Цель занятия: различение звуков с и ш; закрепление полученных навыков анализа звукового состава слов; согласование прилагательных с существительными.
Примерный ход занятия
I. Сравнение звуков с и ш.
Логопед предлагает детям произнести звук с. Затем он задает вопросы: «Где находится язычок, когда мы произносим с?» (Внизу.) «Скажи теперь звук ш. Где находится кончик языка?» (Вверху.)
Дети по требованию логопеда попеременно произносят звуки с и ш. Выясняется, что звуки с и ш согласные, твердые, глухие.
Для закрепления правильной артикуляции детям предлагается выполнить следующее упражнение: если логопед покажет кисть руки пальцами вверх, то дети должны произносить слог ша (можно слоги шу, шо или звук ш); если он покажет кисть руки пальцами вниз, то произносится аналогичный слог со звуком с или звук с. Положение руки постоянно меняется. Дети произносят примерно такой ряд: са – са – ша – са – ша – ша и т.п.
Можно дать и другое упражнение. На словесный сигнал «вверх» дети должны произнести звук ш или слог с этим звуком, на сигнал «вниз» - аналогичное сочетание со звуком с.
II. Проведение игры по типу «Телефон».
Один ребенок придумывает слово со звуком с, следующий - со звуком ш и т.д.
III. Подбор слов по данной схеме.
1. С целью закрепления пройденного детям предлагается подбирать слова к разным схемам.
Так, например, логопед зарисовывает схему двусложного слова и предлагает детям подобрать к этой схеме слова со звуком с; затем к этой же схеме дети подбирают слова со звуком ш.
2. Можно провести соревнование команд.
В этом случае доска делится на две части. Из каждой команды вызывается по одному ребенку. Детям дают сходные задания. Так, например, один ребенок составляет схему слова мышка, другой – схему слова маска. Выигрывает та команда, члены которой допустили меньше ошибок.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
V. Занятие заканчивается заучиванием стихотворения или составлением рассказа.
Приведем примерный план еще одного занятия на дифференциацию звуков ш и с.
Тема занятия: дифференциация с – ш.
Цель занятия: правильное произнесение слов и предложений со звуком с и ш; сравнение слов, отличающимся одним звуком (миска – мишка); распространение предложений с помощью вопросов.
Примерный ход занятия
I. Постановка цели занятия, сравнение звуков с и ш.
Логопед говорит о том, что на данном занятии будут повторяться звуки с и ш. Это согласные звуки.
Затем он задает вопросы: «Чем эти звуки похожи?» (Звуки с и ш твердые, глухие, мы произносим их без голоса.) «Чем отличается звук с от звука ш?» (При звуке с язычок внизу и губки «улыбаются», при ш –язычок наверху, губки вытянуты вперед.)
II. Подбор слов со звуками с и ш.
На наборном полотне выставлено много картинок. Дети, сидящие в первом ряду, выбирают картинки, в названиях которых есть звук с, сидящие во втором ряду выбирают картинки, в названиях которых есть звук ш.
III. Сравнение слов, отличающихся одним звуком.
Логопед спрашивает: «Дети, что такое кашка?» (Дети дают ответ.) «Что такое каска?» (Дети дают ответ.) Затем он просит послушать, как произносятся слова каска и кашка. Задаются вопросы: «Чем отличаются слова кашка и каска?» (В слове кашка есть ш, а в слове каска есть с.) «Остальные звуки в этих словах одинаковые или разные?» (Одинаковые.)
Логопед предлагает одному из детей вычертить схему слова кашка, а другому – схему слова каска.
К доске подходят два ребенка. Доска делится пополам. Вычерчиваются схемы, сравнивается звуковой состав слов. Устанавливается, что все звуки, кроме с и ш, в словах кашка и каска одинаковые. Внимание детей обращается на то, что изменение одного звука привело к образованию нового слова.
Аналогично сравниваются слова Машка – маска, мишка – миска.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.