышления, всей психической деятельности.
Используя язык в целях общения, люди развивают свое мышление. Отвлеченное мышление невозможно без участия речи. Непременное свойство всех без исключения понятий—это их формирование через посредство языка. Без речи, слов невозможно как образование, так и существование понятий.
Смысловая сторона речи находит выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в которую слово в данный момент включено и требует единства речевого процесса.
Речь, произносимая вслух, называется устной (экспрессивной) и служит целям общения. В экспрессивной речи, в ее содержании, темпе и ритме, в ее плавности отражается личность человека.
Нарушения речи.
Расстройство речи называется афазией - она вызывается очаговыми, локальными болезненными поражениями речевых зон коры головного мозга. У больных афазией нарушается правильный подбор слов и составляющих их речевых звуков, нарушается также грамматическое построение самостоятельной речи. Речь этих больных обеднена, запас употребляемых слов значительно ограничен. Происходит замена одних слов и слогов другими. Нарушаются связи между отдельными частями предложения. При этом могут отмечаться также расстройства чтения и письма.
Выделяют несколько видов афазий:
- моторная,
- сенсорная,
- амнестическая,
- семантическая.
Моторная афазия - неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Затруднена спонтанная речь. Больные стремятся говорить, но могут произнести лишь несколько слов или слогов «та-та-та», «не могу», «да» и т. д. Это нарушение наблюдается при очаге поражения в нижнем отрезке лобной извилины левого полушария у правшей — центр Брока. Понимание обращенной речи у больных сохранено.
Сенсорная афазия - характеризуется нарушением понимания речи окружающих. Отмечается грубое нарушение в письме. Вместо «мете» больные пишут «мота». Исправить не могут, так как не в состоянии отдифференцировать «та» от «те». У больных сенсорной афазией более, чем при моторной афазии, нарушено понимание обращенной к ним речи. Больные нередко не только не понимают вопросов, но и самых простых жестов. Они говорят свободно, без напряжения и остановок для подыскивания слов, причем в речи, очень искаженной и малопонятной, допускаются многочисленные замены одних слов и слогов другими. Нередко речь превращается в набор слов типа словесной окрошки. Для сенсорной афазии характерно речевое недержание (логорея).
Амнестическая афазия - основное расстройство состоит в забывании названия предметов (поражена теменно-затылочная область ведущего для речи полушария). Нужное слово часто возникает не непосредственно из связи слова с предметом, а происходит из сознаваемого больным контекста речи. Например, изображенную на картинке саблю больной называет ружьем.
При некоторых органических и функциональных заболеваниях нервной системы плавность речи нарушается, появляется заикание. В основе его часто лежит страх перед слушателями, боязнь плохо выразить свои мысли и т. д.
В повествовательной речи наиболее четко проявляется уровень речевого и интеллектуального развития.
У некоторых больных речь становится обедненной. Так, нередко бывает при поражениях лобных долей мозга, при атрофических заболеваниях мозга (болезнь Пика, Альцгеймера, прогрессивный паралич, органические заболевания мозга).
. Расстройства письменной речи называются аграфиями. Различия между устной и письменной речью могут быть усилены болезнью. При заболеваниях центральной нервной системы как органического, так и Функционального характера значительно нарушается письмо, почерк. Наиболее часто расстройства письменной речи наблюдаются при очаговых поражениях в оптической, речевой и двигательной зонах коры головного мозга
Характерно изменение почерка у больных шизофренией. Он приобретает черты вычурности: непривычное распределение букв и слов, обоснованные подчеркивания, росчерки и т. д.
При нарушении движения мышц, участвующих в произношении членораздельной речи (мышц языка, мягкого неба, голосовых связок), в результате поражения ядер черепных нервов в стволе мозга либо при перерыве путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов, возникают расстройства произношения речевых звуков—дизартрии.
В клинике иногда наблюдается временная функциональная потеря голоса — афония. Это расстройство чаще наблюдается при истерии, чрезмерном волнении.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 327.