Патопсихологическая оценка нарушений эмоций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологические методики, позволяющие оценивать аффективные нарушения, как правило представляют собой опросники шкалы самооценки. Среди них самые известные направлены на определение выраженности тревоги (шкала Спилбергера, Шихана, интегративный тест тревожности) и депрессии (Бека, Гамильтона, Зунга). В связи с тем, что испытуемый самостоятельно оценивает уровень собственной эмоциональности результаты перечисленных шкал следует сравнивать с клиническими показателями. Их использование обоснованно в большей степени при оценке эффективности терапевтических мероприятий.

Одним из наиболее значимых в оценке эмоциональных нарушений является проективный тест цветовых выборов Люшера. С его помощью удается определить уровень стресса (тревоги). Тест Люшера представляет собой набор карточек разного цвета (обычно используется восьмицветный тест). Испытуемому предлагается расположить их по мере снижения симпатии к цвету – на первое место поставить «самый приятный» на момент обследования цвет, на последнее – «самый неприятный». Исследование повторяется дважды. За каждым цветом закреплены соответствующие параметры, характеризующие индивидуально-психологические особенности человека. Символика цвета, по мнению Л.Н.Собчик, уходит корнями в истоки существования человека на земле и связана с эмоциональной оценкой явлений природы (солнца, плодов, ночи, крови и пр.). Люшер выделил четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре дополнительных (фиолетовый, коричневый, черный, серый), а также отметил, что постановка цвета на первое место указывает на цветовые ассоциации с основным способом действия, на второе – с целью, к которой человек стремится, на третье и четвертое – с эмоциональной оценкой истинного положения вещей, на пятое и шестое – с невостребованными в данный момент резервами, на последние места – с подавленными потреб-

ностями. В аффективной сфере синий цвет ассоциируется с крайней чувствительностью человека, повышенной тревожностью и вследствие этого с потребностью в эмоциональном комфорте, покое. Зеленый цвет указывает на повышенную чувствительность человека к оценке его со стороны окружающих, к критике. Красный демонст-рирует жизнерадостность, оптимистичность и раскованность чувств. Желтыйэмотивность и экзальтированность, нетерпеливость, неустойчивость и отсутствие глубины переживаний, а также эмоциональную незрелость. Выбор фиолетового цвета как наиболее приятного может трактоваться как эмоциональная неустойчивость, напряженность. Коричневый цвет отражает тревожность с соматическими эквивалентами; черныйагрессивность, озлобленность, дисфорию; серый – усталость, безразличие.

На основании метода цветовых выборов Люшера (МЦВ) возможна оценка уровня тревожности и стресса. Этот показатель высчитывается на основании перераспределения основных и дополнительных цветов в ряду предпочтительных выборов. Считается, что, если перемещение основного цвета на 6, 7 или 8 позиции, также как перемещение дополнительного цвета на 1, 2 или 3 позиции указывает на имеющийся стресс. Баллы начисляются так: для основных за 8 позицию 3 балла, за 7-ю – 2, за 6-ю – 1; для дополнительных за 1-ую – 3, за 2-ую – 2, за 3-ю – 1. Максимальное количество баллов, указывающих на уровень стресса – 12. Кроме того, возможно оценивать динамику стресса: нарастание в случае большего количества баллов во втором выборе цветов, убывание или отсутствие нарастания при обратных соотношениях.

Патопсихологическая оценка нарушений сознания и воли, как правило, не является определяющей в диагностическом процессе.

 

Шкала сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС),

Данная шкала основана на опроснике В. Зунга и адаптированная Т.Н. Балашовой (см. прил.) Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения – субдепрессии.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в настоящее время».

Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6,11,12,14,16,17,18 и 20).

Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. «Обратные» ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями (см. прил. 12.4.4), накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая» оценка переводится в шкальную при помощи формулы

 

Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны:

ниже50 баллов – лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения;

от 51 до 59 баллов – незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения;

от 60 до 69 баллов – значительное снижение настроения ;

 выше 70 баллов – глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения.

Лекция № 10

НАРУШЕНИЕ РЕЧИ

Речь—специфически человеческая норма деятельности, использующая средства языка.

Язык—это система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли. Язык складывается на основе речевого и трудового опыта людей, принадлежащих к определенной народности, а также отчасти под влиянием языков и речи других народов.

В процессе общения речь приобретает важнейшее значение для развития мышления, всей психической деятельности.

Используя язык в целях общения, люди развивают свое мышление. Отвлеченное мышление невозможно без участия речи. Непременное свойство всех без исключения понятий—это их формирование через посредство языка. Без речи, слов невозможно как образование, так и существование понятий.

Смысловая сторона речи находит выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в которую слово в данный момент включено и требует единства речевого процесса.

Речь, произносимая вслух, называется устной (экспрессивной) и служит целям общения. В экспрессивной речи, в ее содержании, темпе и ритме, в ее плавности отражается личность человека.

Нарушения речи.

Расстройство речи называется афазией - она вызывается очаговыми, локальными болезненными поражениями речевых зон коры головного мозга. У больных афазией нарушается правильный подбор слов и составляющих их речевых звуков, нарушается также грамматическое построение самостоятельной речи. Речь этих больных обеднена, запас употребляемых слов значительно ограничен. Происходит замена одних слов и слогов другими. Нарушаются связи между отдельными частями предложения. При этом могут отмечаться также расстройства чтения и письма.

Выделяют несколько видов афазий:

- моторная,

- сенсорная,

- амнестическая,

- семантическая.

Моторная афазия - неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Затруднена спонтанная речь. Больные стремятся говорить, но могут произнести лишь несколько слов или слогов «та-та-та», «не могу», «да» и т. д. Это нарушение наблюдается при очаге поражения в нижнем отрезке лобной извилины левого полушария у правшей — центр Брока. Понимание обращенной речи у больных сохранено.

Сенсорная афазия - характеризуется нарушением понимания речи окружающих. Отмечается грубое нарушение в письме. Вместо «мете» больные пишут «мота». Исправить не могут, так как не в состоянии отдифференцировать «та» от «те». У больных сенсорной афазией более, чем при моторной афазии, нарушено понимание обращенной к ним речи. Больные нередко не только не понимают вопросов, но и самых простых жестов. Они говорят свободно, без напряжения и остановок для подыскивания слов, причем в речи, очень искаженной и малопонятной, допускаются многочисленные замены одних слов и слогов другими. Нередко речь превращается в набор слов типа словесной окрошки. Для сенсорной афазии характерно речевое недержание (логорея).

Амнестическая афазия - основное расстройство состоит в забывании названия предметов (поражена теменно-затылочная область ведущего для речи полушария). Нужное слово часто возникает не непосредственно из связи слова с предметом, а происходит из сознаваемого больным контекста речи. Например, изображенную на картинке саблю больной называет ружьем.

При некоторых органических и функциональных заболеваниях нервной системы плавность речи нарушается, появляется заикание. В основе его часто лежит страх перед слушателями, боязнь плохо выразить свои мысли и т. д.

В повествовательной речи наиболее четко проявляется уровень речевого и интеллектуального развития.

У некоторых больных речь становится обедненной. Так, нередко бывает при поражениях лобных долей мозга, при атрофических заболеваниях мозга (болезнь Пика, Альцгеймера, прогрессивный паралич, органические заболевания мозга).

. Расстройства письменной речи называются аграфиями. Различия между устной и письменной речью могут быть усилены болезнью. При заболеваниях центральной нервной системы как органического, так и Функционального характера значительно нарушается письмо, почерк. Наиболее часто расстройства письменной речи наблюдаются при очаговых поражениях в оптической, речевой и двигательной зонах коры головного мозга

Характерно изменение почерка у больных шизофренией. Он приобретает черты вычурности: непривычное распределение букв и слов, обоснованные подчеркивания, росчерки и т. д.

При нарушении движения мышц, участвующих в произношении членораздельной речи (мышц языка, мягкого неба, голосовых связок), в результате поражения ядер черепных нервов в стволе мозга либо при перерыве путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов, возникают расстройства произношения речевых звуков—дизартрии.

В клинике иногда наблюдается временная функциональная потеря голоса — афония. Это расстройство чаще наблюдается при истерии, чрезмерном волнении.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 288.