Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отработка звука ж и дифференциация звуков ж – ш и ж – з происходит в короткие сроки, если этому предшествует тщательная и длительная отработка звуков с и ш. Упражнения в дифференциации звуков с – з – ш - ж целесообразно перенести на более позднее время, что дает возможность свободнее подбирать материал. Предлагаемый ниже материал на эти звуки логопед использует по своему усмотрению.

План занятия, посвященного изучению звука ж и его дифференциации от звуков ш и з, не отличается от предыдущих, т.е. занятие обычно начинается с уточнения артикуляции и произношения, затем идет сравнение звуков, устанавливается, что звук ж – звонкий, его глухой парой является звук ш.

При сравнении звука ж со звуком з обращается внимание на различие в артикулировании – при произнесении звука ж язык поднимается кверху, при произнесении з – опускается за нижние зубы. Затем проводится закрепление звуков на материале слогов, слов, предложений, текстов.

Одновременно закрепляются знания и навыки, касающиеся анализа звукового состава слова. Повторяются те упражнения, о которых говорилось выше. Материал подбирается в соответствии с затруднениями, которые еще имеются у детей. Повторно включаются упражнения в анализе и синтезе слогов и слов со стечением согласных (школа, глаза и т.п.).

При закреплении правильного произношения звука ж включается предлог между. Проводятся различные упражнения.

В это же время в материал занятий вводятся сложные слова (одноэтажный, двухэтажный, пятиэтажный, многоэтажный и др.). Логопед обращается к детям: «Посмотрите на этот дом, к него один этаж – это дом одноэтажный. А если в доме два этажа? Как про него сказать одним словом? Какой он?» Логопед добивается правильного произношения составленных слов, затем они вводятся в предложения (Я живу в пятиэтажном доме).

В связи с закреплением правильного произношения звуков с – з – ш – ж внимание детей привлекается к образованию относительных прилагательных со значением принадлежности к материалу, из которого сделан предмет: стеклянный, -ая, -ое, -ые, бумажный, снежный и т.п. (см. занятие на звуки с – з – ш – ж).

Во время занятий дети выполняют все ранее упоминавшиеся упражнения: составление предложений из данных слов; распространение предложений; полные ответы на вопросы.

Закрепляются уже знакомые предлоги из и за. Проводится дифференциация этих предлогов с предлогом из-за (см. занятие на дифференциацию звуков з – ж), а также дифференциация предлогов из и из-под.

В это же время в упражнения вводятся некоторые глаголы с чередованием согласных в настоящем и прошедшем времени (стрижет – стриг, лижет – лизал, стережет – стерег).

Продолжается развитие умения ответить на вопросы по тексту, составить текст, пересказать его. Приведем примеры.

В данном примере заучивание текста сочетается с развитием умения дать полные ответы на вопросы, в то же время внимание детей привлекается к родственным словам.

1. Логопед зачитывает детям примерно такой текст:

В лесу. Миша и Женя пошли в лес за ягодами. На лесной опушке они увидели лесника.Лесник пошел с детьми в молодой лесок и показал, где много спелой лесной земляники.

2. Логопед предлагает детям послушать рассказ еще раз и выделить из него слова, сходные со словом лес. Выделяются слова лесник, лесок, лесной.

Детям указывается на сходство между этими словами – это родственные слова.

3. Детям предлагается отвечать на вопросы так, чтобы в ответе было слово лес или сходные с ним слова. Примерные вопросы: «Куда пошли Миша и Женя? Где дети увидели лесника? Куда пошел лесник с детьми? Что лесник показал детям?» После каждого ответа логопед спрашивает, какое слово (или слова) в предложении похоже на слово лес и что оно (или они) обозначает.

. Пересказ текста.

5. Подведение итогов: еще раз детьми выделяются из текста слова, родственные со словом лес.

Составление рассказа из отдельных предложений с последующим его заучиванием. (Может быть использован при дифференциации ж – ш.)

1. Дети вслед за логопедом повторяют несколько предложений, которые им предлагается запомнить. Например: Он поймал ежика. Алеша был в лесу. Дома он дал ежику молока. Алеша понес ежика домой. Ежик долго жил у Алеши.

2. Детям предлагается подумать, с какого предложения следует начать рассказ (Алеша был в лесу.), а затем, как его продолжить.

При заучивании рассказов «В школьном саду», «Тузик и Жулька» и других рекомендуем включать упражнение в полных ответах на вопросы.

Приведем примерный план занятия на дифференциацию звуков з и ж.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.